Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие теории происхождения государства




2.6

 

 

Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняющей причины происхож-дения государства, существуют и иные концепции.

 

Теологическая теория,название которой происходит от греческих слов«тео» –бог и«логос» – учение, т. е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государ-ства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

 

В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формиру-ется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты хри-стианства богом были даны церкви два меча – духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сто-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

ронники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непо-средственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоц-кий (1439–1515. В миру Иван Санин) – настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена.

 

На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божествен-ный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каж-дого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, – писал он, – занимает такое же положение, как Бог во Вселенной».

 

Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.

 

Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отра-жает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

 

Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богосло-

 

вов.

 

Патриархальная теория,истоки которой заложил еще Аристотель(384–322до н.э.).Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и обра-зованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера «Патри-архия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства.

 

Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России – Николаем Михайловским (1842–1904).

 

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551–479 до н. э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, основанным на началах добродетели. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.

 

Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т. е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятной ситуации

 

– болезни, безработицы, инвалидности и т. д. Позитивным в патриархальной теории явля-ется то, что ее сторонники, например Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений. В патриархальной теории правильно подчеркивается взаимосвязь семьи и государства, долго не утрачиваемая после перехода общества в государственное состояние. Правитель продолжает и в новом качестве отно-ситься к подданным как к своим детям, а не как к чужим.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.

 

Недостаток же патриархальной теории заключается в том, что она не может объяс-нить такой факт: если государство – это единая семья, то почему люди воюют между собой, почему происходят революции, если власть отца изначально непоколебима?

Договорная, или естественно-правовая, теория в отдельных своих положенияхзародилась еще в V – IV вв. до н. э. в учениях софистов Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникнове-ния государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния;

 

2) государство возникает в результате заключения общественного договора.

 

К авторам данной теории относятся Г. Гроций (Голландия, 1583–1645), главное сочи-нение которого «О праве войны и мира»; Т. Гоббс (Англия, 1588–1677), взгляды которого отражены в труде «Левиафан»; Дж. Локк (Англия, 1632–1704), изложивший свою позицию в работе «Два трактата о правлении»; Ж.Ж. Руссо (Франция, 1712–1778), написавший сочи-нение «Общественный договор»; А.Н. Радищев (Россия, 1749–1802).

 

Представители естественно-правовой теории по-разному толковали естественное состояние человечества до возникновения государства. Так, Т. Гоббс считал, что люди нахо-дились в положении «войны всех против всех» и, чтобы не уничтожить друг друга в этой войне, договорились и образовали государство. Ж.Ж. Руссо, напротив, полагал, что до обра-зования государства люди жили хорошо («золотой век» человечества), обладали прирожден-ными (естественными) правами и свободами. Однако после появления частной собственно-сти возникло социальное неравенство. По мнению Ж.Ж. Руссо, государство – изобретение богачей, которые обманом уговорили бедных объединиться в государство якобы в интересах всего населения, чтобы жить лучше. На самом же деле богачи преследовали свои собствен-ные интересы.

 

Представители договорной теории считали договор предпосылкой для образования государства, и хотя такого рода договор как документ не был обнаружен, тем не менее обще-признано, что он был устным. Но это не снижает его конституирующего значения.

 

Договорная теория вобрала достижения выдающихся мыслителей почти за 200 лет. Достоинство договорной теории видится в следующем. Она, во-первых, провозгла-

 

сила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Пра-вители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Во-вторых, носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой и каждый из них ценен для общества. В-третьих, впервые порвала с рели-гиозной трактовкой причин возникновения государства и опиралась на достоверные исто-рические факты, в частности на договоры между отдельными феодальными городами и приглашаемыми для управления князьями и иными правителями (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков и др.).

 

Однако эта теория не в состоянии объяснить происхождения государства у разных народов.

 

Создателями марксистской (классовой) теории являются К. Маркс (1818–1883) и

 

Ф. Энгельс (1820–1895), изложившие свои взгляды в совместных работах «Немецкая идео-логия», «Манифест Коммунистической партии», а также в работе Ф. Энгельса «Происхож-дение семьи, частной собственности и государства». В последующем данная теория полу-чила развитие в работе В.И. Ленина (1870–1924) «Государство и революция» и в лекции «О государстве».


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономиче-ской формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих фор-мах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учре-ждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью.

 

Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин

 

– общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственно-сти, раскола общества на противостоящие классы. Эти факторы и вызвали разложение, а затем исчезновение первобытно-общинного строя, а впоследствии появление государства как организации экономически господствующего класса. Ф. Энгельс, в частности, писал, что государство – это продукт общества на известной ступени развития; государство есть при-знание того, что общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой и рас-кололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы классы с противоположными интересами не пожрали друг друга и общество в целом в бесплодной борьбе, стала необходимой сила, которая усмиряла бы столкновения классов, держала их в границах порядка. И такой силой, вышедшей из общества, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него, является государство. Ф. Энгельс утверждал, что, поскольку государство возникло из потребности сдерживать противополож-ные классы, оно служит экономически господствующему классу, который при помощи госу-дарства становится одновременно и политически господствующим классом и приобретает благодаря этому новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.

 

В.И. Ленин также писал: «Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появился и особый институт – государство». При этом государ-ство есть продукт непримиримости классовых противоречий.

 

Вместе с тем основоположники марксизма оценивали факт появления государства положительно и считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вме-сте с исчезновением классов. Более того, классы и государство так же неизбежно исчезнут, как неизбежно они возникли в прошлом. Вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом В. Ленин утверждал, что государство будет постепенно отмирать. Уже пролетарское государство не является государством в полном смысле слова, это – «полугосударство».

 

Несмотря на ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению совре-менных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества.

 

Теория насилия объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора–завоеванием одних племен и народов другими.Победители стре-мятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных под-чиняться себе. Представителями данной теории являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833–1921); австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838–1909); немецкий социалист К. Каутский (1854–1938) и др.

 

Л. Гумплович, в частности, утверждал, что история не знает ни одного примера воз-никновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К. Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победите-лей присваивает себе их землю, принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань, подати, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

 

Эта теория опиралась на конкретные исторические факты и события. Действительно, Франкское государство возникло в результате войн. Но восточнославянские государства


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

формировались без насилия. Очевидно, что военный фактор был вторичным, сопутствую-щим, а не главным в возникновении государственной организации общества.

 

Основу расовой теории составляет постулат о том, что люди вследствие их физиче-ской и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса явля-ется создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господ-ствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивили-зации.

Основателями расовой теории являются социолог Ж. Габино (1816–1882) (Франция) и немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900).

 

Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами. Органическая теория получила наибольшую известность вXIXстолетии.Ее веду-щим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер (1820–1903), который в своей работе «Основание социологии» использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни существ, сопоставлял организацию и функционирование общества и биоло-гических организмов, выясняя их сходство и различия. В результате такого сопоставления он обнаружил некоторые закономерности, в частности, общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переход от простого к сложному. Это услож-нение Г. Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и др. Само же общество функционирует подобно челове-ческому организму, человеческому телу, но имеются пределы биологизации общества. Что касается причин происхождения государства, то Г. Спенсер исходил из теории насилия. Госу-дарство – результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых; с расши-рением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сосло-вия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество достигает единения на

 

основе государства, власти, иерархической организации.

 

По мнению Г. Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т. е. растет, дифферен-цируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть есть средство для достижения людских целей.

 

Органической теории происхождения государства придерживались также швейцар-ский юрист И. Блунчли (1808–1881) и французский социолог Р. Вормс (1869–1926).

 

Органическая теория подвергалась критике дореволюционным русским юристом Е. Трубецким (1863–1920), по мнению которого биологические законы нельзя абсолютизи-ровать, но необходимо учитывать при изучении общества и государства.

Истоки психологической теории были заложены еще в Древнем Риме. Как полагал Цицерон (106—43 до н. э.), люди объединились в государство в силу врожденной потребно-сти жить вместе. Психологическое объяснение причин возникновения государства давал и Н. Макиавелли (1469–1527). Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли».

 

Но родоначальником психологической теории по праву считается проф. Петербург-ского университета Л.И. Петражицкий (1867–1931). Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авто-ритета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседнев-ной жизни.

 

Таким образом, государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Без правовых переживаний людей невоз-можно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. При-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

чинами возникновения государства Л.И. Петражицкий считал определенное состояние пси-хики людей: постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей культа, страх перед магической силой колдунов, шаманов привели к возникно-вению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

 

Эту теорию разделяли английский ученый Д. Фрэзер (1854–1941), австрийский уче-ный З. Фрейд (1856–1939), в дореволюционной России – Н.М. Коркунов (1853–1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871–1918), а в советское время – проф. М.А. Рейснер (1868–1928).

 

Оценивая данную теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятие ими государственно-правовой действительности, без-условно, имеет важное значение, но не является решающим в вопросе происхождения госу-дарства.

 

Создателем теории инцеста (кровосмешения) является французский социолог и этно-граф Клод Леви-Строс (1908–2009). По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государ-ства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимы были спе-циальные органы внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации.

 

Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обще-стве запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных кон-тролирующих органов не было необходимости.

 

Ирригационная,или гидравлическая, теория происхождения государства в наибо-

 

лее систематизированном виде была изложена немецким ученым К. Витфогелем в сочине-нии «Восточный деспотизм». Суть ее состоит в том, что в Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми госу-дарственными служащими. Следовательно, на создание государства определяющее влияние оказал ирригационный фактор.

 

Сходный климат был и на территории будущего Вавилонского царства. Здесь также проводились обширные гидравлические работы, содержались в порядке сооружения, рас-пределялась вода, ремонтировались ирригационные устройства и т. д. Это могли делать люди, обладающие специальными навыками, т. е. специальные управленцы-чиновники.

 

По-видимому, К. Витфогель разработал ирригационную теорию, основываясь на реальных фактах. Действительно, такие сложные работы требовали не только материаль-ных ресурсов, но и организационных и интеллектуальных возможностей. Люди, обладав-шие подобными возможностями и качествами, вероятно, уже были в первобытном обществе. Они приобрели свои организационные навыки на других работах (например, при обработке земли), поэтому могли переориентировать свои усилия на строительство ирригационных сооружений. Вместе с тем данная теория не может претендовать на универсальное объяс-нение процесса происхождения государства. Ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

 

В литературе имеют место и другие теории происхождения государства, например пат-римониальная, спортивная, диффузионная, экономическая. Все они являются модификаци-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»


 

ями основных теорий, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину, так как у разных народов образование государства шло различными путями.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

Раздел II ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Глава 3 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.