Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология государств




3.4

 

 

Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерно-сти их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существова-ние.

 

Как известно, классификация может проводиться по разным основаниям (критериям). При этом под типом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, при-сущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

 

Типология представляет собой один из видов классификации и вместе с тем ее выс-шую форму,поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному изсамых крупных и высших классификационных критериев – типу государств.

 

Типология государств – не абстрактная умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала исторического, социологического, право-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

вого и иного характера, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-право-вых явлений и систем.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

 

Формационный подход основан на объединении государств в рамках конкретнойобщественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отно-шений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная соб-ственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства характерна и для капиталистической общественно-экономической формации.

 

Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государ-ства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием измене-ний в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом обще-ственно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соот-ветствующих типов государств.

 

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельче-ская, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая из них (кроме перво-бытно-общинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает эко-номический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

 

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовладельческий, феодаль-ный, буржуазный и исторически последний тип – социалистическое государство.

 

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Разрешение такого рода конфликта происходит в ходе социальной революции, которая ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и смена типов госу-дарств происходят синхронно.

 

В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. В связи с этим формационный подход под-вергся критике. Главная его ущербность, как подчеркивается в литературе, состоит в том, что:

 

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобра-зием развития и спецификой экономической и политической организации, поэтому не укла-дывались в рамки формационной теории;


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

2) развитие обществ и государств характеризуется как одномерное, однолинейное, заранее предопределенное, одна формация закономерно сменяется другой, более прогрес-сивной. Это движение имеет необратимую силу. Все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда соответствует социальной практике;

 

3) не подтвердилось положение о постепенном отмирании государства как аппарата классового принуждения и формирования взамен его коммунистического общественного самоуправления.

 

Следует иметь в виду, что теория формаций объясняет определенные изменения в кон-кретно-историческом развитии и наличие определенных типов обществ, хотя не объясняет абсолютно все в истории. Особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями. По мнению некото-рых ученых, возможности формационного подхода до конца наукой не выяснены. Это поз-воляет предположить, что наука еще сможет использовать возможности данного подхода к изучению человеческого общества.

 

Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

 

На рубеже 70—80-х годов XX в. среди отечественных историков, этнографов, антропо-логов, философов стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изу-чению общества.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития кон-

 

кретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенно-сти духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, тради-ций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит спе-цифическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

Ученые заметили, что духовно-культурные факторы способны: а) полностью блокиро-вать влияние того или иного способа производства; б) частично парализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г) усиливать социально-экономиче-ское развитие.

 

Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодей-ствуют, стимулируя развитие друг друга. Это особенно наглядно на примере теории совре-менного американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устой-чивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

 

Наиболее сложным является вопрос о критериях типологии цивилизаций. Англий-ский историк А. Тойнби (1889–1975), внесший большой вклад в развитие цивилизацион-ного подхода, попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В каче-стве типологической характеристики цивилизации он, в частности, называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и экономического развития и др. По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование.

 

А. Тойнби полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разрабо-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

тал. В то же время заслугой А. Тойнби является попытка сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методологическим инструментом познания истории развития общества. Он является одним из основоположников социокультурного направления цивилизационного подхода.

 

Цивилизационный подход к изучению общества позволяет объяснить многовариант-ность исторического развития,в том числе тот факт,почему все общества и государстванеодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

 

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному крите-рию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

 

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

 

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

 

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в насто-ящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достиже-ния человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилиза-ции.

 

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, раз-нообразия верований, сложившегося миропонимания и т. д. Однако на первое место выдви-гаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способно-стей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

 

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государств в первичных цивилизациях характерно, что они играют ключевую роль в раз-витии социально-экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяй-ственное и социальное функционирование общества. Вместе с тем государство связано с религией в единый политико-религиозный комплекс, т. е. религия выполняет политическую функцию, поскольку обожествляет правителя. К первичным цивилизациям принято отно-сить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

 

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но здесь устанавливается различие между государствен-ной властью и культурно-религиозным комплексом. Религия имеет не столько политическое значение, сколько составляет часть культуры общества, хотя правитель не вправе нарушать религиозные догматы, в противном случае его власть не будет признана законной. Среди вто-ричных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, севе-роамериканскую, латиноамериканскую и др.

 

Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию науке еще предстоит разработать.

 

Помимо социокультурного направления цивилизационной типологии выделяют вто-рой ее вид – универсалистский. Суть его в том, что развитие государственности рассматри-вается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. И в этом близость этого направления формационному подходу.

 

Универсалистский вид цивилизационного подхода различает две основные цивилиза-ции: традиционалистскую (аграрную) и техногенную. Первая из названных цивилизаций характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политиче-скую, социальную и духовную, слитностью общества и государства, последнее же отлича-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

ется определенной стагнацией (медленным развитием, неизменностью форм). К государ-ствам аграрной цивилизации принято относить Древний Египет, Древнюю Индию, Китай, Вавилон, средневековые Запад и Восток.

 

Техногенная цивилизация непосредственно связана с научно-техническим прогрес-сом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расши-рением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения. Цивилизации данного вида присущ демократический тип государства, формиро-вание у него черт правового и социального.

 

Несмотря на ряд позитивных свойств этой цивилизации, она имеет и негативные проявления в лице всеохватывающей глобализации и как следствие – ухудшение эконо-мического положения в странах «третьего мира» и в постсоциалистических государствах, возрастание транснациональной преступности и т. д. Все это ставит перед человечеством серьезные проблемы, которые требуют совместных усилий для их преодоления.

 

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на позна-ние социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для обще-ства. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

 

Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества нельзя противопо-ставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это поз-воляет наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-эко-номических, но и духовно-культурных факторов.

 

В типологии государств выделяют государства переходного состояния, так называе-мые переходные государства. В отличие от стабильно функционирующих государств, они характеризуются промежуточным состоянием, в рамках которого закладываются основы дальнейшего развития государственности. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистского учения, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» – экономически господству-ющему и эксплуатируемому. В.И. Ленин также писал о возникновении в России государ-ства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60—70-х годов XIX в. Как переходный оценивал он и процесс движения к социа-лизму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной Рос-сии.

 

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятель-ный тип.

 

Представляется, что государства переходного состояния можно отнести к самостоя-тельному типу по следующим основаниям.

 

Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и может составить целую эпоху.

 

Во-вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы госу-дарства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей обще-ства, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

 

В-третьих, переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным наро-дом духовные и иные ценности.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

Переходным государствам присущи как элементы преемственности, так и формирова-ние новых структур, нового правопорядка, новых принципов взаимоотношений между лич-ностью, гражданским обществом и государством.

 

Относится ли типология переходных государств только к формационному или к циви-лизационному подходу?

 

Очевидно, что данный тип государств может быть выделен и в том, и в другом под-ходах. Возможны переходное состояние государства при смене одной формации другой (например, в прошлой истории народов), а также внедрение новых духовно-культурных отношений в развитие общества, усвоение и даже заимствование наиболее рациональных, оправдавших себя институтов и элементов государственности из мирового опыта. Это обу-словлено усилением интеграционных процессов во всех сферах государственно-правовой жизни, которое наблюдается в современном мире. При этом замечено, что наибольшего про-гресса в модернизации общества добиваются те народы, которые, не отказываясь от соб-ственных национальных традиций, специфики культуры, осваивают на ее основе опыт дру-гих государств и народов. В качестве примера обычно приводят Японию, действующую по принципу: японская этика плюс западная техника. Ссылаются также на Южную Корею, которая наряду с достижениями западной цивилизации, главным образом в области совре-менной техники, строго следует национальным традициям и обычаям.

 

В учебной юридической литературе используются и иные классификации. Заслужи-вает внимания классификация государств по их отношению к религии, т. е. по типу государ-ственно-конфессиональных отношений.Данный критерий позволяет выделять светские,

 

клерикальные, теократические и атеистические государства.

 

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства,они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться

в дела государства. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

 

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

 

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

 

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

 

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

 

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

 

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

 

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Гер-мания, Франция, все государства СНГ и др.

 

Клерикальным считается государство,где та или иная религия официально имеетстатус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими

 

конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество госу-дарства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для ста-туса государственной религии характерны следующие особенности:

 

1) в сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

 

3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;

 

4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистриро-вать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религи-озную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.

 

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной рели-гии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляю-щих духовно-культурную ценность народа. К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.

 

Для теократических государств характерны следующие признаки:

 

1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

 

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

 

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верхов-ным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конститу-ции Ирана государственное управление страной находится под контролем Факиха (бого-слова-законоведа). В ограниченном объеме признаются принципы разделения властей и парламентаризма. Парламент образуется выборным путем, и Конституция не предусмат-ривает его роспуска кем-либо. Исполнительная власть возглавляется Президентом, кото-рый избирается на прямых выборах, но утверждается религиозным главой государства. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, объявляет амнистию

 

и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

 

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

 

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это

 

выражается, в частности, в том, что:

 

1) церковь лишается своей экономической основы – собственности;

 

2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контро-лем государства;

 

3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

 

4) священнослужители и верующие репрессируются;

 

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

 

6) свобода совести, по существу, сводится к свободе пропаганды атеизма. Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некото-

 

рые бывшие социалистические государства. Так, Конституция Албании 1976 г. запрещала в этой стране всякую религию.

 

В современной России общество воспринимает религию, различные конфессиональ-ные объединения граждан как часть культуры народа, как носителей общечеловеческих цен-ностей, исторических национальных традиций и фактор духовно-нравственного возрожде-ния нации.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

Глава 4 ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.