Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему сотрудники стремятся получить «ручного» директора.




Манипулятивные приемы подчиненных и партнеров по бизнесу мне с некоторо­го времени стали напоминать компьютерные игры. Причем по большей части это виртуальные войны, где все кажется нереальным (как вообще можно пойти на та­кое?) и где каждый раз, когда вы устали, при желании, можно просто выключить «компьютер». А утром узнать, что манипулирующий вами сотрудник включил его опять.

При этом, конечно, имеет значение, кто именно из двух (трех) игроков может запросто выключить этот компьютер на ночь, а кто переживает все события всерь­ез. Я искренне желаю всем руководителям, чтобы на месте управляющего компь­ютерной игрой оказались вы сами, а доля реально переживающего события до­сталась подчиненному, затеявшему с вами эту опасную игру.

Будучи генеральным директором — женщиной, я обнаружила, что подвергаюсь манипулированию со стороны персонала гораздо чаще, чем мои коллеги — руко­водители-мужчины. С психологической точки зрения здесь все вроде бы правильно: подсознательно мы считаем женщин добрее, эмоциональнее и нам иногда кажется, что женщина — генеральный директор с таким милым лицом и приятным взглядом не сможет принять жесткое решение в бизнесе, особенно если вы немного посуе­титесь... И вот тогда начинается, как я. это называю, «мышиная возня».

Потому что какой смысл пытаться манипулировать руководителем, который более десяти лет проводит тренинги по управленческим навыкам и противостоянию минипулированию? Руководителем, который управляет коллективом, часть которо­го — психологи и консультанты в бизнесе, а, как известно, это сотрудники, умеющие добиваться своих целей путем эффективных коммуникаций? Каким должен быть руководитель, управляющий лучшими коммуникаторами в стране?

Но даже если вы нигде и никогда не обучались выявлению и противостоянию манипулированию, ошибка всех без исключения манипуляторов заключается в том, что они думают, что они сегодня первые в кабинете руководителя.

Но с утра сегодня у вас уже был, как мы тут рассказали, главбух.

После него вы провели собеседование с «мнимым», как стало ясно в процессе беседы, кандидатом на вакансию в вашу компанию. Вы рассказали ему все, что, по вашему мнению, он должен передать приславшему его конкуренту о вашей компании, и сделали себе PR на рынке, усердно потратив на это не меньше часа своего времени.

Затем вам позвонил какой-то человек, который сказал вашему секретарю, что у него к вам срочный вопрос по вашей бухгалтерии. Когда вас соединили, он начал предлагать вам срочно приобрести бухгалтерскую программу или страхование.

После него секретарь вам сообщила, что в приемной вас ожидает журналист одного журнала, которая звонила вчера и очень просила вас дать ей интервью и что, мол, это совершенно бесплатно. Когда вы пригласили ее войти, она начала с того, что достала из сумки прайс-лист, аккуратно разложила его на столе, а потом


Глава 5. Руководитель как объект манипуляции

сказала, что самый дешевый вариант вашего появления в этом журнале стоит 300 американских долларов.

Когда вы поблагодарили журналиста и направили его в отдел маркетинга и рекламы, ваш секретарь сообщила вам, что звонят по очень важному и срочному делу и просят лично соединить с генеральным директором. Когда вы поднимаете трубку, это оказывается представитель одной общественной организации, который заговорщическим тоном сообщает вам, что ваша компания победила в каком-то конкурсе по нескольким номинациям. И что для того, чтобы вы могли получить гра­моту, ему необходимо с вами встретиться и обсудить стоимость вашего появления в каждой номинации. Например, эту он продавал за 4000 долларов США.

Наконец, вы вызвали своего секретаря, еще раз провели инструктаж о том, как нужно работать с входящими звонками, и, если она девушка умная, то тогда, может быть, остаток дня вы проведете спокойно. Если, конечно, в ваш кабинет не пожа­лует новый игрок — симпатичный сотрудник вашей компании, и, конечно, противо­положного пола.

«РАССЛАБЬТЕСЬ: ВАС ИСПОЛЬЗУЮТ!»

Помните Новосельцева, который собрался приударить за своим директором, чтобы получить должность начальника отдела «легонькой» промышленности? На корпоративной вечеринке в гостях у недавно назначенного заместителя он с двумя бокалами и с трясущимися ногами идет к «старухе», сухому, деловому директору. Его подбадривает коллега, желающий и помочь, и развлечься, как говорится, на чужой беде. Все российские граждане помнят замечательный фильм Эльдара Ря­занова «Служебный роман».

Вот простая четырехходовая схема манипуляции, которую в одной современной компании провернул с начальником-женщиной подчиненный-мужчина:

1) для начала притворился немного влюбленным и загадочным;

2) поразил смелыми прикосновениями на корпоративной вечеринке (иначе начальницу не удивишь);

3) наедине пару раз сказал, что «она ему нравится», сделал пару комплиментов по части деловых и руководящих качеств;

4) взял тайм-аут и «исчез», то есть продолжал работать как ни в чем не бывало.

Длительность тайм-аута с этого момента зависела только от выдержки или лю­бопытства топ-менеджера. Что касается сотрудника, он сделал все, чтобы вызвать интерес к своей персоне, и мог преспокойно ждать, когда уловка сработает и он получит «ручного директора».

На этом история могла бы закончиться. Заинтригованный начальник обратила внимание на положительные качества давно — и действительно хорошо — рабо-


Школа менеджмента

тавшего сотрудника, что и требовалось доказать... Далее, видимо, молодой чело­век ожидал, что теперь она сама будет обеспечивать ему «зеленый свет» в ком­пании.

Все бы закончилось, однако манипуляторы бессознательно жаждут «продолже­ния банкета». И что интересно, манипулируемые ими жертвы —тоже. (Я буду делать акцент на бессознательности совершаемых людьми манипуляций, поскольку на самом деле явных и откровенных манипуляторов, как показывает практика, вы увидите редко, в коллективе таких не любят.)

В любом коллективе, управляемом женщиной, как бы принципиально она ни придерживалась деловых отношений, рано или поздно могут появиться такие муж­чины-подчиненные, которые, возможно, захотят спровоцировать вас и «проверить», чего вы стоите. Однако и с руководителями-мужчинами могут происходить подоб­ные и весьма странные вещи.

К примеру, мы знаем, что все сотрудники нуждаются во внимании руководителей. При этом обычному человеку для того, чтобы он мог спокойно работать, достаточ­но просто знать, что начальник к нему хорошо или нормально относится. Если же ему начинает казаться, что директор его недолюбливает или придирается, человек тревожится, начинает испытывать стресс. В ситуацию стресса нормальный человек может попасть и благодаря другой крайности — из-за излишнего и непонятного к своей персоне внимания начальника.

В то же время есть весьма небольшая категория сотрудников, которым для того, чтобы спокойно работать, как раз важно знать, что руководитель их как-то по-особому выделяет или отмечает среди других людей. Этим людям в ответ на свою работу или на свое поведение хочется получать от руководителя больших, чем обычно нужно людям, эмоций. И чем более сухо и по-деловому поведет себя на работе руководитель, тем больший дискомфорт ощущают эти сотрудники. Психо­логи сказали бы, что это такие люди, которые привыкли к бурным эмоциям, и толь­ко так они узнают, как именно к ним относятся. Психоаналитики назвали бы еще десяток причин. Вот только от пола работника это не зависит.

Рассмотрим вариант и с мужчиной, и с женщиной — подчиненными.

В одной аудиторской компании работала сотрудница, которая испытывала душевный подъем и прилив энергии всякий раз, когда получала возможность пус­тить или поддержать (творчески развить) новый слух о своем начальнике-мужчине. При этом если первые два часа она не работала, а бегала по коридорам и шеп­талась с коллегами о его новой «пассии», то потом с чувством выполненного долга, с большим энтузиазмом бралась за работу и заключала отличные сделки. Когда руководитель догадался об этой ее особенности, время от времени, для повышения объемов продаж, он сам стал поставлять ей слухи о себе. Например, в ее присутствии звонил своей сестре, разговаривая с ней так, будто это его лю­бовница.

Возьмем теперь мужчину, работающего в подчинении симпатичной ему женщи­ны-начальницы. Где-то в подсознании он хочет знать, нравится он ей как мужчина или нет. Если он получает от нее сухую обратную связь только на свои деловые качества, а при этом привык к женскому вниманию, то ровное отношение к нему


Глава 5. Руководитель как объект манипуляции

начальницы однажды может начать его раздражать. И тогда совершенно бессо­знательно он попытается ее спровоцировать. Например, сделать вид, что ухажива­ет. Как только она среагирует на это, он получит, наконец, эмоциональную реакцию, и тут же успокоится. И будет совершенно искренним, потому что единственное, чего желает такой сотрудник, — избавиться от внутреннего дискомфорта, приоб­рести уверенность. Но, как и было сказано выше, спокойно этот сотрудник может работать лишь тогда, когда уверен в своей мужской неотразимости в глазах на­чальницы или когда, по крайней мере, смог убедить в этом окружающих. Если на­чальница обидится на эту провокацию и начнет его игнорировать, то вскоре насту­пит на те же грабли. А именно: сотрудник начнет опять нервничать... И хорошо еще, если он решит, что раз она его игнорирует, значит, он ей нравится, на этом успо­коится, отстанет от нее и сможет спокойно работать. А если нет?

Сотрудник будет провоцировать начальницу и играть с ней в свою игру до тех пор, пока она, наконец, не поймет, что все, что ему на самом деле от нее нуж­но, — это возможность спокойно работать.

Если вы помните, в приведенной в начале этой главы схеме манипуляции всего четыре шага. Чем более искренна и бессознательна манипуляция, тем меньше в ней шагов. А чем лучше знают сотрудники свое руководство, тем точнее попадание в цель.

Для того чтобы манипуляция сработала, манипулятор нажимает на разные ры­чаги воздействия. Какие? Один руководитель — добрый человек и сочувствует людям. Догадайтесь: как это качество могут использовать некоторые сотрудники? Правильно, к нему может выстроиться очередь любителей отпрашиваться с работы, чуть только заболела голова. Редкие сотрудники могут даже начать рассказывать начальнику о своей тяжелой жизни и выбить себе право приходить на работу к обеду. Другой руководитель падок на лесть. Представьте, что можно выбить у него за «пару комплиментов». Третий... Самое смешное, что бы вы ни любили — свою собаку, хорошие сигары, автомобили или собственную жену, манипуляторы нащу­пывают рычаги воздействия на вас быстрее, чем вы успеете понять себя.

Вы, конечно, также слышали молодежное словечко: «Для прикола»? Могут най­тись и такие сотрудники, которым «по приколу» вот так вот «поиздеваться» над руководителем и посмотреть, какова будет реакция. Для такого игрока самое главное — чтобы руководитель не догадался, что его используют, иначе беда. Так, например, тот мужчина, что провоцировал свою начальницу на проявление эмоций, время от времени коллегам жаловался: «Ой, боюсь, меня уволят!»

Зачем сотрудники это делают? Еще и потому, что нет ничего занятнее, чем страшно опасное, приятно щекочущее нервы ощущение скрытой власти над руко­водителем. В этом факте изначально заложена интрига. А это увлекательно. Кто-то мне возразит: «Мол, это не манипуляции. Нельзя же все вот так сводить к тому, что руководителей стремятся использовать. Тем более что непонятно, по большому счету, зачем, если человек не стремится ни к какой материальной выгоде, ни к карьерному росту».

Согласна. Нет правил без исключений. Может быть, где-нибудь кто-нибудь... Но если вы руководитель, то приготовьтесь к тому, что сначала это будет похоже на


Школа менеджмента

то, как звезда шоу-бизнеса бегает от журналистов-«папарацци» с фотокамерами, скрывая свою личную жизнь. А потом, даже если коллектив с большой долей иронии поздравит своих героев с happy end, некоторым все еще будет жаль, что они рас­стались с полюбившимся захватывающим сериалом своей компании.

Итак, некоторые люди вовсе не замечают за собой, что общаются путем мани­пуляций, интригуют или ведут какую-то игру. Пусть вас успокоит тот факт, что они играют в те же самые игры не только с вами, но и у себя дома. (Помните книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»?) Правда, далеко не все. 90% ваших сотрудников такие же нормальные люди, как и вы. Остальные 10% сотрудников ведут так себя не всегда. И совсем не со зла. Иногда это вообще делается «просто так», «на всякий случай». Ведь «ручной ди­ректор», он всегда пригодится.

Прекратить участвовать в этих играх удается редким руководителям. Недоста­точно просто сказать: «Я в эти игры больше не играю». Увольнять тоже бессмыс­ленно. Если человек «треплет нервы» или причиняет боль только вам лично, это еще не повод для увольнения. Мало ли, что, может, вам показалось. Помните французский фильм «Игрушка»? Может быть, начнем увольнять сотрудников за то, что у них влажные руки? Если человек полезен для бизнеса и полезен клиентам компании, мое мнение — пусть работает. Хотя бы потому, что завтра, как только вы выставите этого игрока за дверь, другие почувствуют, что место освободилось, и на арене этого вечного цирка манипуляций появится новый игрок. Вы его сразу узнаете.

Итак, одна из важнейших задач руководителя — грамотно выстраивать свое поведение и демонстрировать всем без исключения сотрудникам позитивное отно­шение и готовность сотрудничать до тех пор, пока эти люди приносят пользу вашей компании и вашим клиентам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.