Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая 2 страница. Особо следует подчеркнуть, что в ст




Особо следует подчеркнуть, что в ст. 3 ТК отсутствует исчерпывающий перечень обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В связи с этим любое обстоятельство, не связанное с деловыми качествами работника (в том числе и не названные в ст. 3 ТК), не может служить основанием для ограничения трудовых прав и свобод.

Рассматриваемый принцип применительно к заключению трудового договора сформулирован в ст. 64 ТК, к заработной плате - в ст. 132 ТК.

Одновременно ст. 3 ТК предусматривает возможность установления различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Согласно ст. 3 ТК в указанных случаях (см. разд. XII ТК "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников") нельзя говорить о дискриминации. Наконец, ст. 3 ТК предусматривает, что лица, считающие себя подвергнутыми дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (см. разд. XIII ТК "Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства", а также гл. 38 ТК "Материальная ответственность работодателя перед работником").

 

Статья 4. Запрещение принудительного труда

 

1. В ст. 4 ТК получил дальнейшую конкретизацию один из важнейших принципов правового регулирования трудовых отношений - запрещение принудительного труда.

Сформулированный в общей форме в ст. 2 ТК, указанный принцип основывается на положениях ст. 37 Конституции РФ, Конвенциях МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. (ВВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279), N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291).

2. В ст. 4 ТК, запрещающей принудительный труд, впервые дано определение такого труда. Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

В связи с этим следует отметить, что еще Законом от 25 сентября 1992 г. из КЗоТ было исключено такое дисциплинарное взыскание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность. Разумеется, в Трудовом кодексе также не предусмотрено указанное дисциплинарное взыскание.

В ст. 4 ТК сказано, что к принудительному труду относится исполнение работником своих обязанностей при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере, а также исполнение работником трудовых обязанностей по требованию работодателя несмотря на то, что работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника. Кодекс предоставляет право работнику в указанных случаях не исполнять трудовые обязанности (см. соответственно ст. 142 и 220) и, следовательно, исключает возможность применения к нему за это дисциплинарных взысканий (см. также БВС РФ. 1998. N 10).

3. В ст. 4 ТК сформулировано, что с позиции трудового законодательства не является принудительным трудом:

работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе (см. Федеральный закон от 6 марта 1998 г. (28 марта 1998 г.) N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475);

работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. См., например, Федеральный конституционный закон от 27 декабря 2001 г. (30 января 2002 г.) N 1-ФКЗ "О военном положении" (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375). Согласно названному Закону на территории, где Президентом РФ в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии введен особый правовой режим (ст. 1), допускается привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

работа выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Так, в соответствии со ст. 103 УИК каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Привлечение осужденных к труду производится с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и т.д.

 

Статья 5. Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

 

1. Статья 5 ТК посвящена законодательству, регулирующему трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения (см. ст. 1 ТК).

Как указано в ст. 5 ТК, регулирование названных отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституция РФ - основной закон страны. Она является актом конституционного законодательства, в котором закреплены конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда, получившие дальнейшее развитие в основных принципах правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2, 3, 4 ТК и комментарии к ним).

Федеральные конституционные законы, содержащие нормы, направленные на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, не входят в систему актов трудового законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, в особом порядке (см. ст. 108 Конституции РФ). Так, согласно п. 1 ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Таков, например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. "О военном положении". См. _ 3 комментария к ст. 4 ТК.

Федеральные законы (_ 2), принимаемые Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ), не могут противоречить федеральным конституционным законам. Статья 5 ТК вслед за ст. 1 ТК включает в трудовое законодательство законодательство об охране труда (см. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. (17 июля 1999 г.) N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 апреля 2002 г. (20 мая 2002 г.) N 53-ФЗ, - СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702; 2002. N 21. Ст. 1916).

2. В ст. 5 ТК приведены в определенной последовательности (с учетом их юридической значимости) законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Статья 5 ТК закрепляет за настоящим Кодексом в системе актов, регулирующих трудовые отношения, значение основополагающего документа. В связи с этим в ней сформулированы правила, имеющие большое практическое значение: нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу; в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс; если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс.

В развитие ст. 5 ТК ст. 422 ТК предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на территории РФ до 1 февраля 2002 г., подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом. До этого согласно ст. 423 ТК названные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Следует особо подчеркнуть, что в ст. 5, 422 и 423 ТК речь идет об актах не только трудового, но и других отраслей законодательства. Разумеется, лишь в той мере, в какой такие акты содержат нормы, направленные на регулирование трудовых отношений.

3. К иным (помимо Кодекса) федеральным законам, о которых сказано в ст. 5 ТК, относятся как названные, так и не названные в Конституции РФ.

Например, ст. 119 Конституции РФ гласит, что судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Таким образом, согласно ст. 119 Конституции РФ к судьям помимо требований, предусмотренных в этой статье, дополнительные требования могут быть установлены лишь федеральным законом (см. ст. 69 ТК и комментарий к ней).

Однако большинство действующих федеральных законов, содержащих нормы трудового права, в Конституции РФ не названы. Такие законы могут быть актами трудового или иных отраслей законодательства.

Например, ст. 20 ТК предусматривает, что в случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать не только физическое либо юридическое лицо (организация), но и иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ст. 23 ТК органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, например, устанавливаются: круг лиц (помимо не достигших возраста 18 лет), которые подлежат обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора (ст. 69 ТК), срок испытания для отдельных категорий работников (ст. 70 ТК), сроки введения в отдельных случаях изменений существенных условий трудового договора (ст. 73 ТК), выплаты, на которые не обращается взыскание (ст. 138 ТК), перечень обязанностей (помимо трудовых), за исполнение которых выплачивается компенсация (ст. 164 ТК), случаи (в дополнение к предусмотренным Кодексом) предоставления работнику гарантий и компенсаций (ст. 165 ТК), иные (помимо предусмотренных Кодексом) дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к отдельным категориям работников (ст. 192 ТК), случаи установления особенностей (в дополнение к предусмотренным Кодексом) регулирования труда отдельных категорий работников (ст. 252 ТК).

Таким образом, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должны или могут быть приняты соответствующие федеральные законы.

Разумеется, федеральные законы могут приниматься и в иных, не предусмотренных настоящим Кодексом, случаях.

Вновь принимаемый федеральный закон может развивать положения настоящего Кодекса, восполнять пробелы в законодательстве, но не должен противоречить Кодексу.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон согласно ст. 5 ТК применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс. Следовательно, до внесения в Кодекс таких изменений и дополнений вновь принятый федеральный закон применяться не может.

4. В ст. 5 ТК помимо настоящего Кодекса и иных федеральных законов названы также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Таким образом, в ст. 5 ТК дана система нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

При этом в соответствии с Конституцией РФ в ст. 5 ТК предусмотрено, что акт, содержащий норму трудового права, не должен противоречить акту, обладающему большей юридической силой, т.е. принятому вышестоящим органом. Например, постановления Правительства РФ не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

5. Среди нормативных правовых актов органов исполнительной власти важное место занимают акты Министерства труда и социального развития РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1074 с изменениями и дополнениями Министерство труда и социального развития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в указанной области (СЗ РФ. 1996. N 38. Ст. 4436).

Такие акты обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, местными органами исполнительной власти, предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. В необходимых случаях постановления и разъяснения принимаются Минтрудом России совместно или по согласованию с другими органами.

Право издавать общеобязательные акты предоставлено также в пределах их компетенции и некоторым иным министерствам и ведомствам при том условии, что эти акты не должны противоречить закону. См., например, БВС РФ. 1999. N 2. С. 1.

6. О правовом значении актов Конституционного Суда РФ см. _ 2 комментария к ст. 2 ТК.

7. Особо следует сказать о постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. N 976 "О судоустройстве РСФСР" с изменениями и дополнениями (Ведомости РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976; 1992. N 27. Ст. 1560; N 30. Ст. 1794; 1993. N 33. Ст. 1313; СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3300; 1999. N 1. Ст. 5; 2000. N 2. Ст. 158) Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Значимость этих разъяснений отмечена в Конституции РФ, а именно: в ст. 126 наряду с другими полномочиями Верховного Суда РФ указано на его полномочие давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения можно расценивать как своего рода судебный прецедент.

В пользу такого вывода говорит прежде всего то, что в постановлении Пленума по применению законодательства сконцентрированы в обобщенном виде выработанные многолетней судебной практикой подходы к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении определенной категории гражданских либо уголовных дел, основанные на опыте и знаниях многих судей, других практикующих юристов и ученых, облекаемые в конечном счете в форму конкретных разъяснений. В этом их принципиальное отличие от научно-практического комментария к той или иной правовой норме, который дается одним либо группой ученых и зиждется, как правило, на собственном видении путей разрешения возникшей правовой проблемы.

Таким образом, можно констатировать, что содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений.

Как свидетельствует практика рассмотрения дел в кассационной и надзорной инстанциях, игнорирование разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению федерального законодательства неминуемо приводит к постановлению ошибочных судебных решений (БВС РФ. 1998. N 3).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 апреля 1992 г. N 8 "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" (в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г.) (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 424) обратил внимание судов на то, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ (см. также ст. 423 ТК).

 

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

 

1. В новом Трудовом кодексе впервые появилась специальная статья, посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 6 ТК основывается на следующих конституционных положениях.

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены Конституцией РФ (ст. 71) к ведению РФ.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ:

1. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

2. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 настоящей статьи Конституции, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

См. также определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. по запросу Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ВКС. 1998. N 1), в котором изложена позиция Конституционного Суда о компетенции субъекта Федерации в части принятия законов и иных нормативных актов по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и ее субъектов. Полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ (ст. 71 Конституции РФ), не могут быть переданы субъекту Федерации на основании договора. Однако это не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах вообще не вправе касаться указанных вопросов. Они могут расширять права и свободы по сравнению с федеральным законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе.

Конституционный Суд РФ высказал мнение о том, что субъекты Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ в целом. Субъект Федерации не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами (см. постановление Конституционного Суда РФ по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан от 27 июня 2000 г. - СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3117). См. также некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам. - БВС РФ. 1998. N 8. С. 13, 14).

2. Исходя из приведенных конституционных положений (_ 1), ст. 6 ТК предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Эти акты устанавливают:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Из сказанного следует, что субъекты Федерации не могут, например, устанавливать собственный порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, дополнительные дисциплинарные взыскания. Практически это означает, что субъекты Федерации не вправе иметь собственные трудовые кодексы, но могут принимать законы и иные акты по отдельным вопросам, отнесенным к их компетенции, с учетом социально-экономических, природно-климатических и национальных особенностей самих субъектов. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В то же время субъекты Федерации не вправе снижать государственный уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, установленный федеральными актами, в том числе вводить для бюджетников новые условия оплаты труда в более поздние, по сравнению с федеральными актами, сроки. Следует заметить, что аналогичным образом указанные вопросы решались в судебной практике и в период действия КЗоТ.

3. Статья 6 ТК гласит, что по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъекты Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве". Он определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в г. Москве с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия (Ведомости Московской Думы. 1998. N 1).

Таковым является и Закон г. Москвы от 7 декабря 2001 г. "О городском минимуме оплаты труда". Закон устанавливает порядок определения городского минимума оплаты труда в г. Москве с целью его поэтапного увеличения (Вестник мэрии Москвы. 2002. N 2).

Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Наконец, согласно ст. 6 ТК в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, ими установленный, применяется федеральный закон.

 

Статья 7. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права

 

В соответствии со ст. 7 ТК органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В связи с этим органы местного самоуправления по отношению к муниципальным организациям осуществляют функцию собственника, а по отношению к иным организациям, находящимся на их территории, - решают от избравшего их населения вопросы местного значения. Так, Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506) относит к предметам ведения местного самоуправления комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и содействие занятости (п. 2 ст. 6). По указанным вопросам органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут принимать нормативно-правовые акты (ст. 19).

Так, в целях равномерной загрузки муниципального транспорта и своевременной доставки работников к месту работы организации с большой численностью обычно согласовывают с органами местного самоуправления время начала и окончания рабочих смен.

 

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем

 

1. Согласно ст. 8 ТК локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем, являются документы (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.), содержащие нормы, т.е. правила, распространяющиеся на всех работников или определенные категории работников данной организации (_ 2). Локальные нормативные акты необходимо отличать от правоприменительных актов, принимаемых работодателем. Последние всегда имеют конкретного адресата. К их числу относятся, например, приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, премировании работника, наложении на него дисциплинарного взыскания и увольнении.

Статья 8 ТК гласит, что работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Компетенция работодателя в сфере труда определена настоящим Кодексом, иными актами, названными в ст. 5 ТК, а также уставом организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.