Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть вторая 1 страница




 

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

 

Глава 3. Общие понятия

 

Статья 23. Понятие социального партнерства

 

1. Успешное развитие демократических институтов и прежде всего институтов плюралистической демократии требует создания общественных систем, позволяющих наиболее полно удовлетворять интересы всех слоев общества.

Особое место здесь занимает социально-трудовая сфера. Происходящие в данной сфере процессы во многом определяют не только экономическую, но и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.

Мировая практика и практика МОТ постепенно пришли к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех участников производственного процесса.

Этим и вызваны к жизни системы социального партнерства как метода согласования различных социально-групповых интересов и регулирования конфликтов между ними, системы институтов и процедур такого согласования и регулирования. Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее эффективное социально-экономическое развитие.

Основой системы социального партнерства являются:

признание необходимости существования в обществе разных социальных групп со своими специфическими функциями, с различными интересами, способными порождать конфликты;

признание возможности разрешать эти конфликты путем достижения взаимоприемлемого компромисса, отвечающего перспективным задачам общественного развития.

Исходя из этого, в самом общем виде социальное партнерство понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в РФ законодательство о социальном партнерстве пришлось создавать практически с "чистого листа". В прежнее время понятия "социальные партнеры", "трипартизм" и некоторые другие почти не употреблялись, так как в соответствии с официальной доктриной при социализме не формируется гражданское общество, а также не возникают основания для социальных конфликтов и противоречий.

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Теперь уже никем не оспаривается, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.

2. Впервые в комментируемой статье Трудового кодекса на федеральном уровне дается законодательное закрепление понятия "социальное партнерство". Оно отражает основные признаки системы социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей.

3. Социальное партнерство может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе, и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Как видим, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения подобных негативных явлений предусматриваются различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (см. ст. 27 ТК и комментарий к ней).

Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации.

4. Социальное партнерство становится трехсторонним, когда возникает необходимость согласования интересов работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях.

Так, например, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.

Как видим, в процессе подготовки проектов соглашений, проведения коллективных переговоров и др. выступают три стороны: работники, работодатели и органы государственной власти и управления.

5. Государство занимает особое место в системе социального партнерства. Во-первых, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п. Во-вторых, государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами. И, в-третьих, само государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, т.е. на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений.

Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задачей являются стимулирование и координация переговорного процесса, обеспечение единообразия при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр.

Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь взаимоприемлемых компромиссов, прийти к соглашению и, в конечном итоге, к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.

6. Тем не менее, органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства. Во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей (в том случае, если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества, которое закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления необходим для того, чтобы работодатели брали на себя реальные обязательства, согласованные с собственником имущества и не ущемляющие интересы государства.

Во-вторых, органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство. Здесь речь может идти о том, что ряд организаций различных организационно-правовых форм, объединенных единством территории, отраслевым признаком и пр., уполномочил орган государственной власти или орган местного самоуправления от их имени заключить территориальное, региональное или отраслевое соглашение. В данном случае правовой статус таких органов будет близок к статусу объединений работодателей соответствующего уровня.

7. В связи с особой актуальностью проблем социального партнерства еще до принятия Трудового кодекса в ряде субъектов РФ были разработаны и приняты собственные законы о социальном партнерстве.

Так, например, в Москве действует Закон от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве" (в ред. Законов Москвы от 19 февраля 2001 г. и от 16 января 2002 г.), определяющий правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в г. Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

В Московской области действует Закон от 31 марта 1999 г. "О социальном партнерстве в Московской области" (в ред. Закона от 3 декабря 1999 г.), устанавливающий правовую основу договорного регулирования социально-трудовых отношений, развития и функционирования системы социального партнерства в Московской области.

Действие данного Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области.

18 февраля 1999 г. принят Закон Республики Татарстан "О социальном партнерстве", которым определяются правовые основы и порядок функционирования системы социального партнерства в Республике Татарстан с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

В настоящее время данные законодательные акты сохраняют свое действие в части, не противоречащей комментируемому Кодексу, а в дальнейшем должны быть приведены в соответствие с ним.

Это обусловлено положениями ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

 

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

 

1. Впервые на федеральном уровне законодательное закрепление получили и принципы социального партнерства как основополагающие положения, определяющие характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога.

Определяя принципы социального партнерства, законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.

Это прежде всего нормы Конвенции N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию", предусматривающей возможность создания союзов и ассоциаций для представительства и защиты своих интересов как работниками, так и работодателями; Конвенции N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм", предполагающей трехстороннее сотрудничество между представителями правительства, предпринимателей и трудящихся; Рекомендации N 129 "О связях на предприятии" и др.

2. Приведенные в комментируемой статье Кодекса принципы соответствуют целям и задачам социального партнерства, способствуют его реализации, характеризуют самих социальных партнеров.

Принцип равноправия сторон означает прежде всего предоставление сторонам социального партнерства равных прав для вступления в коллективные переговоры, обсуждения вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Стороны несут и равную ответственность за невыполнение принятых на себя обязательств и достигнутых договоренностей.

Любая сторона социального партнерства может начать процедуру коллективных переговоров (см. ст. 36 и комментарий к ней), предложить перечень вопросов, подлежащих обсуждению (см. ст. 37 и комментарий к ней), требовать предоставления информации, необходимой для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Законодательное закрепление данного принципа представляется весьма важным, так как только равноправные партнеры могут вести конструктивный диалог и принимать решения, соответствующие демократическим принципам.

3. Вступая в переговоры, стороны должны признавать и учитывать наличие определенных интересов, удовлетворение которых и есть во многом побудительная причина для развития системы социального партнерства.

Стороны должны внимательно изучить позицию партнера по переговорам для того, чтобы выявить точки соприкосновения и найти основу для взаимоприемлемого компромисса.

4. Достичь договоренности возможно лишь в том случае, если обе стороны хотят прийти к согласию. Каждая из сторон социально-трудовых отношений должна представлять, что объединяющим фактором являются существование и успешная деятельность самой организации. Работа в организации является источником средств существования для работников. Успешное функционирование организации в целом является источником прибыли для работодателя.

Именно поэтому требования работников должны быть сбалансированными для того, чтобы не поставить организацию на грань банкротства. Такими же должны быть и требования работодателей (учредителей, участников, акционеров). Они должны заботиться о процветании организации в целом, которое невозможно в том случае, если работники недовольны своими заработками, предоставляемыми льготами и компенсациями, сопротивляются внедрению новых технологий и пр.

Основой для заинтересованности сторон социального партнерства в договорных отношениях на уровне выше организации являются экономический рост и социальная стабильность, необходимые для успешной реализации социально-экономических реформ и повышения уровня жизни.

5. Государство, как уже указывалось (см. комментарий к статье 23 ТК), создает реальные политические, экономические и законодательные предпосылки для реализации форм социального партнерства.

Прежде всего, укрепляя демократические институты, способствуя развитию гражданского общества, государство в лице своих органов стимулирует социальных партнеров к достижению своих целей не путем создания конфликтных ситуаций, а путем демократических процедур и поиска компромиссов, необходимых для конструктивного диалога и эффективного социально-экономического развития.

Государство определяет правовую природу объединений работников и работодателей, содействует коллективным переговорам и развитию политики связей в организации, устанавливает повышенные гарантии для более слабой стороны - работников, вводит ответственность за нарушение достигнутых сторонами договоренностей.

Государство участвует в процессах трехстороннего регулирования социально-трудовых отношений, обеспечивая деятельность органов социального партнерства (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней), а также контролируя соблюдение достигнутых договоренностей.

6. Принцип законности в социальном партнерстве реализуется в трех направлениях.

Во-первых, при коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений сторонам необходимо соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов.

Во-вторых, представительные органы работников и работодателей (т.е. представители сторон социального партнерства) должны формироваться по правилам, устанавливаемым действующим законодательством. Их компетенция определяется законами, уставами, иными внутренними документами организаций и общественных объединений.

В-третьих, процедуры коллективных переговоров должны проводиться по правилам, определенным комментируемым Кодексом, стороны могут принимать локальные акты, уточняющие законодательство.

Акты, принимаемые сторонами в переговорном процессе, также должны соответствовать действующему законодательству как по форме, так и по существу.

В соответствии со ст. 8 ТК работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Иными словами, если принятый локальный нормативный акт не соответствует процедуре его принятия или содержит нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, то данный акт не может применяться.

7. Трудовой кодекс закрепляет, что стороны социального партнерства должны обладать определенными полномочиями в переговорном процессе. Сторона социального партнерства, вступившая в социальный диалог без соответствующих полномочий, заведомо обречена на неудачу: достигнутые ею договоренности не могут быть исполнены, так как нет никаких гарантий в том, что подобный неполномочный представитель действительно выражает волю или интересы работников или работодателей.

Полномочность представителей стороны социального партнерства может основываться на положениях закона, уставов, иных внутренних документах организаций.

Так, представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Право профессиональных союзов представлять и защищать интересы работников закрепляется помимо Трудового кодекса Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; ВКС. 2002. N 3).

Для того, чтобы подтвердить свою полномочность в организации, профессиональный союз должен представить работодателю устав профсоюза (или протокол собрания работников об учреждении в данной организации профессионального союза, в том случае, если профсоюз не обладает правами юридического лица), положение о первичной профсоюзной организации, документы о том, что данный профсоюз объединяет более половины работников организации, протокол общего собрания работников, уполномочивающих данную профсоюзную организацию представлять их интересы или заявления работников, не являющихся членами профсоюза (см. ст. 30 ТК и комментарий к ней).

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

В данном случае подтверждением полномочности такого не профсоюзного представителя является протокол общего собрания работников, уполномочивших его на представительство (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица.

Руководитель является лицом, без доверенности действующим от имени организации. В силу этого его полномочия подтверждаются внутренними документами организации, а также приказом о вступлении в должность.

Руководитель организации может поручить иным лицам, осуществляющим организационно-управленческие функции в организации, представлять интересы работодателя. В данном случае таким лицам выдается специальная доверенность или издается приказ, уполномочивающий их на представительство.

Представителями работодателя в организации могут быть и иные органы, которым в соответствии с уставом или иными документами предоставлено такое право (см. ст. 33 ТК и комментарий к ней).

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

8. Стороны социального партнерства должны обладать определенной свободой при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Законодатель отказывается от установления какого-то специального перечня вопросов, обязательного для обсуждения или запрещенного к обсуждению. Стороны свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Данный принцип является важной гарантией дальнейшего развития демократических институтов и укрепления всей системы социального партнерства.

9. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть добровольными, так как сотрудничество невозможно, если одна из сторон принимает решение под давлением или принуждением.

Добровольным является и сам социальный диалог, так как стороны не могут быть административными мерами принуждены к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, участию в иных формах социального партнерства.

10. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными, в противном случае их реализация на практике становится невозможной, а переговорный процесс фикцией.

Это означает, что стороны должны взвешенно и серьезно подходить к переговорному процессу, ставить перед собой выполнимые задачи, обмениваться реальной информацией, представлять экономические возможности организации, учитывать состояние отрасли и экономики в целом.

11. Эффективность процессов социального партнерства зависит от обязательности исполнения принимаемых решений. Так, законодатель устанавливает не только ответственность за нарушение или невыполнение норм коллективного договора или соглашения, но и ряд норм, стимулирующих стороны к исполнению принятых на себя обязательств. Например, предоставляя работодателю право в случае изменения технологических или организационных условий труда в одностороннем порядке изменять существенные условия труда, закрепленные в трудовом договоре с работником, законодатель прямо запрещает введение изменений существенных условий трудового договора, ухудшающих положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения (см. ст. 73 ТК и комментарий к ней).

12. Законодатель предоставляет сторонам социального партнерства, а также специально уполномоченным органам право осуществлять контроль за исполнением взаимных обязательств.

Так, в соответствии со ст. 51 ТК контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Очень важным является право сторон требовать для осуществления указанного контроля необходимую для этого информацию.

13. Законодатель устанавливает ответственность сторон социального партнерства и их представителей за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (см. ст. 54 ТК и комментарий к ней).

14. Как видим, приведенные в комментируемой статье принципы социального партнерства характеризуют как сами процессы социального партнерства, так и его стороны.

 

Статья 25. Стороны социального партнерства

 

1. Комментируемая статья предусматривает, что стороны социального партнерства - работники и работодатели участвуют в системе социального партнерства как непосредственно, так и через своих представителей, которые действуют от имени и в интересах сторон.

2. Как уже указывалось, представители сторон должны обладать необходимыми полномочиями, только в этом случае на них может быть возложена ответственность как на стороны социального партнерства.

3. Государственные органы могут выступать в качестве стороны социального партнерства только в тех случаях, когда они прямо уполномочены на представительство или когда это специально предусмотрено федеральным законом (о роли государства в системе социального партнерства см. ст. 23 ТК и комментарий к ней).

 

Статья 26. Система социального партнерства

 

1. Комментируемая статья выделяет уровни социального партнерства. Эти уровни выделяются прежде всего по территориальному признаку. Однородность социально-трудовых проблем, возникающих в отраслях, позволяет выделить и отраслевой уровень социального партнерства.

2. Федеральный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в РФ. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В Генеральном соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

В частности, Генеральное соглашение на 2002-2004 годы предусматривает, что в целях дальнейшего развития системы социального партнерства стороны обязуются проводить трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, предварительное обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения.

3. Региональный уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ. Соответственно на региональном уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта РФ.

Так, ст. 1 Закона Москвы "О социальном партнерстве" определяет, что Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в г. Москве как субъекте РФ, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории г. Москвы, взаимные обязательства, заключаемые Правительством Москвы, объединением (объединениями, ассоциациями) профсоюзов Москвы, объединением (объединениями, ассоциациями) работодателей Москвы в пределах их компетенции.

4. Отраслевой уровень устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На отраслевом уровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Так, в соответствии со ст. 1 Закона Москвы "О социальном партнерстве" в Москве могут заключаться городские отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), профессий, заключаемые отраслевыми профсоюзами, профсоюзами, созданными по профессиональному признаку, объединениями (ассоциациями) работодателей, действующими в Москве, и соответствующими отраслевыми органами Московской городской администрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.