Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И тарифные ставки (оклады) работников бюджетной сферы 2 страница




Независимо от того, какой давности документом пользуется работодатель, выплачивая вознаграждение (процентную надбавку) за выслугу лет, необходимо учитывать следующее: гражданам, уволенным с военной службы (как по контракту, так и по призыву), время военной службы засчитывается в непрерывный стаж, учитываемый при выплате вознаграждения за выслугу лет (а также процентных надбавок к оплате труда, предоставление льгот, связанных со стажем работы), если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступлением в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 6 марта 1998 г. (27 мая 1998 г.) N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331).

16. В разд. VI ТК нет упоминания о вознаграждении по итогам годовой работы, которому в КЗоТ была посвящена ст. 84. Тем не менее нет оснований утверждать, что теперь такое вознаграждение не имеет права на существование. Начиная с 1965 г., ежегодное вознаграждение рассматривалось как особый вид материального поощрения, выплачиваемого работнику сверх основной и дополнительной заработной платы. Этот вид поощрения был введен постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. с целью усиления материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства и улучшении качества продукции, а также закрепления кадров на предприятиях, в организациях.

В централизованном порядке были установлены лишь основные исходные положения о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам годовой работы. Предприятия имели большие возможности для самостоятельного решения многих вопросов, связанных с выплатой вознаграждения, с учетом особенностей производства, условий труда и характера личного состава работников.

Вознаграждение по итогам годовой работы получило широкое распространение, особенно на промышленных предприятиях. Локальные положения, на основании которых выплачивается вознаграждение, входят в коллективный договор в качестве приложения. Отменять их нет оснований: ст. 144 ТК не дает исчерпывающего перечня стимулирующих выплат, говоря о надбавках, доплатах, премиях и других выплатах подобного рода. Ежегодное вoзнaграждeние по итогам годовой работы вполне можно назвать стимулирующей выплатой, поскольку работающие получают его с учетом продолжительности работы в организации, успехов в работе всего коллектива, получения прибыли. Кроме того, нельзя не учитывать, что в 2001 г. для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, стали появляться утвержденные в централизованном порядке положения о выплате единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года. Для примера назовем Положение, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 20 сентября 2001 г. (во исполнение постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 г.), - для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, и Положение, утв. приказом Федеральной пограничной службы РФ от 12 ноября 2001 г., - для гражданского персонала воинских частей и организаций Пограничной службы РФ.

 

Статья 145. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

 

1. Часть 1 ст. 145 ТК по смыслу аналогична ч. 2 ст. 144 ТК: порядок установления оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций, как и порядок установления стимулирующих выплат всем работникам таких организаций, различен и зависит от уровня бюджетного финансирования деятельности организаций.

2. В основе оплаты труда работников большинства бюджетных организаций, в том числе и названных в ст. 145, лежит Единая тарифная сетка (см. _ 5, 6 комментария к ст. 143 ТК). В 1992 г., когда вводилась ETC, Минтрудом России применительно как к общеотраслевым должностям руководителей, специалистов и служащих, так и в отраслевом разрезе, давались разъяснения о диапазоне разрядов отдельных категорий работников (см.: Ваше право. 1992. N 21, 22, 23, 24). Это значит, что при установлении конкретному работнику того или иного разряда, оклад, определенный ETC по этому разряду, ему должен быть обеспечен.

Государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления, устанавливая размеры оплаты труда руководящим работникам организаций, финансируемых за счет бюджета соответствующего уровня, не могут ухудшать оплату труда работников по сравнению с той, которую обеспечивает им ETC.

3. Примером установления на федеральном уровне должностных окладов руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам бюджетных организаций, не применяющих ЕТС, является определение постановлением Правительства РФ от 23 января 2002 г. N 43 окладов в твердой денежной сумме работникам федеральных государственных архивов (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 334). В основе повышения их размеров оплаты труда лежат постановления Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 912 и от 26 ноября 1999 г. N 1301 (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3651; 1999. N 48. Ст. 5871).

4. В целях упорядочения оплаты труда руководителей государственных предприятий постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 было утв. Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Их оплата труда состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (см. _ 5-10).

5. Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из следующих показателей:

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Штатная численность | Кратность к величине |

| предприятия (человек) | тарифной ставки 1 разряда рабочего |

| | основной профессии на предприятии |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|до 200 | до 10 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|от 200 до 1500 | до 12 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|от 1500 до 10000 | до 14 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|свыше 10000 | до 16 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт) - п. 3 Положения от 21 марта 1994 г.

В организациях, где применяется бестарифная оплата труда, сначала определяется фактическая квартальная зарплата (без премий) работников с самым низким коэффициентом, который применяется при распределении общего заработка, полученная сумма делится на отработанное время. Исходя из полученной часовой или дневной зарплаты определяется месячная ставка и из нее рассчитывается оклад руководителя (см.: Ваше право. 1996. N 20).

6. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направленных на потребление. Размер вознаграждения устанавливается по нормативу, определяемому как отношение 12-месячных должностных окладов к сумме указанной прибыли за предшествующий календарный год (п. 4 Положения).

7. Оплата труда руководителя государственного предприятия (размер должностного оклада, размер отчислений от прибыли на вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности) определяется органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях и осуществление полномочий собственника имущества, или уполномоченным им органом, имеющим право заключать трудовой договор (контракт) с руководителем государственного предприятия.

Периодичность выплаты вознаграждения определяется предприятием самостоятельно (п. 5 Положения).

8. Положение от 21 марта 1994 г. (см. _ 4) обязательно для применения на государственных предприятиях производственных и непроизводственных отраслей, а также в акционерных обществах, в которых пакет акций, находящийся в государственной собственности, обеспечивает более 50% голосов на собрании акционеров. В акционерных обществах, где в государственной собственности находится пакет акций, обеспечивающий менее 50% голосов на собрании акционеров, условия оплаты труда, предусмотренные Положением от 21 марта 1994 г., могут быть установлены для генерального (исполнительного) директора решением совета директоров или собранием акционеров по предложению представителя органа исполнительной власти в акционерном обществе (п. 2 разъяснения Министерства труда РФ от 28 апреля 1994 г. - Экономика и жизнь. 1994. N 22).

Указанное Положение не распространяется на бюджетные организации, оплата труда работников которых производится по ETC.

Статья 65 (п. 10) Федерального закона от 24 ноября 1995 г. (26 декабря 1995 г.) N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672) ограничение вознаграждения руководителей всех АО практически сведено на нет. В ней указано, что установление размеров выплачиваемых членам исполнительного органа АО вознаграждений и компенсаций входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества это отнесено к его компетенции.

В настоящее время все увеличивающийся отрыв заработной платы руководителей от оплаты труда рядовых работников заставляет Правительство РФ искать новые пути сдерживания денежных выплат руководящим работникам (см., например, проект Положения об условиях вознаграждения (оплаты труда) руководителей государственных унитарных предприятий - Ваше право. 1998. N 28).

9. Как видно из п. 3 Положения от 21 марта 1994 г. (см. _ 4), должностные оклады руководителей предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на предприятии. В целях обеспечения единого подхода в отрасли при определении основной профессии следует руководствоваться отраслевым тарифным соглашением, в котором указана профессия рабочих и уровень минимальной тарифной ставки 1 разряда (п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 28 апреля 1994 г.).

10. Согласно п. 4 Положения от 21 марта 1994 г. выплата руководителю государственного предприятия вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности производится за счет прибыли. Величина норматива вознаграждения определяется органом исполнительной власти и предусматривается в контракте. О порядке корректировки норматива в связи с ростом оплаты труда на предприятии, об установлении ежегодного или ежеквартального пересмотра норматива, его предельной величине и сроках выплаты вознаграждения см. пп. 7, 8, 9 разъяснения Министерства труда РФ от 28 апреля 1994 г.

11. Примером оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и организаций могут служить Условия оплаты труда руководителей предприятий и организаций (из числа гражданского персонала) Федеральной службы специального строительства РФ, утв. приказом Федеральной службы специального строительства РФ от 26 июня 2001 г. N 217 (РГ. 2001. 11 сентября). Предусмотрено, что их оплата труда состоит из должностного оклада, ежемесячного вознаграждения за выслугу лет, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Кратность должностных окладов руководителей упомянутых организаций к величине тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии такая же, как в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. (см. _ 4).

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. было положено в основу Положения об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений, утв. постановлением Администрации г. Барнаула от 2 июня 1999 г. N 827, которое в настоящее время действует в ред. от 7 июня 2001 г. (новое Положение утв. постановлением Администрации города от 30 августа 2001 г. N 2066). Кратность соотношения оклада руководителя организации к величине тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии представлена более подробно, чем в постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 г. Предусмотрено, например, что при численности работающих от 200 до 500 человек кратность составляет 10, от 500 до 1000 человек - 11, от 500 до 1500 человек - 12 (подробно см.: Нормативные акты для кадровика. 2002. N 2. С. 63-66).

12. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 руководителям федеральных государственных предприятий размер гарантированного ежемесячного вознаграждения должен быть не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда. Как обязательное условие в контрактах с руководителями таких предприятий должна быть предусмотрена доля руководителя от прибыли предприятия, которая определяется после расчетов предприятия с бюджетами всех уровней (СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 700).

13. Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются государственным предприятием самостоятельно (п. 11 разъяснения Министерства труда РФ от 28 апреля 1994 г.).

 

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

 

1. В разд. VI ТК, как и в гл. VI КЗоТ, оплата труда работников, занятых в условиях, отклоняющихся от нормальных, разделена на две подгруппы: оплата труда в особых условиях (ст. 146-148 ТК) и оплата труда в иных условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149-154).

Из ст. 146 ТК (как прежде из ст. 82 КЗоТ) вытекает, что гражданина можно считать занятым в особых условиях труда, если он выполняет тяжелые, вредные и (или) опасные работы, работает в местностях с неблагоприятными климатическими условиями. В отличие от ст. 82 КЗоТ в ст. 146 ТК есть упоминание (без конкретизации) об иных особых условиях труда. В настоящее время к работе в иных особых условиях труда, полагаем, можно отнести труд на загрязненных радиацией территориях.

Статья 149 ТК, как и ст. 85.1 КЗоТ, дает основание считать, что работы выполняются в условиях, отклоняющихся от нормальных, если эти работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное и сверхурочное время, при совмещении профессий, при выполнении работ различной квалификации, в выходные и нерабочие праздничные дни.

На первый взгляд, условия труда, упомянутые в ст. 146 и в ст. 149 и дающие работнику право получать оплату труда в повышенном размере, нельзя объединить в одну группу, поскольку в первом случае речь идет о тех условиях, которые в большинстве своем не могут быть полностью устранены человеком, а во втором случае - возникают или по обоюдному согласию сторон трудового договора или в силу волеизъявления одной из сторон (в определенных законодательством случаях). Но разве нельзя утверждать, характеризуя труд шахтеров, металлургов, химиков и работников подобных профессий, что они работают в условиях, отклоняющихся от нормальных? Кроме того, ст. 149 ТК, следуя за ст. 146-148, говорящими об оплате труда в особых условиях, называется так: "Оплата труда в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных". Тем самым ст. 149 как бы продолжает вести речь об одинаково именуемых условиях труда.

2. Статьи 146 и 149 ТК конкретных правил по оплате труда не содержат. Их цель обратить внимание на следующее:

при работе в каких условиях размер оплаты труда повышается тем или иным способом;

кем устанавливается повышенная оплата труда;

в каких документах фиксируется оплата труда в более высоких размерах, чем при работе в нормальных условиях;

при решении вопроса о повышении оплаты труда на уровне организации размеры доплат (повышения тарифных ставок и окладов) не могут быть ниже тех, что установлены законодательством;

какие обстоятельства предшествуют (следует учитывать) при установлении повышенной оплаты труда.

Конкретизация всех этих моментов применительно к работе в особых условиях оплаты труда содержится в ст. 147-148, применительно к другим случаям выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, - в ст. 150-154 ТК.

 

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

 

1. Повышение оплаты труда работников, занятых в неблагоприятных производственных условиях, в течение длительного времени производилось путем применения более высоких тарифных ставок и должностных окладов для тех, кто занят во вредных и тяжелых, особо вредных и особо тяжелых условиях труда. С переходом предприятий производственных отраслей народного хозяйства, предприятий и организаций торговли, общественного питания и других отраслей народного хозяйства на новые условия оплаты труда, начавшимся с 1987 г., взамен повышенных тарифных ставок, окладов стали вводиться доплаты за условия труда. Однако для отдельных отраслей со специфическими условиями труда (химической, нефтехимической, угольной промышленности, черной и цветной металлургии, для капитального строительства и некоторых др.) был сохранен прежний порядок повышения ставок и окладов.

Типовые перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, и Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты, утверждались в свое время Госкомтрудом СССР и ВЦСПС. В соответствии с Типовыми перечнями администрация предприятий по согласованию с профкомом утверждала свои перечни.

Российские нормативные акты на этот счет стали появляться начиная с 1994 г. Так, приказом Минздравмедпрома России от 6 июня 1994 г. утв. Перечень научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение оклада (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда; Минтрудом России 27 мая 1994 г. утв. Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы РФ устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) (Ваше право. 1994. N 16, 18). Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 187 и N 188 утв. правила повышенной оплаты труда гражданам, занятым на работах с химическим оружием (СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1296; 1297).

В здравоохранении размеры окладов (ставок) повышаются на 60, 40, 30, 25 и 15% работникам учреждений (структурных подразделений) для лечения больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозорных, психически больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда. Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам здравоохранения на повышение окладов (ставок) в связи с указанными условиями труда, утв. приказом Министра здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. (БНА. 1999. N 46.).

В тех отраслях, где российскими министерствами и ведомствами перечни разработаны не были, пользовались Типовыми перечнями, утв. в советское время. Например, в легкой промышленности использовались Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях текстильной, легкой, хлопкоочистительной промышленности, промышленности первичной обработки льна и прочих лубяных культур, утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 390/22-81 (Ваше право: Документ. 2001. N 10/21; 11/23).

В соответствии со ст. 147 ТК перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда теперь должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

До появления нового документа в качестве ориентира придется использовать прежние и союзные (там, где нет российских), и российские перечни, утв. в действовавшем до принятия Трудового кодекса порядке.

2. Повышение заработной платы по основаниям, указанным в ст. 147 ТК, производится по результатам аттестации рабочих мест. Положение, определяющее порядок аттестации рабочих мест, было утв. постановлением Минтруда России от 11 марта 1997 г. N 12 (см.: БМТ. 1997. N 5).

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором (ч. 3 ст. 147 ТК), но они не могут быть ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 147 ТК). Аналогичная правовая норма содержалась ранее в постановлении Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. с изменениями, внесенными постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. (РГ. 1991. 19 нояб.).

Нижний предел доплат за условия труда в законодательстве РФ не определен. Не был он назван и в прежнем союзном законодательстве (там упоминался лишь верхний предел таких доплат - 12 и 24% ставки (оклада) в зависимости от степени тяжести и вредности условий труда). Таким образом, предприятия, вводя доплаты за условия труда, каким-либо определенным их размером не связаны.

3. О порядке учета мнения представительного органа работников при определении размеров доплат за работу в неблагоприятных производственных условиях см. 372 ТК.

4. Постановлением Госкомитета РФ по статистике от 31 июля 1996 г. утв. Инструкция по заполнению формы государственной статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда (форма N 1-т) (условия труда). По строке 16 указанной формы показывается численность работников, в основе заработной платы которых лежат повышенные тарифные ставки (оклады), установленные за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. В строку 16 включаются и работники, которые получают доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, установленные организацией в результате аттестации рабочих мест или специальных замеров уровней факторов производственной среды на рабочих местах, и рабочие на конвейерах, поточных и автоматических линиях, которым установлены доплаты за интенсивность труда (п. 13 Инструкции - Экономика и жизнь. 1996. N 46).

 

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

 

1. Статья 148 ТК, говорящая об оплате труда в местностях с особыми климатическими условиями, краткая: по существу она дает отсылку к законам и иным нормативно-правовым актам, хотя и говорит, что такая оплата должна быть не ниже установленной в названных документах.

В течение длительного времени повышение оплаты труда работников, занятых в неблагоприятных климатических условиях, производится с помощью районных коэффициентов и надбавок к заработной плате лиц, работающих в определенных регионах страны (см. _ 2, 3). Об этом же говорят ст. 315-317 ТК применительно к оплате труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В названных статьях четко сказано о том, что размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате устанавливаются федеральным законом.

2. Районный коэффициент определяет размер увеличения заработной платы работников предприятий, расположенных в определенных районах. К таким районам, в частности, относятся районы Дальнего Востока, Западной и Восточной Сибири, значительной части Европейского Севера, районы Вологодской области и др.

Основное назначение районных коэффициентов - компенсировать дополнительные расходы и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и выполнением работы в указанных местностях. Перечень регионов, где вводится коэффициент к заработной плате, и размеры коэффициентов для отдельных районов были утв. Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС (с участием Совета Министров союзных республик, Госплана СССР и Министерства финансов СССР). Они действуют и в настоящее время с дополнениями и изменениями. (Перечень регионов России с указанием размеров применяемых в них районных коэффициентов см. РГ. 2002. 1 марта, вкладка.)

Размер районного коэффициента колеблется от 1,1 до 2,0. Он начисляется на фактический заработок, полученный работником в данном месяце. В заработок включаются доплаты и надбавки, оплата за сверхурочную работу, премии, обусловленные системой оплаты труда, и т.д. Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 210 (Ведомости РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1609) было отменено ограничение размера заработка, на который начисляется районный коэффициент.

Наименование административно-территориальных единиц районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых установлены районные коэффициенты для работников непроизводственных отраслей, и размеры коэффициентов, виды выплат, на которые начисляется и не начисляется районный коэффициент, см.: Справочник кадровика. 2000. N 2. С. 54-58.

3. На Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, в южных районах Дальнего Востока, районах Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республике Бурятии, в Республике Тыва, Республике Хакасия применяются надбавки за непрерывный стаж. Размеры и порядок установления надбавок определяются Правительством РФ (подробно см. комментарий к ст. 317 ТК).

 

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных

 

1. Статья 149 ТК близка по содержанию ст. 85.1 КЗоТ. Если не считать изменений в терминологии, то новеллой в ст. 149 ТК является лишь упоминание трудового договора, как документа, в котором могут быть предусмотрены доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (в ст. 851 КЗоТ речь идет о коллективных договорах и положениях об оплате труда).

2. Отсутствие в ст. 149 ТК, как и в ст. 146 ТК, конкретных правил оплаты труда говорит о том, что ее цель иная - дать общее представление об условиях труда, отклоняющихся от нормальных, назвать правила установления доплат при работе в таких условиях (подробно см. _ 1 и 2 комментария к ст. 146 ТК).

3. Повышение оплаты труда при работе в ночное время (ст. 154 ТК), выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК), сверхурочную работу (ст. 152 ТК) устанавливается с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации (см. ч. 2 ст. 135 и ст. 372 ТК).

 

Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

 

1. Работодатель обязан организовать труд работников так, чтобы каждый из них выполнял свои трудовые обязанности, определенные трудовым договором (контрактом).

При отсутствии у рабочего-повременщика или служащего нагрузки, достаточной на полный рабочий день, им может быть поручена, с их согласия, другая работа.

Не подлежит дополнительной оплате работа, выполнение которой поручено администрацией работнику с его согласия в связи с недостаточной загруженностью этого работника в течение рабочего времени.

2. Рабочие-повременщики при выполнении по условиям производства нескольких работ, различных по своей квалификации, учесть которые по времени их выполнения невозможно, получают оплату за всю выполняемую работу из расчета ставки, установленной для наиболее квалифицированной и высокооплачиваемой работы. Если же выполнение каждой работы (операции) различной квалификации можно учесть по времени, оплата труда производится по фактически выполняемой работе, но не ниже тарифной ставки того разряда, который присвоен по основной работе.

3. Служащие при выполнении нескольких различных по квалификации работ получают вознаграждение за всю порученную им работу исходя из размера должностного оклада, установленного по должности, оплачиваемой выше. При этом необходимо руководствоваться характеристиками должностных обязанностей, содержащимися в квалификационном справочнике. Оплата труда лиц, занимающих должность с двойным наименованием, например, секретарь-машинистка, инструктор-ревизор и т.д., производится в размере, предусмотренном для этой объединенной должности в схеме должностных окладов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.