Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

До восемнадцати лет




 

Глава 42 ТК, посвященная труду несовершеннолетних работников (в ст. 174 КЗоТ именно так именовались лица, не достигшие 18 лет), содержит 7 статей из 11, ранее включенных в гл. XII КЗоТ "Труд молодежи". В большинство из перенесенных статей были внесены коррективы, о которых пойдет речь ниже.

Не попали в гл. 42 ТК положения, которые содержались в ст.ст. 173, 182, 183 КЗоТ и касались возраста, с которого принимается на работу молодежь, квотирования рабочих мест для несовершеннолетних и обеспечения работой выпускников учебных заведений.

Решение вопроса о возрасте, с которого теперь граждане принимаются на работу, содержится в ст. 63 разд. "Трудовой договор".

Отсутствие в гл. 42 ТК положения о том, что несовершеннолетние в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, что было ранее в ст. 174 КЗоТ, совсем не означает, что теперь молодежь поставлена в худшие условия в сфере труда по сравнению со всеми работающими по трудовому договору. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить разд. I ТК "Общие положения" и ст.ст. 265-272. Например, в ст. 3 говорится, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах независимо от возраста, в ст. 2 - о таких принципах правового регулирования трудовых отношений, как равенство прав и возможностей работников, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

 

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет

 

1. Статья 265 ТК в целом повторяет ст. 175 КЗоТ с некоторыми редакционными уточнениями и дополнениями. Так, упоминая иные работы (помимо подземных, вредных и опасных), на которых запрещается труд несовершеннолетних, ст. 265 имеет в виду работы, которые могут причинить вред не только здоровью, но и нравственному развитию.

2. Если ранее утверждение Списка (Перечня) работ, на которые не могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, возлагалось только на Правительство РФ, то теперь оно должно будет это делать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действует Перечень тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, который был утв. постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 20 июня 2001 г. N 473 (СЗ РФ. 2000. N 10. Ст. 1131; 2001. N 26. Ст. 2685).

Приведенные в Перечне профессии объединены по производствам. Это означает, что труд несовершеннолетних не разрешен по указанной профессии в данном производстве независимо от организации и отрасли народного хозяйства, где имеются такие производства и работы. Например, в подразделе "Литейные работы" разд. "Машиностроение и металлообработка" Перечня указана профессия "формовщик машинной формовки". Следовательно, несовершеннолетний не должен допускаться к работе по такой профессии в литейном производстве независимо от того, на каком предприятии, какой отрасли народного хозяйства есть литейное производство.

В Списке также имеются разделы и подразделы, предусматривающие отдельные виды работ (горные, строительные, монтажные, ремонтно-строительные, лесозаготовительные и т.д.). В этом случае труд несовершеннолетних запрещено применять по указанным в данных разделах и подразделах профессиям независимо от того, в каком производстве выполняются такие работы. Например, в подразд. "Сварочные работы" разд. "Машиностроение и металлообработка" приведены профессии газорезчика и газосварщика. Значит, лица моложе 18 лет не допускаются к сварочным работам по этим профессиям, где бы ни производилась сварка.

В Перечень включены профессии рабочих под общим наименованием, например, вальцовщик стана холодного проката труб, сталевар, бурильщик шпуров. Это значит, что запрещение применения труда лиц, не достигших 18-летнего возраста, распространяется на подручных, помощников и старших рабочих этих профессий.

3. Применение труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в Перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.

4. При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие 16летнего возраста, могут находиться на работах, включенных в перечень, не свыше четырех часов в день, при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).

5. Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в Перечень, допускается для лиц не моложе 17 лет при условии достижения к моменту окончания обучения 18-летнего возраста. При этом действие правила в отношении продолжительности и условий обучения распространяется только на данную форму подготовки.

Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в Перечень, и не достигшие 18-летнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил, норм и правил по охране труда. Перечень предусматривает, что работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе 18 лет на работах, включенных в настоящий Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.

6. Дополнительные льготы несовершеннолетним в целях охраны их труда устанавливаются и в иных статьях Кодекса, других федеральных законах, в коллективных договорах, соглашениях. Так, в соответствии с действующим законодательством в настоящее время лица моложе 18 лет не привлекаются к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 Кодекса и п. 2.2 Основных положений о вахтовом методе организации работы, утв. постановлением Минтруда СССР и ВЦСПС по согласованию с Минздравом СССР от 31 декабря 1987 г. с последующими изменениями и дополнениями - БМТ СССР. 1988. N 5; 1990. N 5); к работе по совместительству (ст. 282 ТК, п. 1 постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. - СП СССР. 1988. N 33. Ст. 93).

7. Запрещается заключение письменного договора о полной материальной ответственности с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей (ст. 244 ТК).

Работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение вреда, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ст. 242 ТК).

8. Предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для несовершеннолетних были предусмотрены еще постановлением НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г.

Ныне действуют нормы, утв. постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. (БМТ. 1999. N 7).

 

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

 

1. Возраст работника, по достижении которого он принимается на работу только после предварительного медицинского осмотра, снижен с 21 года (ст. 176 КЗоТ) до 18 лет (ст. 266 ТК). Ежегодные медицинские осмотры обязательны, как и ранее, для работников в возрасте до 18 лет.

2. Предварительные и ежегодные осмотры для лиц моложе 18 лет проводятся медико-санитарными частями и поликлиниками при промышленных предприятиях, а при их отсутствии - территориальными лечебно-профилактическими учреждениями, в районе деятельности которых находится организация.

Графики переосвидетельствования для работающих молодых рабочих устанавливают лечебные учреждения по согласованию с работодателем.

3. В соответствии со ст. 212 ТК работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств предусмотренных Трудовым кодексом (в том числе и ст. 266), федеральными законами и нормативными правовыми актами предварительных и периодических медицинских осмотров с сохранением места работы и среднего заработка.

4. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних (в возрасте до 18 лет) работники учреждений, проводивших медицинское освидетельствование (см. комментарий к ст. 185 ТК), уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц (ст. 13 Федерального закона от 24 февраля 1995 г. (30 марта 1995 г.) N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212).

 

Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет

 

1. Текст ст. 178 КЗоТ и ст. 267 ТК совпадает, за исключением одного: ст. 267 ТК точно определяет продолжительность отпуска несовершеннолетних - 31 календарный день, а в ст. 178 КЗоТ говорилось о продолжительности их отпуска не менее 31 календарного дня.

Редакционное изменение текста коснулось и предоставления отпуска лицам моложе 18 лет: ст. 267 ТК категорична - отпуск предоставляется в удобное для несовершеннолетних время; это право молодого работника в ст. 178 КЗоТ было сформулировано так: "Ежегодный оплачиваемый отпуск: может быть использован ими в любое удобное для них время года". И в том, и в другом случаях выбор времени отпуска был и остается за работником моложе 18 лет, и это надо учитывать при составлении графика отпусков, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ст. 123 ТК).

2. При составлении графика отпусков следует также принимать во внимание, что в соответствии со ст. 122 ТК работнику в возрасте до 18 лет по его заявлению ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен до истечения 6 месяцев непрерывной работы в организации.

3. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет (ст. 124 ТК).

4. Если работник получает ежегодный отпуск за тот рабочий год, в котором ему исполняется (исполнилось) 18 лет, то продолжительность отпуска будет рассчитываться из 31 календарного дня и 28 календарных дней пропорционально периодам до и после дня рождения.

 

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет

 

1. В ст. 268 ТК по сравнению со ст. 177 КЗоТ расширен перечень работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, привлекать к которым несовершеннолетних запрещается. Запрет распространяется не только на ночные, сверхурочные работы и работы в выходные дни, но и на работу в нерабочие праздничные дни и на направление в служебные командировки. Исключение установлено для творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов. Как видно из ст. 268, должны быть перечни профессий, на которые распространяется исключение из общего правила, устанавливаемые Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие перечни еще не утверждены.

2. Поскольку работники моложе 18 лет вообще не допускаются к выполнению ночных работ, их утренняя смена не может начинаться ранее 6 часов, а вечерняя - заканчиваться позднее 22 часов.

3. Сверхурочной работой для лиц моложе 18 лет считается работа, превышающая установленные для них сокращенные нормы продолжительности рабочего времени (см. ст. 94 ТК).

4. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ч. 3 ст. 203 ТК). Если сопоставить ст. 268 ТК и ч. 3 ст. 203 ТК, то видно, что в последней из названных статей командировки все-таки допускаются, хотя и с оговоркой. В таком случае надо полагать, что командировки, связанные с ученичеством, возможны лишь для тех учеников, которые достигли 18 лет.

 

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

 

1. При сравнении ст. 269 ТК и ст. 183 КЗоТ видно, что сохранены дополнительные гарантии работникам моложе 18 лет при расторжении трудового договора. Уточнено наименование организаций, которые должны давать согласие на увольнение несовершеннолетних - теперь это государственная инспекция труда и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Увольнение без согласия указанных инспекции и комиссии влечет за собой не только восстановление уволенного на работе с оплатой вынужденного прогула, но и привлечение должностных лиц, виновных в незаконном увольнении, к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию в связи с оплатой подростку времени вынужденного прогула.

2. Статья 269 ТК допускает увольнение несовершеннолетних по общим правилам лишь при ликвидации организации. Этим она отличается от ст. 183 КЗоТ. Прежнее трудовое законодательство, говоря о случаях расторжения трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы, и восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, выдвигало требование о трудоустройстве несовершеннолетнего. Применительно к увольнению работников по сокращению численности или штата, несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе в настоящее время ст. 81 ТК говорит следующее: такое увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Заметим, что это правило касается всех работающих, а не только несовершеннолетних.

3. О выплате выходного пособия при увольнении см. ст. 178 ТК.

4. В случае оспаривания несовершеннолетним правильности увольнения по собственной инициативе суды должны выяснять, не является ли подача заявления об увольнении результатом незнания молодым рабочим или служащим своих прав и гарантий, нарушения их администрацией, невыполнения ею своих обязанностей по созданию нормальных бытовых условий и надлежащих условий для продолжения образования.

5. Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления о расторжении трудового договора по его инициативе работодатель обязан сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, чтобы она могла разобраться в действительных причинах подачи заявления об увольнении и принять меры к его оставлению на прежней работе либо к его трудоустройству в другую организацию (ст. 11 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. с изменениями и дополнениями - ВВС РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536; 1972. N 51. Ст. 1209; 1974. N 29. Ст. 782; 1997. N 12. Ст. 259; 1985. N 40. Ст. 1400; ВВС РФ. 1993. N 12. Ст. 429).

Признавая правильным увольнение молодых рабочих или служащих, в том числе и уволившихся по собственной инициативе, суды должны в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в трудоустройстве, а также направленных на работу комиссией по делам несовершеннолетних, ставить в известность об увольнении комиссию, а нуждающимся в трудоустройстве несовершеннолетним работникам разъяснять право на обращение в местные органы государственной службы занятости для получения содействия в поступлении на работу.

О времени рассмотрения трудовых споров лиц, не достигших 18-летнего возраста, судам следует извещать районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних, а также обсуждать вопрос о привлечении к делу родителей, усыновителей и попечителей несовершеннолетних в порядке ст. 32 ГПК.

 

Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет

 

1. Статья 270 ТК содержит два правила о понижении норм выработки несовершеннолетним.

Первое правило вытекает из необходимости сократить рабочее время несовершеннолетних в соответствии со ст. 94 ТК. Напомним, что у работников в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов, у тех, кто учится в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования и совмещает работу с учебой в течение учебного года - 2,5 часа (в возрасте от 14 лет до 16 лет) и 3,5 часа (в возрасте от 16 до 18 лет). Естественно, при таком рабочем дне (смене) и с учетом отсутствия профессиональных навыков несовершеннолетний в большинстве случаев не в состоянии выполнить норму труда взрослого человека. В связи с этим совершенно справедливо определить нормы выработки, как предписывает ст. 270, пропорционально установленному рабочему времени.

Второе правило касается несовершеннолетних, поступивших на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве. Для них могут устанавливаться пониженные нормы выработки, но в случаях и порядке, определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Такие акты принимались в СССР несколько десятков лет назад (например, в 1965 г. для молодых рабочих машиностроительной промышленности). Российское законодательство по этому поводу еще не сложилось. Практика пошла по пути принятия подобных решений на уровне организации с помощью коллективных договоров.

2. В соответствии со ст. 162 ТК по поводу введения, замены и пересмотра норм труда работодателем принимаются локальные нормативные акты с учетом мнения представительного органа работника.

 

Статья 271. Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы

 

1. Правила оплаты труда работников моложе 18 лет претерпели существенные изменения. До принятия Трудового кодекса несовершеннолетние, имеющие повременную оплату труда, получали те же тарифные ставки и оклады, что и взрослые работники, хотя имели сокращенное рабочее время. Тем работникам в возрасте до 18 лет, которые были допущены к сдельным работам, труд, оплачивался по сдельным расценкам с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы была сокращена по сравнению с работой взрослых (ст. 180 КЗоТ). Такая оплата труда отвечала сложившемуся в трудовом праве понятию "сокращенное рабочее время".

С формулировкой "сокращенная продолжительность рабочего времени" сейчас мы встречаемся в ст. 92 и в ст. 271 ТК. Однако содержание ст. 271 показывает, что к несовершеннолетним сокращенное рабочее время в прежнем его понимании уже не применяется. Дело в том, что оплата труда несовершеннолетних производится по правилам, установленным для неполного, а не для сокращенного рабочего времени, о чем свидетельствует ст. 93 (ч. 2) ТК. В ч. 1 ст. 271 ТК прямо указано, что при повременной оплате труда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а в ч. 2 - что труд на сдельных работах оплачивается по установленным сдельным расценкам.

2. Статья 271 не исключает доплату до уровня оплаты труда взрослого работника-повременщика и до тарифной ставки сдельщика за время, на которое сокращена продолжительность ежедневной работы, но вот что важно: решение вопроса о производстве доплаты отдано работодателю, который может ее выплачивать за счет собственных средств. Вряд ли в большинстве случаев от работодателя можно ожидать положительного решения, хотя на предприятиях, где есть большая потребность в рабочих кадрах, такое решение можно было бы только приветствовать.

Подобным образом решается вопрос о начислении заработной платы и производстве доплаты несовершеннолетним, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования и работающим в свободное от учебы время.

 

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

 

1. Как видно из ст. 272 ТК, особенности трудоустройства несовершеннолетних не исчерпываются сказанным в настоящем Кодексе, их можно найти в иных федеральных законах и в коллективных договорах, соглашениях.

В Трудовом кодексе к особенностям трудоустройства несовершеннолетних относится сказанное в ст. 63. Установление в ст. 63 ТК возраста, с которого допускается заключение трудового договора, в 16 лет больше соответствует ст. 3 Закона о занятости населения (место опубликования см. в _ 5 комментария к ст. 178 ТК), чем определение 15-летнего возраста, который ранее был указан в ст. 173 КЗоТ: лица, не достигшие 16 лет, не могут быть признаны безработными.

Возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с Федеральным законом общеобразовательное учреждение, согласуется с правилами, установленными Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120; N 33. Ст. 3348).

В соответствии с п. 4 ст. 19 указанного Закона требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Представляется, что если лицо, достигшее 15 лет, прекратило учебу, оно одновременно приобрело трудовую праводееспособность.

В ч. 3 ст. 63 ТК предусматривается возможность заключения трудового договора (с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства) с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Можно заметить определенную нестыковку данного положения со ст. 19 Закона "Об образовании". В п. 6 ст. 19 Закона сказано, что по взаимному согласию родителей (или лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 14-летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. В связи с этим, по нашему мнению, лицо, достигшее 14-летнего возраста, коль скоро оно оставило образовательное учреждение до получения им основного общего образования в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 19 Закона "Об образовании", может быть принято на работу, как и лицо 15-летнего возраста. Важно только, чтобы предлагаемая работа соответствовала возрасту претендента и состоянию его здоровья.

Статья 63 ТК дает разрешение на заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет (конечно, с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя, органа опеки и попечительства), для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с условием, что эта работа не должна принести вред здоровью и нравственному развитию. С применением ч. 3 ст. 63 ТК, где это указано, несомненно, возникает много вопросов. Например, значит ли написанное в ч. 3 ст. 63, что с 5-6-летним ребенком, приглашенным сниматься в фильме, следует заключить трудовой договор? Разве можно от ребенка, как стороны трудового договора, требовать выполнения обязанностей работника в соответствии со ст. 21 ТК? Практика идет по пути заключения договоров гражданско-правового характера с родителями детей.

2. О том, какое внимание должно уделяться трудоустройству несовершеннолетних, говорится в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В частности, в ст. 5 данного Закона сказано, что молодежь в возрасте до 18 лет относится к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; в ст. 9 - о предоставлении им бесплатной консультации и бесплатном получении информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получить профессиональное обучение; в ст. 13 - о разработке целевых программ содействия занятости; в ст. 23 - о профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке безработных несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами; в ст. 29 - о стипендиях в период обучения и т. д.

3. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 11 п. 2) работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением (см. гл. 26, 33 ТК), проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра (см. ст. 266 ТК), расторжении трудового договора (см. ст. 269 ТК), квотировании рабочих мест (СЗ РФ. 1998. N 31; ст. 3802; 2000. N 30. Ст. 3121).

Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утв. пост. Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г. N 9 (БМТ. 1995. N 3).

Среди категорий населения, для которых квотирование рабочих мест производится в первую очередь, в Рекомендациях названы выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их замещающих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе 18 лет (п. 1.3).

В Рекомендациях Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г. указывалось, что квотирование рабочих мест производится на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с организациями (п. 2.1). В ст. 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 182-ФЗ) говорилось, что квоты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ приняты законы о квотировании рабочих мест. О таких законах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга 1997 г. подробно см. Справочник кадровика. 2000. N 6. С. 19-20; 2001. N 8. С. 83-89.

Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места (п. 2.5 Рекомендаций от 6 февраля 1995 г.).

Отказать несовершеннолетнему в приеме на работу в счет квоты работодатель может в том случае, если медицинский осмотр показал, что работа противопоказана данному лицу по состоянию здоровья или если он отказался от предварительного (при поступлении на работу) медосмотра.

4. Традиционная форма планового обеспечения работой по специальности молодых рабочих и молодых специалистов, оканчивающих соответствующие учебные заведения, в настоящее время фактически упразднена. Содействие в трудоустройстве по специальности и квалификации выпускникам учебных заведений, на которых заявки поданы не были и которым организациями было отказано в приеме на работу в соответствии с ранее поданными ими заявками, оказывается органами службы занятости.

На обеспечение занятости выпускников образовательных учреждений направлена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; она является средством удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах организаций, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (см. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 - СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777).

Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением (п. 3 Положения от 19 сентября 1995 г.).

Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до трех лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом. Предлагаемая студенту работа (должность) должна соответствовать уровню и профилю его профессионального образования (п. 4 Положения от 19 сентября 1995 г.).

Постановлением Минтруда России и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. утв. Формы типовых контрактов между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (БНА. 1996. N 5).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 декабря 1992 г. N 16 установил, что непосредственно в судах разрешаются споры о приеме на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, заключивших с работодателем договор (контракт) об обеспечении их по окончании обучения работой по полученной специальности, а также направленных на работу на основании договоров о подготовке молодых специалистов, заключаемых между работодателями и указанными выше учреждениями профессионального образования.

В соответствии со ст. 25 Закона о занятости населения в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.

5. Несовершеннолетние часто нуждаются в психолого-профориентационной помощи. На значение профессиональной ориентации для молодежи в деле приобщения их к труду особо указывала Рекомендация МОТ 1975 г. о развитии людских ресурсов (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. 2. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. С. 1755). Профессиональная ориентация и подготовка означают, что они должны быть направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и социальную среду.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации утв. постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. (БМТ. 1996. N 11).

Органы государственной службы занятости особое внимание должны уделять профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет, а также обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения с такой молодежью утв. пост. Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5 (БМТ. 1998. N 6).

6. В 1970 г. МОТ приняла Рекомендацию N 136 о специальных программах для молодежи, которые дали бы возможность молодежи участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию страны, получить образование, квалификацию и опыт, помочь включиться в жизнь общества. Специальные программы должны разрабатываться в рамках национальных планов развития, увязываться с планами и программами в области людских ресурсов, направленными на осуществление полной и продуктивной занятости, а также с регулярными программами образования и обучения молодежи.

О том, что необходимо принимать специальные меры в интересах молодежи, говорит и Рекомендация МОТ 1984 г. о политике в области занятости (дополнительные положения). В ней, в частности, идет речь о поощрении государственных и частных учреждений и предприятий, занимающихся наймом и профессиональным обучением молодежи с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике; о повышении качества профессиональной подготовки; содействии изучению перспектив занятости как основы рациональной политики в области профессиональной подготовки (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. С. 1613, 2047).

В России в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков Федеральной службой занятости России еще в 1994 г. было разработано и утверждено Положение об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика". Она используется и в настоящее время.

"Молодежная практика" организуется и проводится в организациях независимо от форм собственности на договорной основе с работодателями. Договором должно предусматриваться: количество принимаемых на работу граждан; перечень профессий (специальностей), по которым работодатель принимает безработную молодежь; обязательство обеспечить получение ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей служащих, имеющимися в соответствующих справочниках (например, в ЕТКС); составление работодателем индивидуального учебного плана для конкретного лица на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.

Решение о приеме безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках заключенного с органами службы занятости договора принимает работодатель. Он заполняет отрывной талон рекомендательного письма, с которым приходит к нему безработный, и направляет его в службу занятости. Копию приказа о зачислении безработного на ученическое рабочее место работодатель также должен представить в орган службы занятости (не позднее трех дней со дня приема на работу) вместе с копией учебного плана. С даты приема на работу гражданин снимается с учета в органе службы занятости.

По истечении срока договора работодатель высылает в орган службы занятости копию приказа о приеме гражданина по трудовому договору или копию приказа об увольнении его. Гражданин, который по окончании "Молодежной практики" не будет трудоустроен на постоянное (временное) место работы в данной организации или в другой организации, может быть вновь признан безработным в установленном законодательством порядке.

Выделение средств для частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина, принятого на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики", осуществляется из средств бюджетов региональных служб занятости.

 

Глава 43. Особенности регулирования труда руководителя организации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.