Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 6 страница




Таким образом, бытие человека должно рассматриваться одновременно и как общее бытие, характеризующее существование человека как представителя общества, и как индивидуальное бытие, раскрывающее самостоятельный характер существования человека в обществе.

В отечественной психологии психологические аспекты индивидуальной социальной активности изучаются К.А. Абульхановой-Славской. Особое внимание она уделяет двум аспектам социальной активности: организации личного времени и построению жизненной стратегии. В первом случае активность рассматривается как практически-действенная форма реализации времени. Личностное время как понятие включает в себя объективный способ реализации субъективного, форму, интенсивность, качество его реализации. Активность - это реальная организация времени жизни, т.е. структурирование объективных (общественного и природного) времен, преобразование их воздействия, снятие ограничений, расширение возможностей, изменение направлений. По характеру регуляции времени жизни выделяется четыре индивидуально-типологических варианта активности.

1. Стихийно-обыденный тип регуляции времени определяет человеческое поведение в зависимости от событий и обстоятельств жизни. Он не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление или предотвращать их. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы.

2. Функционально-действенный тип регуляции времени: человек активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности. Однако инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни.

3. Созерцательный тип представляет как пассивность, отсутствие способности к организации времени.

4. Созидательно-преобразующий тип характеризуется пролонгированной организацией времени, соотнесенной со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.[11]

Другой аспект социальной активности, характеризующий построение жизненной стратегии, прежде всего связан с инициативой и ответственностью. В проведенных исследованиях был выявлен индивидуально-типологический характер связи инициативы и ответственности. Так, ответственность первого исполнительного или формального типа подавляет инициативу. Второй тип, демонстрируя инициативу, внутренне снимает с себя всякую ответственность за реализацию инициатив. Третий тип, не владея диалектикой согласования собственной активности с активностью группы, вступает на путь рискованных инициатив. У четвертого гармонического типа инициатива опережается ответственностью.

В зарубежной психологии исследование индивидуальных аспектов социальной активности в первую очередь связано с именем А. Адлера, который ввел понятие стиля жизни и креативного Я, подчеркивающее активный характер жизни человека.

К. Левин представляет личность как сложную энергетическую систему. Род энергии, который совершает психологическую работу, обозначается им как психическая энергия. В результате либо внешних воздействий, либо внутренних изменений происходит рост напряжения в отдельных частях психической системы (личности), что приводит к нарушению равновесия. Психическая энергия высвобождается, когда психическая система пытается вернуться к равновесию. Для того чтобы перейти от энергии и напряжения к поведению, К. Левин вводит понятие валентности и силы.

Понятие индивидуальности не будет полным, если человек не будет рассмотрен и в качестве субъекта духовной активности. Понятие духовности не получило еще достаточной разработки в отечественной философии. Тем не менее имеющиеся подходы позволяют сделать вывод о том, что духовное не может быть сведено к социальному. В то же время духовное не тождественно сознанию, так как термин духовное может быть применен к поступку, делу, жизни и к сознанию.

Активность является сложной многомерной многоуровневой многоаспектной сущностью.[12] Особое значение в изучении активности принадлежит источникам активности. К ним относятся мотивы и мотивации, определяющие такие важнейшие ее параметры, как энергия, направленность, длительность и др. Деление на мотивы и мотивацию связано с отношением между потенциальным и актуальным, структурным и процессуальным, диспозициональным и функциональным, личностным и ситуационным. Первые члены этих отношений обычно обозначаются как мотив, являющийся устойчивым личностным образованием, оказывающим диспозициональное влияние на поведение. Вторые члены рассматриваемых отношений часто характеризуются как совокупность факторов, объединяющихся под названием мотивация. В отечественной психологии также говорят о мотивах личности и мотивах деятельности. Но и в том и другом случае речь идет о диспозициональных переменных.

В зарубежной психологии признается сложность категорий мотива и мотивации. Оба термина рассматриваются как обозначающие гипотетические конструкты, диспозициональную и функциональную переменные, за которыми реально стоят разнообразные факторы. Понятие мотива характеризует личностные особенности, которые проявляются в индивидуальных различиях в побуждении, направлении, настойчивости деятельности и поведения. Понятие мотивации отражает влияние на деятельность, поведение разнообразных ситуационных факторов.

Процессуальную сторону мотивации можно раскрыть с помощью понятия индивидуальной задачи, которое позволяет представить совокупность индивидуальных и ситуационных факторов как динамическую целостность. Тогда мотив можно рассматривать как склонность к постановке определенных индивидуальных проблем и задач и их решению в некоторых относительно устойчивых объективных условиях. Большая выраженность мотива проявится в большей частоте постановки и решения задач определенного класса, в большей выраженности части субъективных условий задачи по сравнению с другими. Совокупность диспозициональных переменных или мотивов, оказывающих влияние на учебную деятельность, можно разбить, в зависимости от субъектно-объектных, субъектно-субъектных и внутрисубъектных отношений, на следующие группы. Мотив творчества, мотив профессии, мотив ответственности, мотив избегания неприятностей, формальный мотив образуют группу, характеризующую субъектно-объектные отношения. Мотив подозрительности, мотив помощи, мотив агрессии, мотив власти, состязательный мотив, мотив сотрудничества выражают субъект-субъектные отношения. Мотив самопознания общий, мотив самопознания инструментальный, мотив саморазвития представляют отношение к себе.

Для того чтобы определить, насколько оптимально субъект использует предоставляемые ему возможности, необходимо прежде всего рассмотреть события, происходящие в масштабе реального времени: выполнение целостного учебного задания и отдельных этапов этого задания. Можно выдвинуть гипотезу: микроразвитие будет тем более эффективным, чем более полной будет личная вовлеченность в выполнение задания. Максимальная самореализация приводит и к наиболее успешному развитию. Отсутствие вовлеченности, формальное выполнение учебных заданий оборачиваются не только пробелами в системе знаний, но и отсутствием в них личностного компонента, того, что придает знанию индивидуальный характер. И наоборот, творческий, нестандартный подход к выполнению заданий, стремление к максимальной самоотдаче ведут к развитию. Такая возможность реализуется, если выполнение задания выступает для субъекта как решение им самим поставленной индивидуальной задачи. Только в этом случае приобретаемые знания включаются во внутренний мир субъекта, расширяют его горизонт, изменяют индивидуальную перспективу, т.е. развивают самого субъекта.

В индивидуальной задаче в отраженном или снятом виде представлено соотношение свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. В этой задаче человек занимает определенную позицию по отношению к окружающей его действительности. Поэтому вид задачи, определяемый ее согласованными компонентами, конкретизирует соотношение тенденций и потенций, реализует планы и замыслы, актуализирует другие свойства человека как индивида, личности, субъекта. В побуждениях проявляются не только отношения личности, но и ряд формально-динамических особенностей, таких, как стремление к напряженной умственной активности, разнообразию, являющихся свойствами темперамента. Вид индивидуальной задачи, успешность и своеобразие ее решения зависят также и от того, как оценивает свои возможности субъект. Однако возможности представляют собой сложный фактор, включающий способности, усилия, знания. Оценка своих возможностей справиться с предложенным заданием определяется тем, рассматривает ли субъект задание как зависящее от него самого, от других людей или от случая. Если успешность задания определяется другими людьми или случаем, то нет смысла прикладывать усилия для его выполнения. Если задание зависит от способностей, то важно, как оценивает субъект трудность его выполнения. Оценки порождают новые побуждения, что приводит к изменению вида индивидуальной задачи.

Структура индивидуального развития человека. Проблема человеческого развития несоизмерима по всей сложности с любой из биологических проблем. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, биогенной, абиогенной, социальной, воспитания (вернее, многих его видов как направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

Управление процессом развития реально осуществляется посредством регулирования этих связей, т.е. посредством управления коррелятивными зависимостями между определенными психофизиологическими функциями и свойствами личности.

Выделим выдающегося французского ученого Пьера Жане, первым попытавшимся обозреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности. Замечательный ученый и клиницист не мог в силу состояния науки того времени и противоречий собственной методологической позиции решить поставленные им вопросы, но мы обязаны ему важным началом генетической теории личности.[13]

Другую концепцию этой эволюции предложила Шарлотта Бюлер. Ш. Бюлер наметила три аспект а такого изучения. Первым из них является биолого-биографический аспект - исследования объективных условий жизни, основных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. Второй аспект связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека. Третий аспект касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни, в общем, уровня и масштаба объективации сознания.

Генетическое исследование взаимосвязей между деятельностью человека и его сознанием было намечено в трудах отечественного специалиста Л.С. Рубинштейна в связи с основными проблемами психологии личности.

Применение принципа развития к этому структурному анализу привело к разработке генетической классификации основных видов деятельности человека как ступеней его развития. Предложенную им классификацию схематически можно представить в следующем виде:

 

В филогенезе и историческом развитии человека   Игра Учение   Труд   В онтогенезе человека   Труд   Учение   Игра

 

Соответственно этому пониманию в процессе развития игры формируется готовность к обучению, а в процессе развития учения - готовность к труду. Таковы, по Рубинштейну, генетические связи между фазами жизни.

Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства, формируются пути окружающих и его собственной жизни. Человек во многом становится таким, каким его делает жизнь, определенные обстоятельства. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы - коллективы) - все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.

Определить основные моменты становления, стабилизации и «финиша» личности возможно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека: гражданского состояния, экономического положения, семейного статуса, совмещения, консолидации или разобщения социальной функции - ролей, характера ценностей и их переоценки в определенных исторических обстоятельствах, смены среды развития и коммуникаций, конфликтных ситуаций и решения жизненных проблем, осуществленности или неосуществленности жизненного плана, успеха или неуспеха - триумфа или поражения в борьбе. Определение фаз развития личности по комплексу подобных параметров - одна из важных задач научной теории личности в социологии и психологии.

Структура личности. Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса.

В число основных признаков личности включается наряду с разумностью, ответственностью, свободой, личным достоинством и индивидуальность. При этом индивидуальное интерпретируется как неповторимое, присущее только данной личности. Но и в этом смысле индивидуальное все же есть только вариант общезначимого.

В психологических подходах к изучению личности, индивидуальности, индивида основным, даже единственным, понятием в этой области признается понятие «личность». Большинство психологов в это понятие включает и комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включена личность.

Определение личности посредством понятия субъекта позволяет выделить комплекс важных характеристик личности. Однако сама трактовка субъекта как носителя сознания ограничивает не только понятие субъекта, но и личности, поскольку исключает из сферы ее психического развития бессознательные или несознаваемые переживания, мотивы, установки и т.д. Впрочем, даже и при таком расширении понятия личности оно не исчерпывается лишь психологическими характеристиками, поскольку ее статус и социальные функции сами являются определителями этих характеристик.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Они ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, т.е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса.

Приведем ряд характеристик личности, ее основных параметров. Личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. Отсюда также следуют экономическое состояние и род деятельности, политическое состояние и род деятельности как субъекта общественно-политической деятельности (как члена организации), правовое строение и структура прав и обязанностей личности как гражданина, нравственное поведение и сознание (структура духовных ценностей). К этому следует добавить, что личность всегда определяется и характеристикой ее движения как сверстника определенного поколения, семейной структурой и положением ее в этой структуре (как отца или матери, сына и дочери и т.д.). Весьма существенной характеристикой человека как личности является ее национальная принадлежность, а в условиях расовой дискриминации капиталистического общества - и принадлежность к определенной расе (привилегированной или угнетенной), хотя сама раса не является социальным образованием, а есть феномен исторической природы человека.

Структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, наконец, как жизненного пути человека - истории личности. Вместе с тем структура личности, сложившаяся в процессе индивидуального развития человека, сама детерминирует направление, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития. С.Л. Рубинштейн именно в этой структуре личности, в комплексе личностных свойств усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы.

Имеются основания для выделения двух основных классов индивидных свойств: 1) возрастно-половых и 2) индивидуально-типических. В первый из них входят возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям. Во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии - асимметрии функционирования парных рецепторов и эффекторов). Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях, включая, клеточный и молекулярный.

Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуру органических потребностей,

Эти свойства индивида можно назвать вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Есть основания предполагать, что высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках с другой.

Основная форма развития всех этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно модифицирующаяся все возрастающими под влиянием социальной истории человечества диапазонами возрастной и индивидуальной изменчивости. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками.

Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.

Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе (экономические, политические и правовые, идеологические и т.д. положения в обществе), равно как статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы: а) общественных функций и б) целей и ценностных ориентации.

Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности - с другой. Основная форма развития личностных свойств человека - жизненный путь человека в обществе, его социальная биография.[14]

Методы психосоциальной работы с индивидами. Психосоциальная деятельность в системе социальной работы использует при взаимодействии с индивидом следующие методы.

Беседа может быть индивидуальной или групповой, заранее спланированной или спонтанной. Основное ее назначение – расширение знаний клиента, привлечение их к оценке последствий определенных событий, поступков, формирование у них соответствующего отношения к окружающей действительности, своим обязанностям. Беседы стимулируют интерес клиента к обсуждению актуальных проблем, жизни социума, вследствие чего обладают большим воспитательным потенциалом. Обратная связь между тем, кто проводит беседу, и ее участником, активизируя его личностный потенциал и жизненный опыт, имеет серьезную диагностическую значимость, так как выбор тем, интерес участников беседы (или отсутствие у них интереса) к предмету беседы, мнения, высказываемые ими, могут дать определенное представление об ожиданиях и предпочтениях клиента на локальном уровне, о том, что находится в центре внимания индивида конкретного возраста, пола, профессии, места проживания, социальной и профессиональной принадлежности и т.д.

Важно, чтобы беседы оперативно отражали события, происходящие в социуме, данном населенном пункте.

Если при подготовке беседы социальный работник учитывает интересы клиентов, оперативно реагирует на возникшие вопросы, даже в известной степени упреждает их – действенность бе сед возрастает.

Еще одной формой психосоциальной работы с индивидом может быть привлечение его к собранию людей по различным основаниям. Собрание индивидов, объединенных по какому-то признаку, имея также богатый эмоциональный потенциал, в то же время характеризуется подготовленностью, организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений. Собрание, как известно, при правильной организации обладает большим воспитательным потенциалом прежде всего как орган коллективного управления или самоуправления, выражает волю большинства участников, мобилизует их на активную реализацию принятых решений и т.д. Решения собрания могут обладать обязательной силой (в случае, если оно имеет соответствующую компетенцию согласно уставу или положению, регулирующему деятельность той организации, органа или учреждения, члены которого участвуют в собрании) или только моральным авторитетом. В любом случае проект решения должен заблаговременно подготавливаться организаторами (инициаторами) собрания, хотя его окончательный вариант, естественно, может отличаться от первоначального. Собрание может быть регулярным мероприятием какого-либо учреждения или объединения, на котором отчитываются о проделанной работе, выбирают представителей в те или иные исполнительные органы, утверждают планы и т.д. Собрание – это школа общения, оценки ситуации, приобретения коммуникативных, отчасти полемических, управленческих навыков. К сожалению, массовый характер этого мероприятия не всегда дает возможность охватить и вовлечь в активную деятельность каждого из присутствующих.

Для психосоциальной работы большое значение имеет и такая форма собрания, как дискуссия, на котором формируются и закрепляются полемические умения, умение привлечь и удержать сторонников, уверенность в себе. Кроме того, диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе случается нередко, и способствовать более глубокому пониманию сути социальных проблем. Диспут – это организованная полемика по заранее определенной теме в отличие от дискуссии, которая представляет собой столкновение различных точек зрения по, возможно, спонтанно возникшей теме. Социальному работнику, приходится регулярно вступать в дискуссии с клиентами. При всей эмоциональной насыщенности такой коммуникации основным в дискуссии должны быть логическая обоснованность и личностная убежденность участников, что позволит им влиять на своих оппонентов.

Человек стремится познать свои возможности, испытать свои силы, развить способности, а сделать это можно лишь в условиях подлинной самодеятельности. Это достигается с помощью совокупности социальных методов и технологий, которые являются м етодами саморазвития и самореализации. Такие психосоциальные методики прежде всего выявляют потенциал, объективно присущий личности. Обучение совместной деятельности, согласованию притязаний и интересов, лидерским и исполнительским умениям также способствует совершенствованию социального функционирования людей.

Эффективная форма психосоциальных технологий – создание самоуправляющихся общественных объединений (клубов, ассоциаций, групп самопомощи и взаимопомощи).

Обычно такая организация создается решением собрания инициаторов, которые намечают цели ее деятельности, привлекают сторонников, разрабатывают, обсуждают и утверждают на собрании проект устава клуба. Специалисты в области социальной работы должны знать, что это один из наиболее плодотворных путей улучшения социального обслуживания населения и развития социальных навыков и качеств. Поэтому они сами в ряде случаев должны организовывать такие группы или способствовать их возникновению и деятельности.

Технологии социальной адаптации не исчерпываются только педагогическими методами, но эти методы играют немаловажную роль. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно бывает вынужден приспосабливаться к какой-либо социальной среде, новому для себя окружению, месту жительства, сфере деятельности, трудовому коллективу. Особенно характерно это для детского, подросткового и юношеского возраста; кроме того, иногда требуется возвращение утраченной способности к социальному функционированию – например, когда индивид в силу каких-то причин (длительной болезни, тюремного заключения и т.п.). Оказавшиеся вне нормального общественного окружения; наконец, в периоды масштабных социальных преобразований целые социальные слои и группы нуждаются в адаптации к радикально изменившимся условиям.

Психосоциальные технологии адаптации предусматривают обучение прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов.

Другая психосоциальная задача – воспитание уверенности в себе, правильной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, которые можно не одобрять, но невозможно изменить.

Наконец, функцией психосоциальной деятельности является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей – с использованием личностной диагностики и анализа трудностей обучения, организации групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся, инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, ведется работа с учителями, психологическая и педагогическая некомпетентность которых, отсутствие в результате перегруженности внимания к ученикам, негативные личностные качества являются иногда причиной (или одной из причин) школьных трудностей их учеников.

Другая важнейшая часть такой работы – взаимодействие с семьей «трудного» ребенка, выявление причин его проблем, оказание помощи его близким. Возможно, взрослые члены семьи не обладают нужной компетентностью, чтобы заметить и оценить негативную ситуацию, в которой оказался их ребенок, не знают, как вести себя в такой ситуации, чем помочь ребенку. Иногда причиной кризиса семейных отношений является малообеспеченность или бедность. Такие семьи нуждаются в экономической помощи, Кроме того, семьи очень слабо информированы о своих правах во взаимоотношениях с образовательной системой, об источниках социальных ресурсов, которые способны оказать им содействие. Наконец, члены семьи могут быть асоциальными личностями, пренебрегающими выполнением своих родительских обязанностей, и в ряде случаев, если социально-воспитательная работа с ними не дает результатов или попросту невозможна, необходимо возбуждать вопрос об удалении ребенка (детей) из семьи и о дальнейшем устройстве его (их) судьбы. Таким образом, очевидно, что психосоциальные методы применяются совместно с другими методами и технологиями – социально-экономическими, правовыми и др.

Наряду с общей психосоциальной деятельностью имеются ее специальные или специализированные разделы, отличающиеся своеобразием подходов к воспитанию и социализации или направленностью на определенную категорию клиентов. Это, например, кондуктивная методика – одно из специфических направлений психосоциальной деятельности, предусматривающее работу с детьми-инвалидами и другими детьми, имеющими ограниченные возможности. Кондуктивная методика сочетает в себе как общепсихологические, так и специализированные принципы и методы. Она разработана профессором Пето в 1945 – 1967 гг. и нашла широкое применение в Институте Пето (Будапешт), занимающемся исследованием и лечением двигательных расстройств. Специально обученный в Институте кондуктор (от лат. сопductor – сопровождающий) стремиться выработать у ребенка с ограниченными возможностями самостоятельную активность и независимость, адаптировать его к окружающей среде, обучая его и руководя его повседневной деятельностью.[15]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.