Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организации и проведения занятия в подготовительной части




Методические приемы

Качество проведения занятия обусловлено подготовкой, которая вклю­чает в себя проектирование (планирование), методико-теоретическую подготовку учителя и его помощников, выполнение учащимися до­машнего задания, техническое обеспечение, подготовку мест занятий. Определяющую роль в комплексе подготовительных мер играет про­ектирование занятия с выработкой мысленной модели — плана за­нятия, где четко намечаются направленность и содержание. Основа моделирования занятия — профессиональные знания и опыт учителя, материалы предшествующего планирования системы занятий и кон­трольные данные, позволяющие определить возможности и реальную готовность обучаемых к осуществлению намечаемых задач.

Проектируя занятие, необходимо реально намечать задачи для их решения. Например, надо добиться количественных показателей у за-


174» ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям • 175


 


 


л

нимающихся в выполнении пространственных, скоростных, силовых!
параметров движений, величины функциональных сдвигов. Чтобы \
достичь тренировочного эффекта или довольствоваться общей поста-1
новкой задач, надо учащихся обучить бегу, играм, сформировать физи-1
ческие качества — силу, быстроту и выносливость. 1

Подготовительная часть учебного занятия. Реализация учебных за-я дач в подготовительной части занятия создается за счет установочных | действий, общей и специальной разминки. На рабочих местах устанав-; ливаются учебно-тренажерные устройства с минимальной затратой! времени. Занятие с учащимися целесообразно открывать соответству­ющим ритуалом: построение, рапорт учителю, взаимное приветствие. В зависимости от особенностей занимающихся, других условий за-нятие начинать надо так, чтобы настроить обучаемых на выполнение учебных задач, в соответствии со стилем взаимоотношений между учи­телем и учениками. Главные задачи занятия излагаются четко, без иш-них подробностей. О деталях обучаемых информируют на разминке и в основной части занятия.

Много времени и энергии затрачивается на разминку за счет ком­плекса по направленности и величине нагрузки упражнений. Их про­водят последовательно, без форсирования, подготавливая организм к выполнению главных задач в основной части занятия. При необхо­димости используется массаж и другие средства воздействия на изме­няющееся состояние организма.

В ходе разминки надо исключить высокие нагрузки. Упражнения должны быть менее интенсивными по характеру их выполнения. Раз-, минка зависит от использования в ней упражнений, близких к пред- | стоящим действиям в основной части занятия по целям, координации движений, усилиям. Необходимо рационально сочетать элементы об­щей и специальной разминки.

Общая разминка направлена на активизацию функций мышечной, сердечно-сосудистой, других систем организма. Надо добиваться, что­бы они обеспечивали двигательную деятельность, способствовали эф­фективной реализации физических возможностей. Разогретые мыш­цы создают благоприятный фон для результативнрго и безопасного выполнения последующих действий с повышенной интенсивностью, координационной сложностью, широтой амплитуды движений.

В ходе общей разминки используются упражнения локального воз­действия. Это гимнастические упражнения без предметов и с пред­метами, позволяющие избирательно воздействовать на мышечные группы, сочленения и связки опорно-двигательного аппарата. Это


циклические и комбинированные упражнения (ходьба и бег, маховые, вращательные, прыжковые и другие движения). Выполняют упраж­нения при малых и средних нагрузках. Можно использовать игровые и танцевальные, эвритмические и физвокализные упражнения.

Комплекс упражнений, используемых в общей разминке, должен быть постоянным в ряде занятий. Не следует чрезмерно расширять разминку за счет общеразвивающих упражнений, пытаясь повысить тренировочный эффект, что обеспечивается в основной части занятия. Об эффективности общей разминки судят по самочувствию занимаю­щихся и объективным показателям вызванных ею функциональных сдвигов, которые хорошо заметны по внешним проявлениям. Они определяются такими измерениями, как увеличение амплитуды, ско­рости и темпа выполняемых движений, потоотделение (как показатель разогревания), частота дыхания и сердечных сокращений.

Специфическая направленность разминки зависит от упражнений, которыми начинают основную часть занятия. Суть специальной на­правленности разминки заключается в обеспечении оптимального врабатывания систем организма для более интенсивных нагрузок по­следующей за ней деятельности.

Главные средства специальной разминки — подготовительные упраж­нения, при выполнении которых воссоздаются координационные и другие особенности основных действий. Это подводящие упраж­нения, старты и ускорения на коротких отрезках дистанции. Выбор средств зависит от особенностей содержания основной части занятия.

Об эффективности специальной разминки свидетельствуют по­казатели готовности занимающихся к результативному выполнению основных упражнений. Важными являются показатели точности движений в специально-подготовительных упражнениях, насколько скоростно-силовые и амплитудные параметры движений при вы­полнении специально-подготовительных упражнений приближа­ются к максимуму, когда предстоит выполнять их на предельной выносливости.

Особое значение приобретают показатели экономной устойчивой реакции сердечно-сосудистой системы на предъявленную стандартную нагрузку. Одним из способов оценки эффективности специальной раз­минки служит выполнение привычных контрольно-подготовительных упражнений: это старты, короткие ускорения перед спринтерским бе­гом, стартовые тяги перед выполнением рывка штанги, выпрыгивание вверх с места или с укороченного разбега перед прыжком в высоту на заданный результат.


 

176 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 10. Организация и методика обучения двигательным действиям «177


 


Определяя содержание разминки, необходимо знать закономер^| ности соотношения между ее продолжительностью, интенсивность» и результативностью. Варьировать их можно с учетом применяемый методик. Детализированная разминка (общая и специальная) необхо4| дима тогда, когда в основной части занятия запланированы сложно-| координационные и трудные, высокоинтенсивные двигательные! действия, выполнение которых связано со значительными биомеха-| ническими нагрузками на опорно-двигательный аппарат.

К таким упражнениям относятся легкоатлетические прыжки и ме-1 тания, темповые акробатические упражнения, силовые единоборства, | преодоление внешних отягощений предельного и околопредельного 1 веса, амплитудные маховые и вращательные движения на гимнаста-1 ческих снарядах. Эти упражнения требуют мгновенных сложных дви-!| гательных реакций в труднопредсказуемых ситуациях, например, в во-; лейболе, настольном теннисе, баскетболе.

Упражнения в общей и специальной разминке выполняются раз­нообразные, технически хорошо освоенные и с невысокой интен-1 сивностью. Если основным упражнением на занятии будет длитель­ный бег умеренной интенсивности, разминка может быть построена преимущественно на основе бега с добавлением упражнений, позво­ляющих избирательно воздействовать на отдельные звенья опорно-двигательного аппарата. В таких случаях общая и специальная раз- | минка неразличимы.

Разминка может быть непродолжительной и не иметь специальной !| направленности, если основная часть занятия будет начинаться с ком- I плекса' легко дозируемых разученных упражнений. Их можно объеди- | нить в комплекс круговой тренировки, чтобы обеспечивалось после­довательное воздействие на основные мышечные группы.

На объем разминки влияет уровень тренированности учащих­ся. С повышением объема ускоряется врабатывание, что позволяет уменьшать время, затрачиваемое на упражнения. После физической | работы до начала занятия разминку строят с учетом степени утомле­ния и восстановления. На разминку влияет температура внешней сре­ды: чем она выше, тем меньше требуется времени для разогревания, что отражается на ее эффективности и продолжительности.

Продолжительность подготовительной части составляет 7—10 мин при одночасовом, 15 мин — при двухчасовом занятии; она зависит от состояния обучаемых и выполнения заданий в основной части. Более протяженной она может быть по лыжной подготовке в снегопад или


мороз, в выполнении гимнастических упражнений на снарядах, чтобы предотвратить травматизм.

Способы организации занимающихся в подготовительной части занятия следующие:

• фронтальный — это постановка учителем задания ученикам и син­
хронное выполнение ими упражнений под его руководством;

• групповой — это организация учеников в группе (группе, в кото­
рой юноши и девушки различаются по уровню своей подготов­
ленности).

Каждая группа получает и выполняет свои задания, а руководство группами осуществляет учитель совместно с помощниками.

Фронтальный способ организации занимающихся позволяет учите­лю держать в сфере внимания всех в равной мере, экономно, без лиш­них затрат времени, исключать простои, что способствует выработке навыков коллективного поведения. Его используют при выполнении упражнений на общей разминке. Специальная разминка проводится групповым способом или индивидуально.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.