Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории спорта




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СПОРТА

Научная теория спорта включает в себя следующие компоненты. ис-= следование процессов возникновения и развития спорта; строение (структура) теории спорта и характеристика основных элементов и существующих между ними связей; анализ специфической ее роли в сложном процессе научного познания.

Массовому спорту, спорту высших достижений и профессиональ­ному присущи общекультурные и общевоспитательные функции:

• эстетические — связаны с удовлетворением потребности лично-;
сти в гармоничном развитии;

• нормативные — обеспечивают выработку и закрепление норм
физической, технической, тактической подготовленности, пока­
зателей спортивных достижений, правил нормирования трени­
ровочных и соревновательных нагрузок;

• информационные — реализуются в накоплении, распределении
и передаче от поколения к поколению ценных сведений о челове­
ке, его возможностях, средствах и путях их совершенствования;

• правовые — определяют то, что спортивная деятельность регла­
ментируется международными и отечественными нормативными
документами;

• экономические — предполагают материально-финансовое и тех­
ническое обеспечение учебно-тренировочного и соревнователь­
ного процесса спортсменов и деятельности тренеров, других спе­
циалистов, содержание и эксплуатацию спортивных сооружений,
оплату труда.

Престижность спортивных побед целенаправленно влияет на со­знание и чувства людей. Результаты выступлений спортсменов явля­ются одним из существенных доказательств о преимуществе здорового


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта • 189

образа жизни граждан. Спортивная мощь страны характеризуется за­воеванием первого места в неофициальном командном зачете в летних и зимних олимпийских играх, международных чемпионатах.

Россия последовательно укрепляет международное спортивное движение, углубляет и расширяет сотрудничество со спортивными организациями других стран. Регулярное проведение международных спортивных мероприятий в стране способствует строительству новых стадионов, дворцов спорта, бассейнов, горнолыжных трасс.

Социальная природа спорта — одна из областей деятельности об­щества — определяется потребностями труда и других форм жизнедея­тельности человека. Общество стремится к широкому использованию спорта в качестве средств воспитания, заинтересованности людей в собственном физическом совершенствовании.

К теории спорта относятся следующие основные понятия:

1) спорт — составная часть физической культуры, система органи­
зации и проведения соревнований по различным физическим
упражнениям, их комплексам;

2) спортивная деятельность — активный процесс, направленный
на формирование личности и выявление пределов человеческих
возможностей в конкретных исторических условиях; процесс,
происходящий на соревнованиях и направленный на выявление
высших спортивных результатов и их сопоставление;

3) соревновательная деятельность — специфическая форма, кото­
рой является система состязаний, сфера выявления и сравнения
человеческих возможностей;

4) система спортивной подготовки — комплекс взаимосвязан­
ных компонентов, направленных на эффективную подготовку
спортсменов к ответственным соревнованиям; компоненты си­
стемы — спортивная тренировка, прогнозирование спортивных
достижений, моделирование характеристик сильнейших спорт­
сменов, отбор кандидатов в сборные команды и основной состав
(для участия в крупнейших соревнованиях), восстановление
функций организма в процессе тренировки и соревнований;

5) система обеспечения спортивной деятельности — комплекс
взаимосвязанных между собой материальных и духовных компо­
нентов; экономическое обеспечение спорта в целом и его отдель­
ных частей; материально-техническое; кадровое; политическое
и морально-психологическое; научное, методическое и меди­
цинское обеспечение; организационно-управленческая деятель­
ность по развитию спорта в целом и отдельных его видов.


190 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 11. Общая характеристика теоретических основ спорта» 191


 


 


Теория спорта как наука включает в себя объект, предмет, принципа пы, законы, категории и методы исследования. В процессе развития! теория спорта сложилась из системы, включающей предмет теории! спорта, ее моделирование, методологические и теоретические основа-1 ния, разработку содержания теории, методов и средств исследования,,;! получение и использование результатов в практике спорта.

Предметом теории спорта является соревновательная деятель?! ность, процесс ее подготовки и обеспечения. Крупные подсистемы*! структуры теории спорта:

• целостная (обобщенная) характеристика природы, роли и ме*|
ста спорта в системе явлений социальной действительности (его |
естественных и социальных начал, основных форм и функций,!
в обществе, специфики в связи с другими социальными явления­
ми), а также тенденции дальнейшего его развития;

• теория спортивных состязаний (соревновательные нагрузки, рост |
результатов спортсменов; рост результатов в отдельных видах-
спорта; соотношение сил между национальными, ведомственны-'
ми и территориальными спортивными организациями; измене-1
ние численности спортсменов различной квалификации, кален­
дарей и правил соревнований, формул выявления победителей?!
командных зачетов; развитие видов спорта; совершенствование
программы соревнований — Олимпийских игр, международных |
чемпионатов);

• теория спортивной подготовки, в которую в качестве подсистем
входят тренировка, прогнозирование, моделирование, отбор,
восстановление;

• теория обеспечения спортивных соревнований и спортивной под­
готовки (изменение экономического обеспечения спорта в целом
и его отдельных элементов; антидопинговые правила; совер­
шенствование материально-технической базы — инвентаря, ста­
дионов, судейской аппаратуры, тренажеров; развитие научного,
методического и медицинского обеспечения, организационно-
управленческой деятельности и ее элементов; изменение кадро­
вого обеспечения; системы поощрения и стимулирования спорт­
сменов).

Эти подразделы структуры теории спорта как предмета могут под­робно решаться на уровне моделей.

Моделирование предполагает определение средств замещения объективных характеристик спорта, наличие процедуры измерения (в эксперименте или наблюдении). Абстракция позволяет применить


логико-математические модели на уровнях спортсмена, системы тре­нировки и спортивной подготовки, системы развития спорта в стране, в мире, олимпийского спорта (анализ социальных, экономических, политических, идеологических и других показателей).

Методологические и теоретические основания включают в себя все­общую, общую (общенаучную) и частную методологии, положения естественных наук, обеспечивающих содержание теории спорта. Фор­мирование содержания теории спорта заключается в разработке ее концептуального и категориального аппарата, принципов, компонен­тов, функций, а также классификации видов спорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.