Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В совершенствовании потенциальных возможностей спортсмена




Психологическая подготовка

Психологическая подготовка способствует развитию психических, во­левых качеств и созданию психической готовности спортсмена к со­ревнованиям. Направлена на реализацию в процессе соревнований потенциальных возможностей человека на достижение наиболее вьь сокого (легкая и тяжелая атлетика, стрельба) или оптимального (гим­настика, прыжки в воду) результата.


Правильно организованная психологическая подготовка помогает спортсмену, имеющему хорошие физические и технические кондиции, управлять своим психическим состоянием и регулировать эмоцио­нальное возбуждение в условиях борьбы. Имея такие качества, можно быть уверенным в своих силах, в выполнении приема или действия, в борьбе до конца, противостоянии раздражителям и помехам, а также уверенно руководить своими действиями, чувствами и поведением.

Задачами психологической подготовки спортсменов являются: вос­питание умения управлять своим психическим состоянием в условиях спортивной борьбы, формирование способности выполнять спортив­ные действия в экстремальных условиях и длительное время сохранять соревновательную работоспособность, совершенствование психиче­ских процессов — восприятий, мышления и внимания.

Психология спорта изучает: психические процессы (ощущения, восприятия), психологические особенности личности (темперамент, характер), особенности спортивной деятельности, поведение спортс­менов в условиях соревнований, эмоциональное состояние, методы регуляции неблагоприятных состояний и развития волевых качеств. Ответственность за психическое становление ученика несет тренер, он отвечает за рост его спортивных результатов, формирование психики. Участники соревнований испытывают чувство радости, огорчения, удовлетворения, неудовольствия. Эмоции повышают работоспособ­ность, а могут отрицательно сказываться на выступлении спортсме­нов. Положительные эмоции («боевая готовность») ведут к приливу сил, повышают сопротивляемость организма к утомлению, негатив­ные — вызывают неуверенность, апатию или излишнюю напряжен­ность. Оптимальное эмоциональное возбуждение в большинстве слу­чаев способствует достижению высоких результатов.

Большое внимание уделяется мотивации спортивной деятельности. Известна значимость мотивов в деятельности спортсменов и связь их с результатами. Важнейшим мотивом, способствующим достижению высоких показателей, является стремление поддерживать своими по­бедами славу спортивного клуба, Родины.

Общая психологическая подготовка включает: воспитание и изучение личности спортсменов, совершенствование у них волевых качеств.

Воспитание личности — важнейший вопрос психологической под­готовки. Тренер должен воспитывать своих учеников в духе высокой морали, патриотизма, товарищества, коллективизма. В процессе за­нятий формируются уважение и доверие, идейность и целеустрем­ленность, чувство патриотизма, особенно это важно в выступлениях


256 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

спортсменов на чемпионатах мира и олимпийских играх. В колле] необходимо создавать атмосферу единства взглядов, взаимоуважен! готовности подчинить свои интересы общественным. Это важно и 1$ ред соревнованиями и в процессе их, когда каждый спортсмен и к< лектив несут ответственность за честь своего клуба, страны в цел<Й| Только в коллективе возможно всестороннее развитие личности.

Важной частью общей психологической подготовки является и; чтение личности спортсмена. Тренер должен объективно оцени! ученика, его сильные и слабые стороны, типологические особенное^ нервной системы, общее развитие и способности, волевые качеа отношение к тренировке и учебе, стремления, мотивы, побуждают.] заниматься спортом, интересы и увлечения.

Тренер как опытный педагог и воспитатель обязан знать лич] жизнь ученика, его успехи и неудачи, анализировать причины их никновения, сопоставлять эти данные, чтобы оказать влияние на мированис личности. Ему надо знать методы исследования и услов] в которых могут наиболее ярко проявляться психические свойства подопечного.

При составлении характеристики личности спортсмена тренер чает; физическое состояние, уровень функциональной подготовлена сти, степень развития психических процессов, особенности точн< мышечно-двигательных ощущений; умение оценивать микро! валы времени, выполнять задачу в условиях помех; эмоциональна устойчивость, темперамент, характер.

Для этих целей можно использовать примерную психограм! спортсмена (резюме).

1. Общие сведения — фамилия, имя, отчество, год рождения, на­
циональность, образование, годы занятия спортом, спортив*
ный разряд, лучшие достижения, функциональное состояние!
по данным врачебных наблюдений.

2. Уровень развития физических качеств — сила, выносливость,1;
быстрота, ловкость, гибкость.

3. Техническая подготовленность — степень овладения техникой1
выполнения упражнений, приемов и действий в тренировках
и на соревнованиях.

4. Уровень развития психических процессов — точность мышечно-,
двигательных ощущений, восприятий и представлений; идео-
моторных реакций, сосредоточенности внимания и его кон­
центрации; эмоциональной устойчивости на тренировках
и соревнованиях.


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс * 257

5. Основные черты характера — убежденность, требовательность,
трудолюбие, правдивость, честность, общительность, справед­
ливость, коммуникабельность, скромность, самокритичность.

6. Уровень развития волевых качеств — настойчивость и упорство,
самостоятельность и инициативность, выдержка и самооблада­
ние, смелость и решительность.

7. Заключение — сильные и слабые стороны спортсмена в физиче­
ской, технической и психической подготовленности, готовность
к ответственным соревнованиям, рекомендации по устранению
недостатков.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Успехи в спорте возможны только в том случае, если спортсмен в любой обстановке способен преодолевать трудности и активно руководить своей деятельностью для достижения высокого результата. Преодоление трудностей — значимый фактор проявления воли.

Волевое действие включает в себя постановку и определение цели, принятие решения и самое главное — его исполнение, что требует пре­одоления субъективных и объективных трудностей. Выполнение со­ревновательного упражнения или серии упражнений — существенное звено волевых действий.

Волевые действия, проявляемые спортсменом, следующие:

• дисциплинированность — неукоснительное соблюдение правил
и задач тренировки, требований тренера, правил соревнований,
примерное поведение, соблюдение режима;

• целеустремленность — осознанные и устойчивые цели, высокая
нравственность, сочетание личных целей с задачами общества,
определение четких перспектив, контроль над их выполнением;

• выдержка и самообладание — ясность сознания в трудный мо­
мент, управление своими действиями в напряженной обстановке,
регулирование эмоций, борьба с физическим и нервным утомле­
нием;

• настойчивость и упорство — стремление достичь поставленной
цели, преодоление трудностей на тренировках и соревнованиях;

• смелость и решительность — уверенное и своевременное обдумы­
вание решений при выполнении сложных действий, исполнение
рискованных упражнений, осуществление принятых решений;

• инициативность и самостоятельность — активное отношение
к исполнению задач, действия в сложной ситуации по собствен­
ному усмотрению, творческая оценка своих успехов и ошибок.


17-3149


258 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 14. Учебно-тренировочные занятия как психолого-педагогический процесс • 259


 


 


Специальная психологическая подготовка направлена на подгото] спортсмена к соревнованиям и включает в себя следующие: нако! ние информации о соревнованиях, моделирование на трениров] условий соревновательной деятельности, настройку на выполнен! сложных действий, управление поведением спортсмена, умение оп| делить и регулировать эмоциональное состояние.

Моделирование на тренировках условий соревнований явлж точным повторением их компонентов. Определяются техничес! и тактические действия, психические напряжения. Важно предус! треть нагрузки и их чередование с отдыхом. Например, на соревш ваниях по тяжелой атлетике перерывы между подходами к ш: в 2—3 раза продолжительнее, чем на тренировках. В данном сл моделируя условия соревнований, тренеры должны увеличивать пау; между подходами.

Гимнастам во время соревнований приходится находиться на м(стах участников 20—30 мин, в то время как упражнение длится 70 с, опробование — 30 с. Это надо моделировать на тренировках в от дельных видах гимнастического многоборья.

Для воспитания привычки к необычным условиям соревнований целесообразно на тренировки приглашать зрителей, судей, искус* ственно создавать шум, проводить занятия под музыку.

Обучение настройке на выполнение действий является частью мо-) делирования соревнований. Большинство спортсменов перед выпол­нением упражнений (игрой), задолго до старта и непосредственно пе-.| ред ним мысленно воспроизводят технически совершенное действие Сосредоточение внимания на будущей деятельности способствует це­ленаправленному выполнению основного приема. Спортсмен может мысленно построить модель движения, заглянуть вперед и запрограм­мировать свои действия.

Настройка состоит из нескольких этапов, среди которых выделя­ются мысленное воспроизведение действия и сосредоточение внима­ния перед стартом. Мысленное воспроизведение обеспечивает четкое представление деятельности. Рекомендуется определить характер дви­жения, его ритм, скорость, время, амплитуду, «проговорить» суще­ственные и мелкие детали.

Сосредоточение внимания, его концентрация перед началом, на­пример, разбега, подъема штанги, прыжка, — важный элемент на­стройки. В это короткое время спортсмены думают о первом элементе, месте, где выполнить толчок ногой, как выполнить поворот, отдавать самоприказы, например: «Толчок ногой — сильнее!»; «Рывок штан-


ги — выше!»; «Поворот — резче!»; «Спуск — плавно!». В процессе тре­нировки спортсменам необходимо запомнить эти действия и неодно­кратно повторить их.

Управление поведением спортсмена, осущестшшемое тренером на соревнованиях, важно, как и перед ними. Внешний вид тренера, его слова, жесты постоянно находятся в поле зрения ученика. Тренер должен: предвидеть любые случайности, которые могут возникнуть во время выступлений; уметь успокоить спортсмена, направить его на дальнейшую борьбу; внушить уверенность в победе; коротко и ясно указать причину ошибки; обратить внимание на тактический или тех­нический прием; помочь найти нужное ощущение о движении. Слово тренера во время соревнований, поединка, матча — одно из сильных средств воздействия.

Умение определять эмоциональное возбуждение на тренировке и перед соревнованием имеет большое значение для диагностики психического состояния спортсмена. Степень возбуждения можно установить с помошью наблюдений за поведением, мимикой, речью, исследований вегетативных сдвигов, кожно-гальванических рефлек­сов, тремора. Надо не только оценить состояние на данный момент, но и сравнить его с тем, которое было на других соревнованиях.

Для определения уровня эмоционального возбуждения применя­ются следующие методы и способы:

1) наблюдение за проявлением внешних признаков напряженно­
сти — побледнение, покраснение, потоотделение, раздражи­
тельность, устойчивость, внимание;

2) измерение частоты пульса перед соревнованиями, в ходе их
и сравнение данных с показателями, зафиксированными
на других выступлениях;

3) измерение частоты дрожаний рук тремометром;

4) измерение точности усилий кистевым динамометром;

5) регистрация секундомером точности временных интервалов,
другими техническими средствами.

Эмоциональное возбуждение у спортсмена можно снять перед стартом — проводится специальная разминка, аутогенная и психоре-гулируюшая тренировка, выполняются упражнения на расслабление и успокоение дыхания. Разминка создает оптимальный настрой на со­ревновательную деятельность.

Таким образом, психологическая подготовка обязательна на всех этапах обучения и тренировок, она способствует формированию лич­ности спортсмена.


260 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Контрольные задания

1. Назовите цели, для которых определяется уровень макси\и
кого потребления кислорода.

2. Назовите подсистемы, которые выделяют в спортивном уп]
нении.

3. Определите, почему специальные тренажеры и оборудова
повышают эффективность и ускоряют процесс освоения тех!
ки движений.

4. Составьте для тренера перечень вопросов, направлен»,
на изучение личной жизни и профессиональной подготов!
спортсмена.

5. Объясните, для чего нужны настройка и сосредоточение вни]
ния спортсмена перед стартом.


 

ГЛАВА



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.