КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы установления контактов с семьями учащихся
Семья как часть общественного организма должна быть активна в обучении и воспитании своих детей средствами и методами физической культуры. Это важно потому, что в этот период происходит физическое и биологическое становление юношей и девушек. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен. Учителю надо постоянно искать качественные отношения с семьями. Здесь действуют важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к личности. Учитель и родители должны совместно обучать и воспитывать подростков: передавать им знания, умения, навыки, нормы поведения, ценности, духовность. В основе работы учителя физического воспитания с семьей должны быть методы и действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим, он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Родители знают свои обязанности, но не у всех на практике 21-3149 322 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами... * 323
воспитание получается таким, как оно должно быть, им важно знать не только что делать, но и как делать. Правильная норма взаимоотношений у детей и родителей — взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, совместное решение, удовлетворяющее обе стороны. Важно то, что добрые отношения развивают у педагогов и родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга. Беседы с отцами и матерями, у которых дети или не успевают, или недисциплинированны, могут дать положительный результат. Надо называть родителям положительные стороны их детей, которые следует развивать, в чем хорошими помощниками могут быть занятия спортом. Добрые отзывы о детях сплачивают родителей, что положительно отражается на ребенке, у него повышается интерес к обучению вообще, к занятиям в спортивной секции в частности. Психологически родители готовы поддерживать пожелания и начинания учителя физического воспитания, чтобы ответственно отнестись к судьбе своих детей.
Классный руководитель (тьютор) как официальный представитель должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем различных отношений. Он как бы становится членом семьи, на него подчас опираются родители, в поисках помоши ему доверяют сокровенное, советуются с ним. Учитель всегда должен быть с родителями тактичным, доброжелательным. Его миссия — помощь родителям в воспитании юношей и девушек. Формирование характера учащихся не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Все это надо воспринимать как проявление закономерностей развития молодых людей, тогда результаты воспитания не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Одна из форм установления контактов — посещение семьи ученика. Однако посещение должно осуществляться по приглашению, в удобное для семьи время. Внезапное посещение может вызвать сму-шение, замешательство родителей, нарушить их уют. Если посещение осуществляется по взаимному согласованию, тогда можно решить все накопившиеся проблемы. Поэтому учителю к посещению семьи надо готовиться. О своем воспитаннике родителям сообщаются интересные и положительные факты. Похвала должна звучать психологически тонко и педагогически правильно. Надо знать, в каких семьях успешно решаются задачи воспитания, почему возникают ошибки.
Если с родителями будет найден контакт, целесообразно попросить их выполнить какое-либо поручение, например; посетить уро- ки по плаванию, гимнастике, посмотреть, как проходят тренировки в секциях, быть в качестве гостя на соревнованиях. Если можно, надо предложить родителям взять шефство или наставничество, участвовать в соревнованиях в качестве спортивного судьи. Возможно, что родители могут оказать содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встречи с интересными людьми, в создании физкультурно-спортивной библиотеки. Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении учебно-спортивной базы, методического кабинета, в изготовлении простейших тренажеров или помошь в ремонтных работах — все это будет хорошим воспитательным импульсом в деятельности учебного учреждения. Учитель контактирует с семьями учащихся в ходе педагогических лекториев, научно-практических конференций, родительских собраний. Надо привлекать внимание родителей к современным проблемам воспитания. Одной из форм такой работы могут быть университеты педагогических знаний для родителей. Занятия предусматривают лекционный курс и семинары, Хорошим подспорьем являются итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания, где можно наметить пути решения назревших проблем семейного воспитания. Тематика конференций — самая разнообразная, в частности: воспитание учащихся с помощью учебно-тренировочных занятий в секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях, особенно в экстремальных видах спорта и туризма. Дни открытых дверей требуют большой подготовки, они проводятся систематически. Оформляется место, где предполагается встреча с абитуриентами, назначаются ответственные лица, составляется программа праздника. В этих мероприятиях обязательно должны участвовать лучшие спортсмены учебного учреждения. Обычно выступают руководители, учителя, учащиеся. В концерте художественной самодеятельности участвуют представители спортивного актива, отмечаются лучшие спортсмены. Родителей приглашают для ознакомления со спортивными сооружениями и оборудованием.
Здесь можно демонстрировать спортивную атрибутику учебного учреждения; флаг, эмблему, спортивную форму, вымпелы, знаки спортивного отличия, завоеванные на соревнованиях кубки и грамоты, портреты отличившихся спортсменов. Учащиеся рассказывают родителям о том, как они учатся, демонстрируют свои умения и навыки, например, в гимнастике, баскетболе, в самообороне. Юноши и девуш- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА ки готовят цветы и сувениры для вручения их родителям. На видном месте обязательно вывешиваются рисунки, фотографии о спортивных соревнованиях и учебных занятиях по физической культуре. По возможности демонстрируются видеофильмы о спортивной жизни учебного учреждения. На родительских собраниях решаются различные проблемы, например, проведение дополнительных занятий с теми учениками, которые имеют отклонения в здоровье, участие юношей и девушек в военно-патриотических играх. Надо сделать все, чтобы в мероприятиях участвовали и учителя, и родители. Чтобы родительские собрания проходили эффективно, готовится план-вопросник, в котором отражаются проблемы для их обязательного разрешения. Целесообразно по вопросам физического развития учащихся организовывать систематические консультации, которые могут проводить учителя физического воспитания. Ответы на вопросы родителей должны быть даны в одобрительной форме, следует доброжелательно относиться к инициативе родителей, а в готовности оказать помощь семье давать конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |