Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики проведения




Учитель физического воспитания как классный руководитель

Основным структурным элементом воспитательной системы в сред­нем профессиональном учебном учреждении является учебная груп­па (класс). Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социально-нравственные отношения между учащими­ся, осуществляется забота о социальном благополучии молодежи, ре­шаются проблемы досуга, сплочения коллективов, формируется соот­ветствующая эмоциональная атмосфера.

Координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель (тьютор), которым может быть учитель физи­ческого воспитания. Он взаимодействует с руководством и коллегами, с учащимися и их родителями, его деятельность обязательно регла­ментируется уставом учебного учреждения.

Классный руководитель — учитель, наставник, воспитатель, стар­ший товарищ, образец поведения и пример для подражания. Он обя-


 

328 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА_______

зан вникать в межличностные взаимоотношения коллектива, форми­ровать доброжелательные отношения между юношами и девушками. Главное направление в деятельности — воспитание молодежи в духе высокой нравственности, осознания своих прав и обязанностей, от­ветственности перед учебной группой и учебным учреждением.

В связи с новыми тенденциями в образовательной системе страны изменяется и статус классного руководителя. Это может быть учитель-предметник, педагог-технолог, одновременно выполняющий функции классного руководителя; классный руководитель, осуществляющий только воспитательные функции (освобожденный классный руково­дитель — классный воспитатель). В некоторых учебных учреждениях введена должность наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), классного куратора (попечителя), медиато­ра, тьютора (защитника, покровителя, опекуна), когда учащиеся гото1-вы взять на себя ряд организаторских функций учителя.

Классный руководитель обязан проводить целенаправленную ра­боту с учениками и их родителями. Он оказывает помощь в органи­зации учебной и внеучебной работы, в зависимости от условий может быть консультантом. Его роль изменяется в зависимости от возраста, самоуправленческой деятельности учащихся. Опытный классный ру­ководитель, обладая качественными личностными особенностями, а также в зависимости от условий жизни, отношений в семьях должен обеспечивать индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Возможен и такой вариант, когда классный руководитель орга­низует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии. Однако практическую работу воз­лагают на старших учащихся для проведения различных физкультурно-спартивных мероприятий в младших классах, что предоставляет боль­шие возможности для развития самоуправления.

Учитель как классный руководитель решает задачи в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Он содействует реализации творческого потенциала личности, обеспечивает социальную защиту и подготовку к самостоятельной жизни, а также нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития воспитанников, не позволяет ущемлять их человеческое достоинство.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельно­сти классного руководителя как деятельность, направленную на за­щиту учащихся, оказавшихся в трудном положении. Возможно, это юноши и девушки из многодетных и малообеспеченных семей, дети-


Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами.

инвалиды, сироты, беженцы, которые нуждаются в социальной защи­те. Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель решает задачи, связанные с деструктивными отношениями сверстников.

Одним их направлений деятельности классного руководителя яв­ляется поддержка положительной инициативы, связанной с организа­цией познавательной и трудовой деятельности, эстетического досуга, эффективных тренировок в спортивных секциях, в проведении ориги­нальных спортивных соревнований. Именно в таких условиях проис­ходит сплочение коллектива в достижении поставленных целей.

Классный руководитель должен быть психологом и постоянно от­слеживать изменения в воспитанности учащихся, ему надо выявлять причины неэффективности результатов, понимать то, что необходимо изменить в педагогическом процессе. Одним из важных аспектов в ра­боте классного руководителя является планирование деятельности, что позволяет обеспечивать рациональную организацию педагогического труда, качественное управление, достижение положительного резуль­тата. Все это достигается при тесном сотрудничестве с учащимися.

Одной из функций деятельности классного руководителя является контроль, а также коррекция в обеспечении постоянного воспитатель­ного процесса. Это означает, что надо выявлять как положительные результаты, так и недостатки. Коррекция включает совместную работу классного руководителя и коллектива в целом.

Классный руководитель как представитель администрации учеб­ного учреждения имеет право: получать информацию о психическом и физическом здоровье учащихся; контролировать посещаемость и успеваемость; координировать и направлять работу других педа­гогов; проводить воспитательную работу; выносить на рассмотрение администрации, совета учебного учреждения вопросы по совершен­ствованию методов обучения и воспитания; приглашать родителей (или других официальных лиц) по актуальным проблемам обучения и воспитания юношей и девушек; получать помощь от учительского коллектива; вести исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания учащихся.

Классный руководитель обязан: умело проводить учебную и вос­питательную работу для достижения положительного результата; ока­зывать помощь ученикам в освоении учебных программ; устанавливать контакты с родителями и оказывать им помощь в воспитании обучаю­щихся. Он поддерживает ученика в раскрытии его таланта, в выявле­нии лучших устремлений к учебе, спорту, в нейтрализации негативных



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 18. Сотрудничество учителя физического воспитания с коллегами.


• 331


 


качеств. К каждому необходимо найти свой ключ для взаимопони­
мания, нужно расположить к себе, вызвать молодого человека на от
кровенность, завоевать его доверие, чтобы он смог поделиться своими
мыслями, сомнениями. двоими

Юноши и девушки легко попадают под влияние модных вея­ний. Особенно это заметно в их стремлении подражать звездам кино и эстрады, шоу-бизнеса, кумирам от спорта, что иногда проявляется в их агрессивном поведении, особенно если они находятся под воз­действием алкоголя или наркотических средств. Забота старших -объяснять негативные последствия подобных увлечений их пагубное влияние на здоровье.

Многообразие форм взаимодействия учителя и ученика требует по­стоянного их обновления. Формы работы по своему содержанию и по строению должны быть неповторимы, однако в воспитательной работе главные идеи появляются в процессе коллективного осмысления

Классный руководитель является организатором и координатором учебно-воспитательной, спортивно-массовой и общественной работы Он сотрудничает с коллегами, с семьями учащихся, чтобы обеспечить успешность учебной деятельности; на собраниях информирует о ди­намике умственного и физического развития учащихся трудностях с которыми приходится сталкиваться. В случае необходимости вовле­кает коллег и родителей в обсуждение путей преодоления этих трудно­стей, предварительно познакомив их с особенностями психического развития юношей и девушек, имеющих отклонения в развитии

Целесообразно, чтобы во взаимодействии классного руководите­ля, коллег, родителей и представителей общественных организаций к воспитанию учащихся были выработаны единые подходы которые можно найти только в консенсусе. Учителя анализируют результаты наблюдений, обмениваются информацией, вырабатывают управлен­ческие решения в преодолении возникающих проблем в обучении и воспитании юношей и девушек. Основной формой работы класс­ного руководителя с коллегами являются беседы, чтобы предупредить различные трудности и конфликты, найти пути совместного решения

ТОЙ ИЛИ ИНОЙ Проблемы. ^шсния

Эффективность работы классного руководителя определяется по результатам, позволяющим оценить: уровень достижения постав­ленных целей и задач в умственном и физическом развитии учащих­ся; управленческие функции (педагогическая деятельность и обще­ние учителя, реализация задач, работоспособность и здоровье умение организовывать и проводить мероприятия); позитивные изменения


в воспитании учащихся; успеваемость учащихся; ведение документа­ции, оформление методического кабинета; педагогическое мастерство и авторитет среди учащихся, родителей и коллег.

Контрольные задания

1. Дайте характеристику организаторской деятельности учителя
физического воспитания.

2. Назовите способы разрешения конфликта, возникшего в учи­
тельском коллективе.

3. Назовите и дайте характеристику формам установления контак­
тов учителя физического воспитания с семьями учащихся.

4. Раскройте направления деятельности классного руководите­
ля — учителя физического воспитания.

5. Назовите физкультурно-спортивные мероприятия, которые
оказывают существенное влияние на учебную и воспитательную
работу учащихся.


ГЛАВА

ЭКСКУРСИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.