Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Коммерческая деятельность на современном рынке товаров и услуг все большую роль при формировании условия для достижения сбалансированности спроса и




Коммерческая деятельность на современном рынке товаров и услуг все большую роль при формировании условия для достижения сбалансированности спроса и предложения, совершенствования прямых связей между поставщиком и покупателем, расширением ассортимента предлагаемого к реализации товара, развития цивилизованной конкуренции между производителем (поставщиками) за рынки сбыта и т.д. Это предопределяет необходимость овладения знаниями о коммерческой деятельности, осмысления принципов, методов по форме ее организации.

Коммерческая деятельность как процесс купли – продажи товаров формирует условия и способы хозяйствования во всех отраслях и организациях, так как основной функцией предприятий независимо от вида деятельности в условиях рыночных отношений становится сбыт произведенной (купленной) продукции. Выход на рынок без глубоких знаний его законов, мотивов поведения покупателя и конкурента, прогрессивных методов реализации товаров приводит к тому, что отечественный производитель становится неконкурентоспособным, предприятие (организация) – банкротом.

С переходом на рыночные отношения расширяется круг товаров, реализуемых на рынке. Помимо традиционных товаров на рынке реализуется средства и предметы труда, рабочая сила, ценные бумаги. В соответствии с этим увеличивается и усложняется коммерческая деятельность.

Рыночные рамки раздвигаются, что обуславливает перестройку системы экономического регулирования процессов взаимодействия государства, организации, предприятия и потребителя (населения). Это вызвало увеличение объема реализации, расширения ассортимента продукции, включая средства производства и капиталовложения, формирование рынка кредита и ценных бумаг, а также рынка научно-технических знаний и услуг по их освоению в производстве, созданием организационных структур, обслуживающих и управляющих рыночными отношениями. Коммерческая деятельность является индикатором такого цивилизованного и конкурентного развития рынка. Поэтому ее изучение и совершенствование позволит выработать комплекс мер по формированию рыночных отношений, адекватных потребностям государства и общества.

Поскольку в этой ситуации проблемы реализации товаров при усиление конкуренции на рынке обостряются, повышается роль коммерческой деятельности в их решении на основе данных анализа, обобщенных научных и практических знаний в области маркетинга, при помощи которого можно получить картину процесса реализации: где продается товар, кто этот товар продает, как этот товар наиболее эффективно продать и что для этого необходимо.

В имеющей научной, учебной, методической литературе по соответствующей тематике в основном анализируются условия экономического развития западных стран. В нашей стране переход к рыночной экономике носит специфичных характер и определяется стагфляцией, снижения жизненного уровня населения, его покупательной способности, несовершенством законодательной базы, обеспечивающей стимулирующее воздействие рыночных отношений на производство и реализацию продукции, их совершенствование, качественное улучшение. Это вызвало необходимость адаптации зарубежных знаний о рынке, коммерческой деятельности, способах и методах активизации купли-продажи товаров и услуг к условиям хозяйственной практики организаций России.

В данном учебном пособии собран отечественный опыт по организации коммерческой деятельности, подкрепленный изучением зарубежных источников с точки зрения применения их материала в российских условиях.

 

 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В экономической литературе и на практике понятие «коммерческая деятельность», «коммерция», «предпринимательство», «бизнес» или идентифицируются, или к какой-то мере противопоставляются. Бесспорно, эти понятия имеют ряд общих признаков, в частности, конечная цель предпринимательства, коммерции и бизнеса – получение максимальной прибыли – едина, хотя способы ее формирования различаются.

Исторически термин «предпринимательство» в научной литературе имеет более раннее определение и обоснование. Так термин «предпринимательство» рассматривался еще в римском праве. В дальнейшем терминология уточнялась, изменялась. В основном суждения о предпринимательстве разворачивались вокруг таких понятий, как владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли и капитализацию дохода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельность, риск, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством.

Начало разработки теории предпринимательства положил английский экономист Р. Катильон. К предпринимателям он относил тех, кто приобретая нужные средства производства, производит продукцию для продажи с целью получения дохода.

Другой известный экономист А. Смит понимал под предпринимательством, прежде всего, собственника, идущего на экономический риск ради реализации идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует производство, распоряжается его результатами.

На умение соединить и комбинировать факторы производства как основную функцию предпринимателя указал Ж. Сэй. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими – он выдвигал в качестве главного фактора получения предпринимательского дохода.

Предпринимателем, с точки зрения Шумгетера, может считаться тот. Кто создает новую деятельность, направленного на производство нового типа продукта.

Это общее, емкое и расплывчатое определение не дает ответа на вопрос об объекте и предмете предпринимательства. Отход от классических форм и терминов приводит к неразберихе как в экономической науке, так и в практической деятельности. Не углубляясь в дальнейшую дискуссию мы даем свое, может быть в узком понимании, определение «предпринимательства».

Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность граждан, предприятий и их объединений в целях получения прибыли. предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой или финансовой либо являться их сочетанием.

Предпринимательство предполагает поиск новых возможностей для усиления хозяйственной активности, освоения новых рынков, перехода к производству новых товаров и услуг, выходы на новые финансовые и материальные ресурсы, внедрение различных нововведений.

Понятие «коммерция» возникло позднее и произошло от латинского «commercum» - торговля. В широком понимании – это предпринимательская деятельность в торговой сфере. В тоже время, в период 1987-1995 гг. широкое распространение получило толкование коммерции как любой деятельности, основной целью которой является получение прибыли. Поэтому в ГК РФ деление на коммерческие и некоммерческие организации (ст.50) осуществляется исходя из основной цели: либо последующие извлечение прибыли (коммерческие организации), либо не имеющие такой цели и не распределяющую полученную прибыль между участниками. При этом к некоммерческим организациям отнесли потребительскую кооперацию, основным видом деятельности которой, начиная с середины XIX века, т.е. более 150 лет, является торговля. Такая несуразица в понятийном аппарате приводит к неоднозначному толкованию последующих подзаконных актов. Поэтому в работе мы попытались уточнить это понятие.

Коммерческая деятельность – это деятельность предприятий, организаций и граждан по осуществление операций купли-продажи товаров и услуг и получение доходов и прибыли, направленных на реализацию уставных целей.[1]

Развитие предпринимательства и диверсифиция видов его деятельности предопределили выделение «бизнеса, как более продвинутой и современной формой предпринимательства. Первые определения бизнеса были связанны с обращением ценных бумаг и интерпретировались как «делание денег из денег».

В Современном экономическом словаре «бизнес – это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность с целью получении прибыли и развития собственного дела». Это определение по своей сути идентично «предпринимательству». В тоже время его употребление связанно со сферой услуг и обращения ценных бумаг. Для идентификации этого понятия с видом деятельности нами предложено следующее его определение.

Бизнес («получение денег из денег») – экономическая деятельность (занятие) хозяйствующего субъекта, осуществляемого за счет собственных или заемных средств, связанная со сделками купле-продаже денежных ресурсов, ценных бумаг и операциями по реализации услуг для получения прибыли.

Приведенные общепринятые определения позволяют сделать ряд выводов. предпринимательство предполагает получение прибыли за счет организации эффективного производства и только потом производит обмен товара на деньги, в сфере коммерции прибыль получают в основном за счет товарообменных (товарно – денежных) операций, а в бизнесе прибыль формируется главным образом от сделок с ценными бумагами, кредитными ресурсами, продажей услуг и т.д., т.е. объекты получения прибыли для этих видов деятельности различны.

Условия осуществления и совершенствования этих видов деятельности – наличие различных товарно-денежных отношений в рыночных социально-экономических системах. Поэтому переход экономики России на рыночные отношения через приватизацию и плюрализм форм собственности, создание предпосылок для конкуренции, банкротства и саморазвития организаций предопределил появления предпринимательства и бизнеса, расширения поля коммерческой деятельности.

О начале формирования в России материальной базы коммерческой деятельности, предпринимательства и бизнеса свидетельствует доля предприятий и организаций негосударственного сектора в общем их числе (см. табл. 1.1) и факт создания инфраструктуры, обеспечивающей развитие предприятий. Так, как на 1 января 1998 г. в России действовало около 90 товарных бирж. На которых в 1997 г. заключено около 100000 сделок; на биржевом фондовом рынке действуют 516 бирж, на них заключено более 500 000 сделок, из них по операциям с ценными бумагами – 609,4 тыс.

В 1993-1994 гг. создана сеть негосударственных банков, формирующих современную рыночную систему финансово-кредитных операций и в значительной степени влияющих на развитие коммерческой деятельности.

Формирование в экономике Российской Федерации различных по форме собстве6нности и организационно-правовым формам предприятий ставит совершенно иные чем прежде задачи организации их взаимодействия на основе коммерческих отношений (см. табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

Распределение предприятий и организация по формам

собственности (на 1 января)*

Показатели Число предприятий, тыс. В % к итогу
1995г. 2000г. 1995г. 2000г.
Всего В том числе Государственная собственность Собственность общественных организаций Частная собственность Прочие формы собственности, включая смешанную собственность 1946,3   324,6 53,5   1215,9   352,3         16,7 2,7   62,5   18,5   11,0 6,3   73,8   8,5

* Россия в цифрах. Госкомстат России. – М.: Финансы и статистика, 1996.-251 с.; 2000 – 312 с.

 

Коммерческие отношения – это отношения по поводу купли-продажи с учетом законов рынка, спроса и предложения, конкуренции. Поскольку процессом купли-продажи товаров охвачены все граждане, коммерческие отношения отражают участие как юридических, так и физических лиц в этом процессе.

Существуют три основные условия, делающих товаропроизводителей полноценными субъектами коммерческих отношений:

1. движущий мотив деятельности – извлечение прибыли (дохода) в процессе движения товара по каналам сбыта;

2. самостоятельность в действиях, сообразуемых с потребностями рынка (самостоятельное использование имущества, определение направлений и объектов деятельности, выбор поставщиков и потребителей, формирование цен, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов);

3. экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Последнее предполагает в случае неэффективной коммерческой деятельности объявления банкротства.

4. Коммерческие отношения субъектов рынка выделяются в самостоятельные управленческие звенья, основными задачами которых являются:

5. получение части стоимости, которую предприятия уступают коммерческим организациям за реализацию своей продукции;

6. получение и использование экономии материальных, денежных и трудловых затрат общества на процесс обращения товаров;

7. приобретение и использование средств обращения, необходимых для осуществления таких управленческих звеньев;

8. удовлетворение платежеспособного спроса покупателей.

9. Для решения этих задач разрабатывают комплекс действия по поведению коммерческих операций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.