Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и функции коммерческой деятельности




 

Термин «коммерция» происходит от латинского commercium – торговля, торговые операции. Поэтому «коммерсант» - это специалист (работник), осуществляющей торговую (торгово-сбытовую, посредническую) деятельность, т.е. деятельность по организации и обслуживанию купли-продажи товаров и услуг. Процесс коммерческой деятельности является завершающим в товарном производстве и от него зависит конечный результат работы организации в целом независимо от того, какой деятельностью она занимается. Через коммерческую деятельность осуществляется связь организации с конечными потребителями ее продукции или услуг. Если в организации существует система маркетинга, то при выработке стратегии и тактике коммерческой деятельности коммерческие службы взаимодействуют с маркетологами, опираясь на рекомендации маркетинговых исследований. Однако комме5рческая деятельность существует независимо от того, есть ли маркетинговые службы или нет. Коммерческие службы работают с конкретным товаром, поставщиком и покупателем и функционируют, пока есть необходимость и возможность продать товар или услугу. Поэтому коммерческое дело требует знания рынка, его законов и правил, владения информацией о конкурентах и т.д.

Осуществление коммерческой деятельности предполагает решение задачи сбыта конкретного уже произведенного товара. Для этого на рынке товаров и услуг должен быть найден компромисс между интересами продавца и покупателя.

Для продавцов (предпринимателей) выгодой является доход, полученной от сделки, для покупателей – товар (услуга), наилучшем образом удовлетворяющая потребность. В идеале коммерческая деятельность обеспечивает выгоду как продавцу, так и покупателю, т.е. если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для продавца, и для потребителя, коммерческая деятельность эффективна.

Эффективная организация коммерческой деятельности обеспечивается при определенных условиях:

1. общественное разделение труда, обусловливающем необходимость обмена товара;

2. хозяйственной самостоятельности организации-производителя и потребителя товара, их экономической обособленности;

3. равноправии поставщика (продавца) и покупателя товаров, свободе выбора поставщика и покупателя на рынке товаров и услуг;

4. материальной и финансовой ответственности сторон при осуществлении операций по купле-продаже, выполнение договорных обязательств;

5. конкуренции производителей товаров и свободе предпринимательства;

6. полной хозяйственной ответственности субъекта рыночных отношений за использование ресурсов и обеспечение эффективной хозяйственной деятельности.

Эти условия должны подкрепляется стабильностью развития государства и законодательными актами, регулирующими взаимодействие субъектов рынка, государства и организации.

Коммерческие деятельности присущи определенные признаки:

1. стремление субъектов коммерции реализовать свои интересы независимо от того, реализуются при этом интересы контрагентов или нет;

2. стремление к навязывания своих интересов в том случае, когда контрагенты отказываются принимать не устраивающие их условия коммерческой сделки;

3. проявление и поощрение личной или коллективной инициативы субъектов коммерции в коммерческом процессе;

4. способность и готовность субъектов коммерции идти на рискованные коммерческие сделки на условиях высокой доходности при сомнительной вероятности;

5. способность субъектов коммерции предвидеть последствия, выделить наиболее существенные условия сделки, обеспечивающие высокую доходность при минимальных потерях.

Для того, чтобы понять сущность коммерческой деятельности, необходимо дать определение понятия «коммерческие процессы».

Коммерческие процессы – это процессы организации купли-продажи товаров с целью получения максимальной прибыли.

К таким процессам относятся:

1. изучение и формирование рынка сбыта товаров по результатам анализа и посредствам прогнозирования покупательского спроса;

2. организация и оптимизация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров;

3. организация и осуществление сбыта и закупки товаров и сырья, оптовая закупка-продажа товаров, розничная реализация товаров;

4. стимулирование реализации через рекламно-информационную деятельность и прогрессивные формы торговли;

5. формирование оптимального ассортимента реализуемых товаров и услуг;

6. управление товарными запасами.

Комме6рческие процессы в разных организациях имеют свои особенности в зависимости от основного вида деятельности, размеров, тактических и стратегических целей этих организаций. Однако можно выделить общие задачи организаций в области коммерческой деятельности:

1. поиск заинтересованных партнеров и делать их своими клиентами на длительное время;

2. профессиональное консультирование заинтересованных лиц и клиентов относительно потребительских свойств товаров, гарантийного и послепродажного обслуживания купленных товаров;

3. удовлетворение возможно большей части потребностей клиента предложением не только основного, но и сопутствующего взаимодополняющего ассортимента товаров;

4. укрепление деловых отношений с клиентами, которые хотят отказаться от ваших услуг (возможны случаи отказа: потеря привычного делового партнера – конкретного лица; вторжение конкуренции и другие; решение: поддерживать во всех случаях постоянные хорошие отношения с клиентом независимо от того, перешел он к конкуренту или нет);

5. стремление назначать цены, приносящие прибыль, предоставлять при этом льготу покупателям в виде скидки с цены, но не выше уровня прибыли, а также льготу в случае, когда покупатель способствует ускорению продажи: покупает товары постоянно, большими партиями и т.п.

 

1.2. Рынок – основа осуществления коммерческой деятельности

 

Коммерческая деятельность может быть организованна только на рынке в условиях товарно-денежных отношений. Без рынка коммерческая деятельность не существует. Поэтому коммерсанту важно знать рынок, т.е. базовые условия деятельности.

Есть несколько определений рынка как экономической категории. В частности, в маркетинге рынок определяется, в том числе, как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Другие определения:

· рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

· рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

· рынок – это сфера обмена, связывающая производителей и потребителей продукции;

· рынок – это горизонтальные прямые связи, во-первых, между производителем и потребителем, а во-вторых, между самостоятельными товаропроизводителями (т.е. каждый товаропроизводитель – имущественно самостоятельный объект).

Наиболее подходящее с точки зрения коммерческой деятельности определения рынка можно сформулировать следующим образом:

Рынок - система экономических отношений продавца и покупателя в процессе купли-продажи товаров, в рамках которых взаимодействуют спрос, предложение и формируется цены на товар. Рынок представляет собой особую сферу экономики, где при помощи денег обмениваются товары. Общая схема рыночных отношений: товар- деньги- товар. Исходным пунктом отсчета в рыночных процессах и материальной основой рынка является товар, что при стабильных рыночных отношениях заставляет товаропроизводителей осуществлять выпуск товара и качественно его улучшать, в соответствии со спросом при увеличивающей товарной массе.

Рынок существовал во всех общественно-экономических формациях, где предметы труда обменивались между производителями и потребителями при помощи всеобщего эквивалента – денег, т.е. выступали в форме товара. Понятие «рынок» неотделимо от понятий «общественное разделение труда» и «товарно-денежный обмен продуктов, предметов и средств труда». Таким образом, товарное производство, рынок и коммерческая деятельность как организующая процесс купли-продажи товаров на рынке находятся в неразрывном единстве и присутствуют там, где есть товарно-денежные отношения.

В каждой общественно-экономической формации рынок и коммерческая деятельность занимали определенное место, так как общественный строй определяет приоритеты и регулируемость экономического развития. В частности, при социалистической системе многие законы рынка не действовали или игнорировались. Коммерческая функция рынка при этом практически превратилась в распределительную, как это было в нашей стране, что привело к негативным явлениям: дефициту одних и избытку других видов продукции, созданию теневой экономике, появление «черных» рынков, ослабление покупательной силы денежной единицы, инфляции, нарушение эквивалентности обмена, что повлекло за собой деформацию представление об истинной цене и стоимости товара. насильственная реализация товара путем создания дефицита позволяло осуществлять его воспроизводство при неизменных качественных (а зачастую ухудшающихся) характеристиках. Такая деятельность была направлена на постоянное «динамичное» увеличение темпов роста объемов производства. Более того, поощрялось дополнительное производство всех видов продукции, в том числе и таких, которые не только не были рентабельны, но и при дополнительных затратах ничего на потребительский рынок не давали. На народнохозяйственном уровне это привело к разбалансированности рынка. Результат – отставание от уровня мировых достижений по качеству продукции и использованию достижений научно-технического процесса в производстве и удовлетворении потребности общества. Противоречия множились и для их разрешения стали создавать нормальный рыночный механизм, дабы появились условия для развития коммерческой деятельности.

Перечислим условия развития коммерческой деятельности в Российской Федерации:

· сформировался институт рыночной экономики и коммерческой деятель­ности — полная самостоятельность и независимость агентов, работающих на рынке, в сочетании с их экономической ответственностью. Это находит свое выражение в хозяйственном расчете и банкротстве. Только при этих условиях у

· хозяйствующих субъектов появляются мотивы, которые обеспечивают развитие коммерческой инициативы;

· создана экономико-правовая система для заключения договоров и сделок между равноправными партнерами, формируются горизонтальные связи, опирающиеся на рыночную инфраструктуру, оптовые предприятия, биржи, страховые фирмы и т. д.;

· определена система свободного ценообразования, обеспечивающая ком­мерческую заинтересованность организации (предпринимателя), создающая условия сбалансированности и пропорциональности спроса и предложения, ори­ентирующая производство на удовлетворение спроса потребителя;

· появились условия для рыночной конкуренции, базирующиеся на сочетании экономических, технологических и социальных предпосылок;

· на рынке действует достаточное число продавцов и покупателей, что по­зволяет реализовать стимулирующую функцию более эффективного производ­ства.

Для успешного развития коммерции необходима устойчивая финансовая система. В принципе, рынок сам обеспечивает сбалансированность суммы цен товаров и денег посредством свободного ценообразования. Однако при галопи­рующей инфляции результаты коммерческой деятельности обесцениваются и нет стимулов ее развития. В России это привело к обесценению оборотных средств коммерческих предприятий и создало прецедент неплатежей.

Как показывает практика, эффективность работы рыночного механизма во многом зависит от того, насколько полно экономика охвачена коммерческой деятельностью. Это означает формирование наряду с товарным рынком рынков финансового и рабочей силы, т. е. в процесс купли-продажи необходимо вклю­чать и тот потенциал, который ранее не являлся товаром. Хотя в России эти два элемента включены в рыночный оборот, из-за неразвитости инфраструктуры и нестабильности экономики они мало влияют на развитие коммерческой дея­тельности.

Следует отметить, что формирование национального рынка невозможно без развития внешнеэкономических связей. Национальные интересы в коммер­ческой деятельности должны обеспечиваться системой государственного про­текционизма отечественного производителя. Последнее в России не получило достаточного распространения ни в правовом ни в экономическом отношении. Поэтому более 50% товарной массы, реализуемой на рынке товаров и услуг, по­ступает по импорту.

При осуществлении коммерческой деятельности как обеспечивающей про­цесс купли-продажи следует учитывать функции рынка, которые можно оха­рактеризовать так:

· информационная — рынок дает участникам процесса производства, распределения и обмена информацию о качестве поставляемых товаров и услуг. Это позволяет сторонам коммерческих отношений приводить свои действия и товар в соответствие рыночной среде;

· посредническая — рынок позволяет субъектам товарно-денежных отно­шений в условиях разделения труда и специализации производства обменивать­ся результатами деятельности; при этом потребитель имеет возможность вы­брать оптимального поставщика, а поставщик находит наиболее подходящего
потребителя. Эта функция рынка напрямую реализуется через коммерческую деятельность;

· ценообразующая — на рынке признаются общественно-необходимые затраты на производство и реализацию продукции, и рынок через цену приближа­ет индивидуальные затраты на производство товара к его стоимости. Эта функ­ция реализуется посредством коммерческих операций;

· регулирующая — через конкуренцию, баланс спроса и предложения ры­нок воздействует на производство, стимулируя его с целью снижения индиви­дуальных затрат и повышения качества товара;

· санирующая — при помощи конкуренции рынок «очищает» обществен­ное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, стимулируя более предприимчивых и эффективно работающих. В результате повышается средний уровень устойчивости экономики государст­ва в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.