Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты коммерческой деятельности




Основным объектом коммерческой деятельности является товар, обладаю­щий стоимостью, потребительной и меновой стоимостью.

Товар — это продукт труда, произведенный для продажи с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

Потребительная стоимость товара — свойство удовлетворять челове­ческие потребности, т. е. быть общественно полезным благом.

Меновая стоимость товара — свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных количественных пропорциях.

У продавца и покупателя интересы на рынке разные. Покупатель ищет ценность товара в его полезности для себя (предельная полезность блага — это наименьшая полезность данного вида продукта из имеющегося запаса). Продавец же стремится при реализации товара получить максимальную выгоду в виде дохода.

Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т. е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выго­ды продавца и покупателя.

Являясь объектом коммерческих операций, товар характеризуется количе­ственными и качественными параметрами. Поэтому в сделках по купле-продаже товара, заключенных в письменной или устной форме, предусматривается как количество, ассортимент поставляемого товара, так и его качество.

Каждое предприятие должно иметь определенный перечень товаров, обра­зующих ассортимент.

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сор­тов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

По сырьевому признаку товары подразделяются (в зависимости от сырья, из которого изготовлены) на продовольственные и непродовольственные. Эта группировка затем детализируется: товары мясные, рыбные, молочные и т. д. В результате НТО на рынок вышли товары, изготовленные из заменителей нату­рального сырья и комбинированного сырья. Поэтому товары различают по сырьевому признаку исходя из их основного сырьевого компонента. Классифи­кация по сырьевому признаку необходима, чтобы можно было обеспечить соот­ветствующие условия хранения товаров, его реализации и эксплуатации. Иногда сырьевой признак служит характеристикой качества и безопасности товара.

По производстве и налу признаку товар рассматривают с двух точек зрения:

1) с точки зрения сложности его изготовления и эксплуатации (сложнотехнические товары, для реализации которых требуются определенные знания и, несложнотехнические, для продажи которых специальная подготовка не нужна);

2) с точки зрения условий формирования ассортимента.

По условиям формирования ассортимент товаров можно подразделить на производственный и торговый.

Производственный ассортимент — номенклатура товаров, выпускаемых предприятиями. Он узкоспециализированный. Специализация производства на выпуске определенного изделия предопределяет необходимость подсортировки товаров с учетом требований торговли (преимущественно на предприятиях оп­товой торговли).

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подле­жащих продаже в оптовой или розничной торговле.

Ассортимент товаров группируется также по товарным группам (это това­ры, объединенные по ряду признаков — однородности сырья и материалов, по­требительскому назначению и т. д. Например, мясопродукты — сырьевой при­знак, радиотовары — потребительское назначение).

По потребительским характеристикам товар можно классифицировать по ряду признаков. Здесь приводится только та классификация, которая необходи­ма для анализа коммерческой деятельности, правильного подбора ассортимента реализуемого товара. В частности, в зависимости от режима и сроков хранения товары делятся на скоропортящиеся и длительного хранения (нескоропортящиеся). Для скоропортящихся товаров при транспортировке, хра­нении и реализации предусматриваются особые температурные условия.

Различают товары гигроскопичные (соль, сахар и др.) и товары с высоким содержание воды (мясо, рыба), которые хранятся и реализуются на расстоянии (не менее 10 метров) и в разных помещениях.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и слож­ного ассортимента. К товарам простого ассортимента относятся товары, со­стоящие из небольшого количества видов (хлеб, овощи и т. д.), а к товарам сложного — товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классифи­кацию по различным признакам: размеру, сезону и т. д. (одежда, обувь и т. п.). У товаров сложного ассортимента особые условия реализации (широкий выбор данного товара, вида, доступ к нему покупателя, возможность примерки и т. д.).

Каждая группа (подгруппа) товаров включает их различные виды, т. е. одинаковые товары разного назначения (мебель для кухни, офисов и т. д.). Ви­ды товаров подразделяются на разновидности, различающиеся по особым при­знакам (сорта, артикулы и т. д.).

Товары классифицируются и по таким признакам, как частота спроса, его стабильность и характер.

По этому признаку товары подразделяются на:

• товары повседневного спроса — наиболее часто запрашиваемые потре­бителем (продовольственные, ряд товаров хозяйственного назначения и т. д.).Коммерческие операции по этим товарам осуществляются на постоянной осно­ве, по долгосрочным договорам;

• периодического спроса, когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении или при необходимости замены товара (электротовары, транспортные средства и т. д.). Коммерческие операции по этим товарам осуществляются по долгосрочным договорам с предоплатой и достаточно нестабильной периодичностью;

• редкого спроса — изделия из драгоценных металлов, антиквариат и т. д. Коммерческие операции по этим товарам совершаются при личном отборе с привлечением экспертов по договорам с особыми условиями, вызванными уни­кальностью товара;

• сезонного спроса — одежда, обувь, спортивный инвентарь. По этим то­варам коммерческие операции осуществляются также по сезону (кроме фор­вардных или фьючерсных сделок).

В соответствии с данными признаками формируется портфель договоров-заказов торговых предприятий с предприятиями-поставщиками. В этих догово­рах дифференцируются условия поставки и оплаты товара с учетом оборачи­ваемости товара и оборотных средств, определяется ценовая политика.

Для рационального формирования ассортимента товаров в торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности покупки, когда помимо одного вида товара предполагается приобретение еще нескольких ви­дов товаров. Поэтому кроме сведений об ассортименте товаров следует собрать информацию о взаимодополняемых или взаимозаменяемых товарах. Например, продажа подержанных автомобилей должна сочетаться с реализацией запчастей к ним, а также смазочных и других материалов (взаимодополняемые товары). Взаимозаменяемые товары могут быть как одной товарной группы (автотранспортные средства), так и разных (мука и макаронные изделия и т. д.). При отсутствии одного вида товара покупателю предлагаются заменяющие ви­ды товаров.

Для обеспечения поиска нужного товара в условиях насыщения рынка и увеличения разнообразия товаров была разработана соответствующая их но­менклатура и создана международная Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), используемая в 50 странах ЕС. В ближайшее время она будет принята и в России.

В отличие от других систем классификации товаров в ГС предусмотрено шесть разрядов кодирования товаров: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции и субпозиции. По основной номенклатуре содержится 5019 субпозиций; 3558 — подпозиции, 1241 — позиция, 33 — подгруппы, 96 — групп, 21 — раздел. Оговорено, что страны, применяющие ГС в таможенных тарифах могут для дополнительной детализации товаров по видам добавлять разряды.

Признаки группировки товаров в ГС: назначение, степень обработки, вид материала (сырья), из которого изготовлен товар, значение товара. Такая груп­пировка применяется в России при оформлении таможенных грузов, установле­нии таможенных тарифов, учете и составлении отчетности по экспортно-импортным операциям.

С развитием импортно-экспортных операций и переходом на систему штрихового кодирования товаров возникает необходимость приведения отече­ственных товаров к единообразию и конкурентоспособности по признаку ин­формационного обеспечения. Система кодирования в западных странах разра­ботана Ассоциацией европейской системы кодирования (штриховые и цифро­вые коды, проставляемые на этикетках). Первые две цифры означают код стра­ны-изготовителя, следующие пять цифр — код предприятия-изготовителя, сле­дующие пять — код товара, последней идет контрольная цифра. Предприятия Российской Федерации пока не применяют эту систему (в основном по техни­ческим причинам).

Как мы уже говорили, являясь объектом коммерческой деятельности, товар предназначен удовлетворять определенные потребности в соответствии с его качественными характеристиками.

Качество товара — это, с одной стороны, безопасность, с другой — по­лезные свойства, т. е. потребительские качества. Таким образом, качество това­ра есть совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использо­вания его по назначению.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в Российской Федерации введена обязательная сертификация товаров отечественного произ­водства для обеспечения их безопасности и экологичности. На импортную про­дукцию помимо сертификата качества страны-импортера в Российской Федера­ции органы Госстандарта выдают сертификат соответствия или сертификат ка­чества (соответствие ГОСТу Российской Федерации). Условие безопасности и экологической чистоты реализуемого товара должно учитываться при соверше­нии коммерческих операций и присутствовать в обязательном порядке в дого­ворах и контрактах купли-продажи товаров.

Для эффективной коммерческой деятельности в договорах необходимо предусматривать, например, и способы определения качества товара, которые зависят от характера товара, практики, сложившейся в торговле товаром данно­го вида, наличия лабораторной базы и экспресс - методов диагностики товара.

Приведем основные способы определения качества товара, отражаемые в договорах на его поставку.

По стандарту. Этот способ предполагает поставку товара по качеству, точно соответствующему определенному стандарту. Стандарты разрабатывают­ся специальными организациями (НИИ, Институтами по стандартизации, фир­мами, специализирующимися на выпуске определенной продукции и т. д.) и ут­верждаются правительственными органами. Наличие стандартов (ГОСТы. ОСТы) значительно облегчает установление качества товара в контрактах (договорах) купли-продажи на товары массового спроса и унифицированную

продукцию. В сертификате качества отражается соответствие данного товара ГОСТу или ОСТу. Этим способом идентифицируются продовольственные то­вары и некоторые непродовольственные товары массового спроса.

По техническим условиям. Этот способ применяется в тех случаях, когда на данный товар нет стандартов и когда по особым условиям производства и эксплуатации к качеству должны предъявляться специальные требования. Тех­нические условия содержат подробную характеристику товара, описание мате­риалов, из которых он должен изготавливаться, правила и методы его проверки. Технические условия могут быть представлены либо заказчиком (покупателем) и при подписании договора купли-продажи приняты поставщиком, либо разра­ботаны фирмой-поставщиком и подтверждены заказчиком (покупателем). Тех­нические условия являются частью договора (товары сложнотехнические).

По спецификации, которая содержит необходимые технические парамет­ры, характеризующие товары. Спецификация может составляться как продав­цами (поставщиками или импортерами), так и покупателями. В спецификации приводятся особые показатели потребительских свойств товара, методы их объ­ективной оценки, сроки гарантии и реализации, формы контроля. Специфика­ция подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора куп­ли-продажи (мебель, некоторые канцелярские товары и т. д.).

По образцу. Это способ предполагает установление качества товара в соот­ветствии с определенным образцом, согласованным и подтвержденным в дого­воре сторонами и являющимся эталоном. В договор вносят указания о количе­стве экземпляров отобранных образцов и порядке сличения поставленного то­вара с этими образцами. Экземпляров образцов должно быть не менее двух по одному для каждого участника сделки (по образцам контролируется качество одежды, тканей, обуви и т. д.).

Договором предусматривается хранение сторонами образцов в течение оп­ределенного срока с даты поступления последней партии товара.

По предварительному осмотру (отбору товара потребителем на складе продавца). В договоре этот способ обозначается как «осмотрено — одобрено» или «по личному отбору товара покупателем». При этом покупателю предос­тавляется право осмотреть всю партию товара в установленный срок. Если за этот срок к качеству товара претензии не предъявляются, то продавец в даль­нейшем за него не отвечает, если только в товаре не было скрытых недостатков, которые покупатель при его осмотре обнаружить не мог и о которых ему до со­вершения сделки не сообщили. Качество сложнотехнических товаров таким способом устанавливать не рекомендуется. Данный способ приемлем, когда доступны для визуального осмотра основные конструкции товаров и это не тре­бует специальных знаний об их производстве и использовании (товары хозяйст­венного назначения — ведра, лопаты, вилы и т. д.).

Телъ-кель — способ, применяемый в международной практике. В договоре предусматривается приемка товара покупателем независимо от качества, ис­ключительно по соответствию его наименованию, указанному в договоре. По­купатель имеет право предъявить претензии к качеству товара в гарантийные сроки, возвратить товар и потребовать возмещения потерь. Выдвижение такого условия регламентируется положениями Парижской конвенции о способе опре­деления качества на условиях тель-кель.

В России в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (статья 17) покупатель, которому продан товар с недостатками, вправе по сво­ему выбору потребовать (если иное не оговорено в договоре):

• безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по ис­правлению недостатков;

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• замены на товар аналогичной или другой марки;

• расторжения договора и возмещения убытков.

Покупатель вправе предъявлять эти требования в течении гарантийного срока, установленного изготовителем, если иное не предусмотрено договором поставки.

Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 480) предусмотре­но, что в случае поставки некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

• соразмерного уменьшения покупной цены;

• доукомплектования товара в разумный срок. Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупа­тель вправе по своему выбору:

• потребовать замены некомплектного товара на комплектный;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возвра­та уплаченной денежной суммы.

Эти последствия могут быть применены в полном объеме, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (договор имеет первоочередную си­лу, если не противоречит действующему законодательству).

Для обеспечения эффективной реализации товаров важное значение имеют товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Товарные знаки и знаки обслуживания (ТЗ и ЗО) — это обозначения, по которым различают продукцию разных изготовителей или услуги, оказываемые разными организациями. Наименование мест происхождения товаров использу­ется для обозначения товаров, особые свойства которых определяются харак­терными для отдельных регионов природными и другими условиями.

Правовая основа ТЗ и ЗО определена Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. № 3520-1.

Товарный знак и наименование мест происхождения товаров являются действенным инструментом конкуренции. Если наименование и место проис­хождения товара гарантируют наличие у товара особых свойств, то ТЗ будет выполнять роль гаранта только когда к товару долгое время сохраняется инте­рес потребителя.

Как рекламное средство, ТЗ расширяет возможности коммерческой реали­зации товара.

Товарный знак должен отличать выпускаемую продукцию и услуги произ­водителя от аналогичной продукции и услуг конкурентов. Товарными знаками могут быть рисунки, слова, буквы и т. д.

Основные требования к товарному знаку:

• ТЗ не должен описывать вид деятельности, так как этим же видом дея­тельность могут заниматься конкуренты;

• ТЗ не должен описывать продукт (он сопровождает описание продукта);

• использовать ТЗ можно только в том графическом или словесном виде, в котором он зарегистрирован;

• ТЗ всегда обозначается прилагательным, а не существительным, в имени­тельном падеже и единственном числе;

• следует выделять ТЗ из написанного текста (заглавные буквы, кавычки, усиленный шрифт и т. д.);

• для товаров используется символ К, показывающий, что знак зарегистри­рован и ваши права защищены, а для знаков обслуживания — символ SМ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.