Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические условия развития коммерческой деятельности




Классификация рынков

Коммерческая деятельность организуется на рынке определенного типа, и в зависимости от типа рынка применяются те или иные способы активизации процессов купли-продажи товара, формируется механизм эффективного про­движения товара от продавца к покупателю и т. д. Для коммерческой деятель­ности важны сегментация рынка и его классификация по определенными при­знакам.

Тип рынка определяется следующими основными признаками:

· числом фирм на рынке;

· характером реализуемой продукции;

· наличием или отсутствием ограничений для входа на рынок и выхода с него;

· доступностью информации о рыночной ситуации и т. д.

Наиболее распространена классификация рынков по видам реализуемой продукции и оказываемых услуг:

— потребительский рынок, на котором реализуются товары и услуги, пред­ назначенные для потребления населением. Эти рынки в свою очередь делятся на рынки продовольственных и непродовольственных товаров, бытовых услуг, которые затем подразделяются по ассортименту продаваемых товаров и пре­доставляемых услуг;

— рынок средств производства и предметов труда, где реализуются машины и оборудование, инвентарь, сырье для производства товаров и т. д.;

финансовый рынок — рынок ссудных капиталов, где реализуются кре­дитные и валютные ресурсы, ценные бумаги, облигации и т. д.;

— рынок рабочей силы, где осуществляется купля-продажа способности че­ловека к труду с учетом физических возможностей, интеллекта и т. д.;

— рынок услуг, где совершаются операции по купле-продаже сервисных, туристских, медицинских, оздоровительных и других услуг;

— рынок технологий включает помимо технологических разработок рынок интеллектуальной собственности, венчурный рынок (на этом рынке реализуют­ся ноу-хау, патенты, заключаются лицензионные договоры и т. д.).

Одним из признаков классификации рынков является территориальный. По нему рынки делятся следующим образом:

— мировой рынок, охватывающий мировое экономическое пространство;

— национальный рынок, по территории равный государству. На этом рынке действуют национальная денежная единица, совершение сделок во всех отрас­лях регламентируется гражданским кодексом государства;

— региональный рынок, охватывающий территориальную единицу (город, область и т. д.), со своей спецификой формирования и регулирования.

Кроме того, рынки группируются по признаку сбалансированности:

— равновесный, или двусторонний, рынок, где спрос примерно равен пред­ложению, а цена приближена к стоимости товара (на таком рынке коммерче­ские операции носят долговременный, постоянный характер, и условия сделок стабильны);

— дефицитный рынок, когда спрос превышает предложение и цены, при их нерегулируемости, значительно выше стоимости товара. Коммерческая дея­тельность на этом рынке позволяет при незначительных усилиях получать сверхприбыль (операции по купле-продаже обычно носят кратковременный ха­рактер, и условия их совершения часто меняются — по мере насыщения рынка товаром);

— насыщенный рынок, когда предложение превышает спрос и цена при­ближается к себестоимости товара (а в определенные промежутки времени цена становится ниже себестоимости). Коммерческая деятельность на такое рынке вялая, эффективность ее практически равна нулю, а операции по купле-продаже совершаются эпизодически с минимальным доходом.

По степени конкурентности рынки делятся так:

- рынок чистой (свободной) конкуренции, на котором существует множе­ство мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. Доля каждой фир­мы в общем объеме предложения продукции настолько мала, что никакое изме­нение ею цены на продукцию не отразится на цене рыночного равновесия. Коммерческая деятельность на таком рынке наиболее инициативна и при пра­вильной ее организации эффективна (это идеальные условия для коммерческойдеятельности);

- монопольный рынок, где одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей заменителей, и поэтому формирует монопольно высокие цены (цены на естественные монополии по водо-тепло-энерго-снабжению в основном регулируются государством, для других видов монопо­лий предусматривается вмешательство государства в установление цен). Ком­мерческая деятельность на таких рынках носит второстепенный характер, ибо условия операций купли-продажи диктует поставщик-производитель;

- рынок монополистической конкуренции, в условиях которого большое число крупных фирм предлагают разнородную продукцию, что предопределяет развитие неценовой конкуренции. Этот тип рынка находится между идеальны­ ми моделями монополии и чистой конкуренции. Коммерческая деятельность на таком рынке развивается нестабильно, поскольку данный рынок подвержен из­менениям, связанным с увеличением его концентрации;

- на олигопольном рынке действуют несколько крупных фирм, продукция которых может быть и разнородной, и однородной. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм при установлении цен на свою продук­цию. Специфика коммерческой деятельности на таком рынке связана с тем, что ценовой фактор, уравновешивающий спрос и предложение, имеет ограниченное действие и регулируется фирмами-олигополиями. Сделки купли-продажи при олигополии носят долговременный и стабильный характер и условия таких сде­лок определяют фирмы-производители.

По степени регулируемости рынки делятся на:

- нерегулируемые рынки, когда цена и условия купли-продажи при сдел­ках определяются законами рынка —спроса и предложения, стоимости товаров (услуг). Функция государства как регулятора выражается в косвенном обеспе­чении равных условий для равных партнеров, стабильности рынка и ограниче­нии монополии на рынке;

- регулируемый рынок, когда государство определяет условия, объем, це­ну и другие параметры сделок купли-продажи товаров. При этом регулирование осуществляется как прямым путем (план-заказ государственной поставки това­ров), так и косвенным — через налоги, льготы, ценообразование;

- рынки смешанной экономики, когда ряд секторов экономики регулиру­ется государством, а ряд не регулируется (к таким рынкам относятся практиче­ски все рынки Западной Европы).

 

Мы ответили на вопрос, где осуществляется коммерческая деятельность, но возник еще один вопрос: при каких условиях наиболее успешно развивается коммерческая деятельность.

Экономические условия — это среда формирования отношений по поводу проведения товарно-денежных операций, где вступают в контакт поставщик, покупатель и конкурент. Эта среда может быть как внешней, так и внутренней.

Внешняя среда:

· формирует условия проявления спроса и предложения. Характеристики спроса зависят от поступления денежных ресурсов на рынок, системы ценообразования, фискальной и денежно-кредитной политики государства. Предложе­ние определяется объемом отечественной продукции, производимой на внутренний рынок, и импортом. Для обеспечения регулируемости предложения и стабилизации конъюнктуры рынка со стороны государственных органов управ­ления необходимо рациональное сочетание наполняемости рынка отечествен­ными и импортными товарами. Мировой опыт показывает, что доля импортных товаров в объеме реализации не должна превышать 25%; в России этот показа­тель гораздо выше;

· регулируемость отношений по присвоению результатов коммерческих операций, сбалансированность присвоенного дохода с вкладом каждого участ­ника в создании этого дохода. Присвоение более 25% валового дохода государ­ством, по оценкам экспертов, не стимулирует развитие коммерческой деятель­ности (в России этот показатель более 50%, т. е. объективно формируются предпосылки для реализации товаров без уплаты налогов).

Внутренняя среда характеризуется:

· обеспеченностью предприятия оборотными средствами как собственными, так и заемными (соотношение доли собственных и заемных средств роз­ничной торговли должно составлять 1:1);

· формированием устойчивых эффективных связей поставщик — предпри­ятие — покупатель (многие поставщики при заключении договоров требуют предоставления предприятием-покупателем учредительных документов, лицен­зии, сертификата предприятия и др.);

· созданием конкурентных преимуществ с учетом показателей конкуренто­способности,

Таким образом, главными предпосылками устойчивого и эффективного развития коммерческой деятельности, являются: сбалансированность и управ­ляемость национальной экономики, в том числе существующих имущественных отношений и форм управления государством; обеспечение равных условий хо­зяйственной деятельности при равных стартовых условиях предпринимательст­ва; незначительная инфляция или ее отсутствие; равномерность поступления денежной массы и стабильность денежной единицы; защищенность коммерческого дохода от его изъятия незаконным путем и др. Если эти предпосылки не сложились, предприниматель не будет заинтересован в накоплении капитала и соответственно в устойчивом развитии коммерческой деятельности, как это случилось в России. Произошла деформация структур рынка (рынок средств производства вытеснялся рынком предметов потребления, а доля фонда по­требления в величине национального продукта выросла до 80-85%).

Коммерческая деятельность сосредоточилась на получении кратковремен­ного максимального эффекта. Никто не заботился о саморазвитии и самосовер­шенствовании. Галопирующая инфляция не заинтересовывала в пополнении оборотных средств за счет прибыли, а кредитные ресурсы (со ставкой более 40% годовых) не позволяли получать прибыль на накопление.

Спонтанное формирование товарных потоков периодически приводило то к излишкам продукции на рынке, то к ее дефициту. При этом более всего стра­дали те структуры, которые осуществляли коммерческую деятельность на по­стоянной основе с соблюдением норм, правил и этики бизнеса.

Превалирование негативных тенденций в социально-экономическом разви­тии России привело к искажению (необоснованному преувеличению) функций и роли коммерческой деятельности в воспроизводственных процессах. Хотя объ­ективно функция обмена товара на деньги в рыночной экономике играет важ­ную роль, в дефицитной несбалансированной инфляционной экономике (в ча­стности в России) коммерческая деятельность заняли доминирующее положе­ние, а операции купли-продажи необоснованно носят гипертрофированный, оп­ределяющий экономическое развитие государства характер. В 1992-1998 гг. сложилась ситуация, когда подавляющая часть (около 80%) денежной эмиссии концентрируется в сфере обращения. Это вызвано тем, что скорость оборота капитала в этой сфере в 10 раз превышает скорость оборота капитала в произ­водственной сфере. На уровне правительственных актов и закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 поли­тики и экономисты стараются помочь потребителю, а в действительности усилия по сбыту товаров и услуг столь мощны, что даже некачественный, а иногда и наносящий вред потребителю товар рекламируется и пропагандируется. Закон «О защите прав потребителей» практически не действует.

Сдерживающим фактором цивилизованного развития коммерции в России является отечественная налоговая система, не позволяющая коммерческой дея­тельности протекать в рамках закона, поскольку значительная часть доходов (до 50-60%), отчисляется в бюджет и внебюджетные фонды, что ведет и к прямому, и к косвенному сокрытию выручки и доходов2.

Вывод: для создания условий развития коммерческой деятельности, обес­печивающей организацию процессов купли-продажи товаров и услуг необходи­мы стабилизация рынка, формирование необходимой экономической и правовой среды, стимулирующей развитие производства и потребления. Эти условия бу­дут способствовать эквивалентному обмену товара, стимулировать воспроиз­водственные процессы в коммерческих предприятиях, соответствующих совре­менному уровню НТП.

 

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

В главе 1 дан ответ на вопрос, в какой среде и при каких условиях осуще­ствляется коммерческая деятельность. В данной главе рассматриваются сле­дующие вопросы: что является предметом коммерческой деятельности; кто осуществляет коммерческую деятельность; каковы элементы и категории ры­ночного механизма коммерции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.