Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестологический подход к исследованию интеллекта




 

а) история и общая характеристика

 

На протяжении длительного периода времени монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии, в рамках которой понятие интеллекта оформилось в качестве научной психологической категории. Но именно сторонники этого направления, существующего уже более 100 лет, вынуждены были признать свое полное бессилие в определении его природы. Более тго, А.Дженсен, один из видных специалистов в этой области, вынужден был заявить, что для научных целей понятие интеллекта вообще не пригодно и от него следует отказаться (1987). К аналогичному выводу пришел и М.Хоув, заявив, что слово “интеллект” допустимо применять только как описательный, сугубо житейский термин в силу отсутствия у соотвествующего понятия каких-либо объяснительных возможностей (1988).

 

Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях поставил Ф.Гальтон в своей книге “Исследование человеческих способностей и их развитие” (1883). Гальтон полагал, что интеллектуальные возможности закономерно обусловливаются особенностями биологической природы человека и принципиально ничем не отличаются от его физических и физиологических характеристик. В качестве показателя общих интеллектуальных способностей рассматривалась сенсорная различительная чувствительность. Первая исследовательская программа, разработанная и реализованная Гальтоном в конце 19 в. в Лондоне (1884), была ориентирована на выявление способности к различению размера, цвета, высоты звука, времени реакции на свет наряду с определением веса, роста и других сугубо физических особенностей испытуемых. В строгом соответствии с воззрениями Гальтона, Дж.М.Кеттелл (1885) разработал серию специальных процедур (названных “тестами”), обеспечивающих измерение остроты зрения, слуха, чувствительности к боли, времени двигательной реакции, предпочтения цветов и т.п. Таким образом, на на начальном этапе интеллект отождествляляся с простейшими психофизиологическими функциями, при этом подчеркивался врожденный (органический) характер интеллектуальных различий между людьми.

1905 год был переломным в изучении интеллекта. Понимание природы интеллектуальных способностей с этого времени оказывается под влиянием практического запроса. Созданная по указанию французского министерства просвещения комиссия для обсуждения вопроса о детях, отстающих в своем познавательном развитии и не способных обучаться в обычных школах, сформулировала задачу разработать объективные критерии для выявления таких детей, с тем, чтобы обучать их в школах специального типа.

А.Бине и Т.Симон попытались решить эту сугубо прикладную задачу, предложив серию из 30 заданий (тестов) для измерения уровня умственного развития ребенка. В шкале умственного развития ребенка Бине-Симона (1911) тестовые задания группировались по возрастам.

Например, для 6-летнего ребенка предлагались следующие задания: назвать свой возраст, повторить предложение из 10 слов, указать способы использования знакомого предмета и т.д. Задания для 12-летнего ребенка: повторить 7 цифр, найти за 1 минуту три рифмы к заданному слову, объяснить смысл картинок и т.д.

По сути, с этого момента и начинает формироваться тестологическая парадигма в исследовании интеллекта, на десятилетия вперед предопределеившая ракурс анализа природы интеллектуальных возможностей человека.

Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе соотнесения реального хронологического возраста ребенка с его “умственным возрастом”. Умственный возраст определелся как тот наивысший возрастной уровень, на котором ребенок мог правильно выполнять все предложенные задания. Так, умственный возраст 6-летнего ребенка, который правильно выполнял все задания для детей в возрасте 6,7 и 8 лет, равнялся 8 годам. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось либо показателем умственной отсталости (умственный ниже хронологического), либо умственной одаренности (умственный выше хронологического). Позднее в качестве меры развития интеллекта было предложено рассматривать соотношение:

умственный возраст х 100%,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.