Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм функционирования предприятия




Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпус­каемой продукции или оказываемых услуг является:

• открытой, сложной человеко-машинной системой;

• системой, работающей в условиях высокой степени неопре­деленности и риска.

Схематично изобразим это на рисунке 2.2., где:

1 — предприятие, цель которого — из ресурсов одного вида пу­тем преобразования получить ресурсы иного вида;

2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые,

информационные и энергетические;

3 — ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы предприятия: услуги, работы, отходы производственных процессов, прибыль, налоги, денежные средства. Ресурсы должны быть преобразованы таким образом, чтобы стоимостная оценка ресурсов на выходе Rj была больше стоимостной оценки ресурсов на входе. Рациональное использование ресур­сов распространяется и на сферу поставщиков, вызывая создание потока ресурсов для конкретного предприятия;

4 — активное проведение маркетинговых исследований в целях поиска наиболее приемлемых ресурсов как по видам, так и по стоимостным показателям;

5 — рациональный выбор поставщиков под производственную

программу.

Аналогично решается и задача распределения выходных ре­сурсов;

6 — маркетинговые исследования поиска рациональных показателей, оптимизация налогообложения, рациональное ис­пользование полученной прибыли;

7 — поиск, заключение контрактов с потребителями ресурсов;

8 — взаимоотношение с природной средой, потребление природных ресурсов, сжатого воздуха, пара, полезных ископаемых;

 


Рисунок 2.2 Рыночная модель предприятия

 

 

9 — взаимоотношение с социальной средой, государством, муниципальными органами, налоговой службой, отделами по лицензированию, стандартизации, сертификации, аудитор­скими организациями и т.д.

Субъект управления осуществляет управленческую деятельность по двум контурам управления:

10 — внутреннему и

11 — внешнему.

В условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести и реализовать продукцию. В зависимости от того, как решены эти задачи, предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассор­тимент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкрет­ной продукции, т.е. ему необходимо заняться маркетингом. Марке­тинговые исследования необходимо проводить постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реа­лизации продукции.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:

• характеристику товаров — являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, при­емлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;

• каналы распространения товаров — наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;

• конкретное состояние рынка — существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;

• законодательные ограничения — существуют ли законода­тельные ограничения, которые могут препятствовать марке­тинговой деятельности;

• уровни управленческой деятельности в области маркетинга — долговременные цели предприятия (на 10—15 лет), учиты­вающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенден­ции ее развития;

• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

• перспективные (до 5 лет) цели предприятия, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;

• оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнк­турой рынка, не противоречащие долговременным стратеги­ческим целям.

Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производ­ственного процесса на выходе получить трансформированные ре­сурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.

Позицию 1 целесообразно рассматривать как «черный ящик» — понятие, широко используемое в кибернетике как науке об общих принципах управления, искусстве управления. Суть этого понятия за­ключается в том, что явление можно исследовать только по информа­ции на входе и на выходе, не рассматривая строения и функциониро­вания самого «черного ящика». Применительно к управлению пред­приятием такой подход удачен, поскольку он позволяет выявить эффективность функционирования предприятия. Предприятие может функционировать в трех принципиальных режимах (рис. 2.3).

Для экономики предприятия в известной мере безразличны про­изводимый продукт, избранная технология изготовления продукта, состав, структура и квалификационный уровень занятых. Единст­венное, что принципиально важно, — это соотношение в использо­вании ресурсов и целевой функции эффективного управления пред­приятием. Режим, когда соблюдается равенство ресурсов на входе и на выходе, — это режим самоокупаемости. Убыточный режим — когда выходных ресурсов меньше, чем потребляемых. Рентабельный режим — когда ресурсов на выходе больше, чем потребляемых.

Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рам­ках самоокупаемости, — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определенно рядом как ча­стных, так и общих показателей эффективности. Для этого целесо­образно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе и на выходе.

 


Рисунок 2.3 Матрица, выражающая связь ресурсов на входе и на выходе

 

Здесь:

V — общий объем валовой или чистой продукции, руб.;

L — средняя численность работников, чел.;

F — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

М — текущие материальные затраты на производство продукции, руб.;

S — себестоимость продукции, руб.

Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но, рассматривая первый столбец, увидим, что его элементы составля­ют важные показатели эффективности производственной деятель­ности предприятия:

V/L — объем производственной продукции, деленный на чис­ленность занятых, — производительность живого труда; обратный ему показатель L/V — трудоемкость произво­димой продукции, которая показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;

V/L; L/V — эффективность использования живого труда;

 

Рисунок 2.4. Режимы функционирования предприятия.

V/F — эффективность использования основных производствен­ных фондов, или фондоотдача; обратный ему F/V — фон­доемкость;

V/M — эффективность использования материальных затрат — ма-териалоотдача; обратный ему M/F— материалоемкость;

(V — S) — прибыль предприятия (при V> S) или убыток (при V< S), при V = S — самоокупаемость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.