Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды




Сущность внешней предпринимательской среды

Под внешней предпринимательской средойследует понимать совокупность условий и факторов, влияющих на раз­витие в стране предпринимательства, действующих независи­мо от воли самих предпринимателей. Внешняя предпринима­тельская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут не­посредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда включает сле­дующие подсистемы:

• экономическое положение в стране и регионах,

• политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

• правовая среда, четко устанавливающая права, обязаннос­ти, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;

• государственное регулирование и поддержка предприни­мательства;

• социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей) и уровнем безработицы;

• культурная среда, обусловленная уровнем образования на­селения, обеспечивающая возможность заниматься опре­деленными видами предпринимательской деятельности;

• научно-техническая, технологическая среда;

• наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;"

• физическая среда, связанная с климатическими (погодны­ми) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствие проявления форс-мажорных при­родных катаклизмов;

• институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих опе­раций, деловых связей и т.д.

Экономическое положение страны,характеризующее­ся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обес­печивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности, имеют существенное значение-для развития в стране предпринимательства.

На развитие предпринимательства положительно или от­рицательно влияют такие экономические инструменты, как уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Цент­ральным банком России, уровень инфляции, число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налрговых ставок, уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм), уровень цен (тарифов) на определенные виды ресур­сов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий, недопущение установления монопольно высоких или моно­польно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важное значение приобретают стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Стабильность политической обстановки в стране и в отдельных ее регионах, согласие между всеми ветвями влас­ти, признание ими того факта, что без развития цивилизован­ного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества несомненно имеет большое значе­ние для развития предпринимательства. Важно, чтобы в Рос­сии все наконец-то поддержали идею о том, что в стране фор­мируется социально ориентированная экономика, а экономи­ческим реформам нет альтернативы.

Правовая среда, не декларирующая, а четко указывающая права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономичес­кой деятельностью, защищающая цивилизованных предприни­мателей от противоправных действий государственных (муни­ципальных) органов и их должностных лиц, адекватна перспек­тивному развитию страны, является обязательным условием

развития предпринимательства. Необходимо четкое установ­ление ответственности предпринимателей за нарушение за­конодательных и нормативных актов, регламентирующих хо­зяйственную (предпринимательскую) деятельность.

Развитие институционально-организационной среды является важнейшим условием формирования предпринима­тельства вообще, поскольку многие институты (организации) являются сами предпринимательскими, осуществляя те или иные виды деятельности, и с учетом специализации своей де­ятельности оказывают соответствующие услуги другим пред­принимательским организациям.

К таким институтам относятся:

• коммерческие банки и другие кредитно-финансовые орга­низации;

• страховые организации;

• рекламные компании;

• специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.;

• учебные заведения по подготовке кадров для предприни­мательских организаций;

• компании по изучению рынка, проведению специализиро­ванных маркетинговых исследований;

• компании (организации) — поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг;

• оптовые и розничные продавцы;

• транспортные компании и др.

Важнейшее значение для становления и развития произ­водственного предпринимательства имеют наличие природ­ных ресурсов, их добыча и переработка, особенно дешевых энергоносителей, затраты на которые составляют большой удельный вес. Несомненно, что в тех регионах, где затраты на обустройство предприятий низкие, создаются более благопри­ятные условия для развития предпринимательства. На разви­тие предпринимательства большое влияние оказывает де­мографическая ситуация в стране, отдельных ее регионах. К сожалению, в России складывается неблагоприятная демог­рафическая ситуация: смертность превышает рождаемость, со­кращается число трудоспособного населения, растет количе­ство пенсионеров. Предприниматели — высокообразованные люди, не боящиеся идти вперед в одиночку. Поэтому важное значение для развития предпринимательства имеют система образования, особенно высшего, ускорение научно-техничес­кого прогресса, внедрение инноваций, которые, по образному выражению П. Друкера, являются инструментом предпри­нимательства, а базой его являются знания.

Рынок — среда функционирования (существования) предпринимателей.

Как показывает мировой опыт развития экономики и пред­принимательства, если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот, поскольку предпринимате­ли (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыноч­ной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллектив­ным предпринимателем.

Предприниматели производят товары (работы, услуги) на основе общественного разделения труда не для себя'лично, а для конкретных потребителей: домохозяйств, других предприни­мательских организаций, для государства, т.е. в целом для все­го общества. Где произведенные ими товары могут быть при­знаны, где они действительно нужны? Только на рынке, который является формой взаимоотношений хозяйствующих партнеров друг с другом, с потребителями их товаров (работ, услуг).

Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление: соединение спроса и предложения; форма обще­ственно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже то-варов (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров: ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемой прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфе­ра) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов произ­водства.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их при­обретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать.

Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель — самосто­ятельно хозяйствующий субъект.

Рынок имеет по сравнению с командно-административной экономикой значительные преимущества:

Во-первых, посредством рынка осуществляется эффектив­ное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг). -

Во-вторых, рынок функционирует при наличии относитель­но ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, числе производителей.

В-третьих, преимуществом рынка является высокая гиб­кость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления.

В-четвертых, создаются условия для оптимального исполь­зования участниками рынка результатов научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предпри­ниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами.

В-пятых, предприниматель и потребители обладают сво­бодой выбора и действий. Они независимы в принятии реше­ний, заключении различных сделок (договоров), найме рабо­чей силы и т.д.

• В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых раз­ных потребностей.

В то же время рынок имеет и негативные стороны. Поэто­му, формируя в стране рыночную экономику, новые экономи­ческие условия, необходимо знать их. Исходя из зарубежного и весьма солидного российского опыта можно выделить следующие недостатки рынка:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

• не имеет действенной экономической защиты окружающей среды, только государство может заставить предпринима­телей вкладывать средства в создание экологически чис­тых производств;

• не может регулировать правильное использование ресур­сов, принадлежащих всему государству (обществу);

• не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования;

• не гарантирует право всех граждан на труд и доходы;

• не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке;

• не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном за­просов тех лиц, которые имеют большие деньги: «Миром правят деньги»;

• подвержен нестабильному развитию в связи с инфляцион­ными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя госу­дарство.

Как уже говорилось, рынок есть сфера существования предпринимателей, без него не будет миллионов предприни­мателей, а без предпринимателей как самостоятельно хозяй­ствующих субъектов не может быть развитого рынка. Поэто­му все условия и факторы становления цивилизованного раз­витого рынка являются и условиями становления развитого предпринимательства.

Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.