Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы объединений




Объединения – это организационные структуры, в рамках которых две и более организации работают вместе.

Наиболее широко распространенные типы объединений – это холдинги, синдикаты и картели.

Объединения холдингового типа

В практике создания холдингов наиболее часто встречаются два типа холдингов:

1 вид – холдинги, созданные «снизу».

2 вид – холдинги, созданные «сверху».

1 вид – холдинги, созданные «снизу».

На практике часто применяется данный вид создания объединений холдингового типа на базе акционерных обществ, поскольку это делает юридическую сторону реструктурирования более простой и выгодной. Объединяющиеся предприятия создают новую организацию, акции которой размещаются среди акционеров предприятий-учредителей в обмен на акции объединяющих компаний. В результате вновь образованная организация становится держателем контрольных (или блокирующих) пакетов акций компаний-учредителей, что дает ей возможность осуществлять управление объединением – его деятельностью и финансами. Технологический алгоритм формирования объединения такого холдингового типа выглядит следующим образом:

1. Руководство объединяющихся предприятий отдает распоряжение о начале подготовительных мероприятий, необходимых для юридического оформления реструктурирования.

2. Составляется перечень имущества каждой из реорганизуемой компании, передаваемый в уставной капитал будущего холдинга. Указанное имущество проходит инвентаризацию, осуществляемую силами самих компаний или с привлечением независимого аудитора.

3. Назначается независимый оценщик имущества, передаваемого в уставной капитал создаваемой организации.

4. Осуществляется денежная оценка передаваемого имущества. Определенная стоимость имущества может не соответствовать его балансовой стоимости, поскольку денежная оценка активов, вносимых в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями.

5. Определение количества и типа акций, создаваемой холдинговой компании и их минимальной стоимости, исходя из размера уставного капитала образуемого общества. Здесь же разрабатываются порядок и условия обмена акций компаний-учредителей на акции учреждаемого холдинга. Условия обмена акций определяют категории (типы) акций компаний, участвующих в объединении, количество акций каждого типа, обмениваемых на акции холдинга; срок, в течение которого осуществляется обмен акций; соотношение обмена (например, за 3 акции первой организации-учредителя акционер второй компании получает одну акцию холдинга в обмен на одну акцию второго учредителя), зависящие от рыночной стоимости акции объединяющих компаний и от номинальной стоимости акций холдинга.

6. Разработка процедур согласования в органах государственной власти (при необходимости).

7. Определение перечня документов, предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации вновь создаваемого холдинга.

Выяснение необходимости согласования, создания объединения холдингового типа с антимонопольными органами. Такое согласование требуется при создании коммерческой организации, суммарная стоимость активов учредителей которой по балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также если учредители вносят имущество, балансовая стоимость основных производственных средств и нематериальных активов которого превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, или намериваются передать в собственность учреждаемого холдинга более 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов или если участником объединения является хозяйствующий субъект, имеющий долю более 35% на рынке определенного товара.

8. Разработка регламента проведения общих собраний акционеров, компаний, участвующих в объединении и совместного общего собрания акционеров, и определении повестки дня этих собраний.

9. Разработка проектов нормативных документов. Основными документами данной формы реструктурирования является договор о совместном создании холдинга, решение о создании нового акционерного общества, устав вновь создаваемого холдинга. Проект устава акционерного общества должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала, о правах акционеров, о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, а также иные сведения предусмотренные законом об акционерных обществах.

Проект решения о создании акционерного общества содержит положения, определяющие денежную оценку вносимого в уставной капитал создаваемого общества, имущества и порядок создания акционерного общества.

Проект договора о совместном создании холдинга предусматривает наличие в нем информации о целях объединения, участников реструктурирования, обязательствах участников холдинга по созданию нового акционерного общества и совершению обмена акций, других условиях объединения.

10. Уполномоченные члены правлений объединяющихся предприятий заключают договор о совместном создании холдинга.

11. Созыв общих собраний акционеров, советами директоров объединяющихся компаний с повесткой дня о создании холдинга.

12. Общее собрание акционеров принимает решение о создании нового акционерного общества, утверждает проект договора о совместном создании холдинга. Порядок и условия обмена акций.

13. Совместное общее собрание акционеров утверждает устав и назначает исполнительные органы вновь создаваемого общества.

14. Подача документов на государственную регистрацию вновь создаваемого акционерного общества. Необходимо предоставить в регистрационный орган следующие документы:

· учредительные документы вновь возникающего юридического лица в двух экземплярах;

· заявления на государственную регистрацию;

· документы, подтверждающие факт оплаты оформления регистрации;

· решение о создании акционерного общества;

· документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала в размере, установленном законодательством;

· заключение антимонопольных органов в случаях, установленных законодательством;

· иные документы в соответствии с действующим законодательством.

15. Государственная регистрация вновь созданного акционерного общества.

16. Исполнительный орган, созданный компанией, принимает решение о выпуске акций на основании и в соответствии с решением о создании акционерного общества.

17. Осуществление обмена акций компаний учредителей, находящихся в собственности акционеров этих компаний на акции вновь созданного юридического лица. В результате акции компаний-учредителей в количестве, предусмотренном договором о создании холдинга и достаточном для управления объединением, окажутся в собственности вновь образованного холдинга, а акционеры объединившихся таким образом предприятий, становятся владельцами акций, управляющей компании.

18. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

19. Подача документов на государственную регистрацию выпуска акций осуществляется не позднее одного месяца с даты государственной регистрации вновь созданного юридического лица. В регистрирующий орган необходимо предоставить:

· решение о выпуске акций в двух экземплярах, а, в случае ведения реестра, акционеров регистраторов – в трех;

· заявление на государственную регистрацию выпуска акций;

· отчет об итогах выпуска акций;

· иные документы.

20. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Если среди участников объединения холдингового типа присутствуют организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки или иные кредитные организации, объединение носит характер финансово-промышленной группы и порядок его образования определяется Федеральным Законом РФ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ. Если объединение холдингового типа попадает в разряд финансово-промышленных групп, между участниками объединения заключается договор о создании финансово-промышленной группы, который должен определять:

· наименование финансово-промышленной группы;

· порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организации – правовой форме уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

· порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

· порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы;

· объем, порядок и условия объединения активов;

· цель объединения участников;

· срок действия договора.

 

2 вид создания холдинга – создание «сверху»

Фактически, преобразование в холдинговую компанию данного вида представляет собой разделение компании на несколько дочерних обществ, которым передается все имущество компаний. Материнская же компания остается лишь держателем акций (паев, долей) вновь созданных организаций и координатором их деятельности. Часть акций (вкладов) дочерних компаний может быть продана на сторону, полученные средства используются на развитие дочерних предприятий и реализацию маркетинговой политики холдинга. Единственным условием является необходимость владения контрольными пакетами акций дочерних пакетов, дающими решающее право голоса в управлении дочерними предприятиями. Поэтому технология проведения стандартных аудиторских, юридических и оценочных процедур при преобразовании крупной компании в холдинг будет соответствовать техническому алгоритму создания дочерних фирм с последующей продажей части акций вновь образованных дочерних компаний, сторонним акционерам.

Объединение типа синдикат

Технологический алгоритм объединения типа синдиката практически идентичен алгоритму создания дочерней фирмы с той лишь разницей, что учредителями дочернего общества являются две (или более организации). Уставной капитал совместного предприятия (синдиката) образуется за счет части имущества компаний-учредителей дочерней фирмы (синдиката). Каждое из юридических лиц, создающее синдикат:

1. определяет перечень передаваемого имущества, производит его инвентаризацию и оценку с привлечением независимых оценщиков;

2. определяет орган, уполномоченный принимать решение о создании дочернего общества (синдиката) совместно с другой компанией;

3. участвует в разработке проектов нормативных документов.

Решение о создании дочернего общества (синдиката) должно быть утверждено представителями всех предприятий, участвующих в объединении – в нем необходимо определить порядок и условия распределения акций (долей) дочерней фирмы (синдиката) между учредителями пропорционально по размеру, вносимого каждым из них имущества. Возможно параллельное заключение договора о создании объединения типа синдиката (совместное предприятие) с указанием целей объединения, порядка создания совместного предприятия (дочерней фирмы-синдиката), обязанностей каждой стороны по внесению имущества в оплату уставного капитала и участию в деятельности созданной компании и управлении ее деятельностью. В результате реализации алгоритма создания дочерней компании-синдиката, каждый из учредителей будет владеть пакетом акций, либо долей в уставном капитале вновь созданной организации, размер которых позволяет определять решения, принимаемые совместным предприятием-синдикатом в соответствии с договором об объединении или решением, о создании дочерней фирмы-синдиката.

 

Объединение картельного типа

Технология создания объединений картельного типа является достаточно гибкой, поскольку сам характер объединения в данном случае предполагает временное сотрудничество. Целью таких объединений является проведение координированной рыночной политики, включая согласования стратегии ценообразования и сбытовой политики. Осуществление реорганизации предприятия в рамках объединения типа картели происходит по следующему алгоритму.

1. Исполнительные органы объединяющихся предприятий инициируют начало реструктурирования и создают для этого рабочую группу. Инициация осуществляется на основании разработанной концепции реформирования производства в форме указания членам рабочей группы подготовить необходимые документы и разработать условия объединения.

2. Комплексное маркетинговое исследование. Для определения основных направлений объединения необходимо:

· Проанализировать состояние рынка;

· Прогнозировать развитие рынка;

· Проанализировать положение предприятий на рынке; изучить потребности в иных типах услуг (работ, товаров) со стороны предприятия;

· Выявить существующих и потенциальных конкурентов, оценить эффективность существующих бытовых сетей;

· Определить диапазон возможных цен на выпускаемую продукцию;

· Определить проблемы, связанные со сбытом продукции;

· Сформировать рекомендации по результатам проведенного анализа.

При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться системный подход, который базируется на объективности и точности.

Условия объединения сбытовых сетей характеризуют порядок такого объединения, состав организаций-посредников или собственных сбытовых подразделений, которые могут осуществлять реализацию продукции объединенной компании.

Соглашение о разделе рынка продукции подразумевают разработку условий о видах производимых товаров (работ, услуг), сегментах рынка, на которых будет осуществляться их реализация, потребителях производимых товаров, а также условий применения объединяющимися предприятиями определенных стратегий маркетинга. Согласование ценовой политики требует разработки следующих условий:

· Цели проведения данной ценовой политики;

· Маркетинговая стратегия, в рамках которой применяется данная ценовая политика;

· Диапазон цен, устанавливаемый в рамках соглашения о единой ценовой политике.

Разработка единой ценовой политики подразумевает оценку затрат производства и сбыта продукции, уточнения финансовых целей предприятия, определение потенциальных покупателей, уточнение маркетинговой стратегии предприятия, определение потенциальных конкурентов продукции предприятия, финансовый анализ деятельности предприятия, сегментный анализ рынка, анализ конкурентоспособности предприятия в условиях конкретного рынка, оценку влияния мер государственного регулирования на вопросы ценообразования (налоговое и антимонопольное законодательство), определение окончательной ценовой стратегии.

3. Подготовка проекта договора о проведении согласованной рыночной политики. Проект договора должен содержать положения о направлении кооперации и условиях объединения, а также определять обязанности сторон по существованию договора.

4. Заключение договора о проведении согласованной рыночной политики – договора о создании картеля.

В других странах используются и другие формы объединений организаций: конгломераты и стратегические альянсы.

Конгломераты – это форма организационной диверсификации, в которой организация (обычно очень крупная, многонациональная) добавляет в свою структуру совершенно не связанную с ней отрасль или продукцию (например, Samsung и Hyundai управляются одной и той же компанией). Основная причина создания таких объединений – это диверсификация производства.

Стратегические альянсы – это объединения, в рамках которых две и более независимых организации объединяют свои конкурентные возможности для ведения конкретного бизнеса.

В настоящее время существуют три типа стратегических альянсов: 1) консорциум взаимных услуг; 2) партнерство на основе стоимостной цепочки; 3) совместные предприятия.

Консорциум взаимных услуг – объединение двух одинаковых компаний одной и той же отрасли с целью объединения ресурсов, направленных на получение прибыли, которую было бы трудно достичь в одиночку.

Партнерство на основе стоимостной цепочки – это стратегический альянс между организациями различных отраслей, которые имеют дополняющие друг друга возможности. Такие партнерства создают, как правило, клиенты и поставщики. В таком объединении одна организация покупает необходимые товары у другой (например, у Toyota имеется большая сеть постоянных поставщиков, с которыми она имеет партнерские отношения на основе стоимостной цепочки).

Совместные предприятия – это форма объединений широко используется и в нашей стране, представляет собой стратегические альянсы, в которых несколько организаций работают совместно для реализации возможностей, требующих участие ресурсов каждой из сторон.

Современные совместные предприятия имеют свои разновидности: 1) инкубаторы; 2) сетевые инкубаторы.

Инкубатор – организация, специализирующаяся на развитии нового бизнеса.

Сетевой инкубатор – это партнерство между устоявшимися организациями (часто на основе Интернета), предоставляющими ценные ресурсы и опыт, и вновь образующими организациями, способными быстро разработать и вывести на рынок продукцию.

 

 

Глава 12. Оценка экономической эффективности управления государственной и муниципальной собственности.

12.1 Критерии экономической эффективности управления собственностью. Показатели экономической эффективности управления собственностью.

 

Объекты государственной собственности функционируют в рамках конкретных экономических отношений. Собственность является основой функционирования и развития экономической системы, экономических отношений, первопричиной возникновения кругооборота капитала (товаров), который обеспечивает воспроизводственный процесс. Максимизация финансовых результатов связана с совершенствованием системы рыночных отношений, связей и механизмов взаимодействия объектов собственности в ходе общественного воспроизводства. Однако эффективность отражает не только финансовые результаты деятельности объектов собственности в определенных организационных или экономических условиях, но и возможность обеспечения экономического роста.

Для оценки эффективности функционирования государственной собственности, на наш взгляд, следует использовать понятие «функция собственности» (в сочетании с соответствующим способом ее экономического функционирования и стоимостным выражением результата реализации этого способа). Техника такого анализа пока недостаточно разработана.

Одним из возможных методов оценки эффективности, основанным на вышеназванном подходе, является функционально-стоимостный анализ (далее – ФСА). Функцию нередко определяют как способ поведения и существования объекта, обусловленный характеристиками, обеспечивающими сохранение его специфической природы[89]. Она достаточно полно и объективно отражает качество и направленность выбранного экономического способа функционирования. Именно стоимостное выражение результата реализации предписанной объекту функции посредством определенного способа его функционирования рассматривается как показатель эффективности.

Использование понятия «функция» применительно к объектам собственности имеет следующие особенности. Во-первых, как показатель конкретной деятельности объекта она является его динамической характеристикой. Во-вторых, в рамках данной задачи она не выступает как совокупность технических, технологических и других параметров, т. е. не характеризует предметную реальность объекта.

Функция объектов собственности осуществляется в системе «объект – функция – среда – реализация». Она формируется с учетом следующих требований: краткость и однозначность наименования; его соответствие назначению рассматриваемого объекта; недопустимость терминологического дублирования; отражение связей между объектом и средой реализации его функции; указание цели конечного потребления. Оценка эффективности функционирования государственной собственности осуществляется при использовании стоимостных измерителей: «функция – стоимость».

В системе методов экономического анализа ФСА имеет определенную специфику. Он позволяет выбрать оптимальный вариант использования конкретного изделия (продукции), исходя из того, что объектом исследования является не физический объект как таковой, а оцениваемые в стоимостной форме его функции по удовлетворению существующих потребностей.

Государственная собственность, реализуя предписанную ей функцию, создает конкретную стоимость, которая отражает экономический эффект от функционирования этой собственности. С помощью соответствующих расчетов можно выбрать оптимальный вариант функционирования определенного объекта собственности в конкретной экономической системе, соответствующий получению максимальной стоимости (воспроизведенная стоимость).

Взаимосвязь способов функционирования и результатов реализации функции собственности можно схематически отразить следующим образом:

,

 

где – исходные технико-экономические показатели при осуществлении конкретного способа экономического функционирования государственной собственности;

Пр – производительное потребление исходного объекта государственной собственности при этом способе экономического функционирования;

– ожидаемый эффект (в стоимостном выражении) от реализации функции данного объекта в ходе его производительного потребления;

– полученный эффект (воспроизведенная стоимость).

Любой объект государственной собственности обладает присущей только ему функцией, и для каждой из которых предусмотрена определенная система расчетов эффекта от ее реализации. Общий эффект от функционирования объектов государственной собственности в пределах государственного сектора экономики определяется как:

 

или

где – суммарный эффект одного из m способов функционирования i объектов государственной собственности в рамках конкретного сектора экономики.

Величина зависит от вида и числа объектов, а также от выбранных способов их экономического функционирования.

Рассмотрим такой способ экономического функционирования объекта государственной собственности, как аренда. Она должна способствовать реализации целей и задач пользователя (арендатора). Экономическая эффективность арендной деятельности напрямую связана с действием законов спроса и предложения. Необходимо устанавливать такие ставки арендной платы, чтобы обеспечить арендодателю (собственнику) обоснованный доход за весь период аренды и возможность осуществлять воспроизводство сдаваемых в аренду объектов государственной собственности в будущем.

Эффект от реализации объектом государственной собственности функции аренды характеризуется размером дохода арендодателя.

Остановимся на экономическом механизме арендной деятельности объектов государственной собственности и порядке определения соответствующего эффекта. В зависимости от типа арендуемого объекта, видов и условий аренды применяются различные методические подходы к формированию арендных ставок, основанные на соблюдении принципа равновесия спроса на указанные объекты и предложения. При определении арендной ставки на конкретный объект государственной собственности необходимо принимать во внимание характеристики рыночной среды, его связь с производством и состав. Эти взаимосвязанные объективные факторы влияют на величину конечного эффекта от его функционирования.

Одним из видов объектов аренды является недвижимость, которая в этом случае действует как самостоятельный объект, и ее функция уже установлена исходя их общего определения данного способа функционирования, назначения и формы участия в экономическом процессе.

Эффект от арендной деятельности определяется финансовыми поступлениями (Q) от сдачи в аренду m объектов собственности:

 

Q-R,

где R – расходы на содержание объекта государственной собственности в ходе данного способа экономического функционирования.

Механизм такого способа экономического функционирования объектов государственной собственности прост: арендные отношения оформляются сторонами посредством договора, в котором указываются их обязательства и ответственность.

Что касается аренды промышленной недвижимости, функция которой состоит в обеспечении производственного процесса, то выбрать способ ее экономического функционирования на основе прямого расчета сложно. Она не участвует непосредственно в процессе производства, а организационно обеспечивает производственный процесс. Размер арендных платежей от пассивной части недвижимости переносится на создаваемый товар или оказываемые услуги в течение всего периода аренды частями от его стоимости. Другая часть платежей зависит от интенсивности использования данного конкретного объекта в процессе производительного потребления.

Интенсивность функционирования объекта собственности (эксплуатируемого производительного оборудования) предлагается определять посредством применения коэффициента, характеризующего интенсивность эксплуатации.

где и - фактическая и плановая производительность арендуемого оборудования в производственном процессе.

Тогда,

где

- показатель интенсивности функционирования объекта собственности;

- стоимость арендуемого оборудования.

Поступления средств от аренды недвижимости будет составлять:

где - стоимость пассивной части недвижимости.

Исследуя арендные отношения, целесообразно рассмотреть такой объект государственной собственности, как земля, под приватизированными предприятиями, участвующая в хозяйственном обороте. Землю и недвижимость в сфере социально-производственных отношений необходимо превратить в реальные активы, которые способны стабилизировать экономические отношения между собственником и пользователем земли. Они совместно создадут предпосылки для привлечения инвестиций, окажут влияние на формирование устойчивых рыночных отношений и оживление на фондовом рынке, принимая решение о выпуске ценных бумаг – производных показателей экономической деятельности.

Следующими важными объектами государственной собственности, формирующими эффект от функционирования государственного сектора экономики, являются государственные унитарные предприятия, рассматриваемые как имущественный комплекс. Их функция – выпуск товаров для производительного потребления и оказания услуг.

Расчет эффекта от их функционирования представляется сложной задачей. Его величина определяется долей чистой прибыли, распределенной в пользу собственника (государства), в форме дивидендов. Кстати, аналогичный показатель применим также для характеристики исполнения обязательственных прав АО. Размер начисленной и выплаченной суммы дивидендов определяет эффект от функционирования АО как объекта собственности.

Эффективное функционирование объектов собственности не означает достижения в обязательном порядке максимального результата, так как объект обеспечивает собственнику непрерывный, в течение определенного времени экономический эффект в объеме, необходимом для продолжительной деятельности. При оптимизации способа экономического функционирования объектов государственной собственности необходимо исходить из особенностей конкретных объектов.

Государственная собственность состоит из множества объектов, и для каждого их них может существовать определенный способ экономического функционирования (ипотека, лизинг, аренда (с правом выкупа) и т. п.), обеспечивающий реализацию его целевой функции с максимальным эффектом. После выбора наиболее рационального способа предлагается оценить суммарный эффект, получаемый государством от функционирования данного объекта собственности в пределах государственного сектора экономики.

К числу слагаемых, входящих в эту величину, относятся наиболее характерные для современной экономики показатели, выведенные на основе данных о различных видах доходов от выполнения конкретной деятельности объектами государственной собственности (арендные поступления дивиденды D, полученные собственником, отчисления части чистой прибыли в доход федерального бюджета, поступления от приватизации государственной собственности).

Суммарный эффект от использования каждого из указанных способов функционирования объектов государственной собственности оценивается с помощью следующих уравнений:

Число элементов в уравнении зависит от количества объектов государственной собственности. Экономические показатели государственного имущества, находящегося в Казне, также необходимо учитывать при определении общего экономического эффекта.

Сводные расчетные данные об эффекте, получаемом от отдельных способов деятельности объектов, представляют собой как бы экономическую структуру государственной собственности и отражают вклад каждого способа в эффект от функционирования всего государственного сектора экономики. Суммарный эффект от функционирования государственной собственности () является экономической базой решения государственных задач, которые не может выполнить рынок.

Экономическая структура государственной собственности и государственного сектора экономики базируется на рациональном выборе способа ее функционирования в зависимости от функций конкретных объектов собственности.

Внутрисистемный эффект функционирования государственного сектора определяется как суммарная величина эффектов от использования различных способов экономического функционирования объектов государственной собственности и от деятельности Казны :

 

Критерий эффективности ,отдельного конкретного объекта государственной собственности выражается через его составляющие: затраты (оборотные, составные и трудовые) и получаемый конечный результат от реализации предписанной данным объектом собственности функции. Определяется показатель эффективности, характерный для данного объекта собственности в конкретном регионе. Рассматриваемое соотношение позволяет найти оптимальный вариант экономического функционирования, когда

Эффективное функционирование объекта собственности не означает достижения в обязательном порядке максимального результата, так как этот объект обеспечивает собственнику непрерывный, в течение определенного периода времени эффект в определенном объеме.

Таким образом, предлагаемые методы расчета эффективности функционирования, как объектов государственной собственности, так и государственного сектора экономики в целом позволяют выбрать оптимальные способы их функционирования. Величина эффекта от функционирования государственной собственности в определенной степени зависит от вида функции конкретного объекта собственности, качественного и количественного результатов исполнения.

Способы экономического функционирования объектов государственной собственности следует считать экономически эффективными, если на основе обеспечивается прирост экономических показателей. Повышение эффективности при изменении способа функционирования собственности свидетельствует о правильности выбора.

Сформулированные объектами государственной собственности, предписанные только им конкретные функции, при ее реализации создают возможность максимизации потребительной стоимости (полезности) и стоимости товара, в своем единстве, отражающем эффективность функционирования объекта этой собственности. При расчете эффективности объекта собственности необходимо исходить из следующего: из множества функций определяется наиболее эффективный способ ее реализации, когда собственник имеет возможность получать максимально возможный эффект, а в расчете на единицу произведенной продукции или услуг – эффективность.

На рис. 12.1 представлены показатели эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями. Методы их расчета приведены ниже[90].

Высококачественный менеджмент и эффективность управления организационными системами ориентированы или характеризуются 7 категориями результативности (эффективности) организации: действенности, экономичности, качеством продукции (конкурентоспособности), производительности, качеством жизни работников, прибыльности, инновации.

Категория результативности – действенность, которая характеризует такие показатели эффективности управления, как удовлетворенность потребителя, социальная ответственность, результативность работников и результативность руководства.

 

Экономичность характеризует результативность работников.

Качество продукции характеризует результативность руководства и результативность работников.

 

 

 

Рис. 12.1. Общесистемные показатели эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями.

 

 

Производительность характеризует результативность руководства и внутреннюю производительность.

 

Качество жизни работников характеризует социальную ответственность, уровень жизни работников и подготовку руководителей.

Прибыльность характеризует финансовое состояние фирмы.

Инновации учитывают, в какой мере и с какой результативностью вложенысредства в модернизацию, производство, организацию и т. д.

Оценивая эффективность управления государственной собственностью, необходимо учитывать фактор динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии, в отрасли меняются первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие в свою очередь трансформацию установленных критериев и показателей эффективности управления государственной собственностью. В интересах снижения хозяйственного и инвестиционного риска в систему управления проектом следует включать и подсистему управления оценкой его эффективности по мере реализации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.