Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И культурно-исторические предпосылки




Ту

Представления человека об элитарности как регу­лятор его жизненных выборов

Представления людей об элитарном могут быть рас­смотрены и как некий идеал, то есть «образец совершен­ства, высшая и конечная цель стремлений, деятельности»

(см. Словарь иностранных слов, 1988. С. 182), связан­ный с перечисленными выше характеристиками и к ко­торому реально или в мечтах-фантазиях стремится эли­тарно-ориентированный человек. Как пишет С.Моско-вичи, в современных цивилизациях, «где толпы играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существова­ния, как и чувство «Я»... Отсюда же его поиск идеала или веры, его потребность в каком-то образце, который по­зволил бы ему восстановить ту целостность, которой он жаждет. Эта, по выражению Фрейда, «психологическая нищета масс» достигает всемирных масштабов. Она и составляет фон, на котором авторитетные, или харизма­тические, вожди... заново творят мощные общественные связи» (Московичи, 1966. С. 28—29).

Элитарность уже давно и серьезно исследуют фило­софы (Ницше, 1995; Ортега-и-Гассет, 1998), социологи (Миллс, 1959; Фролова, 1995), политологи (Афанасьев, 1996), криминологи (Пирожков, 1994) и даже биологи (этологи), рассматривающие взаимоотношения между различными животными (Дольник, 1994; Плюснин, 1990). Если для философии проблема элитарности свя­зана с пониманием справедливости и неравенства, для социологии — с властью (взаимоотношением элиты и массы), для криминологии — со стратификацией и осо­быми взаимоотношениями в преступных сообществах, а для этологии — с иерархическими взаимоотношениями между животными в стаде, основанными на врожденных

программах, то для психологии специфику рассмотре­ния элитарности еще предстоит уточнить.

В психологических научных направлениях больше известны работы по проблемам лидерства и взаимоотно­шениям людей в малых группах (Берн, 1988; Кричев-ский, Дубовская, 1991), по исследованию конформизма (Чудновский, 1971), по проблемам социализации лич­ности (Андреева, 1994; Основы социально-психологи­ческой теории, 1995) и др. Правда, в социально-психо­логических исследованиях все больший интерес прояв­ляется и к так называемому «активному меньшинству», влияние которого на участников группы оказывается нередко более значимым, чем традиционно выделяемое влияние большинства (Токарева, Донцов, 1966). В пси­хотерапии также рассматриваются близкие к элитарным ориентациям понятия, например, самоактуализация (Маслоу, 1982), самотрансценденция (Франкл, 1990), установка на соперничество (Хорни, 1982) и др.

Но обычно при этом не делается акцент на собствен­но стремление к элитарности, хотя элитарность посто­янно подразумевается. В профориентации в качестве од­ного из важнейших факторов профессионального выбо­ра называют «престижность выбираемой профессии», «уровень притязаний» как «свойственное данному чело­веку представление о том, какого места среди людей он заслуживает» (Климов, 1990. С. 126). В последнее время много говорят об «акмеологии» (от древнегреч. «акме» — «ах18» «острие, вершина»), изучающей наивысшие про­фессиональные достижения в наиболее плодотворный период жизни человека (Бодалев, 1995, 1998; Ситников,

1996).

Е.И. Головаха отмечал, что «важнейшей предпосыл­кой успешной самореализации человека в будущем яв­ляется... система ценностных ориентации» и что «цен­ностные ориентации, жизненные цели и планы состав­ляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функциюрегулятивную» (Головаха, 1988. С. 15, 23). Таким образом, построение жизненной и профессиональной перспективы (карьеры и самоопределения в самом широком смысле) имеет в своей основе ценностные ориентации, которые, по словам Е.И. Головахи, хотя и «не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам», но «обеспечиваютустойчивость лично-

сти в момент «кризиса нереализованное™» (Головаха, 1988. С. 12). Важно добавить, что это именно ориента­ции на что-то лучшее, т.е. ориентации на общепринятые для данного общества ценности, а в идеале — на ценно­сти культуры (при условии принятия их и данным чело­веком), которые вполне соотносимы с понятиями пре­стижности и элитарности.

Исходя из специфики психологии — науки о психи­ческом, важнейшей характеристикой которого является именно «субъектность» (см. Петровский, 1996; Слобод-чиков, Исаев, 1995; Татенко, 1996), элитарность следует рассматривать в контексте осознания человеком себя в качестве представителя элиты или в качестве представи­теля массы на уровне сознания конкретного субъекта (индивидуального или группового, коллективного). Элитарно-ориентированный субъект не только воспри­нимает нормы определенного образа жизни, но и спосо­бен к рефлексии своих ориентации, а главное — спосо­бен проявлять творчество (внутреннюю активность, спонтанность, инициативность, творчество) в стремле­нии к определенному элитарному идеалу.

Правда, сразу же возникает проблема: способен ли каждый человек к такому осознанию элитарного идеала, к рефлексии своих стремлений и к реализации этих стремлений? Вероятно, одна из задач психологической консультации и должна быть направлена на повышение уровня субъектности клиента, стремящегося к самосо­вершенствованию. Иными словами, чтобы стремления к совершенству имели более осмысленный (субъектный) характер, необходимо еще организовать специальную психологическую помощь самоопределяющемуся чело­веку. Если же элитарные ориентации ^сформирован­ные (хаотичные, импульсивные, бессмысленные), то и жизненные выборы будут соответствующие. Например, в профконсультации нередко можно встретить случаи, когда вроде бы выбирается профессия, а подразумевает­ся престижный (элитный) образ жизни, т.е. как будто че­го-то не договаривается, что-то до конца не осознается...

Глава 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.