Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Понятие элементарных выразительных средств (ЭВС) журналистского (публицистического) произведения




Часа.

Основные вопросы. Понятие «тема журналистского произведения». Синкретичность факта. Связь факта с актуальной общественной проблемой. Специфика идеи журналистского произведения. Понятия «опорная» и «рабочая» идеи. Компоненты «рабочей идеи».

Изучив тему, студент должен: иметь представления об идейно-тематическом своеобразии журналистского произведения; знать определения понятий «тема» и «идея»;понимать разницу между «опорной» и «рабочей» идеей; уметь определять тему и идею любого журналистского произведения.

Методические рекомендации по изучению темы.

При освоении теоретического материала по теме необходимо:

1. Изучить учебный материал по следующим научным и учебно-методическим работам.

1) Аграновский, В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике / В.А. Аграновский. – М.: Вагриус, 1999. – 416 с. – С. 61-108

2) Горохов, М.Ю. К вопросу о специфике публицистического текста / М.Ю. Горохов // Акценты. – 2006. – Вып. 1-2. – С. 10-14

3) Дмитровский, А. Предмет публицистики: категория социальной проблемы // Акценты. – 2006. – Вып. 7-8. – С. 22-25

4) Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с. – С. 57-83

5) Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с. – С. 36-45

6) Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. Пособие / Е.В. Черникова. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с. – С. 201-223

2. Повторить материал, изложенный на лекционных занятиях.

3. Акцентировать внимание на правилах выделения темы и идеи журналистского произведения, представленных в учебнике Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста».

4. Вести непрерывную работу с материалами текущей периодики: подбирать вырезки наиболее интересных журналистских произведений из газет и журналов, упражняться в определении темы и идеи произведения – это будет способствовать не только формированию профессиональных умений, но и развивать критическое, исследовательское отношение к журналистской практике.

5. Ответить на контрольные вопросы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение понятию «тема журналистского произведения»? В чем его специфика?

2. Почему ученые считают необходимым говорить о синкретической (сложной) природе журналистского факта?

3. Назовите правила работы с фактами, принятые в журналистике.

4. Дайте определение понятию «проблема»? Как должны быть связаны факт и проблема в журналистском произведении?

5. Почему в журналистском произведении принято различать «опорную» и «рабочую» идеи? Дайте определения этим категориям. С какими типами информации соотносится каждая из них?



 

Освоению темы может помочь учебный материал.

Понятие «тема журналистского произведения». Синкретичность факта. Связь факта с общественной проблемой.

Термин «текст» следует использовать для обозначения универсальной «порождающей модели», к которой должен стремиться журналист (публицист). Текст обладает набором универсальных категориальных признаков. Эстетическая обработка информации автором превращает журналистский (публицистический) текст в журналистское (публицистическое) произведение: «Публицистически выраженная мысль, главное назначение которой – активное воздействие на аудиторию, не может не быть эстетически необработанной: эффект воздействия публицистического текста напрямую связан с характером высказывания, заключен в эмоциональных его ресурсах. Что само по себе предполагает эстетическую обработку факта»[49]. Публицистическое произведение – это информационный, эстетический и коммуникационный феномен.

Не забывая о том, что текст (произведение) – это всегда неразделимое единство формы и содержания (или идейно-тематическое и структурно-композиционное единство), позволим себе условно разделить это единство на две составляющие для более глубокого изучения.

В творческом акте журналиста определение темы чаще всего происходит во время «операции», которую Г.В. Лазутина называет «определение конкретного предмета изучения». Выделение предмета есть конкретизация того, какую проблему в связи с конкретным фактом необходимо затронуть. Умением поставить проблему проверяется уровень профессионального мастерства журналиста. Журналисты разной квалификации видят в одном и том же событии, в одной и той же ситуации отражение различных проблем.

Тема как характеристика журналистского произведения имеет устойчивый признак: «она всегда есть конкретный социальный факт, взятый в контексте актуальной общественной проблемы»[50].В связи с этим разговор о семантике журналистского текста требует рассмотрения понятий: тема и проблема. Проблемно-тематическая направленность ЖТ «открывается» через отбор фактов, непосредственно связанных с проблемой, которую решает поднять автор в произведении.

Факты лежат в основе любого произведения, и в первую очередь, журналистского. В словарях русского языка наиболее часто встречается определение понятия факт (от лат. factum – «сделанное, совершившееся») как действительное, вполне реальное событие, явление.

Когда речь идет о журналистике, ученые предлагают различать онтологический (онтология – наука о бытии) и гносеологический (гносеология – наука о познании) смыслы понятия «факт», а также помнить о существовании фактологического ряда как «строительного материала» журналистского текста.

В онтологическим смысле факт – это единица реальности, доступная эмпирическому наблюдению (восприятию через органы чувств), но существующая независимо от сознания человека. Фактом в онтологическом смысле могут быть названы:

- Событие – точно фиксированный в пространстве и времени (т.е. с ясным началом и концом) момент изменения действительности (общественного процесса). Событие имеет «составные части», каждая из которых требует конкретной информации, поэтому чаще всего при отражении события от журналиста требуются ответы на вопросы: что? кто? где? когда? как? почему? (если ответ очевиден).

- Ситуация – «определенное, повторяющееся на протяжении достаточно длинного отрезка времени состояние отношений, сложившихся между различными социальными силами, группами, членами какого-либо коллектива, между слоями, странами, соотношение сил, взаимных требований и ожиданий»[51]; ситуацией называют также совокупность событий, образующих единство, основанное на противоречии.

- Процесс – последовательность взаимосвязанных (взаимообусловленных) действий, событий. В общем контексте процесса результат предыдущих действий, событий есть предпосылка, основа, причина для осуществления последующих действий, событий: «если…, то…». Процессом также называют динамическое следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи.

В гносеологическом плане факт – это фрагмент сознания, отражающий единицу реальности, т.е. порождение мыслительной деятельности человека. Такой факт оказывается доступным только в форме высказывания о нем, то есть в журналистском произведении могут быть представлены: понятие, суждение, классификация. Т.е. мы можем иметь понятие о событии (и в этом случае жизнеподобие должно заключаться в представлении знания об основных параметрах онтологического факта), получить сведение (элементарное выводное знание – суждение, сложное – умозаключение) о ситуации, классифицировать явление.

О факте как строительном материале журналистского текста необходимо говорить в связи с законами языка и понятием «элементарные выразительные средства».

Факт онтологический не может быть «равен» факт, отраженному в журналистском (публицистическом) тексте, так как в процессе познания действительности конкретным автором на последнего неизбежно действуют «факторы субъективности»:

- общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полной мере);

- творческая природа сознания (способность «заместить» любую «отсеченную» существенную связь несущественной);

- характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста (ограниченность времени, закрытость информации и т.п.).

В связи с этим следует признать, что абсолютно объективно онтологический факт в журналистском произведении представлен быть не может: в самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных формах отражения, а тем более в оценке и интерпретации факта, проявляется авторская субъективность. Однако при создании журналистского произведения авторская стратегия при отражении факта должна быть направлена на максимальное приближение к его онтологической сущности. Говоря об объективности, теоретики и практики журналистики сходятся на мысли, что объективность следует рассматривать как принцип, которым необходимо руководствоваться при создании журналистского произведения. Согласно ему, объективным признается содержание факта (отражение объективного события), находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение (образ факта) субъективна. В соответствие с данной теорией к деятельности журналиста по созданию текста на основе фактов действительности предъявляются жесткие требования: нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией; факт действительности не поддается рассмотрению один, сам по себе, потому что выхваченный из системы существенных связей, он легко может превратиться в искаженную картинку. Так, ведущее требование к отображению социального факта[52] в журналистском произведении – включенность его в контекст социально значимой проблемы. Именно это «включение» демонстрирует преломление факта через индивидуальное сознание журналиста (отсюда требование к журналисту – систематический мониторинг общественной ситуации). Грамотный журналист всегда стремится к тому, чтобы через конкретные факты поднять актуальную и значимую социальную проблему. Это становится причиной того, что отдельный (локальный) факт приобретает общезначимое, волнующее многих значение.

Проблема (от греч. problema – задача, «противоречие») – практический или теоретический вопрос, требующий изучения и решения. Проблема, говоря упрощенно, такое знание об объекте, при котором существуют пустоты, допустимы противоречивые утверждения, которые по-новому освещают уже имеющееся знание. Проблемная ситуация – ситуация, заключающая в себе противоречие.

При подготовке материала журналисту необходимо правильно выбрать ракурс заострения социальной ситуации (актуальную общественную проблему). Социальные объекты всегда одновременно испытывают влияние многих противоречий. А потому речь необходимо вести о ведущем противоречии. Наиболее часто практически проблема ставится тогда, когда известны цель и стратегические средства ее достижения, но не определена тактика, не найдена организационные формы, конкретные методы действия. Например, экологическая проблема: есть цель – избавление от наносящих урон экологии объектов, средства разработаны (в идеале): безотходное производство, очистительные системы, солнечная энергия, но как все это применить на практике пока неизвестно.

Факты и проблемы могут соотноситься по-разному[53]. Секрет актуальности журналистского произведения состоит в том, чтобы зорче увидеть связь конкретного факта с назревшей проблемой. И чем глубже журналист понял ее и получил о ней более ценное новое знание, освоив конкретный материал, тем актуальнее будет его публикация, тем больший резонанс она вызовет.

 

Специфика идеи журналистского произведения

Опорная идея. Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие; достигнутое автором понимание предмета и цели повествования, представляющее собой определенную ценность для аудитории.

Идея журналистского произведения имеет специфику. Доказано, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (то есть массового сознания, элементами которого являются общезначимые и общепринятые знания, нормы и ценности) и индивидуальной практики (то есть авторского представления). В связи с этим профессор МГУ Е.И. Пронин считает целесообразным различать в журналистском произведении два вида идей: «опорную» и «рабочую».

Рассуждая об опорной идее, профессор Е.П. Пронин обращает внимание на то, что «в сущности, принадлежит она не журналистике, а идеологии. <…> По своему содержанию это теоретически выраженное ядро конкретной политической, экономической, культурологической, военной и т. п. доктрины, входящей как составная часть в систему идеологии класса, партии, социальной группы и обеспечивающей стратегическое и тактическое единство взглядов и действий организованного сообщества людей в какой-то определенной сфере их общественной практики. <…> Опорные идеи программируются в теоретических и директивных документах, фиксируются в общественном сознании как общепринятые нормы обобщения и оценки явлений, укрепляются в общественном сознании как мировоззренческие установки. <…> В системе идеологических отношений каждая из них является просто «идеей», которая становится «опорной» только в тот момент, когда переходит в сферу журналистики, когда данная идея становится фундаментальной опорой мыслительной работы журналиста, и хотя непосредственно в слове не фиксируется, чувствуется со всей определенностью как глубинный подтекст произведения. Журналистский текст разворачивается как относительно самостоятельная система выразительных средств. Однако при внимательном рассмотрении он оказывается попыткой осмысления актуальной общественной практики в свете вполне определенной опорной идеи»[54].

Место опорной идеи может занять и нравственная норма, и просто бытовое правило, так сказать, «расхожие взгляды», и даже отрицание наличия идеологической подосновы журналистского творчества. Незаменимым условием является фиксированность такого суждения в общественном сознании, его соотнесенность с идеологией или моралью и регулятивный характер. Остальное несущественно для возможности построения на основе такой опорной идеи журналистского текста, но чрезвычайно существенно для качества журналистского произведения. Опирающийся на «расхожие взгляды» журналистский текст остается повторением банальностей, даже когда речь идет о новых фактах. Выбор мировоззренческой позиции – это важный вопрос журналистского творчества. Выбор этот, сознательно или неосознанно, делается всегда. Избежать его невозможно. Это необходимое условие создания журналистского текста. «Опорная идея, - как отмечает Е.П. Пронин, - тот необходимый константный элемент типологической структуры журналистского текста, который придает устойчивость социальному значению произведения, поддерживает единство понимания и практического использования его рекомендаций различными группами читателей»[55]. Неверно выбранная «опорная идея» может стать непреодолимым препятствием при вынесении правильных суждений. Например, ошибочные этнические стереотипы, выбранные в качестве отправных точек при оценке действий людей других (не русских) национальностей, нередко приводят современных журналистов к крайне неубедительным суждениям.

Рабочая идея. В результате направленного изучения предмета журналист разрабатывает «рабочую идею» материала. Данный компонент журналистского произведения, по мнению Е.И. Пронина, следует отличать от «опорной идеи», которая «определяя направленность журналистского текста, редко формулируется в прямое высказывание, и живет в подтексте»[56]. На первый же план выходит разворачиваемая на основе опорной идеи конкретная программа разрешения освещаемой в публикации конкретной социальной ситуации. Строго говоря, именно такая программа и будет специфической логической конструкцией, стержнем журналистской информации. Именно она становится главной рабочей идеей произведения, поскольку «журналистский текст не теоретическое изыскание, а акт практический. И от него требуется практическое решение вопроса»[57].

С этой точки зрения основным формирующим элементом рабочей идеи будет четкое обозначение программируемой цели. Журналистское произведение должно нести функцию целеполагания. Причем как элемент рабочей идеи выступает не собственная цель журналиста, а цель, которую журналист ставит перед читателем, цель, которой может и должен достигнуть читатель, чтобы разрешить реальную проблему общественной жизни. Кроме цели журналистское произведение должно содержать указание на средства, с помощью которых читатель с известной степенью гарантии достигнет поставленной цели. Итак, Е.И. Прониным выделяет четыре составляющие журналистского материала: 1) прямое обращение к тем, кто может и способен действовать, а не к «почитывающей толпе»; 2) предельно ясное указание на то, в чем состоят цели читателей, к чему им следует стремиться, чтобы отстоять свои интересы; 3) перечисление практических средств, которые достаточны для достижения поставленных целей; 4) перечисление или указание на исторические (или другие) закономерности, действия общественных сил, которые гарантируют достижение цели при выборе адекватных ей средств.

Таким образом, рабочая идея журналистского (публицистического) текста предстает как своего рода логически обусловленный и взаимосвязанный комплекс элементов: цель-средства-исполнители-гаранты. Конечно, в каждом конкретном журналистском произведении рабочая идея выражается своеобразно. Она может быть богаче по содержанию, иметь больше элементов и т.д. Но четыре – это необходимый и достаточный набор элементов, без которых произведение не может рассматриваться как журналистское. Отсутствие проакцентированных элементов деформирует его, снижая ценность. Именно «рабочей идеей» текст оказывает свое главное влияние на социальную практику, так как «рабочая идея» обладает качеством действенности, указывая эффективный способ разрешения реальной проблемы общественной жизни.

«Рабочая» идея журналистского (публицистического) текста берет начало в объективном мире общественной практики. Содержание ее определяется не по субъективному произволу журналиста, а открывается им во взаимодействии реальных явлений действительности. Логика реальной жизни диктует внутреннюю логику рабочей идеи. Формирование рабочих идей – один из самых острых моментов журналистского творчества, требующий и мастерства социального анализа, и верной идеологической позиции, и строгого соблюдения принципов профессиональной этики. Решающую роль в этом процессе играет мировоззренческая позиция журналиста. Ошибки журналиста и его ложные идеологические установки могут привести к оформлению в журналистских материалах субъективных «рабочих идей», которые могут оказать искажающее воздействие на практическую деятельность читателей.

Собственно идея журналистского произведения складывается из соотношения рабочей и опорной идеи. По сути дела она представляет собой соотнесение «рабочей идеи», разработанной журналистом, с системой общественных регулятивов («опорной идеей») для выявления степени реальности достижения цели, поставленной в связи с конкретной общественной ситуацией.

Нередко «рабочая идея» выступает как руководство к действию со знаком «минус». Понять «второе дно» произведения позволяет соотнесение рабочей идеи с общепризнанными ценностями. Например, заметка об усилении пропаганды в армии, опубликованная в одном из номеров газеты «Известия», содержала утвердительно-нейтральные суждения о действиях высшего руководства. «Высшие чины» предлагали усилить пропаганду в армии и в СМИ для предупреждения распространения сведений о дедовщине, а также для повышения статуса и имиджа российской армии. И это вместо того, чтобы работать с реальными недостатками! Идея – абсурдность меры – становится понятной после сравнения «рабочей идеи» с «опорной» (здравым смыслом), заключенной в подтексте.

 





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.19.123
Генерация страницы за: 0.094 сек.