Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Средства организации журналистского (публицистического) произведения




Часа.

Основные вопросы. Понятие «элементарных выразительных средств» (ЭВС). Теоретическое обоснование Е.И. Прониным необходимости «ЭВС». Фактологический ряд ЭВС. Нормативный. Образный. Журналистский (публицистический) образ как средство выразительности журналистского (публицистического) текста. Специфика журналистского образа.

Изучив тему, студент должен: иметь представления об элементарных выразительных средствах (ЭВС) журналистского (публицистического) произведения как специфическом уровне знаков, предназначенном для передачи журналистской информации; знать группы ЭВС, а также технологии их использования;понимать различия, существующие между различными группами ЭВС; уметь выбирать ЭВС, адекватные творческим задачам, и использовать их для предъявления журналистской информации в тексте.

Методические рекомендации по изучению темы.

При освоении теоретического материала по теме необходимо:

1. Изучить учебный материал по следующим научным и учебно-методическим работам:

1) Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Г.В. Лазутина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 240 с. – С. 84-120

2) Пронин, Е.И. Выразительные средства журналистики / Е.И. Пронин. – М., 1980. – С. 22-42

3) Стюфляева, М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. – М., 1982. – 81 с.

2. Акцентировать внимание на материале, посвященном элементарным выразительным средствам журналистского (публицистического) произведения, изложенном в учебнике Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста».

3. Вести непрерывную работу с материалами текущей периодики: подбирать вырезки наиболее интересных журналистских произведений из газет и журналов, упражняться в определении типов ЭВС, оценивать целесообразность их набора, интенсивности, порядка – это будет способствовать не только формированию профессиональных умений, но и развивать критическое, исследовательское отношение к журналистской практике.

4. Ответить на контрольные вопросы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Опираясь на теорию Е.П. Пронина, обоснуйте необходимость введения искусственного языка – «элементарных выразительных средств» – журналистского (публицистического) произведения. Выразите свое отношение к категории «ЭВС».

2. Охарактеризуйте фактологический, нормативный и образный ряды «ЭВС». Для передачи какого типа информации предназначен каждый ряд?

3. Какова роль ЭВС в структурно-композиционной организации журналистского (публицистического) произведения?

4. Что такое «образ»? Как он создается в журналистском произведении? Для чего служит? В чем специфика публицистического образа?



 

Освоению темы может помочь учебный материал.

Понятие «элементарные выразительные средства» ввел в научный обиход профессор МГУ Е.И. Пронин. По его инициативе ЭВС стали использоваться для обозначения специфического языка журналистского произведения. Впоследствии теория ЭВС получила развитие в учебнике Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста»: «своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях обозначается понятием элементарные выразительные средства»[58]. Несмотря на то, что об элементарных выразительных средствах журналистского произведения в учебнике Г.В. Лазутиной написано достаточно подробно, освоение темы невозможно без проработки текста первоисточника[59]. Коротко остановимся на основных положениях теории ЭВС.

ЭВС – это та же базовая знаковая система, используемая людьми для воссоздания языковой картины мира в тексте, но только представленная в журналистском произведении как языковые средства, за которыми закреплена передача конкретного типа информации (дескриптивной, валюативной и т.д.).

Е.И. Пронин отмечает: «Основанием типологического разделения ЭВС является само конкретное явление в сфере материального или идеального, на которое указывает, которое описывает или которое упоминает журналист и провозглашением-наречием которого становится данная частичка журналистского текста»[60], то есть конкретные ряды ЭВС используются для предъявления информации о предмете или суждений, высказанных по поводу предмета. В зависимости от того, идет ли речь о деталях факта, выносится ли авторская оценка ситуации, вводятся ли в текст суждения, представляющие собой регулятивы общественного развития, или цитаты из документов – будут использованы конкретные ряды ЭВС. Е.И. Пронин в свое время выделил три ряда ЭВС: фактологический, нормативный и образный.

Через ЭВС легко продемонстрировать единство содержания и формы. Так, фактологический ряд служит для раскрытия темы произведения, нормативный – для передачи «опорной идеи», образный – «рабочей». Набор, порядок и соотношение ЭВС помогают понять, как тема и идея воплощаются в тексте, то есть передают специфику его структурно-композиционной организации.

При анализе журналистского произведения можно использовать прием выделения конкретного типа ЭВС разными цветами – в этом случае наглядно представляются компоненты идейно-тематического наполнения текста. К недостаткам введения «ЭВС» можно отнести то, что они сложно соотносятся с теорией массовой информации Е.П. Прохорова, согласно которой содержание журналистского произведения представляет собой единство четырех типов информации (d, v, p, n). Было бы логичнее в соответствии с этими типами информации ввести четыре ряда ЭВС. В нынешней ситуации приходится констатировать отсутствие строгой закрепленности конкретного ряда ЭВС за прескриптивной информацией.

Первой и по частоте применения, и по важности является группа фактологических выразительных средств. Фактологический ряд ЭВС – это вводимые в журналистский текст описания, упоминания и номинации действительных вещей и событий; подлинных деталей и черт явления; портретов реальных лиц, их поступков, законченных суждений и характерных словечек; картин природы и состояния погоды и т.д., по Е.И. Пронину, «все то, что предъявляет воображению читателя действительные обстоятельства актуальной общественной практики, как они предстали бы ему в непосредственном конкретно-чувственном созерцании»[61].

Факт как элемент текста выполняет задачу «консервации» информации, реализуя тем самым функцию адекватной ее передачи. Факт такой же «инструмент» журналиста как цвет и линия у художника. Чтобы элементарное выразительное средство фактологического ряда «сработало», оно должно быть единично и по вербальному оформлению и по предметному наполнению. Само по себе обращение к единичному факту может остаться в журналистском тексте случайным вкраплением. Чтобы оно стало выразительным средством, относительно самостоятельным, необходимым и достаточным микроприемом журналистского воздействия, предъявляемый единичный факт должен быть значим, и значим не вообще, а в русле той конкретной проблемы общественной жизни, которая послужила предметом публикации, или в свете предлагаемой журналистом программы эффективного разрешения этой проблемы. Например, «16 октября … Собянин, ранее возглавлявший Администрацию президента, выдвинут Д. Медведевым на пост мэра г. Москвы».

Через фактологический строй передается дескриптивная информация. Как отмечает Г.В. Лазутина, «дескриптивная информация может также передаваться и в «эмпирических обобщениях», которые существенно отличаются от статистического факта степенью надежности передаваемой информации»[62]. Эмпирические обобщения – это такие смысловые единицы, в которых факты сознания воплощается методами типизации – они суммируют определенные черты многих фактов действительности, постигнутые на основании повседневного опыта: «Итальянскую майолику, украшенную прихотливыми узорами, можно рассматривать часами». Основу жанра очерка всегда составляет типичный факт, типичный образ. Для предъявления фактологического ряда в тексте используются соответствующие методы: констатация, описание, повествование, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация. Кроме того что факты и эмпирические обобщения используется для выявления связи конкретной реальной ситуации и социальной проблемы, как отмечает Г.В. Лазутина, «фактологический ряд ЭВС помогает прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень авторской включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий в условиях, альтернативных сложившимся»[63], то есть из этой посылки можно сделать вывод, что фактологический ряд ЭВС может использоваться и для передачи прескриптивной информации.

Для того чтобы раскрыть смысл фактов, как пишет Г.В. Лазутина, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы. Они образуют культурологический ряд ЭВС. Их два вида»[64]. Первый ряд – образный. Е.И. Пронин определял смысл и значение образного ряда следующим образом: «факт реальной действительности в журналистском произведении проявляет не только функции предметности, но и вторгается в строй культурно-исторических ассоциаций читателя и осмысляется в свете мировоззренческих представлений, то есть действует побуждающе. Точно также и включенный в журналистское произведение образ искусства или исторический прецедент (а также любой социальный опыт) воспринимается читателем не только в свете универсальных ценностей культуры, но и в его практическом приложении, и в побуждающем значении»[65]. Так возникает культурологический ряд ЭВС – образные элементарные выразительные средства. В результате включения образов культуры в ряд «фактов-действий» высвобождается огромная энергия традиции русской общественной жизни для эмоциональной оценки актуальной политической проблемы. Как отмечают Г.В. Лазутина и Е.И. Пронин, в журналистике образы помогают раскрыть смысл фактов, дать им оценку, приблизить их к читателю: «Журналист ставит факты текущей действительности в контекст образов и помимо семантического расширения факта возникает слой оценочной информации (психологи чаще всего называют ее рефлексивной – от слова «рефлексия» в его буквальном значении» – «обращение назад»)»[66]. Ряд образных средств нельзя сводить только к образам прошлого. Опыт человечества отражается не только в историческом материале, но и в художественных произведениях, фольклоре, научных названиях и даже математических формулах. Например, формула вычисления расстояния (скорость, умноженная на время) приобретает образное звучание в следующем выражении: «путь равен скорости движения, умноженной на время» (путь в этом случае может ассоциироваться с человеческой жизнью). Итак, образы могут иметь литературное, культурное, лексическое, психологическое происхождение, интертекстуальную природу, могут восходить к «архетипам – образам коллективного бессознательного, лежащего в основе человеческой символики»[67]; могут представлять собой и «прецедент истории – «бывший факт», дошедший до нас в интерпретациях, превратившихся в образы»[68]. Г.В. Лазутина обобщает: «Образы как ЭВС журналистского произведения есть такие смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы»[69]. Журналисту необходимо очень осторожно использовать образы в своих материалах, помнить о том, что «образы должны быть близки и понятны читателям, с одной стороны, а с другой стороны – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности»[70]. Есть еще одна опасность использования образов – разные представители читательской аудитории могут по-разному воспринимать один и тот же образ. Образ всегда оставляет возможность неоднозначного прочтения. Например, для кого-то Анна Каренина – смелая женщина, не побоявшаяся любить, для кого-то – падшая женщина, нарушившая божьи заповеди, разрушившая семейный очаг ради порочной страсти.

Чтобы авторская позиция, выраженная в тексте, была понятна не только его создателю, но и смогла функционировать на уровне массового сознания, в журналистском произведении обязательно должен присутствовать еще один культурологический ряд ЭВС – нормативный (его Е.П. Пронин называет идеолого-этический). «В конкретном журналистском тексте элементарные выразительные средства идеолого-этического ряда обнаруживаются… как относительно самостоятельное сверхфразовое единство: фраза, словосочетание или слово, указывающее на документально закрепленный или фиксированный в общественном сознании строго определенный, конкретный, единичный факт идеологии или морали(мировоззренческий постулат политическая позиция, этическая установка), философский тезис, высказывание общественного деятеля, цитата из директивных документов и т.д., обладающий собственной экспрессивной функцией в общем строе произведения, то есть значимый в русле той реальной проблемы общественной жизни, которая послужила предметом публикации, или в свете предлагаемой журналистом программы эффективного разрешения этой проблемы»[71]. Подобные включения в текст «идеолого-этических выражений» Е.И. Пронин называет «фактами-позициями», точнее постулатами. И предупреждает, что журналист должен прочно и однозначно увязывать материал с практическими задачами разрешения рассматриваемой в тексте проблемы общественно жизни. Без этого «постулаты» рискуют выродиться в малоэффективную, хотя и звонкую фразеологию, в псевдожурналистское творчество. Элементарные выразительные средства нормативного ряда никем не воспринимаются как чье-то личное изобретение. Они сложились и закрепились в коллективном творчестве и выступают как общее достояние. Обращение к нормативному ряду в тексте журналистского произведения сопряжено с рядом возможных ошибок. Е.П. Пронин предупреждает, что «непрофессиональное или небрежное обращение с элементарными выразительными средствами идеологического ряда приводит к тому, что они кажутся инородными вкраплениями в текст, утяжеляют изложение, а то и просто наводят на мысль о недостатке у журналиста оригинальных идей и прямых аргументов»[72]. Нормативный ряд ЭВС предназначен для передачи нормативной информации, т.е. знания о действующих в обществе нормах, регулятивах общественного развития. Использование нормативного ряда помогает понять, что становится препятствием на пути достижения цели и какие действия необходимо предпринять, чтобы общественный идеал был достигнут. Нормативный ряд – основа оценок и веский аргумент суждений журналиста.

Система ЭВС, согласно теории Пронина-Лазутиной, служит реализации совокупной функции журналистского произведения (предметности-экспрессивности-побудительности), отражая диалектику материального и идеального в процессе духовно-практического освоения действительности человеком. В основе «факта» – материальные предметы и действительные поступки реальных людей. «Образ» представляет духовные ценности общества, которые хотя и не материальны, но социально объективированы, зафиксированы в культуре и существуют вне и независимо от сознания индивида. За «постулатом» стоят документально закрепленные положения идеологии и неписаные, но общеизвестные нормы морали. Имея в своей основе нечто действительно объективное, обладающее неотъемлемым реальным значением, не зависящим от субъективных предпочтений, «факты», «образы» и «постулаты» сами становятся смысловыми константами журналистского произведения.

Как результат системного эффекта взаимодействия всех включенных в произведение выразительных средств,в тексте возникает «публицистический образ». О нем Е.И. Пронин пишет следующее: «внутреннее системное взаимодействие различного типа специфических журналистских выразительных средств приводит к возникновению в тексте дополнительных оттенков смысла, возможностей расширительного истолкования содержания, дополнительной информации, которую читатель не может получить никаким другим путем. Под направляющим воздействием рабочей идеи выразительные средства журналистики (публицистики) способны интегрироваться в специфический образ, который выступает как выработанная в процессе общественно-исторической практики, фиксируемая в общественном сознания в языковых формах целостная совокупность конкретно-чувственных представлений, выражающая обобщенную оценку и прогноз решения некоторого типа проблемных ситуаций социальной жизни»[73]. Текст, в котором получил выражение публицистический образ, становится особым текстом, или, как его называет Е.И. Пронин, «текстом специфического типа, способным стимулировать убежденное поведение аудитории, вызывать изменения в актуальных мнениях, оценках, настроениях и действиях массы читателей в соответствии с определенной установкой (опорной идеей)»[74]. Публицистический образ есть идея, возникающая в момент восприятия журналистского произведения читателем. «Благодаря разнообразию элементарных выразительных средств идея приобретает обоснованность сразу в трех аспектах: событийно-прогностическом, культурно-историческом, идеолого-этическом. Изложение перестает быть одномерным, обретает объемность. Факты, образы, постулаты, которые должны выразить единую идею, начинают взаимодействовать. В тексте возникает пространство для формирования представлений, выходящих за пределы конкретной проблемы произведения»[75]. Таким образом, благодаря публицистическому образу смысл, вынесенный читателем из текста, всегда превосходит содержание, непосредственно выраженное в знаках языка.

 





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.28.90
Генерация страницы за: 0.091 сек.