Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделите каждую из пяти частей проблемного обсуждения. 9 страница




В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта бли­зость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая усло­вия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с нысоким уровнем сплоченности является для людей привлека­тельной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:

- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;

- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (цен­ности, направленность, мотивация);

-лидер группы обладает характеристиками лидера (признава­ем всеми);

- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каж­дого ее члена и оценить его;

- члены группы испытывают чувство привязанности друг к дру­гу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;

- в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки.

Перечисленные факторы отражают стремление людей к удов­летворению своих прежде всего социальных потребностей. Чело­век вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть при­знанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако сте­пень сплоченности может иметь как позитивное, так и негатив­ное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, по­ведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определен­ным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотиви; вать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу.

Подумай и выполни задание

Добровольцы (4—5 человек) выбирают тему, по которой они дол ны принять решение. Каждый выполняет одну из функций лидерства очереди.

При проведении групповой работы важно: следить за регламентом использовать шутку, говорить по очереди, не перебивая друг друга.

 

Ролевое поведение личности в общении

 

Роль — социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе меж­личностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формиро­вания различных социальных организаций. В процессе социально­го взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловлен­ное личностными качествами его участников.

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодей­ствия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность мо­жет способствовать как предотвращению ролевых и межличност­ных конфликтов, так и совершенствованию самого процесса об­щения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагае­мого поведения. Роль предполагает набор правил поведения в оп­ределенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

В любой организации имеются статус иерархий и соответству­ющие роли, которые, являясь официальными или неофициаль­ными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одно­временно или последовательно играть разнообразные роли, на­пример: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поли­клинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимо­связи. Например, положение кандидата наук в колледже подразу­мевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащим­ся, а также различные другие роли по отношению к администра­торам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожи­дать высококвалифицированных занятий, коллеги — новых ис-

1Q4

иглований и публикаций, а администраторы — повышения рей- кипа организации и его влияния на ее имидж. В литературе это шпывается очертанием роли.

Очертание роли — это индивидуальные ожидания определен­ною поведения от человека, выполняющего какую-либо опреде­ли жую роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более i ножное очертание роли, чем начинающий учитель — выпускник ttyia, но менее сложное, чем академик в университете. Чем боль- шI- ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощу­щает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта.

В результате наличия многочисленных ролей и их очертания че­ловек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятель­ность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказать­ся от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри- I рупповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкива­ется с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.

В процессе общения могут возникать различные ролевые конф­ликты: конфликт «личность—роль» (когда требования роли нару­шают основные ценности, отношения и потребности человека, ишимающего определенное положение, например: когда дирек­тор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); конф­ликт внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой — защи­щать интересы администрации); межролевой конфликт (возника­ет в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).

Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конф­ликтом, испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с дру­гими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.

 

Интерактивное упражнение

Участникам раздают листы с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (философ, эрудит, дипломат, скептик и т.п.). Предмет обсуждения — любой. Например фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7—10 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли. Игроки, роль которых не узнали, считаются не справивши­мися с заданием.

 

Виды социального взаимодействия

 

Формы поведения участников групповой работы могут бы разными и влиять на облегчение или затруднение выполнен поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы.

Специалисты считают, что для группового решения задач лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу в которой все члены имеют между собой много общего: возраст пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и при­нятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фак­тах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ про­блемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процесса­ми. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доми­нирование поддерживающего поведения может помешать приня­тию эффективного решения.

 

Функции, направленные на решение задачи Функции поддержки отношений
Постановка цели и задач. Инициация процесса решения. Выяснение мнений, точек зрения. Сбор (запрос) информации. Определение главной проблемы. Передача информации участникам. Организация взаимодействия. Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы. Выяснение всех ресурсов. Подведение итогов. Умение как бы со стороны наблюдать за всем Умение слышать, наблюдать. Умение увлечь, заинтересовать. Учет чувств людей. Разрядка напряжения. Умение вселять веру, вдохновлять. Умение достигать компромисса (признавать свои ошибки, принимать позицию другого, делать шаг навстречу). Умение подчинять личные амбиции общей цели. Признание заслуг. Роль миротворца

В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные — решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе. Роли, исполняемые чле­нами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препят­ствующие групповому взаимодействию.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зре­ния, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:

ищущий информацию — часто ставит вопросы и пытается полу­чить на них ответ, побуждает других участников группового взаи­модействия к принятию решений;

инициатор — чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;

последователь — подхватывает новую идею, инициативу, рас­ширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;

оценивающий — оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Поддерживающие роли. Помогают группе развиваться и под­держивать хорошие отношения между ее членами, групповую спло­ченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мне­ний. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, долж­ны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:

поощряющий — мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молча­щих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невер­бальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);

гармонизатор — поощряет к совместной деятельности, разре­шает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, исполь­зуя улыбку, остроумные реплики;

снимающий напряжение — старается снять напряжение в труд­ных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;

блюститель правил — напоминает членам группы о про,™, шенных нормах и правилах взаимодействия, обращает вни.М на их соблюдение;

«переводчик» — умело использует знания о различиях в С альной, культурной, национальной и тендерной ориентации нов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

Процедурные роли. Они помогают группе при решении проб. Среди них:;

диспетчер — способствует правильному «разделению тру группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный резул следит за регламентом, наблюдает за продвижением групп поставленной перед ней задаче;

протоколист — старается записать все, что группа наработ как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;

хранитель — следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.

Эгоцентрические роли. Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям? Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:

агрессор — противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или пори­цая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая лич­ные качества и статус окружающих. Когда личные цели противо­речат групповым, отдает предпочтение первым;

ищущий признания — независимо от того, что происходит в груп­пе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих за­слугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;

монополист — непрерывно разговаривает, часто мешает дру­гим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, на­вязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участ­никами;

отсутствующий — избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конф­ликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;

шутник — дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Для достижения своих целей в определенной ситуации участ­ники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей вы-

отпит также соответствующие позиции. С этой точки зрения личностное взаимодействие предполагает: iiubop позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочном

оформление занятой позиции посредством использования вербальныx и невербальных средств коммуникации.

И психологической литературе различают три типа при­кройки к партнеру.

Пристройка сверху — может выглядеть как поучения, осужде­нии. порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», ««in к л» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды вниз и пр.

Пристройка снизу — означает позицию подчинения и диктует ми in стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраиваться под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон — предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд н I паза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслу­шать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера мри социальном взаимодействии используются также разнообраз­имо эффекты:

эффект контраста — способность к быстрой смене психологический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важ­ный показатель мастерства общения;

эффект ассимиляции (от лат. assimilatio — уподобление, сопо­ставление) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негиб­кий тип ролевого поведения используется человеком амбициоз­ным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;

техника поведенческих подкреплений — партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невер­бальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.

Подумай и выполни задание

 

Подберите несколько пословиц или поговорок, которые лучше всего характеризуют ситуации в вашем учреждении. При этом постарайтесь, чтобы положительных и отрицательных характеристик было примерно поровну.

Отношение рядовых членов коллектива к руководству

Отношение руководства к рядовым членам коллектива

Отношение членов коллекти­ва к делу, к учебе

Отношение к сложившемуся взаимодействию, нормам общения в группе

 

Взаимное влияние людей в процессе общения

 

Влияние — это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения другого человека. Психологическое влияние определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и его взгляды, мотивы, чувства, сознание и порой даже характер, Целью любого влияния является максимальное достижение влас­ти над человеком.

Власть — это возможность оказывать влияние на поведение членов группы и достигать поставленных целей: правовая власть (влияние через нормы и запреты); экономическая (власть ресур­сов, денег, капитала); социальная (через взаимодействие людей, она акцентирует внимание на двух сторонах — подчинении и со­гласии подчиняться). Власть предполагает взаимозависимость: пред­стает как двусторонние отношения, в которых одна сторона по­буждает к действию, а другая соглашается на это действие или в той или иной степени сопротивляется ему.

Власть может анализироваться с точки зрения ее легальности и легитимности.

Легальность власти означает ее соответствие нормам права, законам, т.е. установленной законодательно форме. Такую власть можно назвать также формальной. К современным источникам формальной власти относятся: собственность, трудовой договор, полномочия, квалификация, компетентность, неформальные структуры, доступ к информации.

Легитимность власти означает ее соответствие общепринятым ценностям, культурным образцам, представлениям людей о неко­ей ее «правильности». Легитимность означает признание власти и (цитологическое согласие ей подчиняться, что обусловливает ее личность и устойчивость. В соответствии с этим власть может быть легальной, но не легитимной, что означает ее слабость и неустойчивость.

Для нас интересен психосоциальный подход к власти. Он основан на признании того, что условием влияния одного человека на других людей является не обладание формальной властью, а владение психологическими техниками и технологиями влияния (убеж­дения, суггестии, манипулирования). Власть рассматривается через влияние, а его инструментами являются: знаки (слова, жесты, мимика), символы — особые знаки, в которых с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (на­пример: голубь — символ мира, скипетр — символ власти и пр.); значения — ценность, которую люди приписывают вещам и явлениям (должности, одежда, деньги и пр.).

Сила влияния при психосоциальном подходе определяется сте­пенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зре­ния других (конформизмом), их терпимостью к точке зрения дру­гих (толерантностью), культурно-историческими особенностями формирования коллективной позиции и взаимодействия индиви­дуальной и групповой позиции (власть должностного лица, авто­ритета, санкций, культурных ценностей). Особенностью психоло­гической власти является то, что она не всегда ясно осознается людьми и поэтому с трудом формализуется.

 

Подумай и выполни задание

Ответьте на следующие вопросы, касающиеся власти:

- Какую роль власть играет в вашей жизни?

- Назовите профессии, где удовлетворяется потребность влиять на других людей?

- Кто имеет над вами власть?

- Над кем вы имеете власть?

- По отношению к каким людям вы чувствуете себя властным?

- По отношению к каким людям вы чувствуете себя слабым?

- Как вы сами занижаете свои возможности влиять на других лю­дей?

 

Рассмотрим техники психологического воздей­ствия на людей. В практике взаимодействия людей исполь­зуются такие формы личного влияния, как убеждение, зараже­ние, внушение, манипуляция, личный магнетизм.

Техника убеждения. В главе мы рассматривали убеждающую и внушающую модели общения, в этой главе рассмотрим техники психологического влияния на людей. В психологическом смысле убедить кого-либо в чем-либо — значит добиться с помощью ло­гического обоснования согласия оппонента. Убежденность счита­ется достигнутой, если партнер готов защищать новую точку зрения и действовать в соответствии с ней. На убежденность или внушаемость влияет целый ряд факторов: степень зависимости нера от живого слова (устного или письменного), степень эмоциональной уравновешенности и ее влияние на податливость, пень интеллектуального потенциала человека и его компексность в проблеме, уровень критичности ситуации. Доказано, чем выше интеллект человека, тем выше степень критичности, поэтому для убеждения таких партнеров целесообразно использование более глубоких и более веских аргументов. Людям с paвзвитым интеллектом свойственны как рефлексия и комплексы не торой неуверенности в себе, так и самоуверенность, вера в незыблемость собственных позиций, они как бы устойчивы убеждения. Поэтому по отношению к таким партнерам целесообразно использовать «двустороннюю аргументацию», т.е. нами разговор с представления их собственных позиций и демонстрации важности и значимости, а затем перейти к убеждающим техникам и контраргументам.

Убеждение основано на логических приемах доказательств, которые могут быть усилены социально-психологическим воздействием (авторитетным источником, групповым влиянием, обста­новкой). При взаимодействии обычно используют следующие убеж­дающие техники:

постановка проблемы, демонстрация ее места в ряду других и актуальности; необходимость решения (потери, возможные при его отсутствии), варианты решения, их достоинства и недостатки, по­следствия, необходимые средства, затраты, другие условия;

увеличение ценности достоинств предложения и уменьшение значимости его недостатков; увеличение ценности данного вари­анта и уменьшение ценности альтернативных вариантов;

раскачка собеседника и дальнейшее убеждение его путем пред­ставления различных точек зрения и разбора прогнозов;

внушение важности предложения, возможности его осуществ­ления и простоты этого;

принцип постепенного охвата — предложение делится на этапы, и затем рассмотрение последовательно продвигается по этим этапам, добиваясь согласия на каждом из них. Другое применение этого прин­ципа, например: перед предстоящим обсуждением с несколькими участниками предварительно обсудить свой вопрос с каждым участ­ником отдельно и заручиться их согласием (поддержкой);

прием программирования — например, задать вопрос с акцен­тированием обычно по существу дела и не требовать на него не­медленного ответа. Через какое-то время вопрос сам возникнет в мыслях партнера и заставит его думать.

Марк Катон Старший, правитель Рима, был широко известен своей способностью убеждать, владел ораторским искусством, но скромен и бережлив. Известно, что многие римляне удивляясь тому, что нередко недостойным и ничтожным воздвигают статус, между тем как о памятнике Катону и не помышляют. Узнав об этом, друг Катона сказал, что он создаст группу по сбору денег на памятник, на что получил от него убедительный и однозначный тип: «Пусть лучше люди спрашивают, почему до сих пор нет памятника Катону, нежели — почему ему поставили памятник».

Самой эффективной современной технологией убеждения участников общения является спор «ad red» (к цели) — это спор, в шпором у собеседников непременно есть общая цель, и в ее осу­ществлении каждый заинтересован, но не согласен с тем спосо­бом ее достижения, который кто-то предлагает. В этой ситуации мждый собеседник воспринимает проблему по-своему, и пред­ложения, которые он формулирует, базируются на объективных критериях, имеют плюсы и минусы. В такого рода ситуации участ­ники спора, как правило, путем переговоров приходят к компро­миссу, а при культуре полемики — и к консенсусу. Это и есть i пор, в котором рождается истина, так как предмет спора — сред­ства достижения цели, в которой обе стороны заинтересованы.

При взаимодействии с интеллектуальным партнером важно также использовать технику «ad rem» (по факту) — сами факты можно принимать или не принимать, но комментировать их нет смысла. Как известно, люди трактуют любые факты по-своему, причем иногда к действительному положению вещей это не име­ет никакого отношения. Поэтому в споре по факту целесообразно отказаться от личных комментариев и обсуждать лишь сами фак­ты, например статистику.

Техника заражения. Это техника, рассчитанная на силу эмоцио­нального обращения убеждающего. Из практики известно, что плохое настроение одного человека достаточно быстро переходит на тех, с кем он взаимодействует. Люди эмоционально яркие, с сильной энергетикой обладают гораздо большей способностью воздействовать на других людей и добиваться своего. Это происхо­дит за счет заражения других своей уверенностью, энтузиазмом и оптимизмом. Общение с таким человеком дает заряд положитель­ных эмоций, собеседник проникается к такому партнеру симпа­тией и, как правило, становится менее критичным, более сговор­чивым при обсуждении проблемы или предложения.

Юлий Цезарь говорил: «Чем больше за мной побед, тем мень­ше следует полагаться на случай, ибо никакая победа не даст столько, сколько может отнять одно поражение». Поэтому, когда однажды, сходя с корабля на африканский берег, он неожиданно споткнулся и упал, упершись руками в землю, у всех промелькну­ла мысль о плохом предзнаменовании. Цезарь же, не поднимаясь, воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!», — а затем встал и повел войско вперед.

Техника внушения. В отличие от заражения эта техника рассчитана на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыс лей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным непроизвольным, прямым и косвенным, отличаться давление воли, характера, силы и авторитета. Кроме того, внушение в процессе взаимодействия может основываться на его содержании или форме или на том и другом одновременно.

Внушение, основанное на содержании, состоит в особом под боре и сочетании аргументов, входящих в состав того или иного сообщения. Внушаемость содержания сообщения может вызываться также эмоциональной стороной. Внушение, основанное на фор ме, заключается в особом оформлении и подаче сообщения.

В жизни Ф. И. Шаляпина был такой случай. Артисты спорили том, что такое искусство. Шаляпин незаметно вышел в другую комнату, а через некоторое время вернулся, внезапно распахнув дверь. Он появился на пороге смертельно бледный, со взъерошен ными волосами, дрожащими губами, полными ужаса глазами и произнес: «Пожар!» Поднялись крики, возникла паника, но вдруг Шаляпин сказал: «Теперь вам понятно, что такое искусство?!»

Желающему влиять на других людей нужно хорошо знать и уметь грамотно использовать воздействие на человека ситуативных факторов:

- его психического состояния (сильное эмоциональное возбуж­дение, стресс, заболевание, утомление или, наоборот, покой, расслабление);

- низкого уровня компетентности, отсутствия реально суще­ствующей информации;

- высокой степени значимости проблемы, существа вопроса;

- неопределенности, неясности ситуации, положения;

-дефицита времени.

 

Психологические характеристики, определяющие внушаемость людей

 

Психологическая характеристика Степень податливости внушению
трудно внушаемые легко внушаемые
Тип нервной системы. Сильный. Слабый.
Темп психической деятельности. Быстрый. Медленный.
Психологическая характеристика Интраверт. Экстраверт.
темперамента.    
Отношение к воспринимаемой информации. Скептическое. Доверчивое.
Психическое состояние. Спокойное. Тревожное.
Черта характера. Упрямый. Податливый.
Уровень устремления к самовыра­ Высокий. Низкий.
жению.    
Мышление Творческое Репродуктивное

Степень податливости внушению, способность к некритиче­скому восприятию поступающей информации у разных людей раз­лична. У лиц со слабой нервной системой, а также с резкими колебаниями внимания внушаемость выше.

В групповом взаимодействии используется как открытое («верьте мне», «вы сейчас убедитесь сами»), так и закрытое внушение — через воздействие фирменных символов, корпоративных принци- ион, знаков, обстановки помещения, в котором проходит комму­никация, и целый ряд других визуальных и эмоциональных эф­фектов. Закрытое внушение в большинстве случаев более эффек­тивно, чем открытое, так как происходит порой на неосознанном уровне и исключает противодействие. Доказано также, что кора головного мозга человека принимает незначительное участие в процессах внушения. Она является органом сознания, внушение же происходит в основном на бессознательном уровне. Внушение может играть положительную роль в общении, если оно имеет гуманные цели. При взаимодействии с подростками иногда воз­никают ситуации, когда действия на разумной основе невозмож­ны или затруднены, тогда внушение оказывается эффективным способом влияния на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.