Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В СССР во второй половине XX столетия




ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Итоги коллективизации

Создание крупных хозяйств: колхозов и совхозов открывало дорогу для широкого применения техники в сельском хозяйстве, что способствовало повышению производительности труда. Но колхозная система более эффективно проявляла себя в изъятии конечного продукта, чем в организации производства. Валовая продукция сельского хозяйства в 1936–1940 гг. в целом оставалась на уровне 1924–1928 гг.

Отчуждение крестьянина от результатов труда, сопровождавшееся массовыми репрессиями, сделало его безразличным исполнителем команд «сверху». Произошло тотальное разрушение крестьянского жизненного уклада с полной утратой хозяйского отношения к земле. Лишённые всех прав и самостоятельности, колхозы были обречены на застой.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что собой представляли кабинетские и удельные земли?

2. Основные положения Декрета о земле?

3. Главные мероприятия «военного коммунизма» в аграрной сфере?

4. Отличие продразвёрстки от продналога?

5. Предполагало ли введение НЭПа разнообразие форм собственности?

6. Что такое социальная дифференциация крестьянства?

7. Ликвидация «кулацких» хозяйств характерна для политики …?

8. Кто такие «двадцатипятитысячники»?

9. Какую политику проводило советское правительство во время голода 1931–1933 гг.?

10. Когда была в основном закончена коллективизация и каковы её главные итоги?

 

 

В послевоенное время первым среди руководителей государства попытался сказать правду о тяжёлом положении в сельском хозяйстве СССР Н.С. Хрущёв. Реальный сбор урожая в 1949–1952 гг. был немногим выше дореволюционного, в то время как население страны выросло почти на 40 миллионов человек.

В феврале – марте 1954 г. на очередном пленуме ЦК КПСС Хрущёв провозгласил курс на освоение целинных и залежных земель. Освоение новых земель велось штурмом, без серьёзной научной подготовки. Отсутствовали специальные технологии выращивания хлеба в зонах рискованного земледелия; на целину ехала в основном молодёжь из крупных промышленных центров, зачастую не знавшая как подступиться к трактору. За 1954–1961 гг. в освоение земель было вложено более 20% всех государственных инвестиций в сельское хозяйство в этот период.

Целина не оправдала надежд на стабильный сбор хлебов: в неурожайные годы в некоторых областях зерна не собирали даже на посев. Тем не менее, новый аграрный курс успел дать временные практические результаты: после длительного застоя в сельском хозяйстве произошёл значительный рост, продолжавшийся до середины 1950-х гг.

Характерной чертой хрущёвских реформ стала вера в чудодейственный метод, который мог бы немедленно улучшить положение в этой отрасли. Наряду с освоением целины такой метод был найден в выращивании кукурузы во всех районах страны. Любимую Хрущёвым «царицу полей» сеяли на огромных пространствах России – от Ставрополя до Астраханской области. Площадь земель отведённых под кукурузу сравнялась и даже превзошла объём пашни, введённой в сельскохозяйственный оборот в результате освоения целины.

Однако к началу 1960-х гг. попытки в кратчайшие сроки решить сельскохозяйственную проблему (чтобы, как говорил Хрущёв, «догнать и перегнать Америку») провалились. Стараясь отчитаться перед государством, колхозы занимались приписками, сдавали несуществующий хлеб, отнимали у населения личный скот, отправляли на мясокомбинаты молочное стадо и молодняк. В 1961 г. в стране разразился продовольственный кризис: стала остро ощущаться нехватка не только мяса, масла, молока, но и хлеба, крупы, лапши, сахара. С 1962 г. началась закупка зерна за границей, главным образом в Соединённых Штатах.

В середине 1960-х гг. советским руководством была предпринята попытка проведения одной из самых крупных (начиная с 1930-х гг.) экономических реформ. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которые пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. План обязательных заготовок сельхозпродуктов снижался до реального уровня, провозглашалась самостоятельность планирования производства в пределах государственных заданий. При этом сам план стал твёрдым – планы закупки стали устанавливать сразу на 5 лет. Закупочные цены на сельхозпродукцию были повышены в 1,5–2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, а цены на запчасти и технику, как и ставки подоходного налога на крестьян, были снижены. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введённые при Н.С. Хрущёве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности, тенденция к занижению объёмов плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Вопреки решениям пленума планы регулярно корректировались и исправлялись.

Последним проявлением реформы 1965 г. было принятие Примерного Устава колхозов (они принимались колхозами в обязательном порядке) в ноябре 1969 г. Новый Устав значительно расширил хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок, личный скот и птицу.

В правление Брежнева инвестиции в сельское хозяйство приобрели гигантские масштабы. В 1965 г. генеральный секретарь лично предложил увеличить капиталовложения в эту отрасль с одновременным стимулированием производительности труда. Аграрный сектор советской экономики должен был получить дополнительное количество машин, электроэнергии. В 1969 г. вместо старой системы оплаты по трудодням вводится ежемесячный оклад. Однако гарантированная зарплата колхозников не была связана с результатами их работы. Ситуация в аграрной сфере продолжала ухудшаться.

Тяжёлые условия труда и быта вели к увеличению оттока деревенской молодёжи в города, сельское население быстро старело. Решить эту проблему пытались, ликвидируя «неперспективные деревни» и переселяя их жителей на центральные усадьбы. С учёта снимались не только мелкие, но и средние по численности населения сёла, тысячи пригородных посёлков были включены в состав городов. Особенно пострадала нечернозёмная полоса. Между переписями населения 1959 и 1989 гг. Россия потеряла 141 137 деревень из 194 598 утраченных по СССР[1].

Однако к концу 1970-х гг. стало очевидно, что одни только «перспективные» (рентабельные) хозяйства, число которых постоянно сокращалось, не в состоянии прокормить страну. Ситуацию попытались исправить щедрыми денежными вливаниями, которые должны были оживить низкорентабельные хозяйства. Согласно «Продовольственной программе», принятой на майском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, вводились колоссальные денежные надбавки к закупочным ценам на сельхозпродукцию – от 25 до 100% (!). Миллиардные вливания имели лишь кратковременный эффект. В РСФСР в 1982 г. было 3354 прибыльных колхоза и 8604 убыточных, а к 1985 г. пропорции стали обратными: соответственно 9387 и 2668. Получалось, что, несмотря на щедрые субсидии, около четверти колхозных хозяйств к началу горбачёвской «перестройки» всё равно остались за чертою рентабельности.

Однако и видимый рост рентабельности хозяйств не внушал оптимизма: среди так называемых «прибыльных» неумолимо возрастала доля тех, чья рентабельность, даже с учётом государственных надбавок, составляла не более 5–12%. В совхозах дела обстояли ещё хуже, о чём свидетельствовали, например, итоги 1986 г., когда колхозная урожайность зерновых почти в два раза превзошла совхозную: 28,5 центнера с гектара против 15 центнеров. Появились целые нерентабельные области, чьё сельское хозяйство поддерживалось исключительно дотациями. Например, Калининская область в 1986 г. дала по аграрному сектору 84 млн руб. прибыли, а дотаций на её хозяйство было потрачено 145 млн. Кировская область закончила 1986 г. с агропромышленной прибылью 70 млн, а надбавки, выданные ей, составили 160 млн.

Широко разрекламированная «Продовольственная программа» к 1985 г. оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978–1984 гг. упал с 237 до 173 млн тонн). В России перестали обрабатываться удалённые угодья, сокращалось землепользование. К середине 1980-х гг. обезлюдевшие деревни стали нормой. СССР ежегодно приобретал зерно, мясо, масло в США, Канаде, Аргентине и других странах. За 1970–1987 гг. импорт зерна вырос в 13 раз, мясопродуктов – в 183 раза (!) Несмотря на это, во многих регионах страны на прилавках годами отсутствовали мясо, колбаса, молочные продукты, бывали даже перебои с хлебом. Нормой стали талоны и ограничение отпуска в одни руки. Огромным подспорьем семейному бюджету были продукты, произведённые гражданами на дачных или приусадебных участках в свободное от работы время.

1985–1986 гг. стали периодом крупномасштабных кампаний и серьёзных ломок административных структур управления народным хозяйством. В ноябре 1985 г. был создан министерский «монстр» – Госагропром (путём слияния семи союзных министерств и ведомств, отвечавших за управление сельским хозяйством). В мае 1986 г. появилась новая контролирующая инстанция, следившая за качеством производимой продукции – госприёмка. Подобные шаги провоцировали значительный рост бюрократического аппарата на всех уровнях. Внеэкономические методы повышения производительности труда, при сохранении бюрократического стиля управления, не могли привести к реальным изменениям в аграрном секторе.

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без коренных преобразований в хозяйственном механизме и последующих трансформаций социально-политической системы, сложившейся в СССР, достичь реальных результатов в масштабных экономических реформах невозможно. С 1987 г. по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва началась разработка научной концепции экономической реформы в СССР. Созданный известными советскими экономистами проект программы преобразований (в том числе и в сельском хозяйстве) предусматривал постепенное возрождение частного сектора экономики, сокращение отраслевых министерств и ведомств, развитие на селе арендных отношений. В 1987–1988 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, в частности, закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о расширении прав трудового коллектива, закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.).

Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, прежде всего кооперативов и арендных предприятий, принятые законодательные акты оказались практически бездейственными, а реформы в экономике – блокированными. Более того, с 1988 г. в сельскохозяйственном производстве начался общий кризис.

В 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР о концепции перехода к регулируемой рыночной экономике и соответствующее этой концепции законодательство. Но сохранение государственного регулирования цен, не менявшихся в стране с 1961 г., при появлении товаров и услуг, произведённых новыми коммерческими структурами, объективно вело к усилению товарного голода – дефициту промышленных и продовольственных товаров. Таким образом, непоследовательность в проведении преобразований в период «перестройки» не только не позволила преодолеть сельскохозяйственный кризис, но ещё больше его усугубила.

За время «перестройки» (1985–1991) продовольственная проблема в СССР имела сильную тенденцию к ухудшению. Решение её могло быть достигнуто только на основе отказа от существовавшего командного администрирования сельского хозяйства. Появилась (точнее, возродилась) концепция признания частной собственности на землю и фермерское хозяйство. На стороне этой концепции были симпатии многих экономистов, но доминировала другая точка зрения, что экономическая эффективность крупных аграрных предприятий (колхозов и совхозов) далеко не исчерпана.

В итоге в организации сельскохозяйственного производства произошли изменения. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйственной продукции. Конечно, в масштабе всей страны это было ещё незначительно, но этим было положено начало негосударственному сектору в экономике.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляли собой целинные и залежные земли?

2. Когда началось освоение целинных и залежных земель?

3. Положительные и отрицательные последствия освоения целины и залежных земель?

4. Какую сельскохозяйственную культуру называли в хрущёвское десятилетие «королевой (царицей) полей»?

5. Был ли реальным лозунг Н.С. Хрущёва: «Догнать и перегнать Америку»? Обоснуйте ответ.

6. Почему в начале 1960-х гг. в СССР возник продовольственный кризис?

7. Что такое «неперспективные деревни»; причины их появления и судьба?

8. Что такое инвестиции?

9. Какие варианты развития сельского хозяйства обсуждались в период перестройки?

10. Что такое фермерское хозяйство?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.