Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность религии, структура религии. 1 страница




 

Религия (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ) – одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.

В широком смысле религия – вид мировоззрения и образ действий, которые определяются поклонением высшему началу, стремлением соединения с ним, служить идеалам, связанным с высшими силами.

В более узком смысле религия – социальная организационная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни.

Священное (сакральное) высшая, «чудесная», сверхъестественная, потусторонняя трансценд (выходящая за пределы земного) реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, силы, образцы, совершенно значимые для мирской жизни; «профан ной» для обыденной реальности. Священное обычно сосредотачивается в образе Божества. В отношении к священной реальности испытывается страх, трепет, восхищение. Ей поклоняются, от нее зависят, с нею связывают надежды на высшее счастье, спасение.

Носителями религии являются религиозные общности, группы, институты, организации, индивиды

 

В развитом виде исторические религии включают в себя в качестве компонентов: виды сознания, деятельности, отношений, учреждений.

Определенное положение в религии занимает религиозное сознание. Это мировоззрение, ядром которого является вера в священное. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщено. Оно чувственно наглядно, символично, диалогично.

В религиозной деятельности различаются культовая и некультовая (теоретическая, пропагандистская, политически-организационная) стороны. Важнейшей стороной религии является культ. Культ – взаимоотношение со священной реальностью, которое проходит в форме ритуала. В этой деятельности актуализируются символы и события религии (молитва, богослужение, исповедания, таинства).

Религиозные учреждения в совокупности образуют церковь – объединение верующих. Основная единица церкви – религиозная община. Типичной для церкви является иерархия – разделение на клир и мирян.

 

 

3) Обращение к религии

Традиционно понятие религия связано с ритуалом, культом, коллективным поклонением сверхъестественной силе, оно подразумевает определенное состояние сознания, которое можно назвать религиозностью.
Причин, по которым человек обращается к религии, множество. Почти каждый человек рано или поздно осознает неизбежность смерти и ее разрушительную силу. Поэтому представление об иной - высшей - реальности, существующей за пределами видимого мира, вера в возможность духовного бессмертия через приобщение к этой реальности является одним из главных источников обращения к религии.
Нередко человек переживает разочарование в своем стремлении к материальному благополучию и социальному престижу, остро ощущая их недостаточность, поверхностность и пустоту. Неудовлетворенность внешней стороной жизни вынуждает его обратиться к внутреннему, глубинному аспекту существования.
Порой религиозные стремления питаются страхом перед одиночеством во враждебном, пугающем мире. Возможность разделить религиозные переживания с огромным количеством людей, ощутить себя частью единого целого позволяет растворить этот страх.
Еще один источник религиозного чувства - восхищение красотой творения, переживание радости и благодарности за чудо существования. Однако, помимо ощущения красоты, человека подталкивает к религии еще и разум. Кто мы такие? Почему мы здесь? Почему есть зло и страдание? Что ждет человека после смерти? Существуют ли другие миры? В поисках ответа человек обращается к религиозному опыту.
Изменчивость мира, ненадежность человеческих отношений, а иногда и личные несчастья - все это побуждает людей искать опору за пределами сиюминутного существования. Человек приходит к религии не только в поисках совершенства, но и в стремлении к устойчивости, опоре, упорядоченности - в противовес меняющемуся миру. Вера дает ему ощущение причастности к вечному, позволяет его мироощущению найти опору в религиозных догматах.
Догматы - это утверждения, воплощающие смысловое ядро каждой религии и воспринимаемые как абсолютная истина. Они касаются самых разных сторон жизни - от употребления пищи до человеческих взаимоотношений.
Все религии исходят из того, что внешний, материальный мир является лишь частью иного, высшего мира, который и придает смысл нашему существованию. Религии утверждают, что именно единение, внутренний союз с высшим миром, и составляет подлинную цель жизни. Каждая религия учит, что главным путем к такому единению может быть только отказ от собственных эгоистических стремлений, и предлагает свои символы, ритуалы и духовную практику для осуществления этой цели. Кроме того, общим религиозным чувством, охватывающим всех верующих, является чувство благоговения и преклонения перед священным Внешние формы религий направлены именно на то, чтобы поддержать в человеке чувство благоговения, создать особую атмосферу, в которой человек может пережить состояние причастности к высшему.

 

4) Исторические формы религии.

Религии могут быть
монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);
родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);
народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);
мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

 

Известно, что у первобытных людей существовали представления об ином мире, в котором обитали умершие, о связи человека и животного, о возможности влиять на поведение животных с помощью магических ритуалов. Наконец, было установлено, что у древних людей было широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу. Эта форма религиозных верований получила название фетишизм от португальского feitico – амулет, магическая вещь. Известно, что в XV веке португальцы активно осваивали западное побережье Африки. Там они столкнулись с почитанием различных предметов (это были камни необычной формы, куски дерева, искусно сделанные фигурки, ювелирные украшения и т.п.,), которые, по верованиям местных жителей, могли отводить беду и приносить удачу. Чаще всего выбор фетиша был случайным. Например, человек замечал, что всякий раз, когда он получает добрую весть, рядом с ним оказывается некий предмет. Тогда этот предмет и мог стать фетишем. Хозяин фетиша ухаживал за ним – натирал его маслом, «кормил», а в ответ фетиш «помогал» ему в делах. Если же фетиш прекращал свою помощь, то его можно было и наказать – например, забить гвоздь в деревянный фетиш во время очередной просьбы. Если же и наказание не помогало – то фетиш выбрасывали и заменяли другим. Поразительно, но фетишизм сохранился до сих пор. Недавно одна моя студентка-африканка из Российского университета дружбы народов рассказала о своих личных фетишах – серьгах, защищающих её от напастей и статуе Христа, приносящей ей удачу и фетишах своего родного брата, среди которых присутствует мумия кошки. Когда-то кошку подарила ему бабушка, чтобы та защищала его от злых людей. Когда кошка умерла, из неё сделали мумию, которую теперь он всегда возит с собой, каждый день наливает ей немного молока и верит, что она постоянно заботится о своём хозяине. На рисунках можно увидеть фетиши разных народов. Ещё одной ранней формой религии является тотемизм. Название тотемизма образовано от слова из языка североамериканских индейцев племени одживбе «ототем», означавшего «род его». Индейцы верили, что существует особая связь между какими-либо группами людей (род, племя) и определённым видом животных или растений, реже – явлений природы и неодушевлённых предметов. Кровные родственники верили, что родоначальником их рода является определённое тотемное животное или растение, и что их далёкие предки, сочетавшие признаки людей и тотема, обладали необыкновенными способностями. Постепенно возникали запреты на употребление тотема в пищу, на охоту на него, за исключением тех случаев, когда его поедание носило характер ритуала. Эти и другие запреты были необычайно строгими. Случайно нарушивший их человек бывал так напуган, что иногда даже умирал.
 

Другой ранней формой религиозных верований была магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления путём обращения к чудодейственным силам. Один из исследователей магии, английский учёный Бронислав Малиновский (1884 – 1942) в работе «Магия, религия, наука» написал, что сфера магии – деятельность повышенного риска. Например, жители тихоокеанских островов Тробриан никогда не используют магию при промысле небольшой неопасной рыбы. Но если они готовятся ловить акул, то непременно осуществляют специальные ритуалы. По методам воздействия магия подразделялась на:
1) контактную (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие);
2) парциальную (от английского part – часть, воздействие на предметы, принадлежащие тому, на которого воздействуют, на части тела человека (волосы, слюну и т.д.));
3) имитативную (воздействие на «муляж» - изображение, фигурку и т.п.).
По целям воздействия магия подразделялась на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.д.

 

К первобытным формам религиозных верований исследователи обычно относят анимизм (от латинского аnima – душа). Под анимизмом понимают веру в существование душ и духов. Одним из крупнейших учёных, исследовавших древнейшие религиозные веровании, был Эдуард Тайлор (1832 – 1917). В книге «Первобытная культура», он писал, что анимистические верования развивались в двух направлениях:
1). В ходе размышлений над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также переживаний транса и галлюцинаций. Так возникло понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. Позднее возникли более сложные представления: о существовании души после смерти, переселении душ в новые тела, загробном мире и т.д.
2). Возникает из присущего первобытным людям стремления к одухотворению окружающей действительности.

 

Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов сил природы, растений, животных, умерших предков.
В заключение необходимо отметить, что на ранних этапах развития человеческого общества древние формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом и иногда даже сложно разделить – где речь идёт об анимизме, а где, например, о фетишизме.
И если вопрос о времени возникновения религии остаётся открытым, то наиболее ранние из дошедших до нас религиозных верований достаточно хорошо изучены археологами, этнографами и религиоведами.

 

 

5)вопрос) Древняя духовная культура и религия.

Понятие о древней культуре.

 

Как известно, наше далекое прошлое делится на несколько исторических периодов. Каждый период имеет свои особенности культуры. Культура народов древнейшего периода развивалась в течение многих тысячелетий. Древняя культура — это плод всех открытий, достигнутых древними людьми в процессе их жизнедеятельности. Древняя культура разделяется на материальную и духовную. Они тесно связаны между собой.

 

Духовная культура людей возникла и стала развиваться значительно позднее материальной. Первоначально она была проста и примитивна, поскольку была непосредственно связана с трудовой деятельностью

людей.

Под духовной культурой понимают практические знания, мышление, этику, мораль, науку, искусство, право, религию.

 

Формирование практических знаний. Хотя уровень знаний древних людей был очень ограничен, но в процессе борьбы за существование стало формироваться сознание, постепенно развивался язык, что ускорило развитие интеллекта и рост духовной культуры.

В поисках пропитания древние люди меняли места стоянок, выбирали территории с богатым растительным и животным миром. Это расширяло их географические познания и умственный кругозор. При этом люди замечали, что некоторые растения, травы, животные жиры имеют лечебные свойства. С помощью втираний мазей, настоек древние лекари излечивали своих больных от многих болезней. Примитивными хирургическими методами они лечили переломы, вывихи, растяжения. Использовались и такие методы, как колдовство и заговоры. Таким образом, корни нынешней народной медицины уходят в глубокую древность.

Древние люди могли также предсказывать погоду. Большое внимание уделяли воспитанию детей и молодежи.

Древнее искусство. Одним из видов духовной культуры является искусство. Оно возникло очень давно. Первобытные и древние люди не знали, что такое искусство. Оно зародилось, когда появились родовые общины.

Под искусством понимают живопись, скульптуру, музыку, устное народное творчество, песни. Древнее искусство отражало жизнь, быт, трудовую деятельность, религию древних людей.

Одним из видов древнего искусства является нанесение рисунков людей и животных, бытовых сцен и эпизодов охоты на кости, осколки камней, гончарные сосуды, чаши, блюда. Древние люди разрисовывали свои жилища, пещеры, скалы. Рисунки раскрашивали черной, красной, голубой, желтой, бурой (коричневой), белой и другими красками. Стены пещер и скалы худой яики расписывали фигурами людей, птиц, животных: слонов, тигров, бизонов, оленей, львов, мамонтов, носорогов, яков.

 

Искусство древних людей было связано с одной стороны, — с повседневным бытом, с другой — с религиозными верованиями. Видами древнего искусства являются также музыка, песни, танцы.

 

Язык, мышление, сознание являются важнейшими сторонами духовной культуры.

Верования древних людей. Вера в высшие силы — одно из проявлений древней духовной культуры. В процессе жизнедеятельности человек становился свидетелем многих необъяснимых событий, наблюдал явления природы. Его удивляли и пугали гром и молния, землетрясения, засухи и наводнения, извержения вулканов. Древние верили, что природными явлениями и людьми управляют какие-то сверхъестественные существа. Возникновение древних верований о ловлено страхом древних людей перед природными явлениями, с одной стороны, и неумением их объяснить с другой.

Происхождение религии приходится на период

позднего палеолита. Соблюдение определенных обрядов при захоронении знатных людей связано с первыми проявлениями религиозных верований. Среди древних верований широкое распространение получили тотемизм, анимизм, фетишизм, магия и другие.

Тотемизм — вера людей в родство человека с животными — рыбой, львом, тигром, волком и другими или растениями и их почитание.

Анимизм — вера в существование душ и духов, в их сверхъестественную силу.

Фетишизм — культ неодушевленных предметов, обладающих сверхъестественной силой, способной спасти, уберечь от беды. Вера в силу амулетов, талисманов сохранилась и в наши дни.

 

У многих народов было распространено поклонение Солнцу и другим планетам. В науке оно называется огнепоклонничеством.

 

6)вопрос) Церковно-религиозная художественная культура

Церковно-религиозная культура в средневековье была средством консолидации того или иного общества, интересам его господствующих слоев, но обращена ко всем слоям населения. Священники в средневековой Руси были самыми образованными людьми. Искореняя язычество и суеверия, они способствовали нравственному воспитанию народа, развитию искусства и образования. В России церковно-религиозная культура исторически вступила в симбиоз с народной культурой, образовав культурный сплав. В народных календарных и семейных праздниках можно выделить по происхождению элементы чисто фольклорные и церковные, но разделить их без ущерба целостности, нельзя, так как этот симбиоз за столетия стал устойчивой народной традицией.

Христианский храм – синтез искусств – архитектура, иконопись, музыка и др.

Средневековая культура, в отличие от античной, начиналась не с возникновения городов, а на их развалинах. Города расцвели, в ситуации расцвета монастыря и замка. Город вторичен, он отвоевывал свое право на существование у монастыря и, прежде всего - у замка.

Античный город образовывали земледельцы, средневековой город ремесленники и торговцы. Средневековой город противопоставлен деревне. Облик города: скученный, узкие, кривые улочки, крошечные площади. Как и средневековый замок, город устремлялся ввысь. Дома многоэтажные. Над ними возвышались ратушная башня и башни соборов. Отсутствие общей планировки. Исключение составляли городской замок, ратуша и соборы.

 

Основные компоненты средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.

 

A. Религиозно-церковная культура наиболее развитая и доминирующая. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. Мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т.д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог - первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Низ, земля, плоть - царство низменного, греховного, материального. В этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов.

 

Природа человека мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве.

 

Религиозная культура средневековья особо проявилась в памятниках архитектуры - церкви и соборы романского и готического стилей.

 

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест в христианской традиции связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею святоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью. Трехнефное строение храма - воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря - надгробный памятник Христу, купол и своды - символ неба и т.д.

 

7)вопрос) Религия и искусство

 

Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.

 

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

 

Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусства -в его доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.

 

 

Вся жизнь человечества неразрывно связана с религией и искусством, причем эти две категории развивались в течение веков взаимно переплетаясь, обладая общим свойством громадного воздействия на умы и души.

Искусство черпало образы и сюжеты из религиозных источников, религия использовала методы искусства и его произведения для выполнения своей миссии, в целом же они выполняли зачастую одну задачу - задачу пробуждения и воспитания гуманистических идеалов.

Конечно же воздействие искусства не тождественно влиянию религии, у них различные задачи, но общее - это то, что они оказывают огромное влияние на развитие общества.

Искусство довольно сходно с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей - норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

Как и философия, религия предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божественного творчества.

Таким образом, философия, религия, искусство являются составными частями одного целого, формирующего и воздействующего на нашу жизнь.

 

8)вопрос) Религия и нравственность

Для более глубокого понимания сущности религии следует разъяснить отношение ее к другим сторонам духовной жизни человека. Наиболее важно уяснить отношение религии к нравственности, к науке и к искусству.

 

Первое и самое главное отношение между религией и нравственностью есть отношение их неотъемлемого взаимодействия.

 

Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии – подобна срубленной смоковнице.

 

Тесная и неразрывная взаимосвязь религии и нравственности вовсе, однако, не означает их тождества. Для того чтобы это было понятно, необходимо, кроме взаимной связи, показать и их различие.

 

Многие даже выдающиеся философы не понимали этого различия. Так, например, И. Кант утверждал: «Религия, по материи или по объекту, ничем не отличается от морали, т. к. общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное» («Спор факультетов», 1798).

 

Это формальное отличие состоит, по Канту, в том, что религия побуждает нас смотреть на наши нравственные обязанности не просто как на требование нравственного долга, но как на Божественные заповеди.

 

Воззрения, по которым самое существенное в религии относится к морали, а все остальное только к форме, высказывались давно. Таково, по существу, учение Будды и Конфуция. В древнегреческой философии стоики считали мораль выше религии. Отождествлял религию с моралью и Л.Толстой.

 

Для того чтобы понять различие между религиозным и нравственным чувством, следует обратить внимание на психологию этих переживаний и на различие объектов их. Нравственное чувство характеризуется стремлением к нравственно-доброму; религиозное же чувство – к бесконечному, совершенному во всех отношениях, к абсолютному. Цель первого – удовлетворение требования нравственного долга и стремление к нравственному совершенству, цель второго – единение с Богом.

 

Христианство категорически утверждает, что без помощи Божией невозможно ничего делать и даже просто жить.

 

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

 

«Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15, 13).

 

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

 

Таким образом, между религией и нравственностью существует такое же отношение, какое существует между жизнью и деятельностью. Никакая деятельность невозможна без жизни. Религия дает жизнь. И только при условии этой жизни возможна нравственная деятельность.

 

Только в Боге может быть жизнь. Без Бога жизнь становится умиранием.

 

Идеал христианской нравственности – религиозный: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

 

9)вопрос) В другой области духовной культуры, искусстве, в Средние века тематика и стиль почти полностью определялись религией, а затем религиозная ориентация искусства значительно ослабела и ограничилась. Если в десятом веке нашей эры процент религиозного искусства составлял более восьмидесяти, а в к тринадцатом веку вырос почти до ста, то затем он начал падать от века к веку, и в двадцатом веке составлял всего четыре процента от общего количества всех произведений искусства.

 

Средневековая музыка почти на сто процентов была религиозной. Между десятым и тринадцатыми веками впервые появляется светская музыка. Далее среди ведущих музыкальных произведений доля религиозных падает до сорока процентов в семнадцатом-восемнадцатом веках, до двадцати в девятнадцатом веке, и, наконец, всего до пяти процентов в двадцатом.

 

В литературе с пятого по десятый век почти нет светских шедевров. В период с девятого по двенадцатый создавались отдельные полусветские, полурелигиозные литературные произведения. Во второй половине двенадцатого века появляется истинно светская литература. А в семнадцатом-девятнадцатом веках доля светских произведений увеличивается до восьмидесяти-девяноста процентов соответственно.

 

В архитектуре раннего Средневековья фактически все выдающиеся творения представляли собой соборы, церкви, монастыри, аббатства. Они господствовали над городами и сёлами, практически все гении средневековой архитектуры воплощали свой талант именно в них. В эпоху Ренессанса доля светских архитектурных шедевров начала расти, и в Новое время подавляющее большинство архитектурных творений были светскими по своему характеру - дворцы, особняки, ратуши и другие административные здания, конторы, вокзалы, музеи, театры и так далее. В современной же архитектуре доля религиозных строений крайне незначительна.

 

Так же постепенно происходила и секуляризация этики, выражением чего было появление и развитие новых направлений. Религиозная этика главенствовала в четвёртом - четырнадцатом веках, однако уже в пятнадцатом веке доля светской этики выросла с нуля до девяти процентов, и росла из века в век, увеличившись в начале двадцатого века до сорока трёх процентов.

 

В других регионах и культурных пространствах соотношение процессов сакрализации и секуляризации складывалось несколько иначе, чем в Западной Европе, но, тем не менее, тенденция была точно такой же.

 

Сама религиозная культура - это сложное, комплексное образование, все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Религиозная культура - это совокупность способов и приёмов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности, и представлены в пё несущих религиозные значения и смыслы продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Центром деятельности культуры в религии является культ.

 

Содержание культурных ценностей задаётся религиозным сознанием. Они организуются вокруг религиозного мировоззрения, наполнены соответствующими образами, представлениями, понятиями, повествованиями, притчами, ориентируют сознание и поведение людей на гипостазированные существа, атрибутизированные свойства и связи, удовлетворяют разнообразные потребности человека. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, в которой излагаются предания, священная литература, ритуальные тексты, средства культа, произведения искусства.

 

В религиозных системах шло накопление опыта развёртываения отношений, отладки организации, структурирования взаимосвязей, управления поведением людей. Организационная сторона религиозной культуры осуществляется в различных звеньях управления культовой деятельностью, в обеспечении теолого-теоретических исследований и образования, в проведении экономической, коммерческой, благотворительной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.