Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность религии, структура религии. 4 страница




 

Особое распространение религиозный ДАОСИЗМ получил в годы правления династии Тан (VII-X вв.), когда он стал составной частью национальной культуры Китая и оказал значительное влияние на китайскую поэзию, литературу, изобразительное искусство.

 

На протяжении веков ДАОСИЗМ то пользовался покровительством правителей, то подвергался гонениям и становился идейной основой тайных обществ, выступавших против существующего строя («Тайпин Дао» — «Путь великого Дао») и крестьянских восстаний.

 

После революции 1949 г. и в период «культурной революции» правительство КНР вело борьбу против тайных даосских обществ.

 

После реформ Дэн Сяопина в 1978 г. положение стало улучшаться.

 

В последнее время открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение ДАОСИЗМА обязано росту популярности техники ци-гун (искусство саморегуляции организма), связанной с даосской «внутренней алхимией».

 

ДАОСИЗМ в современном виде представляет собой религию с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и внутренним, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа, содержанием.

 

19)вопрос) СИНТОИЗМ, синто (яп. синто — «путь богов»),

 

— традиционная национальная религия японцев, возникшая на базе анимистических, тотемистических и фетишистских представлений и испытавшая в своём развитии значительное влияние буддизма, конфуцианства и даосизма.

 

Объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

 

СИНТОИЗМ является развернутым комплексом представлений, ритуалов, обычаев, традиций, верований, тесно связанных с событиями японской истории.

 

Становление СИНТОИЗМ как национально-государственной религии относят к VI-VIII вв., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В это время была канонизирована система мифологии, и на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии; местные и клановые боги заняли подчинённое положение.

 

Появившийся в 701 г. свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил административный орган, ведающий вопросами религиозных верований и церемоний, установил список государственных религиозных праздников.

 

По приказу императрицы Гэммэй в 712 г. создана хроника «Записи о деяниях древности» («Кодзики»), включавшая мифы всех народностей, живших на Японских островах, а в 720 г. были составлены «Анналы Японии» («Нихонги»). В 947 г. к ним добавился свод «Энгисики» («Свод обрядов периода Энги»), содержащий подробное изложение ритуальной части государственного СИНТОИЗМА.

 

В 1087 г. утверждён официальный список государственных храмов, поддерживаемых императорским домом. Эти своды стали основными текстами СИНТОИЗМА — подобием Священного Писания.

 

В основе СИНТОИЗМА лежит обожествление природных сил и явлений, сопряженное с поклонением им.

 

Считается, что у каждой вещи на Земле есть свой дух, божество — нами. Одни ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, третьи являются покровителями семей и родов.

 

Верховное божество — «богиня Солнца» Аматэрасу.

 

СИНТОИЗМ включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

 

Главным принципом СИНТОИЗМА является жизнь в согласии с природой и людьми.

 

Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

 

Некоторые принципы СИНТОИЗМА заимствованы из конфуцианства — прежде всего послушание людей правителю и необходимость гармонии между правителем и простыми людьми на каждом уровне власти, а также принцип «император — потомок богов».

 

В СИНТОИЗМЕ есть и заимствования из буддизма — например, о богах СИНТОИЗМА как аватарах различных буддистских персонажей.

 

Влияние буддизма стало особенно сильным с IX в., когда он был провозглашен государственной религией Японии. В это время в святилищах СИНТОИЗМА стали появляться изображения будд и бодхисатв, начали отмечаться новые праздники, заимствовались элементы ритуалов и т.д.

 

Появились синкретические синто-буддийские учения, такие как санно-синто и рёбу-синто, рассматривающие ками как проявления Будды, пронизывающего всю Вселенную.

 

После периода феодальных смут объединение страны, проведённое Токугавой, и установление военного правления привели к усилению позиций СИНТОИЗМА.

 

Постулат о божественности императорского дома стал одним из факторов, обеспечивающих целостность объединённого государства. Император воспринимался как воплощение богини Аматэрасу и должен был почитаться наравне с богами.

 

Япония представлялась в СИНТОИЗМЕ как государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора — родительская любовь к подданным, благодаря чему японская нация превосходит все другие по силе духа и имеет некое высшее предназначение.

 

С 1868 по 1945 г. СИНТОИЗМ был государственным культом. На протяжении последнего столетия СИНТОИЗМ уделял большое внимание ритуалам, связанным с укреплением национального единства, и использовался милитаризмом для поддержания воинственного духа нации в период Второй мировой войны.

 

Вековое культивирование СИНТОИЗМА в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает праздники, традиции, жизненные установки и правила СИНТОИЗМА не как элементы религиозного культа, а как культурные традиции.

 

Крупные праздники СИНТОИЗМА проходят очень красочно, сопровождаются факельными шествиями, фейерверками, костюмированными парадами, спортивными состязаниями.

 

На сегодняшний день в Японии имеется около 80 тыс. синтоистских храмов и два университета, где готовят священнослужителей СИНТОИЗМА: Кокугакуин в Токио и Кагаккан — в Исэ.

 

В отличие от большинства религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии с канонами, в СИНТОИЗМЕ, в соответствии с принципом всеобщего обновления, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища регулярно перестраиваются, в их архитектуру и внутреннее убранство вносятся изменения (так, храмы Исэ реконструируются каждые 20 лет).

 

Многие храмы СИНТОИЗМА оборудуются новейшими электронными устройствами.

 

В послевоенный период широкое распространение получили неосинтоистские направления.

 

20)вопрос) ИУДАИЗМ, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. — «еврейская религия», от названия Иудейского царства), —

 

религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических религий человечества.

 

Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом иудаизме.

 

В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии ИУДАИЗМА:

 

1) храмовый (в период существования Иерусалимского храма);

2) талмудический (конец I-VI вв.);

3) раввинистический (с VI в. по настоящее время).

 

Современный ИУДАИЗМ сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

 

На сегодняшний день в ИУДАИЗМЕ нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

 

Источники права (галахи) современного ортодоксального иудаизма:

 

Танах (т.е. Ветхий Завет в христианском понимании) и

Талмуд (устная Тора).

 

Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

 

Внешние символы иудаизма:

 

семисвечник (Менора), который, согласно Библии, стоял в храме Соломона в Иерусалиме;

с XIX в. в качестве символа используется также шестиконечная звезда («Звезда Давида», «Могендрвид»).

 

Основные постулаты ИУДАИЗМА были сформулированы законоучителем Рамбамом (Маймонидом, 1113-1204) в виде тринадцати принципов веры.

 

Впоследствии они вошли почти во все сидуры (молитвенники). Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой...»:

 

1....что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать всё, что делается.

2....что Творец, да будет Имя Его благословенно, един, и нет единства, подобного Его единству. И Он один Бог наш был, есть и будет.

3....что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не представить ни в каком облике и что у Него вообще нет никакого подобия.

4....что Творец, да будет Имя Его благословенно, Он — первый и Он — последний.

5....что Творец, да будет Имя Его благословенно, Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует.

6....что слова пророков истинны.

7....что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него.

8...что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, была дана Моше [Моисею] — Учителю нашему, мир праху его.

9....что эта Тора не будет изменена и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно.

10....что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их.

11....что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто преступает Его заповеди.

12....в приход Машиаха. И несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день.

13....что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Творца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков.

 

Согласно верованиям ИУДАИЗМА, Всевышний дал народу Израиля через Моисея (Моше) 613 заповедей, главными из которых являются десять, которые были записаны на каменных скрижалях перстом Божиим (Десятисловие).

 

Из этих заповедей иудеи большое внимание уделяют четвертой — заповеди о субботе, которая, по их убеждению, служит знамением завета еврейского народа с Богом.

 

Всем другим людям и народам (неевреям) ИУДАИЗМ предлагает принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество:

если евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (заповедей), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов сынов Ноевых (Торат Бней Hoax).

 

Однако иудаизм принципиально не занимается миссионерством и считает себя национальной религией еврейского народа.

 

Ключевые представления ИУДАИЗМА:

 

ИУДАИЗМ провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию, следствием чего является любовь Всевышнего к человеку, стремление помочь ему и уверенность в конечной победе Добра.

 

• Понятие о Боге как совершенном, абсолютном Разуме, Всемогуществе и источнике Благости, Любви и Справедливости. Бог выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

 

• Понятие о жизни как о диалоге Бога и Человека, ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа и всего человечества как единого целого.

 

• Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Всевышним по Своему образу и подобию.

 

• Учение о равенстве всех людей по отношению к Богу: всем людям открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Всевышним и даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

 

• В то же время у еврейского народа есть особая миссия, заключающаяся в том, чтобы донести Божественные истины до человечества и таким образом помочь всем людям приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Всевышний заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

 

• Учение о полном господстве духовного начала над материей с признанием духовной ценности и мира материального. Всевышний — безусловный Владыка материи, и он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное предназначение.

 

• Учение о приходе Машиаха (Мессии), когда «наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4). Машиах должен быть прямым потомком царя Давида и, согласно иудейской традиции, будет помазан на царство пророком Илией (Элияху), который был взят на небо живым.

 

 

• Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), т.е. вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

 

Многие из этих представлений были восприняты христианством и исламом.

 

Основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для религиозных иудеев стал Талмуд.

 

Особенно последовательно соблюдается раздел Моэд, касающийся праздников (Моэд).

 

Годичный цикл праздников открывает Рош Га-шана празднование Нового года, которое приходится на сентябрь — октябрь (1-2 тишрей по евр. календарю).

 

Последующие дни до праздника Йом-Кипур именуются «10 дней раскаяния» и посвящены этическому и религиозному переосмыслению жизни, подготовке к начинающемуся году.

 

10 тишрей наступает праздник Йом-Кипур — день, когда прощаются грехи, совершенные против Бога, это день поста и молитвы.

 

Считается, что в эти дни Бог решает, кто в наступившем году будет жить, а кто должен умереть.

 

На 15-23 числа месяца тишрея приходится еще один праздничный цикл, включающий в себя три праздника — Суед (праздник кущ, посвященный сбору урожая в Израиле), Шмини-Ацарет (праздник, в котором главным элементом является молитва о дожде) и Симхат-Тора («Радость Торы» — завершение цикла чтения Торы в синагоге и начало нового чтения).

 

В ноябре-декабре (с 25 кислева) празднуется Ханука — праздник в воспоминание о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме в дни восстания под предводительством Маккавеев. В феврале — марте (14 адара) отмечается Пурим — праздник в честь избавления древних евреев от осуществления жестоких замыслов Амана (IV в. до н. э.) (связанные с этим праздником события описаны в библейской Книге Есфирь).

 

Главный еврейский праздник — Лесах — приходится на март-апрель (15-22 нисана). Возникновение этого праздника описано в Книге Исход, им ознаменовано не только освобождение евреев из египетского плена, но и начало существования евреев как нации.

 

Шавуот, названный в Торе праздником урожая, имеет еще одно, более важное значение — по преданию, в этот день (6 сивана, май-июнь) Бог дал евреям десять заповедей; это праздник ниспослания Торы.

 

Как день траура отмечается 9 ава (конец июля — начало августа) — в этот день были разрушены Первый и Второй храмы.

 

Еженедельно празднуется шаббат — суббота; кроме запрета на всякую работу, с этим днем связан ряд традиционных ритуалов (зажигание свечей, благословения и молитвы).

 

Из ритуалов наиболее значительными считаются «брит-мила» (обрезание) и «бар-мицва» (посвящение 13-летних мальчиков в полноправные члены общины).

 

С середины XIX в. можно говорить о трех тенденциях, которые находят свое выражение в различных философских и религиозно-политических движениях ИУДАИЗМА — реформистской, ортодоксальной и консервативной.

 

Сторонники ортодоксального ИУДАИЗМА строго привержены тем законам, традициям и формам, которые сложились в раннем Средневековье и сохраняются на протяжении столетий.

 

Реформистский ИУДАИЗМ возник в Германии в начале XIX в. как реакция на жесткость ортодоксии. Консервативное движение настаивало на соблюдении всех предписаний, но не отвергало влияния просвещения.

 

В настоящее время в иудаизме существуют различные направления и секты:

 

ортодоксальный иудаизм,

реформистский иудаизм,

консервативный иудаизм,

реконструктивистский иудаизм,

гуманистический иудаизм и т.д.,

 

различающиеся своим отношением к религиозным традициям и современной культуре.

 

Ортодоксальный ИУДАИЗМ считает обязательным соблюдение религиозного закона (галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде «Шулхан арух».

 

Внутри ортодоксального ИУДАИЗМА есть несколько направлений — литовское (литваки), хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный ИУДАИЗМ, религиозный сионизм.

 

Общее количество последователей в мире — более 4 млн. человек.

 

Реформистский ИУДАИЗМ возник в Германии в начале XIX в. как реакция на жесткость ортодоксии. Консервативное движение настаивало на соблюдении всех предписаний, но не отвергало влияния просвещения.

 

Религия евреев является одним из источников христианства и ислама (так называемых авраамитических религий).

 

В целом ИУДАИЗМ относится к христианству и исламу как к своему «производному», т.е. как к «дочерним религиям», призванным нести базовые элементы ИУДАИЗМ народам мира: «... И всё происшедшее с Йешуа Ганоцри [Иисусом из Назарета] и с пророком измаильтян [Мухаммедом], который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха [Мессии], подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему...

 

Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы» (Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, 11:4).

 

Однако, с точки зрения ИУДАИЗМА, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо.

 

В свою очередь, и христиане, и мусульмане считают, что их вероучения представляют собой более высокий уровень развития взаимоотношений Человека с Богом.

 

В настоящее время ИУДАИЗМ в России представлен следующими направлениями:

 

ортодоксальный ИУДАИЗМ, хасиды Любавического направления с наиболее влиятельной Марьинорощинской еврейской религиозной общиной;

реформисты — относительно немногочисленное направление, представленное Обществом прогрессивного ИУДАИЗМА.

 

21)вопрос) МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ —

 

группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам), отличающихся широтой распространенности, полиэтничностью и отсутствием ярко выраженной этноцентричности в своей догматике.

 

К специфическим чертам можно отнести:

 

определенный универсализм теоретического и метафизического учения и догматов, приспособленный под широкое восприятие;

 

полиморфизм ДОГМАТИКИ, допускающей различные варианты толкования исходного сакрального текста, исповедания и обрядовой практики, что повышает уровень адаптации МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ, тесное соединение религии и мирской жизни;

 

единство и равенство людей перед высшими силами; активное стремление к расширению числа своих адептов.

 

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения):

буддизм

христианство

ислам.

 

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

 

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

 

22)вопрос) БУДДИЗМ (от санскр. и пали buddha — «просветленный» или «пробужденный») — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий; возникла в Древней Индии в VI-V вв. до н. э.

 

Основателем ее считается принц Сиддхартха Гаутама, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой — «просветленным».

 

Учение Будды явилось попыткой радикально реформировать брахманизм, очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства всех людей и организации буддийских общин.

 

Хотя БУДДИЗМ развивался как учение, оппозиционное ведическим философско-религиозным системам, всё же он заимствовал некоторые их фундаментальные положения (о «вращении» человека в кругу перерождений, обусловленность характера нынешнего существования человека кармой — деяниями в предшествующих существованиях и т.д.).

 

Учение БУДДИЗМА заключается в постепенном самоуглублении, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.

 

Основная духовно-практическая идея БУДДИЗМА связана с учением о «четырех благородных истинах»:

 

1) существует страдание, источником которого служит возобновляющийся цикл рождений и смертей;

 

2) причина страданий — в помраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, несовершенстве;

 

3) прекращение страданий — в достижении «просветленного» состояния, при котором можно выйти из кругооборота земного бытия;

 

4) путь к прекращению страданий состоит в постепенном самоуглублении и приближении к «великой истине», заключающейся в том, что единственная достойная человека цель есть освобождение, свобода от всего, и в т.ч. и от самого себя.

 

Для достижения этой цели предложена восьмеричная система. Она включает:

 

1) правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах»;

 

2) правильную решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины;

 

3) правильную речь, т.е. доброжелательную, искреннюю, правдивую;

 

4) правильное поведение, т.е. непричинение зла;

 

5) правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый;

 

6) правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание;

 

7) правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания;

 

8) правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

 

Итогом восхождения по восьми ступеням совершенствования должна стать нирвана (сверхбытие по ту сторону жизни и смерти, бытия и небытия).

 

Для буддистов-мирян были сформулированы 5 заповедей:

 

1) воздерживайся от убийства;

2) воздерживайся от воровства;

3) воздерживайся от блуда;

4) воздерживайся от лжи;

5) воздерживайся от возбуждающих напитков.

 

Святой, достигший наивысшего уровня духовного развития — состояния нирваны, из которого более не возвращаются на землю, — называется в БУДДИЗМЕ хинаяны архатом.

 

В начале нашей эры в БУДДИЗМ формируется новое направление (махаяна), в ключевых моментах отличающееся от раннего БУДДИЗМА, который приверженцы махаяны назвали хинаяной.

 

К V в. в махаяне сложилось два течения — мадхьямика (шуньявада) и йогачара (виджнянавада), которые во многом определили дальнейшее развитие БУДДИЗМА как мировой религии.

 

В VII в. в Индии оформляется как самостоятельное течение эзотерический БУДДИЗМ — ваджраяна.

 

Последователи ваджраяны считают ее высшим учением Будды, «открытым при третьем повороте Колеса Дхармы».

 

Еще до начала нашей эры начинается распространение БУДДИЗМА (в форме хинаяны) на юг и юго-восток от Индии.

 

В середине I в. БУДДИЗМ проникает в Китай, несколько позже — в Тибет, Центральную Азию и Монголию (в форме махаяны).

 

Процесс адаптации БУДДИЗМА к местным религиозным и культурным традициям происходил одновременно с дальнейшей разработкой его фундаментальных положений, в результате чего за пределами Индии возникло немалое количество буддийских школ с систематизированными доктринами.

 

Позже оформились буддийские направления, имеющие до сегодняшнего дня миллионы последователей (например, ламаизм, дзэн, амидаизм, нитирэнизм).

 

Сегодня БУДДИЗМ исповедуют свыше 500 млн. человек.

 

В пантеоне БУДДИЗМА огромное количество богов и святых. Количество священных книг также намного больше, чем в других религиях.

 

В БУДДИЗМЕ отсутствует единое для всех направлений и школ священное писание, а буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или исламских конфессий.

 

Столь же велико и количество философских школ, связанных с БУДДИЗМОМ.

 

Общим, однако, является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.

 

23)вопрос) Основные философские школы буддизма

 

В 3 в. до н. э. буддизм был принят царем Ашокой в качестве официальной идеологии Индии периода Маурья. Буддизм распадается на два крыла – на Хинаяну и Махаяну. Хинаяна – «Малая колесница» – ближе к первоначальному буддизму, чем Махаяна – «Большая колесница». В Махаяне место архата занял «бодхисаттва» – «тот, кто находится на пути к достижению совершенного знания» – нечто меньшее, чем архат. При этом «бодхисаттва» скорее праведник, чем знающий, он своими подвигами спасает не только себя, но и других, не способных своими силами достичь нирваны. Но в таком случае естественно, что и сама нирвана уже не та, она подменяется раем, где обитают души спасенных, которые еще не погрузились в нирвану, и постепенно этот мифологический рай подменяет нирвану. Буддизм вульгаризируется. Душа «восстанавливается в своих правах», обретая вечность, лишь видимое, внешнее «я» мыслится преходящим. Будда обожествляется, принимая множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о кодексе буддизма, о «восьмеричном пути». В Махаяне буддизм вырождается в религию.

Сравнительно быстрое распространение буддизма объяснялось тем, что Будда рекомендовал чтить местных богов, но это никак не обосновывалось в учении. Махаяна использовала и развила представление о перевоплощениях Будды и стала считать его воплощениями – аватарами – местных богов. Это учение резко расширило и возможности изображения Будды. В буддийский пантеон проникли и вишнуистские, и шиваистские боги (из индуизма).

Будда хинаяны – прежде всего учитель. К нему невозможно обратиться с молитвой о помощи – ему возносились только хвалы. В махаяне Будда прежде всего космическое божество; когда он проявляет себя в активных действиях – это его второе тело; и только третье его проявление – схождение на землю в человеческом обличье, причем не только в образе Гаутамы: называются Будды, предшествовавшие Гаутаме, и Будда, который готов явиться на земле – Майтрея.

Появляются и еще более значимые для верующих высшие существа – бодхисаттвы, которые, достигнув совершенства, отказались от нирваны и своим могуществом помогают людям (и не только на пути нравственного совершенствования, но и в мирских делах).

Фактически бодхисаттвы воспринимаются как еще один способ явления Будды. Но с другой стороны, их существование приближает к Будде и земных властителей, и высших представителей духовенства. Эта тенденция вполне реализовалась в традиции ламаизма (Тибет), высшие священники которого признаются земным воплощением Будд и бодхисаттв. Формируется культ царя как живого божества в империи Гуптов. Если ранее олигархические кланы избирали правителя, то теперь власть становится наследственной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.