Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы композиции группы психологической помощи




 

Сочетание участников группы не в меньшей степени определяет успешность работы группы, чем компетентность ведущего. Знание принципов композиции особенно важно для групп, ориентированных на взаимодействие участников между собой. Эти принципы менее актуальны для гомогенных когнитивно-поведенческих групп, нацеленных на решение конкретной, специфической проблемы. В группах, построенных на взаимодействии, каждый участник должен постоянно общаться и взаимодействовать с другими участниками, в противном случае она не будет работать. Для удачного сочетания участников важно уметь прогнозировать поведение человека в группе. Какие процедуры можно для этого использовать?

Стандартное предварительное интервью (собеседование). Получение информации по таким вопросам, как мотивированность, личная история (проблемы, профессии, построения отношений и т.п.), развитие вербальных навыков. В процессе собеседования можно оценить способность будущего участника комментировать процесс собеседования, понимать и принимать комментарии, исходящие от тренера, способность говорить «нет», определять для себя эмоционально значимые моменты собеседования. Полезную информацию можно почерпнуть, расспрашивая о дружеских отношениях, отношениях с друзьями детства, об участии в разных подростковых, дворовых, формальных и неформальных группах, о формальных и неформальных, профессиональных и социальных статусах. Однако весь диапазон поведенческих проявлений личности с помощью интервью не определишь.

Использование психодиагностических методик. Показательными для прогнозирования и оценки группового взаимодействия являются локус контроля, доверие в межличностных отношениях, склонность к риску, выраженность потребности контролировать поведение других, потребность в присоединении к другим людям, а также потребность в близости. Наиболее адекватным является опросник ориентации в межличностных отношениях У. Шутца (FIRO-B): желает ли человек контролировать других или быть контролируемым, или он бесконфликтен в этой области; желает ли он быть в включенным в социальную активность или исключенным из нее; желает ли он близости в межличностных отношениях или желает избегать ее.

Моделирование и наблюдение поведения, соответствующего поведению в группе (открытый семинар-тренинг, подготовительный тренинг и т.п.). Можно предложить потенциальному участнику группы выполнить задачу, аналогичную тем, которые ему предстоит выполнять в групповой работе. Можно попросить других людей наблюдать за собеседованием (например, через зеркало Гизела, или с помощью миниатюрной телекамеры транслировать собеседование в другую комнату и т.п.). При этом можно организовать групповое собеседование потенциальных участников группы, потому что поведение индивида в одной группе сходно с его поведением в другой, если в этих группах есть похожий состав участников, или групповые задачи, или групповые нормы. Оценку наблюдаемого поведения желательно осуществлять несколькими людьми (процедура «триангуляции» данных наблюдения). Если возможно, то целесообразно организовать «пробную» группу. Еще одним вариантом может быть демонстрация потенциальному участнику записи групповой работы. В различные моменты запись прерывается и претендента просят описать свои эмоциональные реакции, поделиться идеями (что происходит, что он сказал бы или что сделал, если бы находился в группе).

Как использовать полученную информацию? Когда можно объединять разных по своим качествам участников, а когда целесообразно создавать «выровненную» (гомогенную) группу?

Гетерогенные группы имеют преимущество перед гомогенными, если планируется долгосрочная групповая работа. Гомогенные группы предпочтительнее, когда ставится цель обучения в сжатые сроки или развитие какого-то одного навыка. Гомогенные группы скорее объединяются, в них выше сплоченность и степень поддержки участниками друг друга. Такие группы более дисциплинированы в отношении посещаемости, менее конфликты и позволяют быстро продвигаться к цели. Но эти группы не подходят для личностного роста.

Однако здесь может возникнуть серьезная проблема: по какому признаку конкретная группа должна считаться гетерогенной или гомогенной? Гомогенной группой может быть группа, в которой участники решают общую проблему. Группа может быть гетерогенной по ролевому репертуару участников, по степени развития навыков, по личностным характеристикам, что важно для развития участников. Поэтому для композиции гомо- или гетерогенных групп следует больше учитывать следующие показатели:

1. Ориентированность на цель или личностная ориентированность. Ориентированные на цель ценят компетентность, мастерство, ответственность, инициативу, энергичность. Личностно ориентированные ценят теплоту, открытость, сочувствие, искренность.

2. Высокая или низкая структурированность личности (коррелирует с ориентированностью на цель или на личностные характеристики взаимоотношений). Высокая структурированность личности включает в себя любовь к ясности и порядку, а также характеризуется меньшим интересом к личным переживаниям и тенденцией к преклонению перед авторитетом. Низкая структурированность личности предполагает готовность исследовать позитивные и негативные чувства, межличностные отношения.

3. Показатели по шкалам опросника FIRO-B.

4. Догматизм, локус контроля, склонность к доминированию, эмоциональность.

5. Предпочтение определенных групповых отношений (например, допущение зависимости, избегания, парности и т.п.).

Гомогенные группы ориентированных на цель, высокоструктурированных участников – эффективны и отличаются высокой сплоченностью. Гомогенные группы личностно-ориентированных, низкоструктурированных участников менее эффективны, несмотря на интерактивность, потому что в них мало препятствий, и участники больше удовлетворены друг другом.

Гетерогенные по шкалам FIRO-B группы встреч более эффективны, чем гомогенные. Но в то же время, гомогенные по шкалам этого опросника группы более эффективны, если они ориентированы на выполнение конкретных задач.

 

Теоретические основания гетерогенного и гомогенного подходов к композиции группы.

 

Гетерогенный подход опирается на представление о группе как модели реальных отношений, в которой разное окружение подталкивает участников к развитию новых моделей взаимодействия. Тем самым создаются максимальные возможности для обучения. Другим основанием гетерогенного подхода является теория диссонанса: обучение состоится быстрее, если человек, пребывая в состоянии диссонанса, действует в направлении ослабления этого диссонанса. Диссонанс может быть сформирован разным образом. Первый: членство в группе удовлетворяет значимые потребности, а члены группы обладают желанными качествами, но в то же время группа для удовлетворения этих потребностей предъявляет требования, вызывающие напряжение (например, требование самораскрытия или межличностной конфронтации). Второй: межличностные потребности не удовлетворяются, или привычный стиль межличностного поведения порождает конфликт. Фрустрация будет провоцировать изменения, но при этом группа должна демонстрировать альтернативные способы поведения и решения проблем. Если фрустрация или требования слишком велики, а силы, удерживающие в группе – слабы, то изменений в личности не происходит, а участник ее покидает.

Гомогенный подход. В его основе лежит теория сплоченности: притяжение в группе положительно сказывается на ходе группового процесса (достижении цели), а притяжение возникает только между совместимыми индивидами.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Что можно оценить при отборе участников в группу посредством предварительного собеседования?

2. Для чего можно использовать психодиагностические методики при отборе участников в группу?

3. В чем заключается использование метода моделирования при отборе участников в группу?

4. В каком случае гомогенная группа имеет преимущество перед гетерогенной по составу участников?

5. По какому признаку группу можно считать гомо/гетерогенной по составу участников?

6. Как теоретически можно обосновать целесообразность использования гетерогенного принципа в композиции группы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.