Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение «рубежа» и «главной заботы» потенциальных участников




 

Для определения субъективной потребности и мотивации потенциальных участников к изменениям можно воспользоваться понятиями «рубежа» и «главной заботы», предложенными Д.С. Витакер.

Каждый человек или группа обладает определенным ресурсом, навыками, умениями, позволяющими функционировать в той или иной ситуации. Вопрос всегда заключается в том, насколько успешно функционирование личности или группы с таким ресурсом. В любой ситуации есть недоступные (неразвитые, недостаточные) ресурсы, навыки или умения, которыми человек или группа не может воспользоваться в силу каких-либо обстоятельств. Граница между доступным и недоступным ресурсом функционирования в данной ситуации и называется «рубежом».

Текущий рубеж может быть нефункциональным, неудовлетворительным или даже опасным для окружающих, что само по себе выступает объективным требованием изменения наличного ресурса, повышения его эффективности. Однако проблемой для эффективного участия в группе может быть недостаточное осознание индивидом своего текущего рубежа: человек не может увидеть границы эффективности своего ресурса деятельности в некоторой ситуации и полагает, что действует вполне эффективно в имеющихся условиях. Вполне может быть так, что требования, предъявляемые к ресурсу, просто не описаны, границы эффективности не определены достаточно четко и понятно, нет внятных требований к личности, умениям, навыкам. Если критерии эффективности ресурса не определены или люди не информированы в достаточной мере о таких критериях, они не видят своего рубежа или же имеют неадекватные представления о границах своей компетентности и эффективности. В такой ситуации трудно ожидать от людей желания каких-либо изменений даже при наличии объективной потребности измениться.

Но даже если человек ясно видит свой рубеж, он может не считать необходимым изменять границы своей компетентности, характеристик своей личности, своих навыков и умений. По той простой причине, что недостаточность текущего рубежа может его просто не беспокоить. Для оценки этого состояния потенциальных участников группы Д.С. Витакер ввела понятие «главной заботы», под которой она понимает состояние обеспокоенности результатами, достигаемыми с помощью наличного ресурса. Причем это беспокойство должно занимать большую часть времени, отнимать много энергии, возбуждать сильные чувства, с которыми очень трудно или вообще нельзя справиться без изменения этого ресурса. Другими словами, пока функционирование на имеющемся уровне рубежа не вызывает у человека сильного беспокойства, он вряд ли будет мотивирован на достижение и закрепление каких-либо изменений под воздействием социально-психологических методов.

Человек может быть озабочен очень многими вещами. Поэтому речь всегда идет о том, что цель группы, которая формулируется ведущим на этапе планирования, должна быть (или стать) главной, а не второстепенной заботой для потенциальных участников.

Определение рубежа участников на этапе планирования также необходимо для того, чтобы избежать взаимодействия участников, имеющих значительные различия в границах своей компетентности. Человек может продвинуться только в ту область, которая находится непосредственно за его личным рубежом (к тому, что является актуально недоступным, но достижимым). Участники группы должны иметь приблизительно одинаковый или не имеющий значительных отличий рубеж. Если участники группы будут воспроизводить во взаимодействии ресурсы, умения, навыки, находящиеся намного ближе рубежа какого-либо участника (т.е. то, что он и так умеет, чем обладает), участие в группе будет для него зря потраченным временем. Если в группе будет воспроизводиться опыт, значительно выходящий за пределы рубежа конкретного участника, то он вызовет страх или ощущение собственной никчемности, или же происходящее не будет вызывать интереса, поскольку не имеет к опыту этого участника прямого отношения. Подбирать участников с учетом понятия рубежа следует, ориентируясь на правило, вытекающее из принципа взаимозависимости участников: группа никогда не может двигаться быстрее самого медленного из ее участников.

В случае недостаточного осознания потенциальными участниками своего рубежа или недостаточной мотивированности в развитии своего ресурса в зону, лежащую за рубежом, необходимо провести предварительную работу по определению границы между достаточным и недостаточным ресурсом, а также по усилению озабоченности вопросом недостаточности имеющегося ресурса для достижения имеющихся целей или удовлетворения потребностей. И только после этого начинать процедуру отбора участников в конкретную группу.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Что такое «рубеж» в определении Д.С. Витакер?

2. Как осознание рубежа влияет на эффективность участия в группе психологической помощи?

3. Каким образом можно повысить осознание рубежа потенциальными участниками группы?

4. Какое субъективное состояние влияет на мотивацию к изменению имеющегося рубежа?

5. Для чего необходимо знать индивидуальный рубеж каждого участника при принятии решения о включении конкретного человека в группу?

6. На какое правило следует ориентироваться при составлении списка участников конкретной группы?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.