Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
|
Лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| Управляемая самостоятельная работа студентов
|
| Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
| | | | |
| |
В. 1.1
| Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры.
1. Естествознание в системе форм общественного сознания
2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания»
3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
|
| | |
| Мультимедийная
презентация
| [ 1]о
| коллоквиум
|
1.
| РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.3-4
1.2.3-4
| Особенности физического описания реальности.
Движение. Современные представ-ления о пространстве- времени.
1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
2.Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин
3.Движение и его виды. Относительность движения
4.Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира
5.Пространство и время как основные свойства материи
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [2]о
| Фронтальный опрос
|
1.3.5
| Теплота. Порядок-хаос.
1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики
2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
4. Неравновесные системы и их характеристики.
5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [ 2]о;
[5]д
| Писменная контрольная работа
|
1.4.6
| Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы.
1. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
2. Квантовая инженерия в наномире.
3. Современные представления о строении атома
4. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
5. Элементы современной космологии (физическая вселенная)
|
|
|
|
| Электронная презентация, тестовые задания
| [ 5]о;
[6]д
| Тестовые задания
|
2.
| РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
|
|
| |
| | | |
2.1. 5
| Система современного химического знания
1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)
2. Классификация химических веществ
3. Растворы и их особенности
4. Химическая идентификация
5. Химические процессы
6. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [ 15]д
| коллоквиум
|
2.1. 6
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Роль современной химии в экономике
2. Химические процессы и материалы
3. Химия и нанотехнологии
4. Роль химии в обеспечении экологии
5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| [15]д
| Тестовые задания
|
3.
| РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
| |
| | | |
3.1. 7
| Особенности современного биологического знания и его эволюция
1.Биология как наука и особенности биологического познания мира
2.Фундаментальные и частные биологические теории
3.Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
4.Генетическая революция в биологии
5.Синергетическая теория эволюции
6.Этические проблемы современной биологии
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [ 9]д
| Индивидуальный опрос
|
3.1. 8
| Современные концепции происхождения и сущности жизни
1. Феномен жизни и его исследование
2. Отличительные особенности живой и неживой материи
3. Структурные уровни организации живой материи
4. Основные концепции происхождения жизни
5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)
6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| [9]д
| Писменная контрольная работа
|
3.1. 9
| Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
3. Культура как фактор регуляции агрессии человека
4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
Биотехнологии и их роль в современной экономике
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, рефераты
| [5]о;
[9]д
| Защита рефератов
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
| |
| |
|
| | |
З. 10
| Социальное измерение современного естествознания
1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
3. Наука и СМИ
4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности
5. Естествознание как основа современных технологий
Проблема моделирования социокультурных явлений
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [5]о;
[9]д
| Фронтальная беседа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Всего 76 часов
|
|
| |
|
| | |