Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты для проверки текущих знаний




Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 2002.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Академический проспект, 2002.

4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.

6. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / 2-е изд., стер. М.: Кнорус, 2012.

7. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Дополнительная литература:

1. Бааде В. Эволюция звезд и галактик. М.: УРСС, 2002.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.

3. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.

5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Наука, 1990.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Мир, 2000.

7. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. М.: Мир, 1973.

8. Югай Г.А. Общая теория жизни. М.: Мысль, 1995.

Программное и коммуникационное обеспечение:

1. www.i-exam.ru – тестирование для обучения и самоконтроля студентов вузов.

2. Звягин В.Б. Комплект тестовых заданий для компьютерного контроля знаний студентов по отдельным разделам дисциплины «Концепции современного естествознания» – Server 2S ИГУМО и ИТ.

 

Лекционные занятия:

· комплект электронных презентаций/слайдов;

· аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук).

Практические занятия:

· компьютерный класс;

· презентационная техника (проектор, экран, компьютер или ноутбук);

· пакеты программного обеспечения общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы).

Прочее:

· рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;

· рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет и предназначенные для работы в электронной образовательной среде.

Приложение 1

Формы контроля и критерии оценивания успеваемости студентов

Посещение занятий – оценивается не менее 1 балла в неделю.

Текущий контроль успеваемости – оценивается в соответствии с таблицей:

Вид контроля Форма контроля Индекс Максимальное количество баллов
Устный опрос Собеседование УО1 4–8
Коллоквиум (участие в дискуссии) УО2 4–8
Письменная работа   Аудиторная ПР1 6–14
Домашняя (реферат) ПР2 4–7
Тестирование   Аудиторное Т1 6–8
Компьютерное Т2 6–8

В качестве поощрения студентов за участие в научной деятельности, подготовку докладов и выступлений на научных семинарах и конференциях, опубликование научной работы преподаватель может дополнительно добавить к оценке учебной деятельности студента до 10 баллов.

Тестирование. Для всех тестов пересчет рейтинга теста в баллы производится по следующим критериям:

· рейтинг теста меньше 50% – 0 баллов;

· рейтинг теста 50% – min балл;

· рейтинг теста 100% – max балл;

· рейтинг теста от 50–100% – пересчет по формуле:

.

Максимальный и минимальный баллы конкретного теста устанавливаются преподавателем и доводятся до сведения студентов перед началом тестирования.

Оценка доклада или сообщения производится во время аудиторных занятий преподавателем с учетом мнения студентов. Максимальное количество баллов – 8.

Оценка реферата производится по итогам его защиты. Максимальное количество баллов – 7.

 


Приложение 2

График проведения занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания»

Направления подготовки: 035700 Лингвистика, 031300 Журналистика, 080400 Управление персоналом, 030300 Психология

Объем часов аудиторных занятий: лекции – 32, семинары 12

Максимальное количество баллов: 1-я аттестация – 32; 2-я аттестация – 34; 3-я аттестация – 34

Общая сумма баллов за семестр – 100

№ аудитор-ного занятия Вид занятия Объем, ч Тематика Максимальное количество баллов
Посе- щение Результат контрольного мероприятия Сумма баллов
  Лекция № 1   Естественно-научная и гуманитарная культура. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний      
  Лекция № 2   Концептуальный подход к изучению природы. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания      
  Лекция № 3   Процесс естественно-научного познания. Чувственные формы познания      
  Лекция № 4   Эмпирическое познание. Методы теоретического познания      
  Лекция № 5   Развитие естествознания в эпоху Античности. Формирование античной (аристотелевой) картины мира      
  Семинар № 1   Концептуальный подход к изучению природы. Критерии, уровни и формы научного знания. Особенности естественно-научной познавательной деятельности в эпоху Античности      
Доклад на тему: Естественно-научные знания и религия    
Сообщение и дискуссия по тематике: Влияние античного этапа развития естествознания на формирование современных научных представлений    
Аудиторная письменная работа по теме: Чувственные формы познания. Эмпирическое познание. Методы теоретического познания    
Итого максимальное количество баллов к 1-й аттестации  
  Лекция № 6   Развитие естествознания в Средние века и в эпоху Возрождения. Тенденции развития. Взаимопроникновение западной и восточной культур      
  Лекция № 7   Формирование классической научной картины мира. Система натуральной философии Декарта. Научные принципы Галилея – основа экспериментального естествознания. Математические начала натуральной философии Ньютона. Характерные черты классической (ньютоновой) картины мира      
  Лекция № 8   Понятие симметрии в современной науке. Типы симметрии. Пространственно-временные симметрии и законы сохранения. Внутренние симметрии и законы сохранения      
  Семинар № 2   Формирование классической научной картины мира. Научные принципы Галилея. Законы Ньютона. Понятие энтропии. Второе начало термодинамики. Развитие представлений о природе света. Электродинамика Дж. Максвелла. Типы симметрии. Пространственно-временные симметрии и законы сохранения      
Доклад на тему: Понятие симметрии в современной науке, роль этого понятия в понимании и формулировании основных законов природы    
Защита рефератов по теме: Философия Декарта. Научные принципы Галилея – основа классического и современного естествознания    
  Лекция № 9   Классические представления о пространстве и времени. Принцип относительности Галилея. Объединение законов Ньютона и принципа относительности      
  Лекция № 10   Постулаты А.Эйнштейна. Специальная теория относительности. Следствия преобразований Лоренца. Единый пространственно-временной континуум. Пространство и время в общей теории относительности. Эквивалентность массы и энергии. Значение теории относительности для современной картины мира      
  Семинар № 3   Специальная теория относительности. Следствия преобразований Лоренца. Пространство и время в общей теории относительности. Эквивалентность массы и энергии      
Сообщение и дискуссия по тематике: Эволюция представлений о пространстве. Время в классическом и современном представлении    
  Лекция № 11   Системность. Диалектика всеобщей связи и развития. Структурные уровни организации материи. Неисчерпаемость материи. Макро-, микро-, мегамир      
  Лекция № 12   Динамические и статистические закономерности. Вероятностный детерминизм. Концепции квантовой механики      
  Семинар № 4   Структурные уровни организации материи. Макро-, микро-, мегамир. Динамические и статистические закономерности. Квантовая теория. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей В. Гейзенберга. Уравнение Шредингера      
Сообщение и дискуссия по тематике: Динамические и статистические закономерности. Вероятностный детерминизм.    
Защита рефератов по темам: Структурные уровни организации материи в макро-, мега- и микромире. Применимость закономерностей классической науки в микромире. Причины кризиса в физике в 1920–1930-х годах при изучении микромира. Зарождение квантовой механики    
Итого максимальное количество баллов к 2-й аттестации  
  Лекция № 13   Второй закон термодинамики, его значение в классической картине мира. Принцип возрастания энтропии. Синергетика. Самоорганизация материи во Вселенной      
  Семинар № 5   Понятие открытой неравновесной системы. Неравновесная термодинамика И. Пригожина. Синергетика. Условия и механизмы самоорганизации. Концепции самоорганизации Г. Хакена, М. Эйгена      
Сообщение и дискуссия по тематике: Прядок и беспорядок в природе. Концепции самоорганизации материи. Синергетика    
  Лекция № 14   Биологический уровень организации материи. Генетика и эволюция. Возникновение жизни на Земле. Воспроизводство и развитие живых систем      
  Лекция № 15   Популяционно-видовой уровень живой материи. Биоценозы. Биогеоценозы. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.      
  Лекция № 16   Развитие Вселенной. Глобальный эволюционизм. Единство естественных наук. Панорама современного естествознания.      
  Семинар № 6   Концепции возникновения жизни на Земле. Классическая и синтетическая теории эволюции живых организмов. Взаимодействие человека и природы. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Панорама современного естествознания      
Сообщения и дискуссия по тематике: Возникновение жизни на Земле. Генетика и эволюция. Теория Ч. Дарвина и синтетическая теория эволюции. Происхождение и развитие Вселенной. Единство естественных наук    
Защита рефератов по темам: Жизнь и творчество В.И. Вернадского. Связь учения В.И. Вернадского с современностью    
Итого максимальное количество баллов к 3-й аттестации  
               

Приложение 3

Вариант № 1

Укажите правильные ответы:

1. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется:

а) философией;

б) наукой;

в) естествознанием;

г) натурфилософией.

2. Правила научного познания впервые сформулировал:

а) Дж. Максвелл;

б) Р. Декарт;

в) П. Лаплас;

г) М. Планк.

3. Релятивистское замедление времени происходит при:

а) сильном поле тяготения;

б) относительно медленном движении;

в) слабом поле тяготения;

г) скорости, близкой к скорости света в вакууме.

4. Первую модель атома предложил:

а) Э. Резерфорд;

б) Н. Бор;

в) М. Планк;

г) Дж. Томсон.

5. Формирование Земли продолжалось:

а) 5–6 млрд лет;

б) 10 млн лет;

в) 100 млн лет;

г) 20 млрд лет.

6. Основополагающие жизненные системы включают:

а) только системы обмена веществ;

б) системы обмена веществ и воспроизведения материальных основ жизни;

в) только системы воспроизведения материальных основ жизни.

7. В процессе развития жизни на Земле:

а) сначала появился кислород;

б) свободный кислород появился позже углерода;

в) свободный кислород появился раньше углерода.

 

Вариант № 2

Укажите правильные ответы:

1. Естествознание:

а) отражает взаимоотношения социальных групп и человека;

б) это система научных знаний о явлениях и законах природы;

в) изучает производственные отношения.

2. Мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части – это:

а) сравнение;

б) анализ;

в) синтез;

г) индукция.

3. Начало этапа классической физики связано с работами:

а) М. Планка;

б) Г. Галилея;

в) Н. Коперника;

г) Дж. Максвелла.

4. Модель атома Н. Бора объясняет структуру атомов:

а) всех химических элементов;

б) легких элементов;

в) водорода;

г) водорода и гелия.

5. Температура ядра Земли составляет примерно:

а) 1000 °C;

б) 5000 °C;

в) 10 000 °C;

г) 500 °C.

6. 75–85% массы живой клетки составляет:

а) вода;

б) углеводы;

в) белки;

г) жиры.

7. Согласно Ч. Дарвину, основными факторами эволюции являются:

а) мутации;

б) изменчивость и мутации;

в) естественный отбор и наследственность;

г) изменчивость, наследственность и естественный отбор.

 

Вариант № 3

Укажите правильные ответы:

1. Естественно-научные знания:

а) нужны только для расширения кругозора;

б) составляют фундаментальную базу современных наукоемких технологий;

в) это знания только о природе человека.

2. Критерий естественно-научной истины – это:

а) научная теория;

б) эксперимент;

в) повторяемость результатов исследований.

3. Квантовую гипотезу впервые предложил:

а) А. Эйнштейн;

б) М. Планк;

в) Л. Де Бройль;

г) Э. Шредингер.

4. Свойством корпускулярно-волнового дуализма обладают:

а) только фотоны;

б) только электроны;

в) все частицы материи.

5. Верхняя часть мантии вместе с земной корой образует:

а) астеносферу;

б) промежуточную сферу;

в) литосферу.

6. Хранение и передачу наследственной информации обеспечивают:

а) белки;

б) углеводы;

в) нуклеиновые кислоты;

г) фосфорные кислоты.

7. Появление у потомков признаков отдаленных предков называется:

а) мутацией;

б) атавизмом;

в) изменчивостью;

г) адаптацией.

 

Вариант № 4

Укажите правильные ответы:

1. В наше время естественно-научные знания являются:

а) базовым ресурсом экономики;

б) производительной силой;

в) только средством повышения производительности труда;

г) только средством познания.

2. Естественно-научная истина:

а) не требует доказательств;

б) всегда относительна;

в) абсолютна в данный момент времени.

3. Геоцентрическую систему мира предложил:

а) Птолемей;

б) Аристотель;

в) Коперник.

4. Соотношение неопределенностей, описывающее свойства микрочастиц, сформулировал:

а) Л. Де Бройль;

б) Н. Бор;

в) В. Гейзенберг;

г) М. Планк.

5. Над тропосферой до высоты 50–55 км над земной поверхностью находится:

а) ионосфера;

б) стратосфера;

в) тропосфера;

г) экзосфера.

6. Формирование двухцепочной молекулы ДНК подчиняется принципу:

а) соответствия;

б) тождественности;

в) причинности;

г) комплементарности.

7. Основой изменчивости в живой природе является:

а) атавизм;

б) мутация;

в) естественный отбор;

г) адаптация

 

Вариант № 5

Укажите правильные ответы:

1. Концептуальный принцип естественно-научного познания основан на:

а) общем представлении об окружающем мире;

б) диалектике процессов развития;

в) постепенном изучении природы.

2. Эмпирическое и теоретическое познание:

а) это единый процесс, характерный для любого исследования;

б) это независимые друг от друга процессы;

в) необходимо для установления относительности истины;

г) основано преимущественно на чувственном восприятии.

3. Все, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и на другие объекты, это:

а) вещество;

б) внешняя среда;

в) поле;

г) материя.

4. Получение экспериментальной информации об одних свойствах микрообъектов неизбежно влечет потерю информации о некоторых других свойствах, сопряженных с первыми. Это принцип:

а) неопределенности;

б) дополнительности;

в) соответствия;

г) тождественности.

5. Ионосфера Земли ограничивается сверху:

а) магнитосферой;

б) стратосферой;

в) тропосферой;

г) безвоздушным пространством.

6. Определенное сочетание нуклеотидов, несущих информацию о структуре белка, и последовательность их расположения в молекуле ДНК образуют:

а) генетический код;

б) геном;

в) генотип;

г) кодон.

7. Основное различие растительного и животного образа жизни заключается в:

а) строении клеток;

б) структуре молекул ДНК;

в) обмене веществ;

г) способе питания и связи с фотосинтезом.

 

Вариант № 6

Укажите правильные ответы:

1. В древние времена естественно-научные знания:

а) позволяли качественно описать явления природы;

б) носили умозрительный характер;

в) отражали сущность фундаментальных законов природы.

2. Целостный образ предметов, непосредственно воздействовавших на органы чувств, это:

а) результат познания;

б) результат восприятия;

в) свойство всех живых организмов;

г) результат осязания.

3. Любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействий, это:

а) взаимные превращения;

б) видоизменения;

в) движение материи;

г) деградация.

4. В одном атоме не может быть более одного электрона с одинаковым набором четырех квантовых чисел. Это принцип:

а) Паули;

б) соответствия;

в) причинности;

г) неопределенности.

5. Наука о строении и эволюции Вселенной – это:

а) астрономия;

б) космология;

в) астрология;

г) небесная механика.

6. Репликация молекулы ДНК означает:

а) только разрыв старых водородных связей;

б) разрыв старых и образование новых водородных связей;

в) изменение структуры молекулы ДНК;

г) образование двух разных молекул ДНК.

7. Процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели неприспособленных в ходе эволюции называется:

а) изменчивостью;

б) мутацией;

в) естественным отбором;

г) адаптацией.

Вариант № 7

Укажите правильные ответы:

1. Профессиональная целесообразность изучения концепций современного естествознания заключается в:

а) сохранении окружающей среды;

б) повышении фундаментальной базы образования;

в) рациональном потреблении природных ресурсов.

2. Преднамеренное планомерное восприятие, осуществляемое в целях выявления существенных свойств объекта познания, называется:

а) представлением;

б) наблюдением;

в) экспериментом.

3. Основной вид материи, обладающей массой, это:

а) твердое тело;

б) вещество;

в) химическое соединение.

4. Вероятность нахождения частицы в данный момент времени в ограниченном объеме определяет:

а) импульс частицы;

б) координата частицы;

в) координата и импульс частицы;

г) квадрат модуля волновой функции частицы.

5. Теоретический вывод о расширении Вселенной впервые экспериментально подтвердил:

а) Г. Гамов;

б) Р. Вильсон;

в) А. Фридман;

г) Э. Хаббл.

6. Точное копирование генетической информации, заключенной в молекуле ДНК, и передачу ее по наследству обеспечивает:

а) принцип комплементарности;

б) геном;

в) кодон;

г) репликация.

7. Первую классификацию растений и животных осуществил:

а) Г. Мендель;

б) Н. Вавилов;

в) Ч. Дарвин;

г) К. Линней.

 

Вариант № 8

Укажите правильные ответы:

1. Естествознание:

а) изучает специфические свойства материальных объектов;

б) изучает природу как единое целое;

в) включает только физику, химию и биологию;

г) отражает только знания о живой материи.

2. Метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводят искусственно, или ставят в определенные условия, называется:

а) наблюдением;

б) восприятием;

в) экспериментом;

г) представлением.

3. Особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов, это:

а) физическое поле;

б) Мировой эфир;

в) сплошная среда;

г) вакуум.

4. Ядро атомов состоит из:

а) нуклонов;

б) протонов и электронов;

в) нейтронов;

г) нуклонов и электронов.

5. Часть Вселенной, доступная исследованию астрономическими средствами, называется:

а) галактикой;

б) звездной системой;

в) метагалактикой;

в) созвездием.

6. Высокомолекулярные органические соединения, построенные из остатков 20 аминокислот, представляют собой:

а) углеводы;

б) белки;

в) жиры;

г) нуклеотиды.

7. Группа организмов, относящихся к одному виду, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений, называется:

а) биоценозом;

б) экосистемой;

в) биотой;

г) популяцией.

 

Вариант № 9

Укажите правильные ответы:

1. Основу естественно-научной теории составляет:

а) аксиома;

б) доказательство;

в) математическое описание.

2. Установление сходства и различия объектов называется:

а) анализом;

б) сравнением;

в) синтезом;

г) объяснением.

3. Во взаимном притяжении любых материальных объектов, имеющих массу, проявляется:

а) сильное взаимодействие;

б) слабое взаимодействие;

в) гравитационное взаимодействие;

г) электромагнитное взаимодействие.

4. Изотопами называются атомы, ядра которых содержат:

а) разное число нуклонов;

б) разное число протонов;

в) одинаковое число нуклонов;

г) одинаковое число протонов, но разное число нейтронов.

5. В атмосфере Земли преобладает:

а) азот;

б) кислород;

в) диоксид углерода;

г) парообразная вода.

6. Структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК, называются:

а) белками;

б) пластидами;

в) хромосомами;

г) цитоплазмой.

7. Совокупность растительных и животных организмов, населяющих данный участок среды обитания, называется:

а) биоценозом;

б) экосистемой;

в) биотой;

г) биогеоценозом.

 

Вариант № 10

Укажите правильные ответы:

1. К естественно-научной отрасли знаний не относится:

а) микробиология;

б) астрономия;

в) астрология;

г) геология.

2.Объединение в единое целое расчлененных анализом элементов называется:

а) сравнением;

б) синтезом;

в) обобщением;

г) дедукцией.

3. Стрелой времени называется:

а) замедление времени;

б) необратимость времени;

в) однородность времени;

г) относительность времени.

4. Античастицей электрона является:

а) протон;

б) позитрон;

в) нейтрино;

г) нейтрон.

5. Критическая точка, в которой наиболее вероятен переход в новое состояние неравновесной системы, называется точкой:

а) фазового перехода;

б) неустойчивости;

в) флуктуации;

г) бифуркации.

6. Предполагается, что первичная атмосфера Земли содержала:

а) кислород и диоксид углерода;

б) метан, аммиак, пары воды и водород;

в) водород и гелий;

г) водород и кислород.

7. Способ деления ядерных клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками, называется:

а) митоз;

б) репликация;

в) размножение;

г) рост.

Приложение 4

Вопросы для проверки остаточных знаний

1. В чем заключается концептуальный подход к изучению явлений и законов природы?

2. Охарактеризуйте основные положения доказательства.

3. В чем сущность геоцентрической и гелиоцентрической систем мира?

4. Из каких частиц состоит атомное ядро?

5. Каким фундаментальным законом описывается необратимость процессов в замкнутой системе?

6. Назовите основные средства управления химическими процессами.

7. Назовите основные положения трансформации биосферы в ноосферу.

8. Чем обусловливается необходимость изучения естествознания?

9. В чем заключается процесс естественно-научного познания?

10. Назовите основополагающие научные открытия классического этапа развития естествознания.

11. В чем сущность модели атома Томсона?

12. Дайте характеристику замкнутой и открытой систем.

13. Что является предметом изучения химии?

14. Что означает биосферный уровень организации материи?

15. Каким образом естественно-научные знания способствуют повышению уровня подготовки специалистов-гуманитариев?

16. Назовите правила научного познания, сформулированные Декартом.

17. Охарактеризуйте кратко важнейшие достижения физики в XX в.

18. Сформулируйте постулаты Бора.

19. Что называется самоорганизацией системы?

20. Какую положительную роль сыграли алхимики в развитии химии как науки?

21. Какова роль системы обмена веществ в зарождении живой материи?

22. Какова роль естественно-научных знаний в решении проблем государственного управления?

23. Что является предметом естественно-научного познания?

24. Кто впервые предложил концепцию атомизма? В чем ее сущность?

25. Можно ли с помощью теории Бора объяснить строение атомов всех элементов таблицы Д.И. Менделеева?

26. Что является предметом исследований синергетики?

27. Дайте определение химического элемента.

28. Какие основные разновидности нуклеиновых кислот Вам известны?

29. Что означает рациональное познание окружающего мира?

30. Чем подтверждается истинность естественно-научных знаний?

31. Приведите цифры (в метрах), характеризующие размеры основных объектов макро-, микро- и мегамира.

32. Правильным ли является утверждение, что микрочастицы движутся по определенным траекториям?

33. Какова роль флуктуаций в неустойчивом состоянии системы?

34. В чем сущность теории химического строения веществ?

35. Какие азотистые основания входят в состав ДНК?

36. Приведите примеры формирования точных естественно-научных знаний с применением математики.

37. Какова роль чувственного восприятия в процессе познания?

38. Кто разработал классическую теорию электромагнетизма?

39. Напишите и поясните сущность соотношения неопределенностей.

40. Что такое точка бифуркации?

41. Дайте современную формулировку периодического закона химических элементов.

42. В чем различие молекул РНК и ДНК?

43. Назовите основные направления развития современных фундаментальных исследований.

44. В чем заключается единство эмпирического и теоретического познания?

45. Сформулируйте классические представления о пространстве.

46. Каков физический смысл волновой функции в уравнении Шредингера?

47. Охарактеризуйте роль случайностей в процессе самоорганизации.

48. Почему при наличии катализатора ускоряется химическая реакция?

49. Как образуется генетический код?

50. Каковы основные различия фундаментальных и прикладных проблем естествознания?

51. Что такое эксперимент?

52. В чем заключается лапласовский детерминизм?

53. Сформулируйте принцип дополнительности.

54. К какой галактике относится Солнечная система?

55. Как определяется химический состав космических объектов?

56. Назовите основные функции белков.

57. Назовите объективные и субъективные факторы, определяющие псевдонауку.

58. Для чего проводят анализ и синтез в естественно-научных исследованиях?

59. Что такое энтропия системы?

60. Поясните понятие «естественная радиоактивность».

61. Что является источником энергии Солнца?

62. Чем отличается гомогенный катализ от гетерогенного?

63. Из каких основных частей состоит живая клетка?

64. В чем отличие религиозных знаний от естественно-научных?

65. Для чего производят моделирование?

66. В чем сущность теории тепловой смерти Вселенной?

67. Что такое аннигиляция?

68. В чем заключается концепция Большого взрыва?

69. Назовите основные виды органического сырья.

70. Что такое ноосфера?

Приложение 5

Контрольные вопросы к зачету

1. Естественно-научная и гуманитарная культура.

2. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.

3. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания.

4. Процесс естественно-научного познания. Эмпирическое и теоретическое познание.

5. Чувственные формы познания. Эмпирическое познание. Методы теоретического познания.

6. Правила научного познания Декарта. Естественно-научные знания и религия.

7. Эксперимент – основа естествознания. Технические средства эксперимента. Обработка экспериментальных результатов.

8. Развитие естествознания в эпоху Античности.

9. Влияние античной мысли на формирование современной научной картины мира. Формирование аристотелевой картины мира.

10. Развитие естествознания в Средние века и в эпоху Возрождения. Тенденции развития. Взаимопроникновение западной и восточной культур.

11. Система натуральной философии Декарта. Научные принципы Галилея. Основы экспериментального естествознания. Законы Кеплера.

12. Математические начала натуральной философии Ньютона. Классическая механика. Классические представления о пространстве и времени.

13. Становление научной химии. Открытия М.В. Ломоносова, А.Л. Лавуазье, А. Авогадро, Дж. Дальтона. Периодический закон Д.И. Менделеева. Структурная химия А.М. Бутлерова.

14. Электричество и магнетизм. Единство электромагнитных явлений. Классическая теория электромагнетизма Дж. Максвелла.

15. Развитие представлений о природе тепловых явлений. Основы молекулярно-кинетической теории. Термодинамические законы.

16. Понятие энтропии. Второе начало термодинамики. Принцип возрастания энтропии. Необратимость тепловых процессов.

17. Основные характеристики классической картины мира: механистичность, метафизичность, динамический характер связей и закономерностей. Лапласовский детерминизм. Абсолютность пространства и времени.

18. Системность. Диалектика всеобщей связи и развития. Неисчерпаемость материи. Дискретность и непрерывность материи.

19. Вероятностный детерминизм. Динамические и статистические закономерности.

20. Глобальный эволюционизм. Фундаментальные взаимодействия в природе. Структурные уровни организации материи. Макро-, микро-, мегамир.

21. Основы специальной теории относительности. Парадоксы теории относительности. Современные представления о пространстве и времени.

22. Объединение законов Ньютона и принципа относительности. Пространство и время в общей теории относительности. Теория тяготения А. Эйнштейна. Эквивалентность массы и энергии. Значение теории относительности для современной картины мира.

23. Квантовые представления. Гипотеза Планка. Квантовые взаимодействия. Квантовая теория поля.

24. Квантовые представления о строении атома. Постулаты Бора.

25. Корпускулярно-волновой дуализм. Волны де Бройля. Уравнение Шредингера. Соотношение неопределенностей. Принцип дополнительности.

26. Концепции самоорганизации. Понятие открытой неравновесной системы. Синергетика. Необратимость времени.

27. Условия и механизмы самоорганизации. Неравновесная термодинамика И. Пригожина. Концепции самоорганизации Г. Хакена, М. Эйгена.

28. Физика мегамира. Солнечная система. Характеристика планет Солнечной системы. Наша галактика. Другие галактики.

29. Межгалактическое пространство. Эволюция звезд. Космологические модели Вселенной. Вселенная Эйнштейна. Нестационарная Вселенная Фридмана. Формула Хаббла.

30. Типы геометрии Вселенной. Эволюция Вселенной. Концепция Большого взрыва.

31. Физика микромира. Строение атома. Строение атомного ядра. Ядерные силы.

32. Элементарные частицы: наблюдение, взаимодействие, рождение. Приборы для регистрации элементарных частиц.

33. Ядерные реакции. Кварковая концепция строения материи. Теория суперструн.

34. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Структура земной атмосферы.

35. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы. Географическая оболочка Земли.

36. Биологический уровень организации материи. Эволюция. Воспроизводство и развитие живых систем. Возникновение жизни на Земле. Синтетическая теория эволюции.

37. Молекулярные основы воспроизводства жизни. Основы генетики. Генетика и эволюция. Генетический код. Мутации. Генная инженерия и клонирование.

38. Популяционно-видовой уровень живой материи. Биоценозы. Биогеоценозы.

39. Человек, биосфера и космические циклы. Биосфера. Влияние человека на природу. Техносфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

40. Принципы универсального эволюционизма. Формирование элементного состава вещества. Химическая эволюция на молекулярном уровне.

41. Эволюция живой материи. Самоорганизация и развитие неживой материи. Концепции происхождения человека. Развитие Вселенной. Единство естественных наук. Панорама современного естествознания.


«Концепции современного естествознания». Программа учебной дисциплины для студентов направлений «Лингвистика», «Журналистика», Управление персоналом», «Психология».

Составитель В.Б. Звягин. – М.: РИПО ИГУМО и ИТ, 2012. – 34 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.429 сек.