Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Ценовая политика и стратегия предприятия. 1 страница




Себестоимость — один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции, позволяющий объективно судить о том, на сколько это выгодно в конкретных экономических условиях хозяйствования. В экономическом смысле себестоимость- это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В ней находят отражение и условия производства, и результаты деятельности предприятия. Показатель себестоимости продукции необходим для обоснования ра­ционального размещения и специализации сельскохозяйственного производ­ства, определения его экономической эффективности, установления уровня иен на сельскохозяйственную продукцию.

Как экономическая категория себестоимость выполняет функции учета и контроля всех затрат на производство и реализацию продукции; служит для экономического обоснования целесообразности инвестиций, является основой для формирования цены на продукцию, определения прибыли, рентабельности и исчисления налогов.

В зависимости от включенных в себестоимость затрат исчисляют сле­дующие ее виды: технологическую, производственную и полную (коммерче­скую).

Технологическая себестоимость представляет собой технологические (обусловленные технологией производства продукции) и общепроизводст­венные затраты.

Производственная себестоимость помимо технологической включает общехозяйственные расходы. Производственная себестоимость представляет собой сумму всех затрат связанных с получением и транспортировкой про­дукции к месту ее хранения.

Полная (коммерческая) себестоимость отражает все затраты на произ­водство и реализацию продукции, слагается из производственной себестои­мости и внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции. Показатель производственной себестоимости необходим для оператив­ного анализа и контроля над издержками в процессе производства, а полная себестоимость реализованной продукции для обоснования цен и оценки фи­нансового состояния.

В зависимости от источника данных для исчисления себестоимости раз­личают плановую (нормативную), отчетную (фактическую) и провизорную себестоимость.

Плановая себестоимость рассчитывается при планировании объемов производства и затрат на конкретную продукцию. Она базируется на норма­тивных данных расхода материально-денежных средств и намечаемом объе­ме производства продукции. Плановая (нормативная) себестоимость опреде­ляется как при расчете производственной, так и полной себестоимости.

Разновидностью плановой себестоимости является провизорная себе­стоимость или ожидаемая. Она рассчитывается по итогам работы предпри­ятия на 1 октября каждою года. В состав затрат для определения провизор­ной себестоимости включаются фактические расходы предприятия на произ­водство продукции, полученные за первые три квартала года, и плановые за­траты в четвертом квартале. Фактическую или отчетную себестоимость продукции находят при под­ведении итогов хозяйственной деятельности предприятия на основании дан­ных бухгалтерского учета. Сравнение фактической и плановой себестоимо­сти по видам затрат позволяет установить допущенный перерасход или эко­номию средств и труда, наметить мероприятия по снижению себестоимости продукции в будущем

В настоящее время для учета затрат, входящих в себестоимость применяется поэлементная и калькуляционная (постатейная) классификация. Элементы затрат – это затраты однородные по экономическому содержанию. Выделяют 5 основных экономических элементов: -материальные затраты (корма, семена, удобрения, нефтепродукты, электроэнергия, запчасти и т. д.); -затраты на оплату труда; -отчисления на социальные нужды (госстрах, пенсионный, занятости, мед. Страхования); -амортизация основных фондов- сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, исчисленную исходя из балансовой стоимости; -прочие затраты (налоги, сборы, оплата % по кредитам и т.д.).

Амортизационные отчисления как статья затрат. В соответствии с НК в части «Налог на прибыль» для предприятия предусмотрены следующие методы списания первоначальной стоимости основных средств:

1. линейный

2. уменьшаемого остатка

3. пропорционально сумме чисел лет полезного использования

4. пропорционально объему производства продукции

Все объекты основных средств делятся на 10 групп. К первым семи применимы как линейное, так и нелинейное списание, а для 8-10 групп, со сроком службы свыше 15 лет, может быть использован только метод линейного списания.

При калькулировании себестоимости единицы продукции каждый элемент затрат имеет типовые статьи затрат в зависимости от отрасли товаропроизводителя, каждая из которых включает один или несколько элементов. Основные статьи затрат: Оплата труда с отчислениями на социальные нужды; Семена и посадочный материал; Удобрения минеральные и органические; Средства защиты животных; Корма; Сырье для переработки; Содержание основным средств: а) нефтепродукты, б) амортизация основных средств, в) ремонт основных средств; Работы и услуги; Организация производства и управления; Платежи по кредитам; Потери от падежа животных; Прочие затраты.

Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) производя I в следующей последовательности:

распределяют по назначению расходы по содержанию основных средств на объекты планирования и учета затрат;

исчисляют себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказывающих услуги основному производству;

распределяют затраты по орошению и осушению земель, спи­сывают услуги пчеловодства по опылению культур;

распределяют бригадные (фермерские), отраслевые (цеховые) и общехозяйственные расходы;

определяют общую сумму производственных затрат по объек­там планирования и учета;

исчисляют себестоимость продукции растениеводства;

распределяют расходы по содержанию кормоцехов;

исчисляют себестоимость продукции животноводства;

исчисляют себестоимость живой массы поголовья;

исчисляют себестоимость продукции подсобных (промышлен­ных) производств, связанных с переработкой сельскохозяйствен­ной продукции;

исчисляют полную себестоимость товарной продукции рас­тениеводства и животноводства и промышленных производств путем добавления к производственной себестоимости затрат на реализацию.

При определении себестоимости отдельных видов продукции» ми икает проблема распределения производственных затрат меж-'V основной, побочной и сопряженной продукцией.

Основной называют продукцию, для производства которой выращивается данная культура или содержится определенная группа животных (например, молочный скот содержат для получения молока). Сопряженная продукция — это продукция, сопутствующая основной (например, при производстве молока от коров получают также приплод).

Продукцию, получаемую одновременно с основной и сопряженной, называют побочной. В производстве зерна это солома, в производстве молока — навоз и т. д.

При исчислении себестоимости отдельных видов продукции вначале определяют объем полученной продукции (основной, сопряженной и побочной) по видам, а затем распределяют производствен­ные затраты между ними с помощью следующих методов:

прямого отнесения затрат на соответствующие виды про­дукции;

исключения из общей суммы затрат побочной продукции, выраженной в денежной форме; денежная оценка побочной продукции осуществляется исходя из нормативных (расчетных) или фактических затрат;

распределения затрат пропорционально количественному значению одного из признаков, общего для всех видов получаемой продукции (например, пропорционально содержанию в зерноотходах полноценного зерна, питательных веществ и т. д.);

оценки затрат на отдельные виды получаемой продукции экс­пертным путем и выражения их в определенных показателях (на­пример, в количестве кормо-дней содержания определенного вида животных, в процентах от общей суммы затрат на содержание скота определенной технологической группы и т. д.);

распределения затрат с помощью экономически обоснованных коэффициентов, устанавливаемых в централизованном порядке; в этом случае все виды продукции переводят в условные единицы, умножая фактический объем продукции в натуральном измерении на данные коэффициенты;

распределения затрат пропорционально стоимости продукции

по реализационным ценам;

комбинируя несколько из перечисленных методов.

 

4. Методические подходы учета затрат в условиях рынка.

Зарубежные предприятия и фирмы применяют классификацию зат­рат, близкую к отечественной. При классификации по первичным эле­ментам затрат к ним относят затраты на приобретение сырья, мате­риалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала (оплата труда работников), амортизацию основного капитала (основных фон­дов), издержки по выплате процентов и прочие внешние издержки (аренда помещений, страховые взносы, транспортные расходы, услу­ги сторонних организаций, реклама и прочие расходы).

В состав издержек по статьям расходов (статьям калькуляции) входят:

• материалы;

• оплата труда;

• плата за аренду помещений;

• амортизация, под которой понимается часть постоянных издержек, образующихся за счет распределения единовре­менных затрат на приобретение основного капитала за несколько периодов его использования. Расчет величины амор­тизационных отчислений производится по методам линей­ной амортизации (близок отечественному методу), амортизации по остаточной стоимости, амортизации по объему производства; • · прочие издержки.

На зарубежных предприятиях (фирмах) часто при калькулиро­вании затрат учитывается неполная, или ограниченная, себестои­мость. Она может включать только прямые затраты, только пере­менные или рассчитывается на основе производственных расходов, даже если они косвенные. Другие виды затрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются за счет общей суммы выручки (валовой прибыли). В этом заключается особенность учета неполной себестоимости по системе «директ-костинг», или систе­ме учета прямых затрат. В соответствии с этой системой издержки подразделяются на постоянные (остаточные и стартовые), пере­менные, валовые и предельные.

Под предельными издержками понимается средняя величина из­держек прироста или сокращения на единицу продукции, воз­никших вследствие изменения объемов производства и реализа­ции более чем на одну единицу продукции. Считается, что посто­янные расходы слабо связаны с издержками производства отдель­ных видов продукции, поэтому их не включают в расчет себесто­имости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.

Особенностью организации учета на зарубежных фирмах является его подразделение на финансовую и управленческую (производствен­ную) подсистемы. Правила ведения финансового учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются государством. Организация управленческого (производственного) учета — внутрен­нее дело фирмы. Администрация фирмы решает, как классифициро­вать затраты, насколько их детализировать и увязывать с центрами, ответственности, как вести учет фактических или стандартных (пла­новых, нормативных), полных либо частичных (переменных, пря­мых, ограниченных) затрат.

Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет:

• фактических (прошлых, исторических) затрат;

• затрат по системе «стандарт-кост».

Система «стандарт-кост» включает разработку норм (стандар­тов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составле­ние нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов).

Учет затрат и результатов на зарубежных фирмах состоит из следующих элементов:

• учет по видам затрат;

• учет по местам возникновения затрат;

• учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия);

• учет результатов по носителям затрат;

• учет результатов за период.

Все эти элементы присутствуют при любой форме учета затрат и результатов в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат.

Учет по видам затрат отражает вертикальную структуру затрат фирмы, его особенностью является систематический учет затрат по видам заданный период. Он сравним с отечественной системой учета полной себестоимости. При этой система отсутствует необхо­димое для организации «директ-костинга» разделение затрат на постоянные и переменные.

Учет по местам возникновения затрат дает представление о горизонтальной структуре затрат фирмы, при этой системе осу­ществляются планирование, учет и контроль косвенных расходов. Затраты, учитываемые и планируемые в данном месте возникно­вения, являются для него прямыми. Учет по местам возникнове­ния затрат, во-первых, должен быть организован с разделением затрат на постоянные и переменные, во-вторых, базироваться на оценке плановых (нормативных) затрат и их отклонений от фак­тических. В качестве баз распределения отдельно выделяются ма­шино-часы и человеко-часы. Достоинством такой организации учета затрат является возможность расчета различного рода их отклоне­ний от нормативов и показ этих отклонений непосредственно в листке по учету затрат в месте их возникновения.

Учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия) — это отнесение затрат на их носители, а именно, продукцию, работы или услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Учет по носителям, затрат может быть органи­зован как учет полных или частичных затрат. При калькулировании себестоимости продукции по системе «директ-костинг» постоян­ные затраты не распределяются между носителями. Эта система именуется еще «затратной статистикой», так как в ней усредняют­ся затраты по носителям и считается, что для управления фирмой такое калькулирование неприемлемо, однако она предоставляет ин­формацию государственным органам для ценообразования.

Учет результатов по носителям затрат применяется для опре­деления результата путем сравнения продажной цены изделия и его себестоимости. Он может быть основан либо на учете полной себестоимости, либо на учете переменных издержек. При организа­ции учета результатов по системе «директ-костинг» переменные зат раты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой разности исчисляется брутто-прибыль (сумма покрытия, или мар­жинальный доход) на изделие. Величина суммы покрытия (маржи­нального дохода) показывает «вклад» изделия в покрытие посто­янных затрат и в том же объеме — в прибыль фирмы.

Учет результатов за период применяется с целью выявления общего результата фирмы за отчетный период путем сопоставле­ния общей выручки с величиной полных затрат. В итоге можно по­лучить результат за период— нетто-прибыль или нетто-убыток. При системе «директ-костинг» общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, т.е. определяют величину брутто-прибыли (суммы покрытия, или маржинального дохода) за отчет­ный период. Для исчисления нетто-прибыли фирмы из брутто-при-были вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределя­ются между носителями как переменные затраты. При директ-костинге общую сумму постоянных затрат за период относят на ре­зультаты того отчетного периода, в котором они возникли. Сущность системы Директ-Костинг заключается в подразделении затрат и оценке запасов. Только прямые расходы и переменные косвенные расходы – вовлекаются в исчисление себестоимости товаров. Это в основном касается оценки запасов при составлении заключительного годового баланса и оценке затрат, относящихся к реализованной за отчётный период продукции. В этой системе содержится два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Сумму прибыли и постоянных затрат именуют маржинальным доходом либо "суммой покрытия". Важной особенностью директ-костинга является то, что можно изучать взаимосвязи между объёмом производства, затратами и прибылью. Метод "директ-костинг" имеет два варианта:

1) простой директ-костинг - основанный на использовании в учете данных только о переменных (операционных) затратах;

2) развитой директ-костинг, при котором в производственные затраты наряду с переменными затратами включаются и прямые постоянные затраты по производству и реализации продукции. согласно методу "простой директ-костинг" определяется маржа с переменных затрат, которая представляет собой излишек выручки от реализациипо сравнению с переменными затратами.

Маржа с переменных затрат = объем реализации - переменные затраты

Когда маржа с переменных затрат позволяет возместить сумму постоянных затрат, предприятие достигает "точки безубыточности" или порога рентабельности. Если предприятие производит много изделий, то метод простого директ-костинга позволяет измерить "вклад" каждого изделия в возмещение постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности. Кроме того, это метод в условиях рыночной экономики дает возможность проводить политику развития торговли в зависимости от заданных ориентиров на основе определения минимального объема реализации, то есть критического объема реализации, или порога рентабельности различных товаров.

В условиях развитого директ - костинга выделяют понятие полумаржи (разность валовой маржи и прямых постоянных затрат) Полумаржа, или полуваловая маржа определяется следующим образом:

Объём - Переменные – Прямые постоянные Маржа полуваловая

реализации затраты расходы, характерные = (полумаржа) или

для готовой продукции «вклад» продукта

 

Понятие "вклад продукта" получило широкое распространение в практике директ-костинга, оно позволяет определить, что каждый продукт приносит предприятию. Это учетная категория позволяет лучше измерить рентабельность продукта или группы продуктов, индивидуализируя затраты, которые к нему относятся. При таком методе отклоняются от строгого соблюдения переменных затрат, так как затраты производства включают не только переменные затраты, но и часть прямых постоянных затрат. Понятие "прямые постоянные затраты" может применяться к развитому директ - костингу, поскольку речь идет о прямых "смешанных" затратах, включающих одновременно переменные и часть постоянных затрат. Метод "вклада" в изделия позволяет определить "участие" каждого изделия, то есть его "взнос" в покрытие постоянных затрат, которые существуют даже при условии отказа от производства и реализации этого изделия. Западные экономисты доказали, что этот метод является весьма гибким методом, то есть его можно использовать достаточно эффективно как по отношению к прошлой деятельности в целом по предприятию и по центрам ответственности, так и

Роль директ-костинга в процессе экономического анализа издержек производства и принятия на основе этого адекватных управленческих решений сводится к трем основным положениям:

1. Объем деятельности предприятия, определенный по методу «директ - костинг», измеряется в показателях реализации, а не производства (финансовое состоянии предприятия напрямую зависит от успешной реализации продукции).

2. Все постоянные затраты периода должны быть возмещены доходом от проданных изделий.

3. Поскольку сумма постоянных затрат возмещается за счет реализации, то готовые изделия и незавершенное производство оцениваются только по переменным затратам. Отсюда, постоянные затраты отражаются в запасах.

 

На предприятиях и фирмах зарубежных стран осуществляется также сравнительный анализ издержек производства конкурентов.

 

 

1. Ценовая политика предприятия, основные ценовые стратегии.

2. Система цен на продукцию сельского хозяйства, виды цен и их классификация.

3. Методы ценообразования.

1. Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйствен­ной политики субъекта хозяйствования является цена, которая от­ражает все стороны экономической деятельности. В условиях рын­ка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

Цена — денежное выражение стоимости, ценности (полезности) товара, работ, услуг для потребителя. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность.

Как экономическая категория товарного производства цена выполняет различные функции. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, стиму­лирующую и распределительную функции.

В учетной функции цены отражаются общественно необходи­мые затраты па производство и реализацию продукции (работ, ус­луг), оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция цены проявляется через стимулиро­вание качества, развитие и стимулирование НТП, ресурсосбережения, повышение эффективности производства.

Распределительная функция цены предусматривает распреде­ление прибыли между государством, муниципалитетом и субъек­том хозяйствования через учет в цене акцизов на отдельные това­ры, НДС, прибыли.

В современных условиях субъекты хозяйствования самостоя­тельно определяют ценовую политику.

Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследо­вания рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определен­ный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надба­вок к цене, определить коэффициент корректировки ценового пове­дения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры. Ценовая политика является главной составляющей в системе маркетинга.

Ценовая политика — это многоплановое понятие, представляющее собой совокупность целей, средств и методов, создающих систему ценообразования и охватывающий весь ассортимент выпускаемой продукции.

Целями ценовой политики могут быть:

• сохранение положения на рынке (выживаемость);

• максимизация прибыли по всей номенклатуре товара;

. максимальное увеличение объема сбыта продукции;

• завоевание лидерства (по показателям качества;

Принципы ценовой политики направлены на:

1. достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала

2. обеспечение стабильного положения на рынке

3. активизацию покупательского спроса

4. соблюдение государственных правовых актов

Реализация ценовой политики включает несколько последовательных этапов:

- выработка целей ценообразования;

- анализ ценообразующих факторов (внешних: спрос, предложение, цены конкурентов, потребители; рыночная среда; участники каналов товарообращения; государство и внутренних: жизненный цикл товаров на рынке, издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу);

- выбор метода ценообразования;

- принятие решения об уровне цен.

Различают несколько форм реализации ценовой политики: сохранение стабильных цен; изменение цен; установление единых цен; применение гибких цен. При этом предприятие может использовать такие методы реализации ценовой политики как:

-обеспечение заданной цены массовой поставкой товара

- масштабное завоевание рынка

-выжидание ажиотажного спроса

- «снятие сливок» путем кратковременного повышения цен на новые товары..

В соответствии с целями ценообразования формируется стратегия предпринимательской деятельности в части ценовой политики. Ценовая стратегия – обоснованный выбор из нескольких вариантов цены, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из осо­бенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую страте­гию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рыке новый, модифицированный или тра­диционный товар.

Различают следующие типы стратегий ценообразования:

1. выживание предприятия – кратковременное установление низких цен с целью ликвидации излишних запасов на складе, при этом предприятие может терять всю прибыль;

2. «снятие сливок» при вводе на рынок товара – истинной новинки; Используя товары-новинки, отдельные покупатели получают эконо­мию на издержках, на качественно новом уровне удовлетворяя свои потребности. Как только наступает насыщение этого сегмента рынка товаром-новинкой по высокой цене, фирма снижает цену, переходя к другому сегменту. Таким образом, достигается привлечение макси­мального количества покупателей в каждом сегменте рынка.

 

3. краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и инвестиционные возможности предприятия в целом; В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные, перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка.

4. краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции, при этом предприятие исходит из того, что увеличение объема продаж приводит к снижению затрат на единицу продукции и как следствие к увеличению прибыли, с учетом замера чувствительности рынка к уровню цены руководство предприятия устанавливает цены на минимально допустимом уровне. Это обеспечивает на какое-то время расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается снижением издержек производства. Это очень рискованная политика, так как может привести к развязыванию ценовой войны;

5. завоевание лидерства на рынке и в определении цен – реализуется только крупными компаниями, существующими, как правило, в условиях олигополии. Например, концерн «Du Pont» на новинки своего производства — целлофан, нейлон, тефлон, обладающие неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавливает максимально возможную цену. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае фирма, которой удается на протяжении многих лот сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высо­кую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты. А уже само имя фирмы является надежным гарантом непревзойденного качества, как, немецкая фирма «Мерседес» — в автомобилестроении, американ­ская фирма «Good Year» — в производстве автомобильных шин.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как прави­ло, одну из следующих ценовых стратегий:

Стратегия «снятия сливок».

Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готово­го купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи — привлечь новых покупателей.

Такая стратегия имеет ряд преимуществ:

• высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;

• высокая цена обеспечивает достаточно большой размер при­были при относительно высоких издержках в первый пери­од выпуска товара;

• повышенная цена позволяет сдерживать покупательский спрос, что имеет определенный смысл, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлет­ворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

• высокая первоначальная цена способствует созданию имид­жа качественного товара у покупателей, что может облег­чить его реализацию в дальнейшем при снижении цены;

• повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара.

Основным недостатком такой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов — потенциальных производителей аналогичных товаров. Стратегия «снятия сли­вок» наиболее эффективна при некотором ограничении конкуренции. Условием успеха является также наличие достаточного спроса.

Стратегия проникновения (внедрения на рынок)._ Для привле­чения максимального числа покупателей предприятие устанавлива­ет значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогич­ные товары конкурентов. Это дает ему возможность привлечь максимальное число покупателей и способствует завоеванию рынка. Однако такая стратегия используется только в том случае, когда большие объемы производства позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. Реализация такой стратегии требует больших материальных затрат, чего не могут по­зволить себе мелкие и средние фирмы, поскольку они не распола­гают возможностями быстро расширить производство. Стратегия дает эффект при эластичном спросе, а также в том случае, если рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.