Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Ценовая политика и стратегия предприятия. 2 страница




Стратегия психологической иены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особен­ности их ценовосприятия. Обычно цена определяется в размере чуть ниже круглой суммы, у покупателей при этом создается впечатле­ние очень точного определения затрат на производство и невозмож­ности обмана, более низкой цены, уступки покупателю и выигры­ша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получать сдачу. На самом же деле в выигры­ше оказывается продавец за счет увеличения количества проданной продукции и соответственно суммы полученной прибыли.

Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой от­расли, предприятием, доминирующим на рынке.

Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:

Ц = С + А + Р (С + А), где

С — издержки производства,

А — административные расходы,

Р — средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.

Стратегия установления престижной цены основана на уста­новлении высоких цен на изделия очень высокого качества, облада­ющие уникальными свойствами.

Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относи­тельно продолжительное время, могут также ориентироваться на различные виды цен.

Стратегия скользящей иены предполагает, что цена устанав­ливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и пред­ложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (осо­бенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимо­действуют цены и объемы выпуска товаров: чем больше объем про­изводства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. При данной стратегии ценообразования необходимо:

• помешать появлению на рынке конкурента;

• постоянно заботиться о повышении качества продукции;

• снижать издержки производства.

Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям.

Цены потребителъского сегмента рынка устанавливаются на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем дохода. Такие цены могут, например, устанавливаться на различные модификации легковых автомобилей, на авиабилеты и т.д. Важно при этом обеспечить правильное соотношение цен на различные изделия и услуги, что составляет определенную трудность.

Стратегия гибкой иены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. В частности, если имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, то применение этого вида цен оправданно, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов и т.д.). Использование такой цены эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню управления.

Стратегия преимущественной иены предусматривает опреде­ленное понижение цены на товары предприятия, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70—80%) и может обеспе­чить значительное снижение издержек производства за счет увели­чения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации то­варов. Основная задача предприятия — воспрепятствовать внедре­нию на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что по карману не каждому конкуренту.

Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары. Например, при производстве запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей (включая снятые с производства).

В целом система ценовых стратегий включает 3 группы: стратегии дифференцированного ценообразования, с. конкурентного ценообразования, с. ассортиментного ценообразования. Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. Они бывают:

Ценовая стратегия скидки на втором рынке основана на осо­бенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Фирме вы­годно использовать этот метод. Например, часто новые лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но намного более де­шевых непатентованных средств. Перед фирмой встает выбор: либо сохранить довольно высокую цену на патентованные лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или расширить рынок сбыта. Возможная стратегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные и непатентованные лекарства.

Ценовая стратегия периодической скидки базируется на особен­ностях спроса различных категорий покупателей. Эта стратегия широко применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических та­рифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установке цен на коммуналь­ные услуги во время пиковой нагрузки. Стратегия также применя­ется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном уста­новлении цен на дефицитные товары и в стратегии «снятия сли­вок», т.е. установления высокой цены на новый усовершенствован­ный товар в расчете на потребителей, готовых купить по этой цене. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям.

Ценовая стратегия «случайной» скидки («случайного» снижения цен) опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом фирма пытается одновременно максимизи­ровать количество покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене, Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам». Основное применение стратегии «случай­ных» скидок — неоднородность поисковых затрат, позволяющая фирмам привлекать скидками информированных покупателей.

Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен.

Ценовая стратегия проникновения на рынок основана на исполь­зовании экономии за счет роста масштабов производства. Эта стра­тегия используется для внедрения новых товаров на рынок.

Ценовая стратегия по «кривой освоения» базируется на преиму­ществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла получают экономию по сравнению с последующими покупателями, так как они поку­пают товар по цене более низкой, чем готовы были заплатить.

Ценовая стратегия сигнализирования строится на использова­нии фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданно­му конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привле­кает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не ос­ведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Хороший пример — успех некоторых дорогих, но низкокачествен­ных товаров.

Ценовая географическая стратегия относится к конкурентному ценообразованию для соприкасающихся частей рынка. Эта страте­гия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция от­правления).

Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, ког­да у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимо­заменяемых товаров.

 

Ценовая стратегия «набор» применяется в условиях неравно­мерности спроса на невзаимозаменяемые товары.

Стратегия смешанных наборов создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его эле­ментов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, ком­плексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих де­талей для автомобилей.

Ценовая стратегия «комплект» основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы.

Ценовая стратегия «выше номинала» применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые това­ры и может получить дополнительную прибыль за счет роста масш­табов производства.

Ценовая стратегия «имидж» используется, когда покупатели ориентируются на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

2. Система цен – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национально и мирового рынков. Взаимосвязь цен выражается в том, что повышение или понижение одних, вызывает изменение других.

Дифференциация цен по сферам торговли или характеру обслуживаемого оборота включает следующие виды цен: оптовые, розничные, закупочные, тарифы, договорные (контрактные), свободные.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой. торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. Обычно по этим ценам реализуют товары в небольшом объеме населению, в меньшей мере — предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается прибыль в организациях розничной торговли.

Закупочные цены — это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителейI для своих нужд.

Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт) самостоятельно определяют уровень цен. В ряду случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, и верхний и нижний их уровень, либо связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также допустимость корректировки контрактных цен в связи с инфляцией, принятием новых нормативных актов.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Монопольные цены устанавливаются фирмами или организациями, не имеющими конкурентов на рынке. Обычно монополисты завышают цены на собственную продукцию и занижают цены и товары, приобретаемые ими. Для защиты от таких недобросовестных действий применяются меры антимонопольного законодательства.

По времени действия различают цены:

Постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;

Текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;

Сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, используемые при сопоставлении стоимостных показателей (например, валового объема производства) в динамике. В настоящее время используются сопоставимые цены 1994г.

Дифференциация цен по типу рынка на котором они образуются включает

Биржевые – цена на товары, реализуемые в порядке биржевой торговли, является свободной, зависит от спроса и объема сделки, она котируется, т.е. определяется ее типовой уровень и публикуется в бюллетенях

Аукционные – цены товара, проданного на аукционе, может существенно отличаться от рыночной, т. к. отражает уникальные свойства товара.

При дифференциации цен по степени участия государства в процессе ценообразования цены подразделяются на:

Свободные (рыночные) – цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием коньюнктуры.

Регулируемые – цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предель­ного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок за кредит. Разновидностью ре­гулируемых цен в сельском хозяйстве являются целевые и гаран­тированные цены.

Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспе­чения паритетного соотношения цен на промышленную и сель­скохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взи­манием налогов и других платежей, для получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по всем отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных цен и залоговых ставок при залоге сельхозпродукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям,

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельхозпродукции непосред­ственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их приме­нения устанавливаются Правительством РФ. Указанные квоты не должны превышать в среднем 50 % объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если установить их на более высоком уровне, будут потеряны рыночные стимулы, снизится активность товаропроизводителей.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.

 

3. Выбор метода ценообразования является важным этапом формирования цены. Правильно установленная цена должна возмещать все издержки и обеспечивать получение прибыли. Оптимальный уровень цены находится между минимальным, определяемым затратами и максимальным, диктуемым спросом. Наиболее распространены следующие методы ценообразования:

1. Затратный (наценочный или средние издержки плюс прибыль). Основой расчета являются средние издержки производства плюс стандартная наценка на себестоимость. Размеры наценки могут варьироваться в широких пределах в зависимости от видов товаров (табачные изделия — 20%, женские головные уборы — 50%). Разница в наценках находится в зависимо­сти от стоимости товаров, их оборачиваемости, объемов продаж.

Данный метод используют крупные предприятия-монополис­ты и предприятия оптово-розничной торговли. Недостатком данно­го метода является то, что менеджеры руководствуются в основном издержками, мало учитывая спрос, не занимаются маркетинговы­ми исследованиями.

2. Расчет иены на основе безубыточности и целевой прибыли. Хозяйствующий субъект устанавливает такую величину цены, ко­торая обеспечивает желаемый объем прибыли. Методика формиро­вания цены с расчетом на получение целевой прибыли основывает­ся на графике безубыточности и ожидаемой выручки при разных уровнях объема продаж. Выручка зависит от цены товара. Подбира­ется такое сочетание объема выпуска и цены, которое обеспечивает нужную прибыль. Если цена завышена, то спрос на товар может сократиться. Данный метод ценообразования предполагает рассмот­рение разных вариантов цен, их влияние на объем сбыта, необходи­мый для обеспечения безубыточности и обеспечения целевой при­были.

3. Метод установления иены на основе ощущаемой ценности (уникальности товара). Основным фактором при данном методе цено­образования считаются не издержки, а восприятие товара покупателем. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара субъект хозяйствования использует в своей маркетинговой политике специальные приемы воздействия. Это делается на осно­ве сервисного обслуживания, гарантий покупателю, передачи права пользова­ния товарной маркой в случае перепродажи. Ценой только подтвер­ждается в сознании покупателя ценность товара. На основе данной методики субъект хозяйствования приступает к расчету цены, которая учитывает психологическое восприятие покупателей, соответ­ствие ценовому образу фирмы, учитывает реакцию конкурентов. Особенностью данного метода ценообразования является то, что он учитывает не столько экономические, сколько психологические факторы, такие как престижность товара (дорогие автомобили, дра­гоценности, картины и т.п.).

4. Метод следования за лидером_(конкурентом), или на уровне те­ кущих иен. В качестве основы для расчета цены используются цены конкурентов, фирм-лидеров и меньше всего обращается внимание па показатели собственных издержек или спроса. Данный метод ценообразования используют мелкие фирмы, которые обычно сле­дуют за лидером, изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер. При изменении экономической конъюнктуры, изменении спроса на свои товары или собственные издержки данные субъекты хозяй­ствования становятся банкротами. Расчетно-маркетинговый метод ценообразования наиболее до­рогостоящий. Данный метод используют те субъекты хозяйствова­ния, которые имеют прочную финансовую базу. Данный метод пред­полагает анализ цен конкурентов за ряд периодов, определение тренда, возможного изменения цены в будущем, расчет цены при неиз­менных факторах и изменяющихся. В данном случае субъект хо­зяйствования имеет несколько вариантов цен в зависимости от кон­кретной ситуации на рынке данного товара.

5. На основе закрытых торгов - используется при борьбе за крупные заказы. В данном случае предприятие исходит из ожидаемых ценовых предложений конкурентов. Чем выше цена тем выше вероятность выиграть торги; но при этом такая цена не может быть ниже себестоимости.

6. Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продукции необходимо произвести и реализовать для получаемой величины прибыли в планируемом периоде. В зарубежной практике существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты на производство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия). Краткосрочный нижний предел цены сориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты. Расчет краткосрочного нижнего предела цены связан с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг». При данной системе анализируется влияние снижения цены на выручку от продажи товара, на себестоимость продукции, на массу прибыли от реализации продукции. Позволяет оперативно производить расчет различных вариантов снижения цены. (пример рассмотреть на практике).

 

 

Тема 7. Экономическая эффективность агропромышленного производства.

1. Сущность эффективности производства.

2. Показатели и методика определения экономической эффективности.

3. Оценка экономической эффективности с использованием метода «директ-кост», определение критического объема производства продукции и максимизация прибыли.

4. Риски предпринимательской деятельности. Принятие решений в условиях неопределенности.

1. В условиях рыночной экономики остро стоит вопрос эффективности производства. Проблема экономической эффективности связана с тем, что с одной стороны возникает необходимость обеспечения потребителя дешевой продукцией и требованием экономии материальных ресурсов для товаропроизводителей с другой стороны. Эффективность является основной целью достижения расширенного воспроизводства при производстве продукции. При рассмотрении экономической эффективности агропромышленного производства различают следующие ее виды:

- производственно-технологическая: отражает эффективность использования производственных ресурсов. Характеризуется системой показателей, которые отражают эффективность использования трудовых, земельных и материальных ресурсов. Основными показателями являются: землеотдача, фондоотдача, материалоемкость, трудоемкость и др.

- производственно-экономическая: характеризует совокупное влияние производственно-технологической эффективности и экономического механизма. Она измеряется стоимостными показателями: себестоимостью продукции, валовым, чистым, маржинальным доходом, валовой добавленной стоимостью, чистой добавленной стоимость, прибылью. Встает вопрос что же такое валовая добавленная стоимость, чистая добавленная стоимость. ВДС (value added) – это разница между стоимостью выпуска и стоимостью промежуточного потребления или стоимостью проданной фирмой продукта минус стоимость материалов купленных и используемых для его производства. Или другими словами валовая продукция минус промежуточное потребление. (в отличие от валового дохода, который равен ВП-МЗ). Расходы на промежуточное потребление включают:

1. затраты сырья материалов, топлива, энергии, семян, кормов, продуктов питания, медикаментов, спецодежды, канцтоваров и прочее.

2. оплата работ, услуг, предоставляемых другими предприятиями и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, рекламы, страхования, банков, юристов, коммунальные услуги)

3. расходы на командировки в части оплаты проезда и проживания в гостинице.

Оцениваются эти расходы по цене покупателей на момент поступления товаров и услуг в процесс производства(без учета НДС и субсидий).

Таким образом ВДС= заработная плата + арендная плата + проценты за кредит + амортизация + прибыль

А чистая добавленная стоимость (ЧДС) = ВДС - потребление основного капитала (амортизация). Отражает вновь созданную в производстве стоимость.

- социально-экономическая: является производной от производственно экономической и отражает реализацию экономических интересов, а так же характеризует эффективность работы предприятия в целом. При этом используется следующая система показателей: стоимость продукции на единицу земельной площади, уровень рентабельности, норма прибыли, фонд потребления в расчете на 1 работника.

- эколого-экономическая: отражает результативность сельскохозяйственного или агропромышленного производства с учетом его влияния на окружающую среду. Применяются для ее оценки показатели окупаемости затрат, связанных с ликвидацией или предупреждением загрязнений и разрушений природной среды, потерь с.-х. продукции вследствие ухудшения экономического состояния окружающей среды.

Выделяют также эффективность коммерческой деятельности предприятия. Она включает: 1) оценку всех видов прибыли (балансовой, налогооблагаемой, чистой и т. д.); процент выручки от реализации продукции в денежных поступлениях, задолженность по реализованной продукции 2) оценку показателей рентабельности: а) общая экономическая рентабельность продаж (сумма прибыли валовой или чистой/выручку, или по каждому виду товарной продукции, рентабельность собственного капитала (прибыль/средняя величина собственного капитала), рентабельность основных и рентабельность оборотных средств, доли отдельных видов продукции в структуре рентабельности, рентабельность эффективности текущих затрат (прибыль/издержки обращения), норма прибыли, и т. д.

Финансово-экономическая эффективность: - это эффективность использования предприятием его активов и финансовых средств, как собственных, так и привлеченных. Оценивается ликвидность (коэффициент текущей, быстрой, абсолютной ликвидности), чистый оборотный капитал, коэффициент автономии, финансовой устойчивости, и т. д.рентабельность активов, рентабельность собственного капитала; коэффициенты деловой активности, финансовый леверидж и т.д.

Существует другая классификация экономической эффективности, когда выделяют только 2 ее вида: экономическую эффективность и социальную эффективность. Экономическая эффективность определяется сопоставлением эффекта (результата каких-либо мероприятий) с используемыми ресурсами или затратами. Социальная эффективность проявляется в том, что создаются лучшие условия для воспроизводства рабочей силы и повышения благосостояния трудящихся (улучшение условий труда, качества социально-культурного обслуживания, рост реальной з/п. Социальная экономическая эффективность оценивается по специальным методикам: экспертными оценками (опросы, анкетирование, эксперименты) и расчетным путем (нормативный метод).

Существенное значение для оценки благосостояния работников имеет изучение совокупного реального дохода в динамике. Причем определяют не только индекс доходов, но и индекс стоимости жизни, взяв в основу расчета стоимость потребительской корзины. Сопоставление индексов доходов и стоимости жизни позволяет изучить уровень благосостояния семьи за анализируемый период. При оценке социальной эффективности так же необходимо учитывать уровень безработицы(отношение безработных к общему трудоспособному населению).

По масштабам охвата производственных процессов различают:

1. народнохозяйственную эффективность: оценивается с точки зрения удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, промышленности – в сырье, а также финансового вклада отрасли в решение народохозяйственных проблем.

2. отраслевую (с.-х.) эффективность: отражает эффективность использования ресурсного потенциала и потребленных ресурсов в сельском хозяйстве.

3. отдельных отраслей сельского хозяйства

4. различных форм хозяйствования

5.внутрихозяйственных подразделений (бригад, звеньев)

6. отдельных видов продукции

7. отдельных хозяйственных мероприятий (зоотехнических, ветеринарных, агротехнических, экономических, организационных)

4-7 (другие виды экономической эффективности) аналогичны отраслевой, но оценивается результативность отдельных элементов отрасли сопоставлением полученного эффекта с ресурсами или затратами.

В конечном счете сущность экономической эффективности с.-х. производства может быть выражена через систему и критерий экономической эффективности. Главным критерием экономической эффективности в агропромышленном производстве является всеобщий закон экономии времени Суть: максимум эффекта с каждой единицы затрат общественного труда (минимум затрат общественного труда на единицу эффекта) или максимальном получении экономического эффекта.

2. Для определения экономической эффективности применяется система показателей, которая включает:

-ресурсные показатели: ВП,ЧД, ВД, П

используемые ресурсы (площадь с.-х. угодий, среднегодовая численность

работников, стоимость основных средств, оборотных средств

 

- затратные: ВП,ЧД, ВД, П

затраты труда, материально-денежные затраты.

 

- ресурсно-затратные: ВП,ЧД, ВД, П

приведенные затраты

ВД= ВП- Материальные затраты; ЧД= ВП- Материально-денежные затраты или ЧД=ВД-ОТ; Прибыль – реализуемая часть чистого дохода. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую прибыль. Валовая прибыль – общий объем прибыли предприятия, включая прибыль от реализации продукции, работ, услуг; от реализации основных средств, внереализационные доходы и расходы (доход от аренды, дивиденды, % по ценным бумагам, штрафы, пени, неустойки). Прибыль от реализации =выручка – полная себестоимость. Чистая прибыль = валовая прибыль – налоги, не включаемые в себестоимость продукции.

В системе показателей экономической эффективности различают частные и обобщающие показатели. Частные характеризуют эффективность использования конкретных ресурсов или затрат (землеотдача, фондоотдача и т.д.). Обобщающие – дают полную оценку эффективности использования ресурсного потенциала или всех производственных затрат. К ним относятся ресурсоотдача (ВП/величина ресурсного потенциала) и ресурсоемкость (величина ресурсного потенциала/ВП). Ресурсный потенциал – это совокупность трудовых, природных, материальных ресурсов предприятия, с учетом количества, качества и их внутренней структуры. Производственный потенциал – это объективная способность предприятия производить продукцию, т.е. потенциальный объем продукции, который предприятие в данных условиях может произвести. Обобщающий показатель эффективности применения производственных ресурсов рассчитывается как частное от деления фактически полученной валовой продукции на нормативный объем производства продукции (производственный потенциал). Нормативный уровень рассчитывается по уравнению множественной регрессии с учетом обеспеченности хозяйства ресурсами. Сопоставляя ресурсный и производственный потенциал получают оценку объективной составляющей ресурсоотдачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.