Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Избирательные споры 1 страница




Темы рефератов

Нормативные материалы

 

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) // Советское государство и право. 1990. № 11.

Декларация Совета Межпарламентского союза о критериях свободных и справедливых выборов (1994 г.). О критериях свободных и справедливых выборов: [По документам Межпарламентского союза]. М., 1996.

Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

Федеральный закон от 17 мая 1995 г. "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.

Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398 (или последующая его редакция).

 

Контрольные вопросы

 

1. Избирательный бюллетень. Основные требования к нему, порядок получения и заполнения избирателем.

2. Порядок голосования в помещении участковой избирательной комиссии и вне его.

3. Порядок организации досрочного голосования.

4. Как и в каких случаях организуется голосование по открепительным удостоверениям?

5. Порядок организации подсчета голосов избирателей.

6. Основные требования к опубликованию результатов выборов.

 

1. Порядок организации голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Досрочное голосование, голосование вне помещения избирательного участка. Проблемы и пути их решения.

 

 

 

 


 

1. Понятие, классификация и причины возникновения избирательных споров. По мере формирования в Российской Федерации демократических институтов представительной и исполнительной государственной власти избирательные комиссии и судебные органы страны накопили за последние годы уникальный опыт разрешения спорных, конфликтных ситуаций при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации двух созывов, Президента Российской Федерации, глав исполнительной власти и представительных органов субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Становление демократической избирательной системы в стране сопровождается последовательным совершенствованием избирательного законодательства, особенно в аспекте защиты избирательных прав граждан, и постоянным расширением практики разрешения избирательных споров.

Избирательные споры -— неизбежные, хотя и нежелательные спутники любой избирательной кампании, поскольку в ходе подготовки и проведения выборов не могут не сталкиваться интересы активных участников избирательного процесса — политических партий и общественных движений, граждан, представителей властных структур и тех, кто стремится прийти им на смену. Здесь без противоречий, зачастую весьма острых, естественно, не обходится. В то же время значительное число обращений избирателей и их объединений в связи с подготовкой и проведением выборов свидетельствует не только о недостатках в работе избирательных комиссий различного уровня, но и о росте.общественной, политической активности граждан России, повышении интереса к проводимым выборам и их результатам.

Фактически избирательные споры — это разногласия, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, которые разрешаются в административном или судебном порядке. Под избирательными правами граждан следует понимать гарантированное статьей 32 Конституции Российской Федерации право граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Так, российские граждане имеют право участвовать в референдуме, избирать и быть избранными в исполнительные и законодательные органы государственной власти Российской Федерации (ее субъектов) и в органы местного самоуправления, а именно: участвовать в выдвижении кандидатов (их списков), наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования, определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Под избирательной кампанией понимается период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти (местного самоуправления) о назначении выборов до дня официального обнародования их результатов. В этот период назначается дата проведения выборов, определяются границы избирательных округов и участков, которые доводятся до сведения избирателей путем опубликования, осуществляются подготовительные мероприятия: регистрация инициативных групп, выдвигающих кандидатов, и фактов самовыдвижения, сбор подписей, регистрация кандидатов, заручившихся необходимой поддержкой, составление и выверка списков избирателей, предвыборная агитация и так далее. Кроме того, проводится голосование, в том числе досрочное, подводятся и официально публикуются итоги прошедших выборов.

Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет заключить, что избирательные споры — это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.

Избирательные споры можно классифицировать по нескольким основаниям. Главные из них — уровень проводимых выборов, предмет спора, оспаривающая сторона, порядок разрешения и причина возникновения спора. При классификации по первому из названных оснований можно выделить федеральный, региональный и муниципальный уровни проведения выборов, на каждом из которых избирательные споры имеют специфические особенности. Кроме того, следует отметить, что на каждом из названных уровней могут проводиться очередные (внеочередные), повторные и дополнительные выборы, придающие возникающим избирательным спорам особую специфику. Группировка избирательных споров в зависимости от уровня проводимых выборов представлена в таблице 1.

 

 

Таблица 1


 

Большое разнообразие возникающих во время выборов конфликтных ситуаций делает затруднительным перечисление всех их оснований. Если взять за основу наиболее характерные предметы возникавших избирательных споров, то результатом классификации явится таблица 2.

Таблица2

 

 

Оспаривающей стороной могут быть нормоучредительные участники избирательного процесса, его инициаторы или организаторы, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные, и так далее (см. таблицу 3).


Таблица 3

Чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которые по той или иной причине не зарегистрированы в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах. В зависимости от уровня проводящихся выборов и предмета спора, заинтересованная сторона обычно сама выбирает порядок его разрешения (см. таблицу 4).

Причины возникновения избирательных споров весьма разнообразны, однако основная из них — нарушение избирательных прав граждан. В то же время ввиду отсутствия в Конституции Российской Федерации "избирательных" норм имеются пробелы в федеральных и региональных законах о выборах и референдумах. Неурегулированность в законодательстве отдельных избирательных действий зачастую заставляет

Таблица 4


 

избирательные комиссии принимать решения, нарушающие избирательные права граждан и обжалуемые в административном либо судебном порядке. К таким пробелам в действующем избирательном законодательстве относятся неурегулированность правового статуса сборщика подписей избирателей в поддержку кандидата, неопределенность института выборочной проверки подписных листов, неполный перечень полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя, недостаточно надежные рычаги для пресечения использования кандидатами служебного положения в целях избрания, нецелевого расходования средств из избирательных фондов и так далее.

Наиболее характерные, типичные причины возникновения избирательных споров представлены в таблице 5.


Таблица 5

 

Указанные причины избирательных споров проявляются на всех стадиях избирательного процесса с учетом особенностей правоотношений, складывающихся на каждой стадии.

Основной причиной возникновения избирательных споров является, с одной стороны, недостаточно высокий уровень правовой культуры избирателей — прямых участников избирательного процесса, отсутствие у них глубоких познаний и навыков применения современного избирательного законодательства, а с другой — несовершенство последнего как на федеральном, так и на региональном уровнях, наличие в нем пробелов, противоречий, коллизий.

Несовершенство избирательного законодательства до сих пор остается одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти или местного самоуправления. Именно такие споры были предметом рассмотрения в ходе наиболее громких и запомнившихся судебных процессов в Конституционном и Верховном судах Российской Федерации.

Немало избирательных споров порождает и недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались в избирательном законодательстве. О слабом знании федерального законодательства свидетельствует хотя бы тот факт, что в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обратились более 60 заявителей с требованием зарегистрировать их в порядке самовыдвижения кандидатами на должность Президента Российской Федерации. Получив обоснованный отказ, часть из них продолжала настаивать на своих притязаниях в Верховном Суде Российской Федерации, где им тоже было отказано.

Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся в стадии становления. Им пока недостает зрелости, они еще не успели сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.

Целый ряд избирательных споров возник вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения органами, организациями и должностными лицами своих обязанностей в рамках избирательных правоотношений, в частности, из-за ошибок в деятельности окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, вызванных как низким уровнем их юридической подготовки, так и отсутствием практических навыков оптимального разрешения конфликтных ситуаций. Однако нельзя не отметить, что отдельные кандидаты и их сторонники стремятся использовать любой повод для создания конфликтной ситуации, чтобы повысить к себе внимание рядовых избирателей, прямым или косвенным образом втянуть избирательные комиссии в споры, чтобы в случае неизбрания использовать этот "аргумент" для оспаривания результатов выборов.

Конечно, следует учитывать то, что указанные причины возникновения избирательных споров взаимообусловлены, переплетены, усугубляют и обостряют друг друга. В то же время в избирательном процессе осуществление прав и полномочий граждан и организаций неразрывно связано с конкретными обязанностями, недобросовестность при исполнении которых со стороны кого-либо из участников избирательных правоотношений неизбежно нарушает избирательные права других участников.

Обобщенный анализ избирательных споров, рассмотренных избирательными комиссиями в ходе подготовки и проведения всех прошедших выборов, свидетельствует, что количество конфликтных ситуаций меньше в тех регионах, в которых проводится целенаправленная профессиональная подготовка организаторов избирательного процесса, придается важное значение устранению нарушений избирательного законодательства, правовому просвещению избирателей, обеспечена гласность в работе избирательных комиссий по обеспечению избирательных прав граждан.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы оспариваемой причиной отказа в регистрации была не только нехватка действительных подписей в поддержку кандидата, но и несоответствие формы подписных листов той, которая установлена законом, отсутствие данных о месте жительства уполномоченных представителей кандидата, сборщиков подписей, а также лиц, удостоверивших подписные листы. Оспаривались решения окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата по причине отсутствия у претендента российского гражданства, указания в подписных листах литературного либо сценического псевдонима вместо истинных фамилии, имени и отчества. Заявители оспаривали процедурные вопросы голосования военнослужащих и членов их семей, результаты голосования российских граждан за рубежом, итоги досрочного голосования, в том числе проведенного в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, входящих в округ.

Наибольшее количество жалоб и заявлений в ходе проведения кампании по выборам Президента Российской Федерации поступило во время сбора подписей в поддержку кандидатов в трудовых коллективах предприятий и организаций Министерства путей сообщения, других министерств и ведомств Российской Федерации, где имели место случаи администрирования и психологического нажима на подписантов. Вызвало нарекания и проведение предвыборной агитации.

После издания Президентом Российской Федерации указов от 17 сентября 1995 года 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления" и от 2 марта 1996 года № 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации" отдельные законодательные (представительные) органы российских регионов приняли решения о продлении своих полномочий и переносе, выборов на декабрь 1997 года. Вследствие этого причиной избирательных споров, связанных с назначением даты выборов, стало то. что их проведение явно затягивалось, и это воспринималось как посягательство на право граждан принимать участие в управлении делами государства. Решения о переносе выборов нередко принимались и тогда, когда в конкретных субъектах Российской Федерации уже имелась достаточная нормативная база для назначения и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти. В подобных ситуациях обжалуемые решения о переносе выборов на декабрь 1997 года обоснованно признавались незаконными.

Споры, связанные с отказом в регистрации кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, возникали главным образом вследствие выбраковки части подписных листов с подписями избирателей в поддержку того или иного кандидата. В результате число собранных подписей оказывалось меньшим, чем требуемое по закону для регистрации. Однако некоторые избирательные комиссии при принятии решений по спорным вопросам руководствовались только законами субъекта Российской Федерации и не учитывали, что если отдельные их нормы противоречат федеральному законодательству, то действует Федеральный закон. Например, Закон Саратовской области "О выборах в Саратовскую областную Думу" предусматривал такое основание для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, как наличие трех процентов недоброкачественных подписей от числа представленных. Закон Республики Дагестан "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан" устанавливал, что отдельные избирательные округа являются "женскими" или "национальными", вследствие чего в регистрации по ним лицам иного пола либо не той национальности отказывалось. Ограничивали избирательные права граждан и установленные в отдельных республиках в составе Российской Федерации требования к будущим кандидатам собрать не менее 5 процентов голосов избирателей в свою поддержку, представить заверенный список инициативной группы численностью не менее 100 человек, протокол общего собрания избирателей и так далее. В отдельных регионах допускались существенные — до 25 процентов — отклонения в численности избирателей при формировании избирательных округов.

При проведении выборов в органы государственной власти "сложных" субъектов Российской Федерации немало споров вызвал вопрос об участии в голосовании населения входящих в них автономных образований. Вхождение автономного образования в состав края, области означает, что его население признается составной частью населения края, области. Например, на территории Тюменской области расположены три субъекта Российской Федерации: названная область и входящие в нее Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Граждане, проживающие в них, имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти Тюменской области. Поэтому органы государственной власти автономных округов обязаны принять все предусмотренные законом меры для реализации гражданами этого конституционного права.

При проведении выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации немало споров вызвал вопрос о возможности совмещения статуса выборного главы администрации местного самоуправления со статусом депутата законодательного органа. Разрешались эти споры с учетом того, что находиться на государственной или муниципальной службе и одновременно входить в состав законодательного (представительного) органа местного самоуправления недопустимо с учетом принципа разделения властей.

Много избирательных споров возникало на стадии выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц местного самоуправления. Реализация законодательства о реформе местного самоуправления вызвала ряд избирательных споров по вопросам назначения и проведения местных референдумов по определению статуса муниципальных образований, принятию их уставов. Здесь переплелись многие причины возникновения конфликтных ситуаций: и несовершенство законодательства в аспекте процедуры сбора подписей, и противоречия между федеральным и региональным законодательством, и неверное толкование норм избирательных законов, и острая конкуренция между кандидатами, а также теми, кто еще хотел бы зарегистрироваться.

Хотя в законодательстве отсутствуют специальные правовые нормы, регламентирующие процедурные правила рассмотрения избирательных споров избирательными комиссиями, последними уже найдены достаточно удачные формы разрешения конфликтных ситуаций: создание рабочих групп, рассмотрение жалобы в присутствии заявителя и других заинтересованных лиц, привлечение специалистов и экспертов, выезд в необходимых случаях на место возникновения конфликта, взаимодействие с правоохранительными органами и так далее. Следует подчеркнуть, что гласность и открытость стали характерной чертой рассмотрения избирательных споров. Это повышает ответственность избирательных комиссий, обязывает их принимать компетентные, основанные на законе решения.

2. Административный порядок рассмотрения избирательных споров. Своевременное разрешение избирательных споров в большой степени зависит от четкой организации этого процесса в избирательных комиссиях всех уровней.

Оправдала себя практика формирования рабочих групп из членов комиссии с правом решающего голоса, специалистов, экспертов, а нередко и представителей избирательных объединений, общественных движений для оперативного рассмотрения жалоб (заявлений), влекущих избирательные споры. На заседания рабочей группы приглашаются кандидаты, их представители, наблюдатели, работники прессы, другие заинтересованные лица. При необходимости группа выезжает на место возникновения избирательного спора (особенно актуально это в случаях, когда требуется повторный подсчет (пересчет) голосов, поданных за кандидатов, если разрыв между победившим и следующим за ним незначителен). Чаще всего таким местом бывает нижестоящая избирательная комиссия, иногда — орган исполнительной либо представительной власти соответствующего уровня. Там выясняются непосредственные причины нарушений избирательных прав граждан в ходе сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты, предвыборной агитации, голосования избирателей вне помещений участковых избирательных комиссий и так далее.

Своевременному рассмотрению избирательных споров весьма способствует и взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными структурами. В частности, немаловажное значение в практике рассмотрения таких споров имеет позиция прокуроров, поскольку они вправе вносить протесты и представления об устранении нарушений избирательных прав граждан. Вмешательство органов прокуратуры на местах наиболее уместно в тех случаях, когда речь идет об издании правовых актов, противоречащих действующему избирательному законодательству, и когда органы местной власти не принимают обязательные организационные решения, чем сдерживают процесс проведения выборов. Не должны оставаться без прокурорского реагирования и факты нарушений избирательных законов, содержащие признаки преступлений и иных правонарушений, когда встает вопрос об ответственности конкретных виновников.

Большую помощь при рассмотрении избирательных споров оказывают также органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Они, в частности, активно помогают в установлении достоверности данных паспортов или заменяющих их документов при проверке подписных листов, выверке списков избирателей, разрешении споров относительно постоянного или временного проживания граждан в различных регионах страны, наличия российского гражданства и так далее. Сотрудники местных органов прокуратуры, МВД, юстиции выступают на заседаниях избирательных комиссий, собраниях кандидатов в депутаты по актуальным вопросам избирательного законодательства, обеспечения избирательных прав граждан и их объединений.

В ходе работы по выявлению обстоятельств возникновения избирательных споров члены рабочих групп ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации разъясняют на местах действующее федеральное и местное законодательство о выборах, проводят встречи с руководителями региональных партийных и общественных организаций, представителями исполнительной и законодательной ветвей власти, отвечают на вопросы представителей средств массовой информации.

Разобравшись в обстоятельствах возникновения конфликтной ситуации и дав им надлежащую правовую оценку, рабочая группа готовит материалы для рассмотрения на заседании соответствующей комиссии, где и принимается итоговое решение. Готовя материалы, рабочая группа в необходимых случаях запрашивает дополнительную информацию, касающуюся существа конфликта, выясняет привходящие моменты. В дальнейшем все материалы поступают для рассмотрения на ближайшем заседании избирательной комиссии. О дне и времени разрешения избирательного спора информируются заинтересованные стороны, которые приглашаются для участия в заседании. В заседании комиссии по рассмотрению избирательного спора вправе активно участвовать заявитель, его представители, сторона, допустившая нарушение избирательного законодательства, а также, в необходимых случаях, эксперты и специалисты, проверявшие, например, правильность выбраковки подписей избирателей в подписных листах.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Выполняя требования федерального законодательства о выборах и референдуме, ЦИК России рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, а также комиссий по проведению общероссийского референдума. Кроме того, ЦИК России рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации либо их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и их право на участие в референдуме. При этом она вправе принять решение по существу возникшего избирательного спора безотносительно к уровню выборов. Однако до этого спорная ситуация должна быть рассмотрена избирательными комиссиями нижестоящего уровня. Поэтому ЦИК России может вынести решение по существу жалобы на нарушения избирательного законодательства даже в ходе муниципальных или локальных выборов, но лишь после того, как свое решение по данному вопросу вынесет избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации.

Возникшие в ходе выборов или референдума избирательные споры рассматриваются членами ЦИК России с правом решающего голоса или ее рабочей группой. В случае необходимости вопрос выносится на рассмотрение на заседании ЦИК России.

Решения по заявлениям, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за ним, — немедленно. В случае если оспариваемые факты требуют дополнительной проверки, решение должно быть принято не позднее чем в десятидневный срок.

Решение по существу спора принимается большинством голосов от числа присутствующих членов ЦИК России. Решения о регистрации (об отмене регистрации) кандидатов (списков кандидатов), об отмене решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, других нижестоящих избирательных комиссий (комиссий референдума), а также решения по вопросам финансового обеспечения выборов и референдума Российской Федерации, о их результатах, о признании выборов несостоявшимися или недействительными и о проведении повторного голосования (повторных выборов) считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа членов ЦИК России.

В аналогичном порядке разрешают избирательные споры избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а также территориальные и окружные комиссии, естественно, по спорам их уровня.

Обобщающим итогом их деятельности может стать рассмотрение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вопроса о практике обеспечения избирательных прав при проведении выборов в том или ином субъекте Российской Федерации. При этом дается комплексная оценка правильности разрешения жалоб и заявлений, поступивших в период избирательной кампании, и другой деятельности региональной избирательной комиссии, а также деятельности органов исполнительной и законодательной власти по взаимодействию с избирательными комиссиями в деле обеспечения участия граждан в выборах и в решении других актуальных вопросов.

Участковые избирательные комиссии коллегиально и безотлагательно разрешают избирательные споры, возникшие в день голосования. Сигналы о нарушениях избирательных прав граждан могут поступить от кандидатов, наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, работников СМИ и других заинтересованных граждан. Наиболее распространены такие нарушения, как голосование по нескольким документам за отсутствующих, больных, престарелых родственников и знакомых; голосование по ненадлежащему документу (пенсионное удостоверение, водительские права, удостоверение работника милиции и т. п.); отказ наблюдателю в праве сопровождать переносной ящик при выездах по заявлениям о голосовании на дому по уважительным причинам; наличие в кабинах для тайного голосования "образцов" избирательного бюллетеня со значком, проставленным против фамилии одного из кандидатов; размещение наблюдателей в таком месте избирательного участка, с которого невозможно контролировать действия членов избирательной комиссии, в частности при подсчете голосов в бюллетенях, и так далее.

Выявив при рассмотрении избирательного спора нарушения избирательных прав граждан, избирательная комиссия должна принять меры к их устранению. Меры эти достаточно разнообразны и зависят от уровня комиссии. Так, установив, что принятое решение противоречит действующему избирательному законодательству и ущемляет активное или пассивное избирательное право граждан, комиссия должна отменить его.

Прежде всего речь идет об отмене решения о регистрации кандидата, допустившего злоупотребление правом на проведение агитации или использовавшего для участия в выборной кампании денежные средства помимо избирательного фонда. Избирательная комиссия вправе отменить свое решение и по другим вопросам, например, об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Комиссия вправе также обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительным, даже если финансовые нарушения были выявлены после опубликования результатов выборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.