Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт современных исследований. Отношение к труду




Программа и план исследования

Определив вид исследования, начинают его непосредственную подготовку, т.е. разработку программы, рабочего плана и вспомогательной документации. В программе исследования выделяют методологический и процедурный разделы.

Методологический раздел программы включает:

1. формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. определение цели и постановку задач исследования;

3. уточнение и интерпретацию основных понятий;

4. предварительный системный анализ объекта исследования;

5. развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы включает:

6. принципиальный или стратегический план исследования;

7. обоснование выборки единиц исследования;

8. описание основных процедур сбора и анализа данных[2].

Объект социологического исследования – носитель социальной проблемы. Предмет – стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают исследуемую проблему. Цель ориентирует исследование на конечный результат, теоретико-познавательный или практически-прикладной, в задачах формулируются вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Важной процедурой является интерпретация основных понятий. Без нее невозможно обратиться к работе с социальным объектом, невозможно определить, что, собственно мы должны установить и каким образом установленное связано с нашей проблемой.

Так, например, в исследовании отношения молодежи к труду проблемой было противоречие между технологией, т.е. функциональным содержанием труда и запросами личности рабочего в труде, т.е. отношением к труду. Предметом исследования стало отношение к труду как система мотивов трудовой деятельности. Важную задачу исследования составляло выявление мотивационного ядра трудовой деятельности в условиях советского промышленного производства. Соответственно, исследователи должны были определить что такое мотивация, а затем, и это главное для эмпирического исследования, установить эмпирические признаки отношения к труду. Внешними показателями отношения к труду является качество и производительность труда, инициативность, уровень дисциплины. Внутренними, субъективными показателями являются удовлетворенность трудом, ценностные ориентации. Гипотеза социологов состояла в том, что в отношение к труду можно различить два типа: отношение к труду как самоценной деятельности и отношение к труду инструментальное, как к средству удовлетворения более значимых потребностей. Показателем той или иной ориентации в трудовой деятельности стала удовлетворенность или неудовлетворенность какими-то сторонами работы. В исследованиях начала 60-х годов ХХ века выявлена была значимость ориентации на содержание труда у более молодых рабочих по сравнению с рабочими среднего и пожилого возраста, у более квалифицированных по сравнению с низкоквалифицированными, у более образованных по сравнению с людьми, не имеющими среднего образования.

В повторных исследованиях установлено, что тенденция инструментального отношения к труду, усилилась в кризисный период начала 1990-х годов[3].

Социологическое исследование предполагает установление фактов, приращение наших знаний по данной проблеме, а возможно, знаний об обществе как таковом. В установление фактов участвуют все виды социологического знания, и в программе исследования осуществляется их связь и переход с одного уровня исследования на другой. Так, сбор социологической информации, т.е. непосредственный контакт исследователя с объектом, относится к эмпирическому уровню. Но качество полученных эмпирических данных обеспечивается во многом теорией: обоснованностью использования метода, качеством гипотезы, точностью формулировки проблемы и предмета.

Классик отечественной социологии В.А.Ядов так представляет логическую последовательность при установлении социальных фактов:

Уровни предшествовавшего знания Предопределяющие обоснованность информации   Последовательность операций при установлении и описании фактов
Общенаучное мировоззрение ▲ ↓ ►    
Общие и специальные социологические исследования Программа исследования
▲ ↓ Обоснование методов и процедур эмпирического исследования  
  Описание единичных событий →
▲   ▲   Описание совокупности → Обобщение совокупности в понятиях, группировка и типологизация →Выявление устойчивости, закономерности фактов
▼ Систематизированные и обоснованные факты, которые в их взаимосвязи либо подтверждают, либо опровергают предшествовавшее знание

Системный анализ объекта исследования можно сравнить с созданием модели проблемы, ее концептуальное расчленением и детализацией, которые позволяют выявить или предположить действующие факторы проблемы, определить, что из этих факторов будет включено в исследование.

Так, в приведенном примере исследований отношения к труду системное описание включало описание трудовых коллективов по профессиональным и возрастным признакам, описание основных параметров содержания их труда описание существующей системы стимулирования и условий труда. Без этого решение вопроса о характере и причинах удовлетворенности или неудовлетворенности трудом не мог быть решен.

Гипотеза это научное предположение, выдвигаемое для объяснения явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Первоначальные, неявные предположения о характере изучаемых проблем в ходе разработки программы исследования необходимо сформулировать в виде гипотез, научность которых определяется связью с имеющимся уровнем знания. Т.е., гипотезой является не всякое предположение, а лишь такое, которое опирается на доказанные ранее факты, на установленное объективное и систематизированное знание.

Сколько же людей, связанных с проблемой, нужно включить в исследование? В историю социологии вошел факт, когда в 1936 году Джордж Гэллап по результатам опроса 3000 человек правильно предсказал переизбрание президента Франклина Рузвельта за два месяца до выборов, а журнал «Литерари Дайджест» на опросах 10 миллионов избирателей ошибся. Преимущество Гэллапа состояло в том, что он правильно отобрал людей для опроса.

Выборочный метод в социологии опирается на два принципа: качественные характеристики и признаки социальных объектов взаимосвязаны и правомерны выводы о целом на основании его части, если часть по своей структуре является микромоделью целого. В характеристике выборочного метода используется ряд понятий. Объект исследований, локализованный территориально и во времени называют генеральной совокупностью. Определенное количество элементов генеральной совокупности, отобранных по заданному правилу и представляющих микромодель генеральной совокупности – выборочной совокупностью; структура выборочной совокупности должна максимально, ≈ 5%, совпадать со структурой генеральной совокупности. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, называются единицами анализа. Свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности – репрезентативностью. Теперь понятно, что участники опроса Гэллапа не просто были удачно подобраны, его выборка была репрезентативной. В массовых опросах, классиком которых и был Гэллап, для определения выборки обычно используются основные социально-демографические характеристики населения: род занятий, пол, возраст, профессия, экономический статус, район проживания.

Единицей анализа могут быть не только отдельные люди, это могут быть семьи, малые группы, коллективы, документы или их фрагменты, – в зависимости от вида исследования и состава генеральной совокупности.

Расчет выборки является статистической задачей и решается соответствующими методами, а вот обоснование выборки – задача аналитическая, это одна из самых трудоемких, а для коммерческого исследования еще и дорогостоящих процедур в подготовке исследования[4].

План исследования это перечень основных видов работ, распределение их по этапам, в последовательности, когда каждое реализованное действие подготавливает последующее. Каждый план подразумевает виды работ, срок их исполнения, исполнителя и возможные согласования между исполнителями, заказчиками и третьими сторонами. В социологическом исследовании планируются все четыре этапа. На подготовительном этапе руководитель разрабатывает и утверждает программу исследования, составляется проект выборки, проводятся инструкции с группой сбора первичной информации, проводится пробное исследование, при необходимости вносятся коррективы в инструментарий и тиражирование инструментария. На этапе полевого исследования происходит сбор информации. На этапе первичной обработки информации идет подготовка материала, ручная или машинная обработка данных. На этапе анализа результатов руководитель исследования обобщает и анализирует полученные данные, готовит отчет об исследовании и представляет его заказчику.

«Моделями» такого планирования станут планы учебных исследований, с поправками на их разведывательный характер, конечно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.