Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод фокус-групп (групповое интервью)




 

Фокус-группы относятся к качественным методам социологии и представляют собой групповое обсуждение тем, связанных с проблемой исследования. Метод фокус-групп используется в следующих случаях: на подготовительной стадии большого исследования для проверки гипотез, понимания языка и изучаемой категории в целом; описания поведения, мотивации или субъективного отношения индивидов к проблеме; с целью воссоздания ситуации близкой к реальной жизни; изучения новой проблемы, чтобы проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Организация фокус-группы начинается с определения целей и задач исследования, которые определяют сценарий или гайд фокус-группы. Сценарий фокус-группы представляет собой перечень вопросов, которые будут обсуждаться в ходе групповой беседы. Сценарий фокус группы может быть более или менее формализованным. В сценарии целесообразно указывать не только перечень основных вопросов, но и уточняющие, фокусирующие внимание участников на обсуждаемой теме. Сценарий позволяет легче контролировать ход ведения групповой дискуссии

Время проведения одной фокус-группы не должно превышать двух часов, поэтому и время обсуждения каждого вопроса приблизительно указывается в сценарии.

Требования к вопросам для обсуждения в фокус группе. Вопросы предполагают развернутый ответ, участники не должны отвечать на них только «да» или «нет», быть понятными всем членам группы. Исследователями выделяются следующие типы вопросов: 1) основные; 2) направляющие, сформулированные с учетом языка респондентов и сопровождающиеся вопросом "почему";3) проверочные или уточняющие (возвращающие фокус-группу к обсуждаемой теме); 4) вопросы с приглушенным звучанием в безличностной, абстрактной формулировке (для обсуждения деликатных тем); 5) фактологические, позволяющие уточнить факты и детали; 6) вопросы, непосредственно не связанные с темой дискуссии и направленные на организацию работы группы.

Первоначальные вопросы должны служить для «разогрева» участников фокус-группы. (Например, «Сколько лет вы работаете на предприятии?»). Данные вопросы помогут больше узнать об участниках группы. Наиболее серьезные темы для обсуждения выбрасываются только когда группа уже «разогрета», активно участвует в дискуссии. На конец обсуждения также лучше оставлять вопросы, не требующие большого эмоционального обсуждения (например, простое установление фактов).

Определение количества и состава фокус-групп.

Обычно, исследователям достаточно информации, взятой с двух-трех фокус-групп. Иногда рекомендуют проводить интевью до тех пор, пока инфорация не начнет повторяться, т.е. не будут исчерпаны все возможные варианты реакций на проблемы. Оптимальная фокус-группа включает в себя 8-10 участников. При большем количестве участников трудно вовлечь в разговор всех, а при меньшем количестве участников возможен неполный сбор информации по мотивациям, реакциям участников группы.

Состав участников определяется целями и задачами исследования: они должны быть дично связаны с ней, иметь к ней непосредственное отношение. Так, при обсуждении некоторых вопросов лучше собирать отдельно «мужские» и «женские» группы. Иногда лучше делить группы по возрастному составу. При изучении, например, электорального поведения избирателей лучше собирать группы, представляющие сторонников кандидатов, протестный электората и пассивное население. При изучении потребительского поведения по отношению к тому или иному продукту общего пользования критерием может стать, например, фактор экономического благосостояние участников. В некоторых исследовательских проектах требуется приблизительное соответствие участников фокус-группы генеральной совокупности.

Поиск участников фокус-группы осуществляется случайным методом (это могут быть телефонные справочники, списки избирателей и т. д.). Важно, чтобы среди участников групповой дискуссии (за исключением исследований, где используется метод «снежного кома» при поиске респондентов) не оказались хорошо знакомые друг с другом люди. Чтобы набрать достаточное количество респондентов, на фокус-группу приглашаются на 20% больше участников, чем это запланировано. Это делается для того, чтобы набрать достаточное количество респондентов. Каждому потенциальному участнику выдается приглашение на участие в фокус-группе, в котором прописывается название организации, проводящей исследование, тема для обсуждения (не всегда!), контактные телефоны. В некоторых исследованиях анкетер выдает респонденту фильтрующую анкету, цель которой – отсеять людей, не подходящих для конкретного исследования (например, в маркетинговом исследовании рынка автомобилей отсеиваются репонденты, не имеющие машины). Если респондент подходит для участия в фокус-группе, анкетер связывается с ним, и приглашает принять участие в фокус-группе.

Полнота и качество собранной информации зависит не только от точности отбора участников и качества сценария. Они зависят и комфортности условий интервью и полноты зафиксированной информации. Поэтому участникам интервью предлагают чай, а ход обсуждения стенографирует, а также фиксируют на диктофон и видеокамеру.

Обработка результатов фокус-группы включает: 1) расшифровку стенограммы; 2) распределение ответов, реплик, голосовых и мимических реакций по вопросам гайда; 3) анализ и выводы о характере отношения к проблеме и мотивации возможного поведения.

Пример матрицы для обработки материалов:

Вопрос гайда Вербальные ответы Невербальные реакции
  Сгруппированные по типам, представляющие альтернативы Смех, недовольство, оживление или скука
     
N    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.