Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В вузах за рубежом




Система образования Российской Федерации в рамках

Международной стандартной классификации образования (МСКО)

Согласно седьмому изданию World Data on Education (WDE) в настоящее время в мире насчитывается 199 национальных систем образования. Каждая система образования уникальна. Наряду с этим существует Международная стандартная классификация образования (МСКО-1997). МСКО-1997 была разработана ЮНЕСКО в начале 1970-х гг. Она является инструментом, позволяющим описать (изложить) национальные системы образования. Под ступенью в МСКО понимается учебный опыт и знания, которые определяются содержанием образовательной программы. Чем сложнее программа, тем выше ступень.

Соблюдая рекомендации и требования МСКО, возможно перевести национальную систему образования и описать ее в рамках Международной стандартной классификации образования. Это позволит сопоставлять между собой системы образования различных стран, уровни образования и полученные документы об образовании.

В сети Eurydice с помощью МСКО-1997 показаны системы образования иностранных государств, входящих в Евросоюз.

На основании схемы ступеней (см. схему) и общих рекомендаций применения МСКО представляется возможным перевести систему образования Российской Федерации в рамки МСКО.

 

 

Схема ступеней в российской системе образования (сопоставимая с МСКО)

 

Ступень 1 – начальное образование или первый этап базового образования.

Ступень 2 – первый этап среднего образования.

После ступени 2 обучающийся может продолжить обучение по программам 3А, 3В, 3С, 5В или выйти на рынок труда.

Ступень 3 – второй этап среднего образования. Эта ступень образования обычно начинается в конце обязательного образования. Для классификации на этой ступени следует учитывать вид последующего образования или занятия. В российской системе образования эту ступень можно разделить на 3 группы:

1. МСКО 3А. В российской системе образования ступень 3А соответствует среднему (полному) общему образованию.

2. МСКО 3В. Программы этой ступени предназначены для обеспечения прямого выхода к ступени МСКО 5В. Ступени МСКО 3В соответствует начальное профессиональное образование.

3. МСКО 3С. Программы ступени 3С не предназначены для обеспечения прямого выхода на МСКО 5А или 5В. В российской системе образования ступень 3С соответствует начальному профессиональному образованию, без последующего выхода к программам среднего профессионального образования (СПО) или программам высшего профессионального образования (ВПО). Таким образом, после ступени 3С выпускник идет на рынок труда.

Ступень 4 – послесреднее, невысшее образование.

Ступень МСКО 4 охватывает программы, предназначенные для подготовки к обучению на ступени 5 которые, хотя и завершили ступень 3 МСКО, но не прошли курса обучения, позволяющего им поступить на ступень 5. Речь идет о подготовительных преддипломных курсах или кратких профессиональных программах. В данном случае можно считать, что Единый государственный экзамен и национальные вузовские вступительные экзамены можно отнести к образованию четвертой ступени (МСКО 4), так как:

v имеются такие признаки, как последнее, но не высшее образование, уже усвоены программы МСКО 3 и учащиеся старше, чем на уровне МСКО 3;

v в системах образования многих стран присутствует итоговая аттестация (Единый государственный экзамен, национальный вузовский вступительный экзамен). Этот схожий признак в различных системах образования можно отнести к отдельному этапу.

Таким образом:

1) МСКО 4А в российской системе образования соответствует Единому государственному экзамену. МСКО 4А готовит к поступлению на МСКО 5.

2) Ступень МСКО 4В не дает доступа к ступени МСКО 5, а предназначена для прямого выхода на рынок труда. В системе российского образованию эта ступень может соответствовать различным курсам, практикумам, краткосрочным курсам повышения квалификации.

Ступень 5 – первый этап высшего образования Для поступления на эти программы обычно требуется успешное завершение ступени 3А или 3В МСКО, а также прохождение ступени 4А МСКО. Для классификации по этой ступени следует учитывать следующие критерии:

v минимальным требованием для поступления на эту ступень является успешное завершение ступеней 3А или 3В МСКО или ступени 4А МСКО;

v программы ступени МСКО 5 не ведут непосредственно к присвоению научной квалификации (ступень МСКО 6);

v эти программы должны иметь совокупную теоретическую длительность, по крайней мере, два года, начиная со ступени 5.

По ступени 5В квалификация обычно ниже (меньший срок обучения), чем по ступени 5А и эти программы концентрируются на профессиональных навыках, связанных с выходом на рынок труда, хотя соответствующие программы и могут охватывать некоторые теоретические основы.

Таким образом, в системе образования Российской Федерации ступень МСКО 5А соответствует программам высшего профессионального образования, а ступень МСКО 5В – программам среднего профессионального образования.

Следует обратить внимание, что на ступень МСКО 5В возможен переход после ступени 2 МСКО. В российской системе образования на практике это означает, что выпускник 9-го класса, имеющий основное общее образование, может поступить в образовательное учреждение, реализующее программы среднего профессионального образования, т.е. в колледж или техникум.

Ступень 6 – второй этап высшего образования.

Ступень МСКО 6 в российской системе образования эквивалентна аспирантуре и докторантуре.

МСКО позволяет сопоставить систему образования Российской Федерации с системами образования стран, входящих в Евросоюз, где каждая национальная система образования описана в рамках МСКО, а также с любой другой национальной системой образования. Это будет способствовать вхождению России в единое европейское пространство высшего образования.

Контрольные вопросы

1. Назовите мотивы вступления России (вуза) в Болонский процесс.

2. Выделите положительные и отрицательные стороны участия в Болонском процессе для России.

3. Что такое Международная стандартная классификация образования?

 

ГЛАВА 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

10.1. Понятие аккредитации и обеспечения качества образования.

10.2. Система аккредитации и оценки качества образования в вузах Европы.

10.3. Европейский подход к гарантии качества высшего образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.