Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы участия России в Болонском процессе




Произошедшие в начале XXI в. изменения в характере мирового образования – в его направленности, целях, содержании – привели к изменениям в российском образовании, ориентируя его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Эти изменения нашли отражение в нормативно-правовых актах, новых образовательных программах бакалавриата и магистратуры.

В современном мире наблюдается усиливающаяся тенденция к глобализации, которая характеризуется сращиванием национальных экономик в единое целое. Происходит интернационализация производства, интенсификация и либерализация перемещения товаров, услуг, капиталов и людей, появляется единое информационное и образовательное пространство.

Все это является объективным и закономерным процессом развития мира. Россия не может существовать и развиваться изолированно от мирового сообщества. Но ее включение в процессы глобализации имеет целью не служение абстрактным общечеловеческим целям и ценностям, а обеспечение на основе развертывания транснационального взаимодействия устойчивого безопасного развития мира и собственной страны в нем.

Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результат образования и выступило понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование новой парадигмы результата образования.

Желает того или нет наше академическое сообщество, но несмотря на богатые традиции нашего образования, нам придется адаптироваться к современным условиям, сохраняя лучшие традиции высшей школы. Не замечать объективные тенденции, происходящие в образовании и экономике нельзя: центры образования, научных исследований могут переместиться в корпоративные университеты на базе крупных предприятий, что подтверждает европейский опыт высшего образования.

Образовательные системы всегда ориентировались на потребности общества и, несмотря на известную консервативность, откликались на происходившие изменения. В условиях глобализации резко усиливается конкуренция в сфере образовательных услуг. Поэтому в мире идут поиски более эффективной образовательной политики и осуществляется переход к гибким высокотехнологичным образовательным системам и образовательным технологиям. Достижение этой цели подразумевают принципы Болонского процесса, к которому присоединилась и Россия.

В настоящее время Болонский процесс является основным механизмом реформы высшего образования в Европе, равно как и интеграционным начинанием. Проблематика Болонского процесса не ограничивается рамками высшего образования. Это одна из многих форм глобализации, такая же, как мировые рынки, мировые СМИ или международный терроризм. В широком смысле слова Болонский процесс – это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств. Одна из ключевых сфер национальной идентичности – высшее образование, которое все более интернационализуется, по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению.

Движущей силой и основной мотивацией Болонского процесса является не только желание и потребность установить международное и глобальное сотрудничество в области высшего образования, речь также идет о глобальной конкуренции. С помощью Болонского процесса Европа хочет повысить конкурентоспособность своего образования, т.е. высшее образование является лишь инструментом достижения более широкой задачи укрепления европейской конкурентоспособности и европейского влияния в ряде сфер:

v упрочение общеевропейских «интеллектуальных, культурных, общественно-научных и технологических рамок»;

v укрепление своей экономической конкурентоспособности под давлением глобализации. Главной задачей Болонского процесса является содействие превращению Европы «в самую конкурентоспособную и динамичную экономику знаний в мире, способную поддерживать экономический рост путем создания большего количества более привлекательных рабочих мест и расширения общественной сплоченности»;

v упрочение ключевой ценности европейской системы – демократии.

Другими словами, Болонский процесс следует рассматривать не только как внутреннее и изолированное явление, характерное для академических и вузовских кругов Европы, но и как часть усилий по противостоянию вызовам, с которыми столкнулись европейские страны в контексте глобализации.

Побудительные мотивы участия России в Болонском процессе такие же, как у любой страны-участницы. Кроме того, участие России в Болонском процессе можно рассматривать сквозь призму глобализации. Три основные глобальные тенденции оказывают влияние на Россию:

v международная академическая мобильность. Через компьютерные сети проходит большое количество информации, но знания также передаются более привычными методами, за счет перемещения студентов, преподавателей, академических программ, стандартов и методов обучения. Действительно, люди представляются наиболее универсальными носителями информации. Таким образом, процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом». Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же, как никто не может игнорировать Интернет;

v Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний. В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций. Экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика сильно отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и предоставлению широких возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний;

v изменение сложившихся моделей власти и влияния в современном мире. Традиционные категории государственной власти — территория, природные ресурсы, вооруженные силы, называемые «твердой властью», уступают свои позиции «мягкой власти» – конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала. То, что Европа собирает воедино свои ресурсы в области высшего образования, свидетельствует о приоритетности инструментов «мягкой власти». В России же исторически сложилась слишком сильная зависимость от собственной геополитической «твердой власти», размера территории и природных ресурсов. В настоящее время Россия, несомненно, проигрывает в глобальном контексте «мягкой власти», о чем свидетельствует целый ряд политических провалов в отношениях с так называемым «ближним зарубежьем».

Таким образом, Болонский процесс для России становится вариантом «мягкой власти», средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать самый ценный национальный ресурс, человеческий потенциал.

Вне зависимости от возможных оценок Болонского процесса со стороны властей, университетов, профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочую среду для высшего образования в Европе и уже оказывает влияние на выбор и будущее последних. России придется действовать наступательно, определять свои интересы, оценивать риски и затраты своего участия и разрабатывать подходы к практическим действиям.

Болонский процесс глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства. Можно выделить внутренние и внешние интересы России в Болонском процессе.

1. Внутренние интересы связаны с общим комплексом задач в области модернизации, стоящих перед Россией сегодня. Они включают:

v реформу высшего образования, нацеленную на приведение высшей школы к стандартам и требованиям информационного века и мирового рынка;

v повышение конкурентоспособности российской экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, освобождение от российской зависимости от экспорта природных ресурсов («голландская болезнь») и переход к экономике знаний, производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;

v либерализацию, перевод на рыночные рельсы и дерегулирование экономической и социальной сфер в России, ограничение избыточного влияния государства, освобождение общества от патернализма и паразитического отношения к государству;

v общественный плюрализм, развитие независимых общественных институтов (университетов, академических ассоциаций), гражданского общества и «третьего сектора»;

v сохранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы;

v воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.

2. Внешние интересы России включают:

v расширение диалога с ЕС. В отношениях между ЕС и Россией четыре общих пространства тесно связаны, и прогресс в развитии «четвертого пространства» (наука, образование, гуманитарный обмен) окажет позитивное влияние на остальные три. Партнерство России и ЕС основано на культурном выборе. Оно зиждется на идее общих ценностей, норм и идентичностей, общего культурного прошлого и принадлежности к одной цивилизации, общему культурному наследию (европейскому образованию);

v институциональную адаптацию России к ЕС по мере развития партнерства между обеими сторонами;

v интеграцию с Европой. Российское вхождение в Европу может получить более широкую общественную основу, включающую взаимодействие граждан, НПО и сообществ, а не только межправительственных бюрократических иерархий;

v Болонский процесс позволяет России проявить свои преимущества в конкурентной борьбе и придать им международный характер (высокие стандарты образования, динамизм городского населения и традиции классической российской культуры и интеллигенции – эти национальные активы могут стать конвертируемыми и обеспечить стране лучшие позиции в международном разделении труда, освободив от роли поставщика сырья).

Таким образом, российская высшая школа может стать гораздо более перспективной и надежной основой для создания привлекательного международного имиджа и престижа страны.

В то же время основным противоречием современного мира является противоречие между глобализацией (интеграция, гомогенизация, унификация) и идентичностью национальных государств:

v с одной стороны, Болонский процесс – это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании предоставляемых возможностей и глобальных перспектив;

v с другой стороны, России нужно сохранить свою культурную и образовательную идентичность: к примеру, многие из прославленных российских научных школ изучают, скорее, абстрактные и теоретические, нежели прикладные методы.

Таким образом, структуру российских интересов и возможностей можно охарактеризовать внутренним напряжением между стандартизацией и традицией.

Мотивы вуза для присоединения к Болонскому процессу. Между тем не только у страны в целом есть серьезные мотивы для вступления в Болонский процесс, каждый вуз в скором времени сможет оценить преимущества своего участия в нем. Если подходить к вопросу прагматически, конкурентоспособность вуза возрастет, он станет гораздо более привлекательным, прежде всего для российских студентов.

Болонский процесс ненасильственным образом подтолкнет вузы к прагматической модернизации образования, сопоставительному анализу своих учебных планов и программ в сравнении с ведущими однопрофильными европейскими вузами, к реальному использованию в образовательном процессе последних достижений европейской науки, особенно в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Академическая мобильность профессорско-преподавательского состава станет наиболее эффективной формой повышения квалификации преподавательского корпуса наших вузов.

Активное взаимодействие с университетской Европой выведет российские вузы из социально-экономического застоя и решительным образом повлияет, например, на приведение официального уровня заработной платы преподавателей в соответствие с европейскими критериями и нормами.

Наконец, в российских вузах активизируется процесс изучения иностранных языков, причем захватит он не только гуманитарные и социально-экономические вузы, но и естественно-научные и инженерные. Негласная общеевропейская норма – свободное владение двумя иностранными языками – станет стремительно прививаться в России.

Мотивы студента для присоединения к Болонскому процессу. Разумеется, от участия в Болонском процессе больше всего выиграет сам студент. Его учение в вузе станет более демократичным, перед ним откроются неизвестные ранее возможности. В ходе обучения на каждом из уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура) он сможет выстраивать собственную образовательную траекторию (например, за счет планирования зарубежных стажировок в наиболее профессионально интересных для него вузах), по окончании каждого из двух первых циклов (бакалавриат и магистратура) он сможет сменить выбранную специальность, если убедится, что в свое время сделал неправильный выбор.

Студенты с каждым годом будут приобретать знания, все более соответствующие европейским критериям, проводить длительные периоды обучения (семестр или учебный год) в университетах Европы, получать документы о высшем образовании европейского, а следовательно, и мирового уровня, обретать за один период обучения сразу два диплома, один из которых зарубежный. Иностранные студенты обретут дополнительные стимулы для поступления в вузы России: им будут присваивать легко узнаваемые по всему миру степени высшего образования «бакалавр» и «магистр», выдавать понятные практически на всем континенте Европейские приложения к диплому.

Программы академической мобильности, которые с каждым годом будут становиться все более доступными для российских студентов, продемонстрируют им принципиально иные способы получения высшего образования (например, еженедельное изучение только одной дисциплины и итоговый контроль по ней в конце этой же недели (Италия); изучение в течение семестра только двух дисциплин (Дания); значительное сокращение количества аудиторных занятий, особенно лекций (до 8–10 часов в неделю) со значительным увеличением объема самостоятельной работы и др.

Как уже упоминалось выше, студенты станут обязательно и бесплатно получать единое Европейское приложение к диплому, многие из них станут обладателями двойных дипломов (базового вуза и зарубежного партнера). Это откроет перед ними более широкие трансграничные возможности для послевузовского трудоустройства, что еще больше демократизирует российский социум и приведет к росту заработной платы, в том числе и в России, так как национальные работодатели вынуждены будут бороться за выпускников наших вузов с европейскими конкурентами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.