Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшее образование Германии




Объединение Германии в 1991 г. повлекло за собой начало современного этапа реформы высшего образования. Необходимость модернизации и интернационализации образования, а также реформирования системы образования бывшей ГДР с целью создания общенациональных стандартов качества образования обусловили актуальность и неотложную необходимость проводимой реформы.

Политика в области высшего образования направлена на повышение его эффективности и конкурентоспособности, привлекательности высших учебных заведений, а также на обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Основные направления политики в области высшего образования:

1. Повышение конкурентоспособности вузов.

2. Расширение автономии вузов.

3. Формирование профиля вуза.

4. Интернационализация вузов.

5. Содействие наиболее одаренным студентам.

6. Работа по совершенствованию и интенсификации учебного процесса.

Особенностями системы высшего образования в Германии являются:

v разграничение управленческих полномочий между центром, субъектами Федерации (землями) и самими образовательными учреждениями;

v земли (при активной координирующей роли федерального правительства) в Германии ответственны за организацию образовательной системы. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляется земельными профильными министерствами и касается прежде всего финансовых и административных (кадровых) вопросов;

v гармоничное сочетание старых университетских традиций и инновационных методов управления образованием, фундаментального теоретического образования и научно-исследовательской деятельности, доступности и высокого качества образования;

v значительная мотивированность студентов к получению высокой профессиональной квалификации, обусловленная грантовой, стипендионной, а также трудоустроительской поддержкой крупных национальных компаний;

v политика правительства страны по поддержке в виде предоставления молодежных кредитов перспективным высококвалифицированным кадрам стимулирует интерес молодых немцев к получению высшего образования;

v совершенствование педагогических методик и тенденция к интернационализации.

На федеральном уровне основным законом, определяющим общие принципы функционирования системы высшего образования в Германии, является Федеральный рамочный закон о высшем образовании, принятый в 1998 г. на основании Рамочного закона о высшем образовании от 1976 г.

Текущее управление образованием по Конституции находится в компетенции правительств земель и регулируется соответствующими законами земель о высшем образовании, составленными на основе Федерального рамочного закона.

Всего в Германии 383 вуза, из них 103 университета и 176 университетов прикладных наук. Значительное число вузов государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного. Количество студентов в Германии довольно большое – почти 2 млн чел.

Система высшего образования Германии объединяет 345 учебных заведений, из них около 98% являются государственными. Негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание.

Основу системы составляют университеты и приравненные к ним вузы:

v классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии);

v технические университеты (инженерия);

v общие университеты (специальное профессиональное образование и научные исследования);

v педагогические институты;

v медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи;

v колледжи спорта.

К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат:

v профессиональные высшие школы (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства);

v колледжи искусств.

Основу системы высшего образования составляют 92 классических, технических и общих университета и 22 вуза, статус которых приравнен к университетскому: педагогические институты, медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи и колледжи спорта.

К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат 183 профессиональные высшие школы (университеты прикладных наук), дающие профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, обслуживания, сельского хозяйства и прикладного искусства, а также 46 музыкальных и искусствоведческих колледжей. Кроме перечисленных в систему высшего образования Германии входят несколько государственных и частных колледжей по повышению профессиональной подготовки, сочетающих теоретическую подготовку с практикой на производстве.

Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является основанный еще в 1386 г. по образцу парижской Сорбонны Гейдельбергский университет. С XIX в. Гейдельберг пользуется репутацией лучшей в Европе школы юриспруденции. Среди преподавателей этого университета были философы Гегель и Ясперс, химик Гельмгольц, восемь лауреатов Нобелевской премии. В составе Гейдельбергского университета существует 15 факультетов – биологии, химии и биохимии, медицины, права, философии, восточных языков, современных языков, политических наук, спорта и здоровья и др. При университете открыт ряд специализированных исследовательских центров, в частности Институт Южной Азии и Гейдельбергский институт ядерной физики им. Макса Планка. Иностранные студенты составляют около 12% (25 тыс. человек) от общего числа студентов Гейдельбергского университета.

Второе место в рейтинге немецких университетов занимает основанный в XV в. в Мюнхене университет Людвига Максимиллиана. Этот вуз известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него университет объединяет 19 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета – 44 тыс. человек.

Начиная с XIX в. образцом для всей Европы стал Берлинский университет, основанный в 1810 г. Вильгельмом фон Гумбольдтом. К числу старейших классических университетов также относят университеты Фрайбурга, Тюбингена, Марбурга и ряда других городов.

Наиболее известными техническими университетами являются Технический университет «Горная академия Фрайбурга», Дрезденский технический университет, Мюнхенский технический университет, а также приравненные к ним по статусу высшие технические школы в Ахене и Дармштадте.

При этом граница между техническими университетами и просто университетами часто условна. Так, университет в Ростоке имеет технический факультет, а, к примеру, в техническом университете Кароло-Вильгельмина в Брауншвайге есть отделения гуманитарных и общественных наук.

К числу наиболее известных новых университетов, возникших в последние 30-40 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии, можно отнести Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде. Новые университеты и частные вузы в большинстве своем не могут конкурировать с классическими университетами по разнообразию направлений подготовки, однако в них ведутся эксперименты по внедрению современных методов обучения, они часто имеют кампусы, что в целом не характерно для немецких вузов.

Профессиональные высшие школы (университеты прикладных наук) – самый молодой, но пользующийся все большей популярностью тип учебных заведений, где занятия ведутся с практическим уклоном. Здесь готовят специалистов в области инженерного дела, экономики, сельского хозяйства, дизайна, социальной сферы. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения (включая трехлетнюю теоретическую подготовку и год практической работы), большим профессиональным опытом преподавателей, а также наличием тесных контактов с промышленными предприятиями, что привлекает в них все большее количество абитуриентов.

В настоящий момент в профессиональных высших школах обучается примерно четверть всех немецких студентов. Среди наиболее престижных и популярных профессиональных школ можно отметить экономическую школу в Ройтлингене, профессиональные высшие школы в Кельне и Мюнхене.

С 1970-х гг. в двух германских землях – в Гессене и Северном Рейне-Вестфалии – существуют высшие учебные заведения широкого профиля (объединенные высшие школы), объединяющие различные типы вузов, что позволяет выбрать профиль, сроки учебы и вид диплома. Обучение в государственных вузах Германии (в том числе получение второго высшего образования) для немецких студентов бесплатное и основано на принципах доступности и открытости.

Основной принцип немецкого образования – «единство исследовательской и научной деятельности». Он действует со времен реформатора высшей школы Вильгельма фон Гумбольдта. Студентам предоставлены большие возможности проведения проектных работ в рамках научно-исследовательской деятельности. Университеты поддерживают тесные связи с национальными и международными научно-исследовательскими институтами.

В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии по итогам сдачи четырех экзаменов по основным предметам. Он фиксирует соответствие уровня знаний школьника образовательному стандарту.

В связи с этим важно отметить свойственную немецкой системе образования вариабельность школьного образования и преемственность между школьным и высшим образованием, позволяющие уже на уровне школы определить перспективы дальнейшего образования. Государство при этом оптимизирует систему приема в вузы и повышает качество высшего образования на всех уровнях.

Учебный процесс в немецких вузах длится дольше, чем в других странах. Несмотря на то, что регламентированные сроки учебы составляют четыре–пять лет, на практике обучение длится в среднем более шести лет. Средний возраст абитуриентов – 21,5 года, выпускников – 27,5 лет, т.е. заметно выше, чем в других странах (в Великобритании первый выпускной экзамен в университете сдается примерно в 23 года, в США – в 24 года, во Франции – в 26 лет), что объясняется 13-летним сроком обучения в школе, прохождением службы в армии (или альтернативной службы), а также стремлением до начала учебы в вузе получить профессию.

Для изучения определенных дисциплин группы не формируются заранее, присутствие на лекциях часто не обязательно. В то же время студент должен проявлять ответственность и самостоятельно управлять процессом обучения, формируя из предоставляемых ему дисциплин ту программу, которая ему необходима. Университет дает план, а студент должен самостоятельно следовать ему.

Основные элементы процесса обучения для всех специальностей – индивидуальные исследования, письменные работы (рефераты, курсовые, эссе), проверки в виде семинарских сертификатов, проектных работ, лабораторных исследований и экзамены. Уровень проведения экзаменов строго контролируется как со стороны федерации, так и со стороны шестнадцати федеральных земель с целью поддержания высоких стандартов образования. Они должны выявить способности выпускника применять научные методы и накопленный опыт, подтверждать получение профессиональных знаний, необходимых для успешной работы.

Программа обучения по любой специальности делится на два периода: начальный и основной.

Начальный период обучения, как правило, рассчитан на 4 семестра, в течение которых студент получает базовые знания по выбранному им предмету и смежным областям знания, вырабатывает навыки научно-исследовательской работы и практического применения полученных знаний. Студент посещает лекции, обязательные семинарские занятия. Начальный период обучения заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом.

Основной период обучения длится около 5 семестров. На этом этапе студент занимается более углубленным изучением выбранного предмета, проводит самостоятельные исследования. Студент также выбирает направление специализации из предлагаемого университетом перечня предметов. Основной период обучения завершается получением диплома, академической степени бакалавра, магистра или сдачей государственного экзамена.

Последний семестр посвящен написанию научной работы на соискание академической степени или подготовке к сдаче итоговых экзаменов.

Выпускникам немецких вузов, имеющих статус университета, присваиваются следующие академические степени:

v дипломированного специалиста (Diplom-Ingeneur, Diplom-Mathematiker для тех, кто закончил базовый курс технического, экономического и естественно-математического профиля);

v магистра (Magister Artium для изучавших гуманитарные науки);

v доктора – после окончания дополнительного цикла обучения (Doktor).

Выпускникам вузов неуниверситетского типа выдается диплом с указанием типа вуза (Diplom FH). Доучившись на старших курсах университета, они также могут получить университетский диплом. В последние годы немецкие вузы активно начали подготовку и по программам бакалавра (Bachelor) и магистра (Master). Диплом является квалификационным свидетельством об образовании, дающим право профессиональной деятельности по многим специальностям в промышленности и экономике.

Регулирование системы высшего образования. В Германии земли ответственны за образовательную систему. Вместе с тем в последние десятилетия наблюдается тенденция к повышению организующей и координирующей роли федерального правительства, в том числе и в вопросах финансирования образования. Так, первоначально полномочия государства в области образования ограничивались в основном поддержкой научной деятельности и профессионального образования. В последние годы были определены компетенции государства в сфере регулирования профессионального образования, рамочная компетенция в области высшего образования. Установлено сотрудничество федерации и земель при разделе ими расходов на создание и обустройство учреждений высшего образования, включая, например, реконструкцию и строительство высших учебных заведений, университетских медицинских клиник. Закреплена совместная работа федерации и земель в области планирования в сфере образования и поддержки исследовательской работы межрегионального значения.

В Германии действует трехуровневая система управления образованием:

v на уровне федерального центра;

v на уровне земель;

v на уровне самих учебных заведений.

Федеральный центр осуществляет общее руководство образованием: Министерство образования ФРГ разрабатывает концепцию образовательной политики, определяет общенациональные юридические рамки функционирования системы образования, выделяет средства на расширение вузов и создание современной инфраструктуры для их эффективной деятельности.

На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляется земельными профильными министерствами и касается прежде всего финансовых и административных (кадровых) вопросов.

Политика федеральных земель в области высшего образования координируется и согласовывается (в том числе в вопросах продолжительности обучения, каникул, содержания учебных программ, взаимного признания дипломов, форм и рамок автономии и самоуправления вузов) основными руководящими органами системы образования:

v постоянной конференцией министров образования и культуры земель ФРГ (KMK);

v Конференцией ректоров учебных заведений Германии (HRK);

v Федеральной земельной комиссией по планированию образования и развитию исследований (BLK);

v Советом по науке, который является главным консультативным органом, объединяющим представителей федерального правительства и правительств земель, ученых и представителей общественности.

Организация и планирование научного и образовательного процессов традиционно входят в сферу компетенции самих вузов. В настоящее время сфера компетенции учебных заведений существенно расширяется, что обусловлено стремлением к максимально возможной децентрализации управления, являющейся одной из задач модернизации образования в Германии. Земельные власти передают вузам решение многих финансовых и административных вопросов, оставляя за собой общую стратегическую ответственность в сфере высшего образования.

Высшее образование Германии и Болонский процесс. Будучи одним из инициаторов и активных участников процесса европейской интеграции в области образования, Германия достаточно осторожно реформирует свою систему высшего образования, стремясь сохранить многовековые образовательные традиции. Ряд поправок к Закону о высшем образовании 1998 г. закрепили минимум необходимых требований для реализации Болонской декларации, придав им статус дополняющих национальную образовательную систему.

Тем самым вузам Германии было предоставлено право выбора подготовки студентов как по классическому, так и по новому европейскому варианту подготовки бакалавров и магистров. Для второго варианта законодательством предусмотрены новые механизмы аккредитации программ и курсов, а также система оценки качества образования.

В Германии разрабатываются и внедряются учебные программы, ориентированные на получение степеней бакалавра и магистра. Было разработано немецкое приложение к диплому. Наряду с ним действительной является европейская версия приложения к диплому.

Для внедрения двухуровневой системы были реализованы несколько специальных программ: пилотная программа «Ориентация учебных программ на международные стандарты», «Мастер+» – программа, позволяющая легко войти в систему высшего образования Германии иностранным студентам, программа двусторонней интеграции двухстепенных изучаемых курсов. Введена кредитная система перезачета единиц (ECTS) и модульный принцип обучения.

Качество образования. С 1995 г. в Германии введена единая общефедеральная система контроля качества высшего образования под эгидой Конференции ректоров высших учебных заведений, в соответствии с которой на первом этапе вуз готовит отчёт на основе самоаттестации, а на следующем этапе подвергается внешней оценке. Конференция ректоров вузов формирует специальную комиссию для аттестации направлений видов подготовки. В состав комиссии часто включаются компетентные представители из других регионов, а также представители соответствующей отрасли экономики или сферы деятельности.

Для оценки качества и обеспечения стандартизации новых учебных курсов и присуждаемых степеней бакалавра и магистра в Германии создается межинституциональная система обеспечения качества, которая дополняет вузовские системы регулирования качества образования.

В рамках этой системы Конференция министров образования и культуры и Конференция ректоров университетов утвердили систему аккредитации, объединяющую Центральный аккредитационный межземельный совет и различные агентства с целью независимой оценки содержания и качества новых учебных курсов. Германия также включена в процесс взаимодействия с сетью европейских агентств оценки качества образования.

Качество предоставляемых согласно условиям участия в Болонском процессе степеней регламентируется и контролируется системой, состоящей из:

v Национального аккредитационного совета;

v шести частных, незаангажированных агентств (три из них являются предметно-ориентированными, три других – общего характера, но с региональной спецификой).

В состав Национального совета входят представители от государства, служащие, студенты, сотрудники HEIs и, наконец, агенты. Построение национальной системы обеспечения качества идет в тесном сотрудничестве с международными организациями, в первую очередь – с Европейской сетью гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education – ENQA).

Большое внимание в Германии уделяется международным академическим обменам студентами и учеными. В задачи Германской службы академических обменов входят привлечение иностранной молодой научной элиты для обучения и научно-исследовательской деятельности в Германии, повышение квалификации молодых немецких ученых в духе открытости и взаимопонимания, помощь развивающимся странам и странам-реформаторам в Центральной и Восточной Европе в построении работоспособных структур в области высшего образования, а также поддержка германистики, немецкого языка, литературы и страноведения в иностранных высших учебных заведениях.

Финансирование системы высшего образования. В 2000 г. расходы на образование Германии составили 5,55% от ВВП. Большую часть финансовых расходов по обеспечению жизнедеятельности вузов берут на себя земли. Тенденция к снижению роста финансирования высшего образования сопровождается расширением автономии вузов в решении финансовых вопросов и управлении ресурсами. Эта тенденция постепенно распространяется и на основные фонды вузов, которые пока остаются собственностью земель. В сочетании с новыми моделями финансирования (исполнение бюджетов в виде общей суммы, формульное финансирование) вводятся меры обеспечения финансовой прозрачности деятельности вузов.

Дальнейшая реорганизация вузов будет осуществляться по следующим направлениям:

1) преобразование учебных заведений в сервисные центры;

2) функционирование учебных заведений на основании расчета затрат на учебную деятельность;

3) введение финансового менеджмента;

4) создание условий для повышения конкурентоспособности учебных заведений как независимых бизнес-структур на общем и образовательном рынках.

Получение второго высшего образования является платным. В стране обсуждается вопрос о переводе на платное обучение в государственных вузах. В сочетании с новыми моделями финансирования (исполнение бюджетов в виде общей суммы, формульное финансирование) в Германии сегодня вводятся новые методы мониторинга и обеспечения финансовой прозрачности деятельности вузов.

В некоторых землях (Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия) и городах – субъектах федерации (Берлин, Бремен, Гамбург) существует практика заключения между вузами и региональными правительствами пактов о высшем образовании (рамочных контрактов), фиксирующих бюджетные залоговые суммы на срок 5–10 лет, обеспечивающие вузам на несколько лет возможности безрискового планирования своей деятельности. Контракты (пакты) часто дополняются целевыми соглашениями с отдельными учебными заведениями, обладающими существенными ресурсами, в которых фиксируются основные условия дальнейшего развития вузов.

Контрольные вопросы

1. Назовите законодательство, регулирующее образование в Германии. Дайте его характеристику.

2. Как осуществляется финансирование образования?

3. Кто осуществляет управление системой образования?

4. Как обеспечивается качество высшего образования в Германии?

5. Выделите структуру высшего образования и дайте характеристику.

 

ГЛАВА 8. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

8.1. Общая характеристика законодательства и системы образования. Школьное образование.

8.2. Высшее образование Франции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.