Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшее образование Великобритании




Система образования Великобритании традиционно оценивается с двух позиций. С точки зрения одной из них, британская модель представляет собой типичный пример Болонской образовательной системы и потому находится в авангарде интегративных процессов. Ее отличительными чертами являются:

v ориентация вузов на потребности рынка труда;

v тесная связь с бизнес-сообществом;

v активная исследовательская деятельность;

v опосредованный специализированными агентствами государственный контроль.

История высшей школы Великобритании насчитывает несколько веков. Поэтому время основания и возраст вуза – один из самых распространенных критериев, по которым их различают. По этому признаку в Великобритании можно выделить три типа университетов:

старые, учрежденные еще в XII-XVI вв. и действующие на основании старых документов, например Королевского устава (Оксфорд, Кембридж, Эдинбургский и Абердинский университеты, университет в Глазго);

созданные в период промышленного бума в Европе в XIX – начале XX в. (в Лондоне, Бирмингеме – «краснокирпичные»);

новые, бывшие политехнические институты, преобразованные в университеты.

В законодательстве высшее образование определено как любой курс, основанный на стандарте более высоком, чем тот, который приводит к приобретению свидетельства GCSE «A-level». Вопросы присвоения статуса «университет» и надзор за использованием этого наименования в составе фирменного наименования других организаций осуществляет Тайный совет.

Согласно Закону о дальнейшем и высшем образовании 1992 г. в Великобритании есть три вида вузов:

v собственно университеты;

v университетские колледжи (колледжи дальнейшего образования);

v колледжи высшего образования.

Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения. Различия среди университетов довольно значительные. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как «старые» и «краснокирпичные» университеты повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию.

Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию, хотя в ряде случаев они, как и университеты, вправе присваивать ученые степени. По отношению к некоторым колледжам университеты играют роль внешнего аудитора качества образовательной услуги и даже надзорной инстанции касательно процедуры присвоения ученых степеней и иных квалификаций, в том числе относящихся к послевузовскому образованию.

Колледжи высшего образования – это бывшие специальные колледжи, получившие после 1992 г. аккредитацию для присвоения степени бакалавра. Наиболее известны Лондонский колледж печатного дела и Лондонский колледж моды, как имеющие длительную историю, а значит и опыт преподавательской деятельности.

Система колледжей дальнейшего образования насчитывает около 500 учебных заведений, предлагающих образование, соотносимое с уровнем среднего специального. Доля студентов колледжей, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Остальные студенты по окончании обучения сдают квалификационные экзамены, основанные на стандартах избранной профессиональной деятельности.

Диплом английского профессионального колледжа даёт право зачисления на второй курс соответствующего специализации вуза без экзаменов. Студенты, окончившие два курса шотландского колледжа, могут поступить аналогичным образом на третий курс университета.

В конце 90-х гг. ХХ в. в Великобритании насчитывалось около 200 тыс. студентов, получающих высшее образование в колледжах дальнейшего образования. Если система профессиональных колледжей и специализированных институтов достаточно однородна и слабо дифференцирована, то университетский сектор отличается высокой степенью внутренней диверсификации.

Существенную неоднородность вносят территориальные различия. Меньше всего вузов насчитывается в Северной Ирландии (2 университета и 2 колледжа) и Уэльсе (2 университета и 4 колледжа), больше всего – в Англии (77 университетов и 54 колледжа). При этом образовательные системы этих исторических регионов практически не различаются. В Шотландии же, где действуют 14 университетов (включая охватывающий территорию всего Соединенного Королевства Открытый университет) и 9 колледжей, образовательная система более самобытна. Выпускные экзамены в школе, продолжительность обучения в бакалавриате и магистратуре, система управления, финансирования и оценки качества обучения в университетах там отличаются от английских в силу историко-культурной специфичности данной географической области.

По структуре университеты подразделяются:

v на коллегиальные (Оксфордский и Кембриджский). В их состав, соответственно, входят 39 и 29 колледжей;

v унитарные. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов – совет и сенат. Совет – высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат – академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8–10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца – с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2–10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. Традиционный академизм университетов привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В некоторой степени решению этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования, в частности в политехнических колледжах.

Отличительный признак британского академического образования – доминирование ориентации на фундаментальную научно-исследовательскую деятельность и теоретическую подготовку, которая является также важной частью школьного и довузовского обучения. В большинстве британских университетов научно-исследовательская деятельность считается решающим компонентом академической карьеры.

Ориентация на исследовательскую деятельность отражается и на присваиваемых вузами научных степенях. Чтобы получить британский диплом бакалавра, необходимо проучиться три (Англия, Уэльс, Северная Ирландия) или четыре (Шотландия) года. Однако есть степени, для получения которых необходим опыт практической работы по специальности. Дизайнерам, например, требуется пройти подготовительный курс, а затем – основной трехлетний. Для получения степени в области медицины, стоматологии и архитектуры нужно учиться до 7 лет.

В последнее время благодаря сближению институтов рынка и традиционных университетов распространение получают «гибридные» программы и комплексные курсы, включающие в себя получение опыта работы по специальности в процессе обучения.

Особое внимание уделяется последипломному (postgraduate) научно-исследовательскому курсу, завершающемуся присвоением степени магистра философии (MPhil, Master of Philosophy). Получение этой степени предваряет работу над докторской диссертацией (PhD). В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени доктора, – это чисто исследовательские проекты. Лекционных либо семинарских форм работы они не предусматривают.

Несмотря на тенденцию к унификации, разнообразие присваиваемых степеней сохраняется и сегодня как дань академической традиции. В некоторых шотландских университетах обладателя первой степени в гуманитарных науках именуют магистром (МА), а не бакалавром (ВА). В ряде английских университетов, включая Оксфорд и Кембридж, диплом бакалавра выдается только в области гуманитарных и естественных наук. Некоторые вузы после двухгодичного обучения выдают диплом о высшем образовании (DipHE) – промежуточное квалификационное свидетельство.

Государственное управление и регулирование системы высшего образования. В Великобритании регулятивные функции центральной власти в отношении высшего образования разделены следующим образом:

v определение политики в области образования и постановка конкретных задач (Министерство образования, культуры, науки и технологий);

v финансирование высших учебных заведений (Совет по финансированию высших учебных заведений);

v контроль качества высшего образования.

Функции общего управления и стратегического планирования деятельности системы высшего образования возложены на Департамент образования и профессионального обучения. Это координирующий орган, не отвечающий непосредственно за деятельность каждого университета и его финансовое обеспечение.

Часть полномочий центрального Департамента делегирована органам управления Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Органы финансирования также регионализованы. Самым известным из них является Совет по финансированию высшего образования Англии, финансирующий значительную часть международных исследований в области образования. В Шотландии сходные функции выполняет Шотландский совет по финансированию высшего образования, в Уэльсе – Совет по финансированию высшего образования Уэльса, в Северной Ирландии финансирование институтов высшего образования осуществляется непосредственно через местный Департамент образования.

Отличительная черта британской модели управления образованием – обилие и многообразие специализированных агентств-посредников. Помимо указанных Советов по финансированию высшего образования к ним относятся:

v Агентство по обеспечению качества, ответственное за оценку качества курсов обучения;

v Агентство по статистике высшей школы, отвечающее за сбор статистических данных;

v Аналитический институт высшей школы, выполняющий исследования по заказу правительства.

Контролирующие функции возложены на Королевскую инспекцию. Помимо своих непосредственных функций изучения, координации и оценки деятельности высших учебных заведений, специализированные агентства выполняют стратегические задачи, определенные Департаментом образования, в частности, реализуют политику сближения двух сегментов системы высшего образования: университетского и неуниверситетского.

В ходе модернизации образования роль агентств-посредников возрастает. Зачастую это ведет к сокращению автономии университетов. До недавнего времени университеты Великобритании обладали всем спектром автономий: правом владения и распоряжения зданиями и оборудованием, самостоятельного планирования и расходования бюджета, определения академической структуры учебных курсов, найма и увольнения персонала, установления заработной платы сотрудников, часть функций теперь переходит к организациям-посредникам.

Предоставление университетам больших финансовых полномочий и свободы управленческих решений потребовало прихода в вузы новой генерации менеджеров. Возникла практика найма управленцев из бизнеса и промышленности. В итоге «старые» университеты начинают играть по правилам, заложенным «новыми» вузами, что вызывает конкурентную ситуацию на рынке образовательных услуг. Конкуренция подстегивает его развитие. В то же время провозглашенное равенство «старых» и «новых» университетов остается в значительной степени декларативным. Престижность высшего академического образования в Соединенном Королевстве по-прежнему существенно превосходит престижность высшего профессионального образования.

Обеспечение качества высшего образования. Реформы, направленные на «выравнивание» образовательного пространства и устранение «бинарной системы», повлекли за собой усиление контроля – ужесточение отчетности по расходной части бюджета университетов, повышенное внимание к регулированию численности студентов и распределению их по направлениям подготовки, формированию содержания обучения, направлений научных исследований. Осуществляется и прямой контроль деятельности университетов со стороны Королевской инспекции (до настоящего времени эта организация инспектировала работу всех учебных заведений Великобритании, кроме университетов).

Основным органом оценки качества образования на уровне образовательных программ второй ступени является Королевская инспекция, которая изучает и периодически докладывает правительству о состоянии качестве образования в школах и во всех образовательных учреждениях профессионального образования.

В университетах качество отдельных образовательных программ и высшего образования в целом оценивается Советом по высшему образованию, деятельность которого включает в себя следующие функции: оценка качества, включая регулярный аудит направлений подготовки и образовательных программ, и обеспечение качества, включая выявление и распространение положительного опыта.

Великобритания является активным членом всех европейских и международных организаций по контролю качества, таких как:

v Международная сеть агентств, гарантирующих качество высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education – INQAAHE);

v Европейская сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education – ENQA);

v Международный альянс по транснациональному образованию (Global Alliance for Transnational Education – GATE);

v Международная организация по стандартизации (International Standards Organization – ISO).

Финансирование системы высшего образования. В Великобритании существуют различные механизмы финансирования высшей школы: принципы подушевого финансирования вузов сочетаются с адресной помощью студентам.

Усилия государства по укреплению национальной системы образования, дополненные усилиями частных предприятий, ориентированных прежде всего на собственные потребности в квалифицированной рабочей силе, определяют не только механизмы финансирования образования, но и структуру образовательных стандартов и базовых учебных планов.

Перевод управления финансовыми ресурсами и ответственности за него на институтский уровень управления – одно из важнейших направлений реформы финансирования высшего образования в Великобритании. Для этого вместо комитетов субсидирования были учреждены советы финансирования университетов. Принципиальным отличием советов является то, что в их состав входят представители не только вузов, но и промышленных кругов. Советы наделяются реальными полномочиями по распределению государственных средств между вузами.

Система финансирования высшего образования Великобритании – это система «финансирования по формуле» (предполагающая распределение средств в зависимости от показателей приема студентов, трудоемкости и материалоемкости их обучения), основанная на ежегодных блок-грантах, которые составляют 80% выделяемых средств и распределяются правительством через соответствующие советы. Исследования дополнительно финансируются через исследовательские советы (так называемая «система двойной поддержки»).

Заключение контрактов на обучение по конкретным направлениям подготовки, а также на проведение исследований с промышленными, торговыми и финансовыми организациями – следующий этап реформы. Особо поддерживается совместное участие вузов и бизнеса в создании научных парков и технологических центров. Кроме того, университетам предоставляется право выхода на рынок с результатами своей исследовательской деятельности.

Особая роль в развитии исследовательской деятельности университетов отводится Фонду инноваций. Этот фонд образует третий поток финансирования наряду с фондами, финансирующими учебный процесс и исследования.

Финансовые затраты на поддержку студентов (включая студенческие ссуды) в процентах к общим затратам на высшее образование являются в Великобритании наиболее высокими среди стран ОЭСР и составляют 36%.

Именно финансирование стало рычагом воздействия на систему образования в период реформы. Начиная с 1980-х гг. правительство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование с целью более рационального использования средств. Сокращение финансирования, помимо оптимизации расходов, преследовало несколько целей, а именно: стимулирование более тесных контактов институтов образования и рынка труда, привлечение в систему средств из коммерческих источников, развитие эффективного внутреннего самоуправления в университетах.

Уровень финансирования, как за счет государственных средств, так и за счет других источников в Великобритании является одним из самых развитых в мире. Это позволяет вузам поддерживать высочайший уровень персонала. Основные изменения в кадровой политике последних лет связаны с профессионализацией менеджмента университетов, в том числе с приходом на управляющие должности профессионалов из промышленности и бизнеса.

Контрольные вопросы

1. Назовите законодательство, регулирующее образование в Великобритании. Дайте его характеристику.

2. Как осуществляется финансирование образования?

3. Как осуществляется управление системой образования?

4. Назовите институты управления качеством образования.

5. Выделите структуру высшего образования и дайте характеристику.

 

ГЛАВА 7. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ

7.1. Общая характеристика законодательства и системы образования. Школьное образование.

7.2. Высшее образование Германии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.