Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие аккредитации и обеспечения качества образования




Вопрос о качестве и о механизмах его обеспечения актуален с начала 60-х гг. прошлого столетия и внимание к нему неуклонно возрастает со стороны общества, государства, поставщиков и потребителей высшего образования.

Для этого есть много причин. Происходит рост студенческих контингентов – высшее образование становится массовым, т.е. доступ к нему расширяется. При сокращении объемов государственного финансирования правительства внедряют в общественное сознание посредством реально проводимой ими образовательной политики рыночные подходы, заимствованные у англосаксонских моделей ресурсного обеспечения вузов, что порождает соблазн определять качество образования экономическими категориями. Появляются новые акценты в понятии профессионализма, усиливается вовлечение высшего образования в процессы глобализации, в том числе и за счет так называемой глобализации профессий и профессионалов.

Коммерциализация образования приводит к появлению новых вузов и, как следствие, разного рода провайдеров образовательных услуг. Кроме этого:

v расширяется миграция рабочей силы;

v возникают региональные стандарты качества высшего образования (некоторые исследователи выделяют элитарный уровень – ориентируется на привилегированные социальные группы; популистский уровень – направлен на личность студента; остаточный уровень – все, что связано с недобором студентов; затратный уровень – свойственный вузам, отдающим предпочтение инновациям);

v появляются разные трактовки обучения и образования (последнее интерпретируется по преимуществу в прагматическом ключе, т.е. как профессиональная подготовка);

v распространяется транснациональное образование, Интернет, образование в течение всей жизни и т.д.

Все вышеуказанные процессы и тенденции представляют угрозу качеству высшего образования. Если допустить их стихийное развитие без системного регулирования и формирования новой культуры качества, прежде всего в самих высших учебных заведениях, это приведет к ухудшению качества образования.

Качество результата зависит от качества образовательной программы. Согласно Болонской декларации и Пражскому коммюнике, качество результата характеризуется тремя признаками:

v академическим качеством (профессиональный, общекультурный и личностно-развивающий компоненты);

v конкурентоспособностью выпускника на рынках труда;

v мобильностью (вертикальной, горизонтальной, пространственной, временной и программной).

Аккредитация является одним из важнейших инструментов повышения качества образовательных услуг. В настоящее время в мире аккредитация является наиболее распространенной моделью обеспечения качества в высшем образовании. Обеспечение качества определяет содержание высшего образования в целом и служит как интересам представителей высшего образования, так и страны в целом.

Аккредитация – процедура оценивания государственными или негосударственными органами качества учреждений высшего образования в целом или профессиональной образовательной программы для признания соответствия определенным минимальным критериям или стандартам.

В результате этого решения обычно присваивается статус (решение: да или нет), признание и иногда лицензия для работы на определенный срок.

Аккредитация образовательных учреждений служит:

l для оценки качества образования;

l повышения качества образования.

Главная цель аккредитации – определение эффективности конкретного образовательного учреждения или его программ в рамках его миссии. В дополнение к обеспечению качества образования посредством аккредитации используют рейтинг вузов, аудит, индикаторы деятельности учреждения и тестирование обучающихся.

Аккредитация позволяет удовлетворить следующие потребности:

v обеспечить соответствие основным согласованным стандартам качества, подтвердить соответствие программ и степеней (например, новый вид квалификации бакалавров и магистров в контексте Болонского процесса в Европе) общепринятым основным дескрипторам качества, таким образом, способствуя их международному признанию;

v осуществить мероприятия по обеспечению качества, придавая им большую независимость, опираясь на основанные на внешних критериях стандарты, способствуя развитию более четких выводов;

v ввести международные стандарты и критерии для программ и степеней, позволяющие им достичь международного уровня, который отличается высокой студенческой мобильностью, введением системы перезачета и накопления кредитов, введением курсов, читаемых зарубежными преподавателями;

v развить эффективное распространение информации среди студентов и общественных кругов о мероприятиях по обеспечению качества и показать, что высшие учебные заведения несут ответственность перед обществом;

v дополнить контроль качества другими формами регулирования, включая финансирование, оказание финансовой помощи студентам, признание вузов, программ или квалификаций, вступление в должность и т.д.

Классификация аккредитаций:

1) по структуре:

v институциональная – аккредитация учреждения в целом;

v специализированная – аккредитация образовательных программ;

2) по субъекту:

v государственная – аккредитация государственными органами управления образованием;

v общественная – аккредитация общественными органами, организациями, ассоциациями.

3) по территориальному признаку:

v национальная – аккредитация учреждений в рамках страны;

v международная – аккредитация образовательной профессиональной программы известным аккредитационным агентством другой страны, институциональная аккредитация учреждения, как правило, не проводится.

В целом в Европе преобладает национальный характер системы обеспечения качества и аккредитации высшего образования. Тем не менее многие проблемы, которые призвана решить система качества и аккредитации, выходят за пределы государственных границ. А процесс интернационализации и глобализации в целом и европейского сотрудничества в рамках Болонского процесса в частности, влияют на национальные системы и организации во многом одинаково. Следовательно, транснациональная деятельность и международное сотрудничество в области Европейской системы качества и аккредитации наверняка будут только активизироваться в ближайшие годы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.