Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура общения




Общение как комплексное психологическое явление сам обладает психологической структурой, включающей ряд компонентов.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов малой группы могут быть:

а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;

б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;

в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер. Основными целями общения могут быть:

- получение или передача полезной информации;

- активизация партнеров, снятие напряженности;

- управление совместными действиями;

- оказание помощи и влияние на товарищей.

Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникационная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности члены малой группы, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т. д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которо­му присущи следующие особенности:

• если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не толь­ко передается, но и формируется, уточняется, развивается;

• в отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами, в общении людей оно сочетается с отношением друг к другу;

• характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

• коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: "все должны говорить на одном языке".

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Социальный характер коммуникативных барьеров проявляется в различном толковании одних и тех же понятий, событий, что порождается социальными, политическими, национальными, профессиональными различиями людей, их мировоззренческими взглядами и убеждениями. Психологический характер коммуникативных барьеров проявляется в том, что они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся людей (застенчивость, скрытость, "некоммуникабельность"), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений: неприязни, недоверия и т. п. В этом случае четко выступает связь между общением и отношением.

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, он имеет место в различных образовательных системах.

Коммуникация (общение) бывает вербальной, невербальной и энергетической. В социальной психологии эти понятия, чаще всего называют средствами общения, выделяя среди ни следующие системы:

1) оптическая система (внешний вид и движения);

2) акустическая система (тембр, громкость голоса, интонация, темп речи);

3) кинетическая система (прикосновения);

4) система пространственно-временных характеристик (среди них хронотипы – специфические ситуации, например вагонного попутчика);

5)энергетическая система (К. С. Станиславский – "лучеиспускание и лучевосприятие душевных потоков").

Вербальная коммуникация осуществляется с помощью речи, слова которой кодируют и декодируют информацию коммуникатор в процессе говорения кодирует (воплощает ее в речь), а реципиент в процессе слушания декодирует (воспринимает, усваивает) эту информацию. Посредством речи участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

К вербальной коммуникации (или средствам общения) относятся:

• слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение тембр);

• экспрессивность - выразительность речи (тональность эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и проч.).

Невербальные средства общения сопутствуют использованию вербальных и сводятся к следующим моментам:

-мимика, жестика (жесты);

- таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания, объятия, поцелуи лица и руки, отталкивания);

- пантомимика (положение и движения тела - поза, осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера приближения к собеседнику);

- проксемика (расположение общающихся относительно друг друга – расстояние и способ расположения - оба сидят, один стоит, другой сидит и проч.).

Все они при общении несут в себе определенную информацию.

Невербальная коммуникация - это и выработанные людьми системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др.

Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. Так, формальные производственные коллективы и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т. п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т. д.

В процессе онтогенеза, в условиях воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения связана с организацией сов­местной деятельности людей, их взаимодействия (интеракции).

Интерактивная функция общения взаимосвязана с коммуникативной функцией, но имеет также и свою специфику. В условиях групповой деятельности ее участникам важно не только обменяться информацией, но и организовать совместную деятельность, в которую каждый член группы вносит свой особый вклад. В то же время здесь происходит и "обмен дейс­твиями, планирование общей деятельности. При таком планировании (как отмечает Б. Ф. Ломов) возможна такая регуляция действий одного индивида "планами, созревшими в голове другого", при которой деятельность становится действительно коллективной, и носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Именно этот процесс составляет сущность интерактивной стороны общения.

Типы интеракции (взаимодействия).

В процессе групповой деятельности люди вступают в бесконечное количество различных взаимодействий, поэтому существуют многочисленные попытки построения их классификаций. Наиболее распространенной является дихотомическая классификация, делящая все возможные виды взаимодействия на два вида: кооперацию и конкуренцию.

Кооперация обозначает также виды взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности. Здесь психологический механизм деятельности опирается на взаимопомощь людей, на их сотрудничество. Внутри кооперации может возникать соревнование как взаимодействие, которое не носит антагонистического характера и даже включает в себя элемент взаимопомощи.

Конкуренция ­ это тип поведения, который охватывает взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность. Вместе с тем социальная психология не рассматривает конкуренцию, как только негативное явление поскольку в условиях рыночной экономики такое взаимодействие может оказывать стимулирующий эффект. С от­ношениями конкуренции связано и понятие конфликта, которое является объектом специальных исследований, и мы рассмотрим его позже.

Кооперация и конкуренция ­ это разные формы взаимодействия людей в социальных организациях, содержание же их в каждом случае задается более широкой системой деятельности, в которую кооперация и конкуренция включены. Поэтому обе формы взаимодействия людей заслуживают внимания, однако нельзя изучать их вне социального контекста целенаправленной деятельности и вне групповых отношений участников, включенных в эту деятельность.

Абстрактная характеристика двух указанных типов взаимодействия как простого "согласия" или "конфликта" приводит к формальному описанию этого процесса, однако и на этом пути достигнуты определенные результаты, разработаны ме­тоды расчета и прогноза стратегий поведения партнеров с при­менением математической теории игр.

Перцептивная сторона общения

Процесс общения обязательно включает в себя формирование субъектом общения образа другого человека. При этом имеется в виду не только восприятие внешних физических особенностей человека, но и понимание его психологических черт, особенностей поведения. В отличие от понятия восприятия (перцепции) в общей психологии, в социальной психологии вос­приятие человека человеком обозначается как "социальная перцепция" (Дж. Брупер, 1947). В настоящее время термин "социальная перцепция" имеет более широкий смысл, обозначая восприятия социальных объектов: других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Поэтому в плане общения целесообразно говорить о межличностной перцепции, т. е. восприятии человека человеком.

Кроме того, восприятие в социально-психологическом плане обладает рядом специфических черт. В частности, ряд феноменов, имеющих место при формировании представлений друг о друге у партнеров по общению, не укладываются в рамки традиционного описания перцептивного процесса, так как происходит не только формирование образа ­ восприятие, но и понимание, познание другого человека. В этом плане перцептивная функция общения не сводится только к восприятию, а включает в себя ряд других когнитивных процессов: мыслительные операции, память, а также эмоции. Стремясь познать, понять другого человека, субъект общения стремится составить представление о его мыслях, намерениях, способностях, переживаниях, установках, а также о тех отношениях, которые связывают их как партнеров. В этот процесс включаются также свойства личности субъекта общения: его прошлый опыт, цели общения, установки, в связи с чел формирующийся образ проходит определенную селекцию (исследования А. А. Бодалева).

Давая обобщенное определение феномену межличностного восприятия, можно сказать, что восприятие другого человека есть процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего мира и поведения.

Взаимопонимание людей в процессе общения осуществляется за счет особых психологических механизмов. Процесс общения включает в себя как минимум взаимодействие двух активны: субъектов, каждый из которых является личностью и каждый уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает мои мотивы и установки. Поэтому анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация (уподобление) – один из механизмов взаимопонимания. Самый простой способ понимания другой человека — это уподобление себя ему. Людипользуются этим приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на попытке поставить себя на eго место. Существует также тесная связь идентификации с близким ему по содержанию явлением эмпатии ­ способностью к сопереживанию. С понятием эмпатии связывают преимущественно эмоциональную реакцию на проблемы другого человека чем рациональное их осмысление.

Рефлексия в социально-психологическом плане есть механизм осознания действующим индивидом того, как он вое принимается партнером по общению. Это сложный процесс взаимообращения и построения стратегий поведения, исходя из понимания того, как каждый из партнеров воспринимается другим.

Даже в условиях диадического взаимодействия рефлексивная структура коммуникации представляется в виде очень сложной модели. Максимальный успех общения возможен при оптимальном совпадении линии взаимной коммуникации в системах "индивид ­ индивид" или "индивид ­ группа".

Например, если руководитель-докладчик имеет неверное представление о себе, о слушателях и о том, как они его воспринимают, то его взаимопонимание и взаимодействие со слушателями будет исключено. Сближение всего комплекса взаимных представлений друг о друге - это сложный процесс, требующий специальных интеллектуальных усилий. Одним из таких средств может служить социально-психологический тренинг для активной подготовки людей, работающих в системах управ­ления в условиях общения с другими людьми. Это особенно важно для воспитания руководителей, для которых продуктивное взаимодействие с людьми является профессиональным долгом.

В практическом и теоретическом плане представляется важным построение моделей, отражающих возможные направления стратегии и тактики взаимодействия партнеров. Для этой цели используется аппарат математической теории игр. Все большее значение в настоящее время приобретает анализ рефлексивных структур группы, объединенной общей деятельностью. Тогда схема-модель возникающих рефлексий получает объяснение не из самой себя, а из общего контекста как этой деятельности, так и опосредованных ею межличностных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.