Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты профессионально важных качеств личности руководителя




Руководитель – это не просто хороший работник, выдвинутый на управленческую работу, а специалист, который умеет руководить и управлять людьми, принимать обоснованные решения и успешно реализовывать их. Очень часто управле­ние называется искусством, т. е. деятельностью, требующей таланта, высокой степени мастерства и развитых способностей. С самого начала появления теории и практики управлен­ческой деятельности считалось, что эффективно только научное управление, т. е. управление, осуществляемое человеком, обладающим соответствующей научной подготовленностью. Поэтому руководитель – это профессионал с высоким уровнем развития личных качеств и управленческой подготовки, добивающийся результатов посредством других людей и являющийся признанным лидером своей организации. Особеннос­ти его деятельности определяют и требования к его личности и профессионализму, составляют основу его социально-психолоического портрета.

С позиций психологической науки и науки управления, отечественные ученые А. М. Столяренко и Н. Д. Амаглобели выводят следующие основные компоненты психологического портрета современного менеджера:

1) общие характеристики менеджера как личности;

2) управленческая и менеджерская образованность;

3) рыночно-экономическая и производственная подготовленность;

4) управленческое мастерство;

5) способности и подготовленность к работе с людьми.

Современный руководитель, прежде всего, должен быть личностью, т. е. человеком с разумом, определенной жизненной позицией, ощущающий себя гражданином своего общества и индивидуальностью, участником созидания в своей стране, об­ладающей развитыми духовными, а не только материальными потребностями, создателем, а не только пользователем и пот­ребителем. Успешность деятельности руководителя зависит как от базовых психологических свойств его личности, так и от профессиональной развитости специальных качеств и способностей. Базовыми психологическими свойствами как самыми важными системными качествами в личности руководителя выступают: особенности темперамента, основные черты характера, направленность личности, ведущие способности.

Каждый тип темперамента по-разному сказывается на уп­равленческой деятельности. Так, руководитель меланхолического темперамента успешно работает в безопасной и спокойной обстановке, которая не требует быстрых решений. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений, тщательно продумывает план предстоящей работы. Любит налаженный ритм деятельности, хорошо руководит малой группой в условиях кратковременного напряжения интеллектуальных и физических сил. Однако склонен к пессимизму и излишнему самоанализу, любит работать в одиночку и с трудом приспосабливается к новому коллективу. Отличается малой выносливостью и легкой отвлекаемостью, в сложной обстановке теряется, так как сильные эмоции дезорганизуют его мышление и поведение.

Руководитель флегматического темперамента трудолюбив и добросовестен, отличается ровностью настроения и высоким самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели, в стрессовых условиях действует надежно и спокойно. С подчиненными не конфликтует и не вмешивается в их личные проблемы. Вместе с тем из-за медлительности может не выполнить план, потерять инициативу и авторитет руководителя. К недостаткам подчиненных относится равнодушно и не стремится их перевоспитать, зачастую игнорирует критику в свой адрес.

Руководитель холерического темперамента отличается глубокой и часто меняющейся эмоциональностью, оперативностью мышления и стремлением к общению с подчиненными. Настойчив и требователен, любой ценой стремится достичь намеченной цели, быстро принимает решения и самоотверженно действует в опасной обстановке. Любит командовать и распо­ряжаться властью, энергично отстаивает свою точку зрения и старается осваивать новые методы работы с людьми. Тем не менее страдает вспыльчивостью и невыдержанностью, проявляет излишнюю поспешность и не воспринимает критику. С подчиненными и начальниками груб и нетактичен, вступает в конфликт и стремится отомстить обидчику.

Руководитель сангвинического типа с интересом относится к управленческой деятельности, предпочитает самостоятельность и свободу действий, надежен в экстремальных условиях и легко устанавливает контакты с людьми. Способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки и отличается творческим воображением. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности и оптимизма, в достижении целей организации проявляет высокую волевую активность, гибкость и творчество. В сложной обстановке успешно руководит людьми и увлекает личным примером. Однако не любит однообразной и монотонной работы, на грубость может ответить грубостью и резко реагирует, когда его поучают.

Особенности темперамента проявляются и в характере руководителя. Характер личности формируется в процес­се социализации, воспитания и усвоения социального опыта, что порождает положительные и отрицательные, ведущие и второстепенные черты характера. Исследования ученых показывают, что наиболее важными факторами, формирующими характер человека, являются ум, воля и эмоции, а также деятельность и общение'. Так, в зависимости от особенностей развития ума руководитель может обладать практическим или теоретическим складом мышления.

Руководитель практического склада мышления отличается главным образом аналитическими способностями, позволяющими глубоко разобраться в многочисленных вопросах, хорошо решает тактические задачи и требует от подчиненных пунктуальности и добросовестности. При выполнении текущих задач придерживается проверенных методов управления и нацелен на соблюдение порядка. Вместе с тем часто действует по шаблону, недостаточно изобретателен, с трудом отказывается от привычек и зачастую не видит перспективы.

Руководитель теоретического склада мышления хорошо продумывает стратегические задачи и требует от подчиненных их выполнения любой ценой. Его интеллект позволяет быстро охватывать все трудности решаемых проблем и учитывать возможности коллектива для преодоления этих трудностей. Устремлен в будущее и способен предвидеть конечную цель, во имя которой мобилизует усилия всего коллектива. Тем не менее зачастую беспринципен, недооценивает практику и осуществляет поверхностное решение текущих вопросов.

Волевые качества в управленческой деятельности проявляются в виде решительности и настойчивости, самоконтроля и самодисциплины и в определенной мере определяют стержень характера руководителя в виде авторитарности или демократичности. Авторитарный руководитель обладает требовательным, настойчивым и властным характером, стремится к лидерству любой ценой, требует от подчиненных беспрекословного повиновения, единолично принимает решения. Работу подчиненных стимулирует исключительно административными методами. Демократичный руководи­тель стремится к взаимодействию с подчиненными и под­держивает полезную инициативу, отличается предприимчивостью и активностью в управлении. Недостатком такого руководителя может выступать чрезмерная зависимость его от коллективного мнения.

Проявление эмоций и чувств в характере руководителя способствует мобилизации или ослаблению деятельности и взаимодействия персонала. В психологической науке различают эмоционально-деятельные и эмоционально-художественные характеры. Руководитель эмоционально-деятельного типа в управлении персоналом вкладывает много чувств, живет богатой и эмоционально насыщенной жизнью, возбуждает энту­зиазм и энергию коллектива. Считает предметом своей страсти руководство людьми, но под влиянием сильных чувств способен допустить опрометчивые решения. Руководитель эмоционально-художественного типа любит красоту и порядок, отличается хорошо развитым воображением и фантазией, много времени уделяет оформлению помещений и художественной рекламе. Тонко чувствует настроения подчиненных, преклоняется перед эстетикой во взаимоотношениях с людьми и в соответствии с этим управляет ими. Однако из-за чрезмерного преклонения перед красотой может быть утерян контроль над качеством ра­боты персонала.

В зависимости от личной ориентации в характере руководителя могут проявляться черты интроверсии и экстраверсии. Руководитель-интроверт не любит общаться с подчиненными и тратить время на пустые разговоры, чаще всего занят своими мыслями и переживаниями, во имя личных интересов игнорирует мнение коллектива. Руководитель-экстраверт стремится к общению с персоналом в любых его формах, много времени тратит на разговоры, но мало на размышления.

Таким образом, от недостатков и достоинств характера ру­ководителя, а также от других важных составляющих его пси­хических свойств, одним из которых является направленность личности, во многом зависят результаты его управленческой деятельности.

Под направленностью личности руководителя понимается совокупность устойчивых потребностей, мотивов и целей, определяющих его главную линию управленческой деятельности. Прежде всего, она определяется мировоззрением человека. Направленность руководителя находит свое выражение в развитых профессиональных мотивах: профессионального самоопределения, убеждениях о способах удовлетворения собственных потребностей и реализации жизненных планов помощью участия в управленческой деятельности, професси­ональных идеалах совершенства, близких и далеких профессиональных целей, интересах и желаниях самоотдачи в работе профессиональных притязаниях, выборе средств и способов достижения требуемого результата.

Кроме того, у руководителя должен быть устойчивый интерес к работе с людьми и увлеченность делом. В зависимости от проявления этих психологических показателей на­правленность личности руководителя может иметь различные виды.

- научная направленность – руководитель ориентирован на совершенствование системы управления, внедрение инноваций и разработку методов научной организации труда;

- политическая направленность – руководитель предпочитает сотрудничать с той или иной политической партией, ориентирован на укрепление политико-морального состояния персонала, стремится в выборные органы администрации;

- педагогическая направленность – руководитель ориен­тирован на воспитание и обучение персонала и на повышение его профессионализма;

- социально-психологическая направленность – руководитель уделяет большую часть внимания организации отбора персонала, изучению и усовершенствованию профессионально важных качеств подчиненных, мотивированию коллективной деятельности;

- административная направленность – руководитель пунктуален от природы и склонен контролировать дисциплину сотрудников, свое и чужое время, придерживаться установленных рамок и планировать производственную деятельность;

- технологическая направленность – руководитель ориентирован на организацию технологического процесса, выпуск и сбыт продукции.

Профессионализм руководителя всегда связан с высокоразвитыми способностями. Так, для руководителя прежде всего важны интеллектуальные способности, под кото­рыми понимается целостная совокупность познавательных качеств, в вершине которой находится мышление. Интеллект руководителя должен отличаться системностью, широтой и глубиной понимания социальной и рыночной действительнос­ти, практичностью и смелостью в своей деятельности, аналитико-синтетическим характером, образностью и ясностью, логичностью и доказательностью, критичностью и прогностичностью, мобильностью и устойчивостью к неопределенности. Творческие проявления интеллекта позволяют руководителю генерировать оригинальные идеи, оперативно разрешать проблемные ситуации и создавать интеллектуальные продукты, отличающиеся новизной и уникальностью.

В условиях рыночной экономики помимо творческих способностей к современному руководителю необходимо предъявлять новые дополнительные требования:

- стратегическое мышление – способность разрабатывать направления действий и доводить их до понимания коллег и подчиненных, предчувствовать новые тенденции и разрабатывать альтернативы, ориентированные на будущее;

- предпринимательский стиль поведения – ориентация на клиентуру и рынок, всеобъемлющая ориентация на качество и потребительские свойства товаров и услуг;

- установка на инициирование и сопровождение процес­сов развития – восприимчивость к сигналам об изменениях во внешней и внутренней среде и готовность к различного рода изменениям, способность убеждать и направлять ход дискуссий, коммуникативный стиль управления;

- потребность в создании организационной культуры на предприятии – утверждение ценностей и легитимности действий, оперативное и успешное разрешение конфликтов и разногласий, управление с ориентацией на сбалансированность систем социальных и экономических ценностей;

- мышление, ориентированное на политику предприятия и общества – понимание взаимосвязей между предприятием и внешней средой и умение их использовать, учет общественно-политических аспектов и других сведений о внешней среде в качестве переменных при принятии управленческих реше­ний, восприятие диалога с общественными силами как одной из важнейших задач.

В целом успешное решение экономических, финансовых и других многочисленных задач предприятием – обязательное условие предупреждения банкротства в условиях конкуренции, самосохранения и выживания организации и ее персонала. Это предъявляет повышенные требования к профессионально важным качествам личности руководителя личностным особенностям всех, кто участвует в предпринимательской де­ятельности.

 

Литература

1. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психолог личности / К. А. Абдульханова-Славская. – М., 1980.

2. Бодалев А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. – М., 1988.

a. Крысъко В. Г. Введение в социальную психологию / В. Г. Крысько. – 2000.

3. Слободчиков В. И. Психология человека! Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995.

4. Столяренко А. М. Общая и профессиональная психология: учеб. пособие для средних профессиональных учебных ведений / А. М. Столяренко. — М., 2003.

5. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие /
А. М. Столяренко. – М., 2004.

6. Хрестоматия по психологии личности: В 2 т./Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 1999.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.