КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально значимых качеств личности педагога 3 страница
Инструкция: каждый участник должен определить некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушке, адресуя ее по циклическому принципу, участнику, сидящему через два человека от него. Тот должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть с его точки зрения. Ведущий с помощью остальных участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным. Вопросы для обсуждения: какие трудности уже встречались на профессиональном пути? Как они преодолевались? Как их можно было бы преодолеть по-другому? Обмен опытом, анализ ситуаций. Вид интерактивного занятия: «Мозговой штурм», дискуссия
Упражнение 3. «Корреспондент» (В. Хорькин, А. Гройсман). Цель: рефлексия составляющих профессионального образа педагога, освоение «естественного» стиля профессионального поведения. Инструкция: участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ – обычного студента, другой – «педагога» (психолога). Примеры вопросов: - Почему люди лгут? - Зачем люди нужны друг другу? - Если человек плачет, можно ли ему верить? - Я боюсь некоторых вещей. Всем ли людям свойственно бояться? - Что такое любовь, кто знает? - Если ничего не хочется, что делать? - Меня часто обижают, а я не умею защищаться. Как быть?
Вопросы для обсуждения: что отличает «обычного человека» от педагога? Какие свои установки проявились и общении? Обнаружились ли профессиональные стереотипы и деформации в коммуникации? Вид интерактивного занятия: ролевая игра Упражнение 4. «Эмиграция» (В.Ю. Бабайцева). Цель: помочь осознать свои профессиональные ориентации и приверженности. Инструкция: каждый участник получает возможность представить, что ему надлежит уехать из страны и из этого времени куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время, почему? Если бы у него была там возможность профессионального роста, то у кого из известных педагогов, психологов он хотел бы поучиться, чему? С кем из них он хотел бы работать? А с кем нет? Участникам предлагается в течение пяти минут откровенно ответить на эти вопросы. Вопросы для обсуждения: довольны ли Вы своим выбором? Почему? Вид интерактивного занятия: тренинговое упражнение Упражнение 5. Сочинение на тему «Педагог – человек, который…» (Е.В.Фалунина). Цель: общая рефлексия личностно-профессиональных компетентностей. Инструкция: участникам предлагается написать сочинение начало которого определено фразой: «Педагог – это человек который…». При написании сочинения используйте полученный тренинговый опыт элементов самопознания, самопонимания, самопринятия, самовыражения и самореализации. Обсуждение: зачитать вслух, найти общее и установить различия. Подчеркнуть, что в этом обобщенном портрете подходит именно Вам. Вид интерактивного занятия: тренинговое упражнение
Упражнение 6. «Признание заслуг» (К. Фопель). Цель: приобретение навыка в признании своих заслуг в достижении какого-то результата, умения принимать причитающиеся ему признания и приобретение опыта в признании заслуг другого. Инструкция: ведущий предлагает каждому подумать о том, каковы его заслуги на сегодняшний день. Что они умеют делать очень хорошо? Какие трудности уже сумели преодолеть? Кому помогли? Чему они при этом научились? Каков их личный вклад в общие результаты? Далее ведущий просит всех участников написать на карточке краткое резюме, в котором каждый участник перечисляет свои собственные жизненные заслуги.
После этого каждый из участников вытягивает по жребию чью-либо карточку. Ему нужно подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку он вытянул. В своей речи участник должен упомянуть все заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно добавить что-то от себя, оценить оказанную автором резюме помощь и поддержку другим членам группы, раскрыть его потенциальные возможности. Следует помнить о том, чтобы хвалебная речь была не только всеобъемлющей, но и реалистичной, т.е. объективной. Действовать следует тактично, чтобы тот, о ком готовится хвалебная речь, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем. Далее каждый участник рисует плакат, на котором в словах и образах-символах прославлялись бы заслуги героя предстоящей речи. Затем все участники собираются вместе, предварительно свернув плакаты, и начинается сама церемония. По очереди адресатам вручается авторский плакат, и в честь них звучат хвалебные речи. Обсуждение: обмен впечатлениями. Вид интерактивного занятия: тренинговое упражнение
Упражнение 7. «Гостиница» (К. Фопель). Цель: рефлексия образа профессионального педагога. Инструкция: в гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание поселить в них педагогов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов». Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что есть люди, желающие выдать себя за педагогов. Ему нужно быть начеку. Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих педагога, они втайне назначены ведущими). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психологов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.
Обсуждение: группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как педагога (или педагога-психолога). Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль педагога? На что ориентировались педагоги, воплощая этот образ? Вид интерактивного занятия: ролевая игра
Упражнение 8. «Ретроспекция» (Е.А. Климов) Цель: развитие ориентации во внешнем и внутреннем мире себя и другого. Инструкция: работа проводится в парах. Каждый участник составляет программу беседы с партнером, чтобы выявить, какие обстоятельства во внешнем и внутреннем мире каждого участника тренинга привели его к выбору данного профессионального пути и соответствующему образу, проекту своего будущего в целом. Затем в паре меняются ролями. Беседа может предусматривать до десяти вопросов. По материалам беседы каждый участник воспроизводит группе, как он его понял, рассказ обоснованности (рациональной, моральной) или случайности выбора профессии, о тех обстоятельствах, которые оказали наибольшее влияние на выбор данной профессии партнером. Другой вариант. Представление группе. Каждый участник должен взять интервью у другого участника. Оно должно состоять из пяти нетрадиционных вопросов. Некоторые примеры подобных вопросов приведены ниже, но можно придумывать и собственные вопросы. Задав свои вопросы, участники должны поменяться ролями с партнером. После этого им будет необходимо представить друг друга группе. Примеры вопросов: - Какое ваше любимое дело? - Как вы сейчас себя чувствуете? - Кому вы больше всего доверяете? - О чем вы чаще всего мечтаете? - Когда вы хотите побыть один? - Что вы называете экзотичным? - Как вы определяете дружбу? - Когда вы чувствуете особое расположение к другому человеку? - Какие ценности для вас являются наиболее значимыми? - Когда вы чувствуете себя наиболее комфортно? - Что вы ожидаете от меня? - Как вы справляетесь со злобой?
- В каких обстоятельствах вы говорите неправду? - Что вам трудно делать? - Какова ваша любимая шутка или анекдот? - Когда вы чувствуете себя некомфортно? Вопросы для обсуждения: насколько партнер сумел понять другого? Какие чувства вызвал услышанный рассказ? Легко ли было говорить о другом? Насколько хорошо сам понимаешь свой выбор? Что нового узнал о себе, выполняя это упражнение, можешь что-то порекомендовать другому о будущей профессиональной деятельности. Вид интерактивного занятия: тренинговое упражнение
ГЛАВА 4. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
4.1. Самоактуализационный тест «САМОАЛ» (Э. Шостром усовершенствованный Л.Я. Газман, Ю.Е. Алёшина, М.В.Заика, М.В. Кроз).
Инструкция: из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.
Б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.
Б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.
Б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему.
Б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.
Б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение.
Б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
Б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.
Б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.
Б) Мне трудно принимать рискованные решения.
Б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.
Б) Я не оставляю приятное «на потом».
Б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.
Б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.
Б) Я себе нравлюсь.
Б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
Б) Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.
Б) Мне никогда не бывает скучно.
Б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны.
Б) Мне всегда удается быть искренним.
Б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
Б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.
Б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне это не удается.
Б) Большинству людей эгоизм не свойственен.
Б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.
Б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.
Б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие.
Б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим.
Б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.
Б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность.
Б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.
Б) Я не чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
Б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.
Б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.
Б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.
Б) Люди часто меня раздражают.
Б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.
Б) Главное в жизни – делать добро и служить истине.
Б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
Б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.
Б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.
Б) По своей природе люди склоны заботиться лишь о собственных интересах.
Б) Я скептически отношусь к большинству нововведений в своей профессиональной области.
Б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.
Б) Формируя свою точку зрения ч склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.
Б) Даже без любви секс – очень значимая ценность.
Б) Я не чувствую себя ответственным за настроение собеседника.
Б) Смириться со своими слабостями мне не легко.
Б) Успех в общении зависит от умения подчеркнут свои достоинства и скрыть недостатки.
Б) Моё самоуважение не зависит т моих достижений.
Б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.
Б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
Б) В жизни очень важно приносить пользу людям.
Б) Я не люблю споров.
Б) Подобные вещи меня не интересуют.
Б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.
Б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.
Б) Главное назначение воли – подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.
Б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
Б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.
Б) Выражение это я считаю правильным.
Б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.
Б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.
Б) Не могу сказать, что часть жизни моей проходит в пустую.
Б) Талант и способности значат больше, чем долг.
Б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.
Б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.
Б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться.
Б) Критика практически не влияет на мою самооценку.
Б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.
Б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.
Б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.
Б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.
Б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.
Б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.
Б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.
Б) Обычно оценить человека очень легко.
Б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.
Б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.
Б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.
Б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.
Б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками».
Б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.
Б) Я никогда не боюсь быть самим собой.
Б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.
Б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.
Б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.
Б) Я позволяю себе быть «белой вороной».
Б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.
Б) Я никогда этого не стыжусь.
Б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то что я для них делаю.
Б) Я редко проявляю свое расположение к людям, ен будучи уверенным, что оно взаимно.
Б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.
Б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.
Б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности.
Б) Не могу сказать, что я уверен в себе.
Б) Достижение счастья – главная цель человеческих отношений.
Б) Меня любят, потому что я сам способен любить.
Б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.
Б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника. 100.А) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление. Б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.
Обработка результатов (производится по ключам): Стремление к самоактуализации - 1. Интегративной подход:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |