Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СТРИБОГ (функции и культ)




Еще академиком Б.А. Рыбаковым высказана идея, что "Стрибог" есть не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества как отца вселенной:

"Стрибог ("бог-отец"),... Род ("рождающий") – эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах)"[562].

Имя Стрибы часто трактуется как – "стрый" бог – дядя, Тятя, Отец, старший.

На этот факт указывает то обстоятельство, что у болгар и боснийцев существует поверье, что Бог и святой Илья посылают ветер людям. Хорошо известно, что Святой Илья заменил древнеславянского Перуна, связанного с грозой, а значит и с ветрами. Соотнесение же имени "Бог" с ветрами может указывать, что под именем Бог почитался именно старейший Стрибог, имя которого, кстати, как "старейший бог", "бог — отец" может переводиться.

О значимости этого бога говорит его место в перечислении языческих кумиров из летописей, даже кн. Владимир не мог не включить Стрибога в свой пантеон.

Татищев в примечаниях к главе шестой (116) второй части “Истории Российской”[563] со ссылкой на Стрыковского и изъятия из "рускаго древняго летописца" пересказывает, что были:

"1) Перун, грома бог, ему же неугасаемая жертва от дров дубовых, яко у грек и римлян Юпитеру содержана, 2)Стрибо, 3) Мокос, скотов, 4)Хорс, 5) Дидо, богиня брака и любви, 6) ея сын Ладо, или Лело, равный Купиде, 7) Тор, 8) Купало и пр".

Весьма сомнительно, что Перун занимал лидирующее положение до реформы Владимира, который "… княжа в Киеве и постави кумир на холме вне двора теремного Перуна деревянна, а глава ему серебрена, а ус золот, и Хорса бога, и Дажбу бога, Стриба бога, и Семаргла, и Мокош".

Поминание Перуна на первом месте связано с подсознательным возвращением к реформе Владимира, событию яркому, но вредоносному для Традиции. Возможно, Стрибог и есть эпитет того же Бога, который подспудно присутствует в договоре князя Игоря с греками[564]:

"Иже помыслит от страны Руския разрушити такую любовь, и елико их священие прияло есть от страны Руския, да приимут месть от Бога вседержителя, осуждение на погибель в сий век и в будущий. А елицы их некрещени есть, да не имут помощи от Бога, и от Перуна...";

Имя бога Стрибы могло произойти от слова "стръга" – распространять, простирать[565]. По-видимому, с той же морфемой впоследствии были связаны также СТРЕмление, СТРЕмглав ("СТРЕмительный" и "быСТРЫЙ" – синонимы), а также СТРЕла. В пользу этого свидетельствует "Слово о полку Игореве", где "ветры, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами". В другом источнике — "Слово Иоанна Злотоуста": "... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." говорится о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра.

Стрибог как старый бог мог пониматься как бог пространства. Характерно, что в древнеегипетской мифологии одним из древнейших богов был бог Шу — бог пространства, ветра, воздуха и света, который разделил небо и землю. Считалось, что земля и небо - его дети. Соотнесение понятий пространства и ветра весьма знаменательно. Ветры по большому счету — это то, что заполняет и определяет пространство. В русской сказочной традиции ветрам приписывается всеведение, по крайней мере прослеживается некоторая связь с судьбой. Примером может служить сказка А.С. Пушкина о спящей царевне и семи богатырях, где королевич Елисей узнает о своей суженой от ветра.

Напомним о значении имени Стрибога. Слово “бог” имеет отдельное важное значение и входит в большое количество имен, поэтому рассмотрим отдельно корень "стри": СТ – символ устойчивости, стабильности, косности, где С – соединение, Т – твердь, форма, а Р традиционно связано с движением и порождением.

Можем полагать, что Стрибог рождает и объединяет устойчивые, нерушимые связи и отношения, между богами и людьми, небом и землей, но уничтожает все нарушающее этот порядок. По энциклопедии "Мифы народов мира" Стрибог – бог-отец. В этом плане наша реконструкция семантического значения его имени совпадает с мнением таких исследователей, как В. Иванов и В. Топоров.

В "Слове о полку Игореве" ветры названы стрибожьими внуками, и его имя здесь и в летописях (пантеон Владимира) сочетается с именем Дажьбога. Короче говоря, исходя из источников, функция абсолютно неясна, нет даже правдоподобных версий. Часто указывают на его связи с силами природы, ветрами. Кстати, стоит отметить, что во многих мировых мифологиях ветры переносят вести и волю богов. Почему бы им ни переносить волю Стрибога, причем гневную волю "Стрелами воют с моря", т.к. поход Игоря неудачен и направлен на нарушение порядка и единства, как в русской земле, так и в степи? Поход Игоря с самого начала противоречил этому единству. Вот и выражает свой гнев Стрибог через своих внуков. Характерно, что смысл поэмы о единстве русских князей и земель.

Внуки его (ветры) разгоняют тучи, очищают небо, т.е. тоже участвуют в борьбе. Тем более указано, что они имеют стрелы-молнии, копья.

Ригведовский Рудра, по мнению ряда исследователей соответствующий славянскому Роду, есть бог-творец, небесный лучник. Если наше предположение о том, что Стрибог связан с миротворением верны, то одним из ближайших к нему персонажей в индоарийской традиции будет бог Рудра, что одновременно сближает бога Рода и Стрибога. В посвященном Рудре гимне говорится[566]:

"Вознесите эти хвалебные гимны Рудре, Самовластному Богу с натянутым луком, с быстролетящей стрелой, Неодолимому, одолевающему всех, Создателю с разящим оружием! Да услышит Он нас!"

В Атхарваведе сказано:

"Красным Он поражает того, кто ненавидит Его"

Рудра, как и Стриба, считается прародителем ветров, старым богом.

Богом богов в Атхарваведе (кн.15.I) назван Рудра, отец ветров-марутов, он же есть Истина:

"Тот стал Единым, Тот стал Звездоподобным, Тот стал Великим, Тот стал Главным, Тот стал Брахманом, Тот стал ИСТИНОЙ..." [567]

В данном случае для нас важно то, что согласно нашему переводу имени Стрибога он связан с устойчивостью и законом, что согласно мифологическому мировоззрению соотносилось с истиной. До нашего времени сохранилось понятие истинной жизни как жизни по "Божьему закону".

В насквозь языческом "Слове о Полку Игореве..." говорится:

"Суда Божьего не минути" – того самого суда, от которого исходит Истина.

В непризнанной наукой "Влесовой Книге" имя Стрибога мы находим дважды: в "Прославлении Великого Триглава", возможно, именно эта часть "Велесовой Книги" наиболее изменена, только здесь мог постараться проявить себя литератор, мечтающий написать "что-то из русской древности", в чем часто объвиняют Миролюбова. В Книге есть упоминание о Стрибах – ветрах. Единственное, что нового говорит Книга, так это о том, что Стрибогу, как и Перуну, подчинены молнии. Это никак не противоречит параллели его с Рудрой. Возможно, что почитание Стрибога восходит к древнему периоду почитания славянами необузданных, непокоренных стихий, впрочем, как и почитание ведийцами Рудры, которого со временем заменил бог Шива.

Г. Глинка[568] в разделе "Стрибог" пишет:

"Стрибог — божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого, подобно индийскому Сибе (Шиве, бывшему Рудре), или разрушителю... Его мести предавались заслужившие проклятие."

По древности культа со Стрибогом может соперничать разве только Велес, тоже традиционно старый бог, присутствующий в Олеговом и Святославовом договорах с греками (в паре с Перуном). Именно он мог быть заменен на просто “Бог” в договоре Игоря, по хронологии среднем между Олеговым и Святославовым договором. В противном случае следовало бы предположить, что при Игоре свершилась некая религиозная реформа, принижающая роль “скотьего” бога. Но таковых данных нет.

Отметим еще один важный момент общности Рода, Рудры и Стрибога. Связь бога Рода с рождением и смертью не вызывает сомнения хотя бы по семантическому смыслу его имени. Древнеиндийский Рудра так же почитался как даритель жизни и смерти. У него просили никого не убивать, а так же помощи и лекарств от заболеваний. Следовательно Рудра, как и Род, был хозяином жизни-смерти. Обратимся к Стрибогу. Единственное, что достоверно о нем известно, так это его связь с ветрами. На это обстоятельство до сих пор не обращали достаточного внимания в связи с тем, что ветер в славянском мировоззрении связывался с жизнью и смертью. Об этом факте говорит даже выражение "моровое поветрие", означающее смерть. Жизнь в славянском мировоззрении соотносилась с воздухом, духом, ветром. В апокрифах говорится, что Бог вдыхает в человека душу. Воздух описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связано с символом жизни, животворящим духом. Само слово воздух связано со словами “дух”, “дыхание”.

Приведем выдержку из энциклопедии "Славянские древности”[569]: "Душа, представляемая как дыхание, отождествлялась с воздухом, паром, ветром, вихрем".

На основе имеющихся сведений мы с некоторым допущением можем соотнести Стрибога, Рода и Рудру, что явствует из нижеследующего анализа:

1. Рудра – бог творец. Род – бог творец. Сам Стрибог, возможно, бог-творец.

2. Рудра – бог разрушитель. Сам Род не бог разрушитель. Стрибог, как дед ветров, может быть богом разрушительных стихий, которые ему подвластны, но прямых указаний на его разрушительную суть, черноту нет.

3. Рудра причастен к таинству рождения, судьбе. Род причастен к таинству рождения и судьбе. В случае сопоставления Стрибога древнеегипетскому богу Шу и древневавилонскому богу ветра и пространства Энлилю, который как и Шу разделил небо и землю, Стрибог, как бог демиург, причастен к таинству рождения и судьбе мира. Через дыхание, вдуновение духа он причастен к рождению, а, значит, и судьбе в зависимости от того, какой дух “вдует”. Аналогичные функции причастности к судьбе и рождению есть у “скотьего бога” Велеса.

4. Рудра - скотий бог и бог дикой природы. Про отношение культа Рода и Стрибога к этому нам ничего достоверно не известно. Зато эти функции есть у Велеса.

5. Рудра, один из богов неба, связан с грозой, яростью стихий и ветрами. Род сидит на небесах или ходит по небу. Он в силу своих функций может как гневаться, карать, так и миловать. Стрибог также соотнесен с воздухом, небом и ветрами. Велес же связан с ветрами, если верно наше предположение о Яге-Макоши как его жене, она как раз повелевает ветрами, и о Касьяне – позднем переосмыслении образа Велеса, этот святой тоже управляется с ветрами.

6. Рудра – бог богатства, бог-покровитель искусства и культуры, бог магии и волшебства. Сам Род ничему и никому не покровительствует, кроме рождения детей и плодородия. Сам Стрибог тоже ничему такому не покровительствует. Зато все эти функции есть у Велеса.

7. Рудра – отец бога войны (Сканда). Род не может не защищать своих подопечных, членов рода, поэтому должен быть связан с войной. Стрибог связан с ветрами, сами ветры в индоевропейской традиции связаны с воинами и войнами. Например, рудры-маруты, военная свита Индры. Даже в "Слове о полку Игореве…"… ветры мечут стрелы". Наконец в русском народном фольклоре наличие ветров указывает в песнях на войну. Например, в песне о Есауле и разгадывании им сна (о смерти на войне) "Налетели ветры злые, да с восточной стороны, да сорвали черну шапку с моей буйной головы".

Особенно интересно изображение Стрибога в пост языческом средневековье в виде одной огромной головы с крыльями вместо ушей, что указывает на его близость навьему миру[570].

Несколько менее достоверным представляется миф, приводимый тем же сочинителем и ярким русским славистом Г. Глинкой по недоступным нам средневековым польским источникам. Якобы Стрибог был почитаем в Арконе, крупнейшем религиозном центре ругов, уничтоженном в 1168 году датским королем Вальдемаром и епископом Абсалоном. Согласно легенде, Храм Световита высился на горе из праха гигантского кита. Морской Царь послал его пожрать всю рыбу в славном озере Ильмень, "но Стриба поразил чудовище тогда же изобретенною острогою, и вынув, положил на том месте, где и стоит Храм, холм составился из китового праха". Сейчас уже невозможно понять, отсебятина ли это Хераскова, или, в самом деле, отголосок древнего мифа.

Позвизд – внук и, вероятно, инкарнация Стрибога, северный ветер, а Дагода, или Пагода, благоприятный ветер.

Рассмотрим персонажи, которые могут быть близки к образу Стрибога. В "Ригведе" мы обнаруживаем имя Вата – бога ветра. В индоиранской традиции также известны боги ветров Вайю (ведийск. Ваю) и Вата. Считается общепризнанным происхождение русского слова "ветер" от общего индоиранского слова "ваты". У Ваты есть как раз две ипостаси – теплый Южный Вата и холодный Северный Вата. О значимости этого бога говорит тот факт, что в "Испытании Заратуштры"[571] сам Ахура-Мазда наказывает пророку молиться Вайю. Вайу, как и Вата, имеет две ипостаси – Верхнюю и Нижнюю, он – двуединый Посредник, связующий Бесконечный Свет (Ахура Мазда) и Бесконечную Тьму (Ангхро Майнью), об этом говорится в 33-ей строфе "Ормазд-яшт". В "Авесте" Вайу – это вообще пространство, где совершается битва Благого и Неблагого.

"Вайю быстрее всех – самый стремительный: он настигнет любого и сурово покарает... У Вайю много священных имен, обладающих чудодейственной силой. Тот-кто-идет-вперед и Тот-кто-идет-назад – его имена. Тот-кто-распознает-обман – его имя. Доблестный – его имя..." [572] .

Есть у Вайю хейти весьма, на наш взгляд, сходное с одним из хейти Вальфэдра-Одина – Тот-кто-с-длинным-копьем... Когда Вайу выступает в своей Нижней ипостаси – он – бог смерти. Осетинский Вайюга — привратник загробного мира, велет. Ученому В. Абаеву принадлежит честь сравнения украинского Вия и Вайю (вiй – идентичен русскому глаголу "вей"). И не случайно дуют студеные ВЬЮги (метафора), не случайно "ВЕЕт могильным холодом" (метафора). Возможно убивающий своим взглядом Вий-Вей – повелитель мертвых ветров, что проникают в мир людей из мира Нави. С этим представлением согласуется народное славянское поверье, что злые ветры связаны с демонами и неупокоенными душами, которые этот ветер носит. Вий, как Мороз и св.Касьян, возможно, повелевает вьюгами и в этом смысле несет смерть (мор).

Вий, т.е. это скорее украинское произношение, а по-русски правильнее, бог Вей. Вий – повелитель мертвых, бог-разрушитель, подобный Одину, хейти которого – Навь-бог и Слепо-Хель.

Один — "Тот-кто-распознает-обман"! Как мы знаем (хотя бы по повести Гоголя), выдержать взгляд Вия – значит получить признание собственным притязаниям на Силу.

Г. Глинка сообщает, (свою "Древнюю религию славян" он издал в 1804 году): "Славяне полагали (по примеру многих других народов) место казни для беззаконников внутри земли. Судьею и исполнителем казней определили им особенно неумолимого и безжалостного бога Ния (Д.Г.: т.е. навь-бога Вия), имеющего свой внутри земли престол, и окруженного кипящим морем зол... Сей судия мертвых почитался также насылателем ночных ужасных привидений...." (этот материал автор позаимствовал из сочинения Яна Длугоша "История Польши", вполне достоверного средневекового источника, где Ний отождествлен с Плутоном).

Отметим тот факт, что функции богов с развитием космогонических систем могли изменяться и переосмысливаться. В связи с тем, что Стрибог и Дажьбог, связываемый с солнечным культом, упоминаются обычно вместе, то логично предположить, что Стрибог с его целостностью и суровостью олицетворяет Луну и отвечает за приливы и отливы. Неслучайно его внуки-ветры дуют с моря. Более того, в разных мифологиях обыгрывается миф борьбы черных сил, пытающихся похитить солнце и луну, в основном луну, и бога Луны и Солнца. Этим объяснялись ущерб луны, новолуние, затмения и т.д. Логично предположить, что бог порядка и целостности борется с ними, защищает луну и небо.

Культ Луны куда старше, древнее солнечного – мужского культа (Дажьбог). Культ Луны восходит к матриархату. В славянском и позже русском языке Луне, присвоено две сущности – женская и мужская: Месяц и Луна. Видимо, мужской ипостасью Луны и был Стрибог. Бой Стрибога с похитителями светила (скорее всего был бог подземного мира – Ящер) приводит к ущербу Луны.

С культом Луны, как уже отмечалось, связан Велес, полный греческий аналог которого – Гермес – именуется “лунным богом”, а жена Велеса-Мокоса – Макощь, соотнесена с Гекатой, зачастую “лунной богиней”.

Мы предполагаем, что Стрибог и Велес – два древнейших бога славян – восходят к образу Единого бога типа Рудры, образу, который на каком-то этапе разделился в славянском мифологическом сознании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.