Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление дебиторской задолженностью. Один из ключевых аспектов оптимизации оборотных активов – управление дебиторской задолженностью




Один из ключевых аспектов оптимизации оборотных активов – управление дебиторской задолженностью. Общая сумма средств, находящихся в конкретный момент времени на счетах дебиторов, определяется двумя факторами:

1) средним периодом между реализацией товаров (работ, услуг) и получением выручки от их продажи;

2) объемом реализации товаров в кредит (с отсрочкой платежа).

Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить издержки, которые могут возникнуть из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет роста внешних заимствований (средств кредиторов или ссуд банков) или за счет собственной прибыли.

Дебиторская задолженность включает следующие виды расчетов:

· с покупателями и заказчиками;

· по векселям к получению;

· с дочерними и зависимыми обществами;

· с участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал;

· по выданным авансам;

· с прочими дебиторами.

Дебиторы – это юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием.

Дебиторская задолженность условно делится на две группы: нормальную и ненормальную. Нормальной считается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Ненормальная – задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, возникает вследствие недостатков в работе предприятия (несвоевременное возмещение материального ущерба, неосмотрительная кредитная политика по отношению к покупателям, неправильный выбор партнеров), а также из-за длительных неплатежей и даже банкротства покупателей (клиентов) или слишком высоких темпов наращивания объема продаж. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и ухудшении финансового состояния организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва по сомнительным долгам определяется по каждому сомнительному долгу исходя из финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Анализ и управление дебиторской задолженностью имеют особое значение в периоды инфляции, когда иммобилизация оборотных активов становится особенно невыгодной для предприятия-поставщика. Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы, услуги и по полученным векселям могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных суд для потребителей своей продукции. Кредитуя покупателей, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В тех случаях, когда платежи предприятию-поставщику задерживаются, оно вынуждено для обеспечения своей хозяйственной деятельности прибегать к заемным источникам, увеличивая тем самым кредиторскую задолженность.

На практике, чтобы максимально снизить вероятность безнадежных долгов, необходимо правильно оценить платежеспособность покупателей, их кредитную историю и т.д. В этом случае единственным способом держать ситуацию под контролем являются обоснованный выбор и применение системы контроля счетов к получению.

Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:

1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования (предоставление покупателям скидки с цены товара), с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит);

2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходами по инкассации и др.

Управление дебиторской задолженностью включает:

· контроль за ее структурой в разрезе должников;

· оценку ее ликвидности, т.е. оценку реальности возврата долгов предприятию;

· контроль за оборачиваемостью средств в расчетах;

· ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: до 30 дней, от 31 дня до 60 дней, от 61 дня до 90 дней, от 91 дня до 120 дней;

· контроль за состоянием безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва;

· анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации;

· применение различных моделей договоров с партнерами с гибкими условиями форм оплаты и ценообразования – от предоплаты или частичной оплаты до использования факторинга или банковской гарантии.

 

Анализ и контроль дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, среди которых можно выделить следующие:

1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОДЗ):

КОДЗ = ВР / ДЗСР, (14)

где ВР – выручка от реализации в свободных оптовых ценах;

ДЗСР – средняя дебиторская задолженность за период.

 

Средняя дебиторская задолженность за период (квартал, год) определяется по формуле

ДЗСР = (ДЗНП + ДЗКП)/2, (15)

где ДЗНП и ДЗКП – дебиторская задолженность на начало и конец расчетного периода.

 

Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Замедление оборачиваемости свидетельствует об отвлечении оборотных средств предприятия для расчетов с покупателями и заказчиками, а также с другими партнерами.

2. Период погашения дебиторской задолженности (ТДЗ) устанавливается по формуле

ТДЗ = 365 дней / КОДЗ. (16)

 

Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск ее непогашения.

3. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности (КПДЗ) определяется по формуле

КПДЗ = ДЗСР / ВР. (17)

 

В состав средней за расчетный период дебиторской задолженности включаются: задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, авансы выданные, прочие дебиторы.

Значение данного показателя зависит от вида заключаемых договоров. Так, например, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Если расчетное значение коэффициента превышает данную величину, то можно констатировать, что у предприятия возникли трудности во взаиморасчетах со своими дебиторами (клиентами).

4. Доля сомнительной задолженности (со сроком погашения более 12 месяцев) в общем объеме дебиторской задолженности определяется следующим образом:

ДСД = (СД/SДЗ) х 100, (18)

где ДСД – доля сомнительной дебиторской задолженности;

СД – сомнительная дебиторская задолженность;

SДЗ – сумма всей совокупности дебиторской задолженности.

 

Данный показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к ее росту свидетельствует о снижении ликвидности дебиторов, а следовательно, об ухудшении финансового состояния предприятия.

5. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов (ДДЗ) вычисляется по формуле

ДДЗ = (SДЗ/АОБ) х 100, (19)

где АОБ – совокупность оборотных активов предприятия.

 

Сравнение показателя производится за ряд периодов (кварталов, лет). Рост доли дебиторской задолженности (в процентах), особенно дебиторов с длительным сроком погашения, свидетельствует о снижении ликвидности оборотных активов предприятия.

6. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (КС) за расчетный период определяется по формуле

КС = ДЗСР/КЗСР, (20)

где КЗСР – средняя кредиторская задолженность за расчетный период.

 

Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:

1) контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам;

2) ориентация на большое число покупателей (их дифференциация) с целью снижения риска неуплаты за товары и услуги одним или несколькими крупными покупателями;

3) наблюдение за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение долгов дебиторов над кредиторской задолженностью создает серьезную угрозу финансовой устойчивости предприятия (максимальное значение данного соотношения равно 1.0), что требует привлечения дополнительных источников заемного финансирования (как правило, предоставляемых под высокие проценты);

4) оплата товаров постоянными клиентами в кредит (отсрочка платежа), причем его размеры зависят от ряда факторов, в частности от финансового положения поставщика, устойчивости связей и др.;

5) синхронизация денежных потоков (притока и оттока денежных средств), т.е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской и погашения кредиторской задолженности. Это позволяет уменьшить остаток денежных средств на расчетном счете, сократить банковский кредит и расходы по обслуживанию долга;

6) снижение объема денежных средств, находящихся в пути, посредством использования электронных чековых переводов;

7) продажа дебиторской задолженности специальным факторинговым компаниям или банкам, которые занимаются ее взысканием с клиентов предприятия;

8) селективность – определение групп или видов товаров с указанием периодов, в которые они не отпускаются в кредит, т.е. реализуются только за наличные деньги.

В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», которая означает следующее:

· покупатель получает 10%-ную скидку с цены товара в случае его оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

· покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день договорного срока;

· в случае неуплаты в течение месяца покупатель дополнительно к стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента платежа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.