Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание личности




Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Л. Толстой

Уровень развития личности в значительной степени зависит от уровня самосознания. Для субъекта его личность осознается как его «Я» («образ Я», «Я-концепция»), система представлений о себе, проявляющаяся в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний.[30]

Самосознание личности– это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка [31].

Важным в формировании самосознания является рефлексия, позволяющая личности отслеживать и изменять свое поведение и развиваться.

Рефлексия – (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. [32]

В структуре самосознания принято выделять Я-реальное – представление о себе в реальность, какой я есть, Я-идеальное – каким бы я хотел быть, Я-прошлое – кем я был в прошлом, Я-будущее – кем я стану в будущем.

Самооценка личности в значительной мере зависит от соответствия Я-идеального Я-реальному. Чем больше разница между этими представлениями, тем ниже самооценка.

Представление о себе, о своих Я, знание о своих чертах, характере, темпераменте также называется Я-концепцией.

Я-концепция - англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов5.

«Образ –Я» включает в себя следующие составляющие.

· «Физическое Я» – тело, здоровье, развитие

· «Моральное Я» - нравственность

· «Индивидуальное Я» – способности, сила воли

· «Семейное Я» – положение и отношение в семье

· «Социальное Я» – отношение к обществу, социальной группе, одиночеству.

Чем ближе представление индивида о каждой из этих составляющих «Я-реального» к идеалу – тем выше самооценка. Чем более различаются эти представления, тем самооценка ниже.

Учеными выделяется 3 вида самооценки:

Заниженная – человеку, которому свойственна заниженная самооценка – склонен оценивать себя негативно, переоценивать ошибки и недооценивать результаты, ставит себе неадекватные цели, уровень притязаний снижен, заниженная самооценка часто связана с комплексом неполноценности.

Завышенная – обратный вариант, человек позитивно себя оценивает, общителен, требует к себе много внимания, ставит высокие цели, гордится успехами, приписывая всегда их собственным усилиям ми способностям, неудачи обесценивает, списывая их не на собственные ошибки, а на стечение внешних, случайных обстоятельств. Люди с завышенной самооценкой конфликтны, раздражительны и обидчивы.

Адекватная - человек с адекватной самооценкой реалистично воспринимает себя и ситуацию, оценивает причины успехов и неудач, принимает свои ошибки.

От чего же зависит самооценка?

В первую очередь ребенок, будучи еще совсем маленький копирует оценку родителей. Если мама постоянно хвалит ребенка, балует его, говорит о его исключительности и совершенно не замечает его недостатков, ошибок и промахов – ребенок запечатлевает образ Я- идеален. Впредь он и сам не будет замечать собственные ошибки. Но позже, когда он с такой позицией вступит в социальную среду - реакция окружающих и их оценка может не соответствовать его собственному представлению о себе и своих качествах. Отсюда обидчивость, раздражительность, конфликтность.

Если же на оборот, мама постоянно говорит ребенку о том, что он делает не так, акцентирует внимание на его ошибках и промахах (даже если это делается из лучших побуждений, чтобы ребенок стал лучше и развивался), то у ребенка запечатлевается образ того, что он не такой, все делает неправильно. Такой ребенок, скорее всего, будет тревожным, застенчивым, малообщительным.

В раннем детстве формируется фундамент, база всей личности и в том числе самооценки, но во взрослой жизни она может меняться и на нее влияет множество факторов, такие как: возраст, семейное положение, значимость деятельности, положение в группе, уровень успеха и т.д.

Человек сознательно способен корректировать свою самооценку при помощи рефлексии и специальных упражнений.

 

Основные выводы:

1. Личность человека объединяет биологические психологические и социальные характеристики:

· к биологическим составляющим личности относятся анатомические особенности, особенности нервной системы, обменных процессов и т.д.

· к социальным компонентам - система мировоззрений, моральные качества, религиозные убеждения, культурные предпочтения.

· к психическим относятся – особенности темперамента, протекания психических процессов (памяти, внимания, мышления).

2. В современной психологии нет единого понимания личности, каждый из исследователей психологической науки понимает под этим термином свое: З.Фрейд - взаимосвязь трех уровней: Оно, Я и Сверх-Я. Э.Берн в структуре личности выделил 3 взаимосвязанных состояния: Я - ребенок, Я - родитель и Я- взрослый, и т.д.

3. Личность – это конкретный индивид, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

4. Термин «мотивация понимается двояко. С одной стороны она понимается как система факторов, направляющих поведение человека (потребности, мотивы, стремления), с другой стороны – процесс, регулирующий и направляющий поведенческую активность на определенном уровне.

5. У каждого человека существует своя иерархия мотивов, именно доминантные потребности во многом определяют его поведение в жизни.

6. Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

7. Самооценка бывает: заниженная, завышенная и адекватная. Уровень самооценки формируется под влиянием множества факторов и определяет поведение человека в социуме.

Контрольные вопросы

 

1. Как в современной психологии определяется понятие «личность»?

2. Какие структуры личности вы знаете?

3. Зачем человеку нужны механизмы защиты психики?

4. Какие виды мотивов Вы знаете?

5. Раскройте иерархию потребностей по А. Маслоу

6. Что является основой Я-концепции?

7. От чего зависит самооценка человека?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Вам необходимо провести диагностику самоотношения человека, для этого:

1. проведите диагностику по тест В.В.Столиным и С.Р.Пантилеевым [33];

2. посчитайте результаты по шкалам;

3. определите роль каждого из этих показателей в уровне и картине самоотношения: какой из них обладает наибольшим “весом” в структуре самоотношения испытуемого, какой — наименьшим?

4. письменно составите психологический портрет ислытуемого с точки зрения самоотношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.