Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с диаспорой 3 страница




В Республике Беларусь патент выдается Министерством иностранных дел. В документе указываются должность, а так­же класс, к которому принадлежит консул, консульский ок­руг, на территории которого предполагается деятельность кон­сула, местопребывание консульского учреждения.

Назначенный таким образом консул может приступить к испол­нению своих обязанностей лишь после получения экзекватуры. Экзекватура выдается государством пребывания либо в виде от­дельного документа, либо надписи на патенте, либо путем опуб­ликования в официальной прессе данной страны сообщения о вы­даче экзекватуры с уведомлением об этом властей местопребыва­ния консула. Согласно международной практике и правилам международных конвенций, государство пребывания может воз­держаться от выдачи экзекватуры без объяснения мотивов. Ор­ганы, осуществляющие выдачу экзекватуры, определяются внутренним законодательством. Консульский патент и экзеква­тура находятся на хранении у консула.

С момента получения экзекватуры консул считается при­ступившим к исполнению своих функций. Этой же датой опре­деляется и его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском корпусе.

Кроме того, ведомство иностранных дел обычно выдает кон­сулам консульские карточки, которыми удостоверяется, что данное лицо является консулом определенной страны и имеет право на привилегированный статус в соответствии с принци­пами международного права.

Консул вправе обращаться к властям государства пребыва­ния в пределах своего консульского округа по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения. Консул должен хорошо знать порядок сношения иностранцев с местны­ми органами власти, порядок установления контактов с местны­ми общественными организациями и учреждениями культуры, инструкции органов власти страны пребывания, регулирующие поездки по территории консульского округа.

Консулу и консульскому учреждению в соответствии с меж­дународной практикой предоставляется право сношения со своим правительством, а также с послом в стране пребывания. Сношения консула с центральными правительственными уч­реждениями государства пребывания, как правило, осущес­твляются через дипломатическое представительство своего го­сударства.

По аналогии с дипломатическим корпусом существует и консульский корпус, т.е. совокупность всех глав иностранных консульских учреждений, находящихся в том или ином пунк­те государства пребывания. В более широком смысле — это все консульские должностные лица иностранных консульских уч­реждений в данном пункте, а также члены их семей. В кон­сульский корпус входят нештатные (почетные) консулы и сот­рудники консульских отделов дипломатических представи­тельств.

Так же, как и дипломатический корпус, консульский кор­пус имеет чисто церемониальное значение и не обладает права­ми юридического лица.

Консульский корпус возглавляет старший по рангу и ранее других своих коллег получивший экзекватуру глава консульс­кого учреждения. В необходимых случаях старшинство опре­деляется датой предъявления консульского патента или датой прибытия в страну. Старейшина консульского корпуса выпол­няет в основном церемониальные функции: представляет весь консульский корпус, знакомит вновь прибывших его членов с особенностями и традициями государства пребывания, разре­шает внутренние вопросы, защищает права членов консульс­кого корпуса в случае их ущемления.

В отличие от дипломатического корпуса, в стране пребыва­ния может быть несколько консульских корпусов (по числу пунктов, где имеются консульские учреждения).

 

6.4. Консульские функции

 

В настоящее время консульские функции определены в международных соглашениях (Венская конвенция о консульс­ких сношениях 1963 г., Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г.), двусторонних консульских конвенциях, договорах о торговле и мореплавании, а также во внутригосу­дарственном законодательстве (консульские уставы и другие нормативные акты государства) [7].

Согласно Венской конвенции 1963 г. (ст. 5), основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юри­дических лиц. Консул должен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей меж­ду представляемым государством и государством пребывания, оказывая всемерное содействие установлению между ними дружественных отношений.

Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям.

1. Функции по защите интересов представляемого госу­дарства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представ­ляемое государство и его граждане пользовались всеми права­ми, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выс­тупает без доверенности в качестве представителя наследни­ков, отказополучателей и их правопреемников по всем наслед­ственным делам. Если требуется, консул подает в соответству­ющие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении спо­ров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осу-
ществляет охрану и защиту экономических и правовых инте-
ресов представляемого государства, его юридических лиц и
граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, дого-
воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право-
вой помощи и т.д., участниками которых являются страна,
назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообще­ния о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребыва­ния в области судоходства, воздушной навигации, таможен­ных установлений и т.д. Одной из традиционных функций консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом, су­дами речного и морского флота своего государства на террито­рии государства пребывания.

3. Административные функции. В отношении граждан сво­его государства консул регистрирует акты гражданского состоя­ния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, име­ни и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам.

4. Нотариальные функции. Консул составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки.

На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консульская легали­зация (от лат. legalis — законный) — это установление и засви­детельствование консулом личной подписью и печатью кон­сульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходя­щих от них, а также соответствия документов законам госу­дарства пребывания. Тем самым подтверждается пра­вомерность этих документов в международном общении. Кон­сульская легализация производится как для граждан своей страны, так и для иностранцев. Ее целью является обеспечение органам страны, где документ предназначен действовать, га­рантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом.

Консул принимает на хранение от соотечественников де­нежные суммы, документы и предметы всякого рода.

5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему пра­вительству и сообщает необходимые сведения заинтересован­ным лицам и организациям представляемого государства.

Консул Республики Беларусь исполняет функции, предус­мотренные Консульским уставом РБ: следит за тем, чтобы граждане Беларуси в полном объеме пользовались правами, предоставленными им законодательством своей страны и стра­ны пребывания. Консул обязан принимать меры по восстанов­лению нарушенных прав юридических и физических лиц республики; принимать письменные и устные заявления от юридических лиц и граждан Беларуси, а также от иностран­ных юридических лиц и граждан по вопросам, которые отно­сятся к его компетенции.

Консул ведет учет граждан Республики Беларусь, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие пред­ставителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязаннос­тей. Консул имеет право без доверенности представлять в уч­реждениях государства пребывания интересы соотечественни­ков, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам; ведет воинский учет граждан Республики Беларусь; исполняет поручения (полученные через МИД РБ) следственных органов и судов относительно граждан Белару­си, если это не запрещено законом государства пребывания.

Консул выполняет также функции в отношении усыновле­ния (удочерения), установления отцовства, изменения фами­лии несовершеннолетнего, установления опеки и попечительст­ва; регистрации актов гражданского состояния; распоряжения имуществом граждан РБ, которые находятся под арестом, за­держаны, лишены свободы в иной форме, отбывают наказание; выдачи паспортов и виз, получения гражданства и оформления на постоянное жительство. Консул имеет право на нотариаль­ные действия, легализацию, выполнение функций в области торговли и судоходства, санитарной, фитосанитарной и вете­ринарной защиты, на взимание консульских сборов (в соответ­ствии с тарифом консульских сборов РВ). Консул может испол­нять и другие функции, если они не противоречат законода­тельству Республики Беларусь и законодательству государства пребывания.

Исполнение консулом своих функций за пределами кон­сульского округа, в третьем государстве или от имени другого государства может иметь место только по решению МИДа РБ и с согласия государства пребывания. Консул с согласия государ­ства пребывания может быть уполномочен на исполнение дип­ломатических актов. После уведомления государства пребыва­ния консул Республики Беларусь может исполнять функции представителя при международной организации.

 

6.5. Консульские привилегии и иммунитеты

 

Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения опре­делены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст.28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых поме­щений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами. Принцип неприкосновенности консульской кор­респонденции закреплен и в ст.35 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г., правда с некоторой оговоркой: "Консульская вализа (т.е. одно место дипломатической почты, направляемое в консульское учреждение или отправляемое им.) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-либо другое кроме корреспонденции, докумен­тов или предметов, дозволенных к провозу, они могут потребо­вать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномо­ченным представителем представляемого государства. В том случае, если представители аккредитующего государства отка­жутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления".

Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

Предметы, предназначенные для официального пользова­ния консульским учреждением, ввозятся в государство пребы­вания в соответствии с действующими в нем законами и прави­лами и освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и услуги подобного рода.

Консульское учреждение вправе взимать на территории го­сударства пребывания плату за консульские действия. Эти сбо­ры также освобождаются от всех пошлин и налогов.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц определены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство (ст.40). Документ предусматрива­ет, что консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и ставиться как можно меньше препятствий к вы­полнению консульских функций (ст.41).

В случае ареста или предварительного заключения како­го-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреж­дения. Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций (ст.43).

Работники консульского учреждения могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, однако если они отка­зываются давать показания, к ним не могут применяться ника­кие меры принуждения. Консульские должностные лица и сот­рудники консульства не обязаны давать свидетельские показа­ния по вопросам, связанным с выполнением ими своих функ­ций, или предъявлять относящуюся к их функциям официаль­ную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства. Когда это возможно, работники консульства выслушиваются на дому, в консульском учреждении или представляют по­казания в письменном виде.

Консульские должностные лица и сотрудники консульства освобождаются от всех видов личных повинностей и обложе­ния, а также от формальностей, принятых в государстве пре­бывания, в отношении регистрации иностранцев и выдачи раз­решений на жительство и работу.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ни­ми, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Привилегии и иммунитеты почетных консулов. Венская конвенция 1963 г. содержит ряд льгот штатных консульских учреждений, которые применяются также к консульствам, возглавляемым почетными консулами.

На государство пребывания возложена обязанность обеспе­чить защиту консульств, возглавляемых почетными консула­ми, а также их самих. Однако привилегии и иммунитеты по­четных консулов несколько уже по сравнению с теми, которые предоставляются штатным консулам. Почетные консулы поль­зуются личной неприкосновенностью только при исполнении консульских функций. Неприкосновенность их архивов огра­ничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула.

Обмен консульскими вализами между двумя консульства­ми, возглавляемыми почетными консулами, находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия последних. Привилегии и иммунитеты, которые распространяются на чле­нов семей штатных работников консульства, к членам семей почетных консулов не применяются.

Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой дея­тельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев в отношении получения разрешения на жи­тельство. Они освобождаются от обложения личными налога­ми, от уплаты пошлин и налогов на вознаграждение и жало­ванье, а также от налогов на занимаемое помещение, являю­щееся собственностью представляемого государства или арен­дуемое им. Таможенные пошлины на предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии кон­сульства, полученные от представляемого государства, не взи­маются.

Объем льгот может варьироваться, поскольку государство пребывания в своих законах нередко ограничивает привилегии и иммунитеты почетных консулов.

Начало и окончание действия консульских привилегий и иммунитетов. Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента своего вступления на территорию государства пребывания, а если он уже здесь находился, — с момента, когда он приступил к вы­полнению своих обязанностей в консульстве.

Консульские иммунитеты и привилегии прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульс­кого учреждения, т.е. в момент когда данное лицо оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока, чтобы это сделать. До этого момента они продолжают действо­вать, даже в случае вооруженного конфликта.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что в отношении действий, совершенных кон­сульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения сроком (ст.53, п.4).

Иммунитеты членов семей работников консульств такие же, как и у самих работников. Конвенция уточняет, что они не распространяются на лиц, имеющих частные доходные заня­тия в государстве пребывания (ст.57).

Определенные обязанности в отношении признания при­вилегированного статуса консульских должностных лиц уста­новлены и для третьих государств, через которые они проезжа­ют транзитом, имея визу, если таковая необходима. В этом слу­чае третьи государства предоставляют работникам консульств все иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспече­ния их проезда. Такое же правило действует и в отношении членов их семей, которые следуют вместе с ними или отдельно.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем состоят основные функции и задачи консульской службы?

2. Каким основным международно-правовым документом определяются консульские отношения государств? Его структура и основные положения.

3. Каков порядок установления консульских отношений? Что такое «консульский патент» и «консульская экзекватура»? Кто их подписывает?

4. Какие функции выполняет почетный (внештатный) консул?

5. Каким федеральным законом регулируются вопросы выезда российских граждан за рубеж и въезда иностранцев в Республику Беларусь?

6. Какие виды паспортов установлены в Республике Беларусь для выезда и возвращения в страну? Порядок их оформления.

7. Как подразделяются визы по виду, категории, целям поездки и кратности? Каковы особенности оформления дипломатических и многократных виз? Новый визовый талон.

8. Охарактеризуйте режим въезда в страны Шенгенской группы.

9. Какое место в консульской работе занимают проблемы гражданства?

10. Что такое консульская легализация? Особенности удостоверения документов с использованием апостиля. Консульские функции по истребованию документов, нотариату и ЗАГСа.

11. Какими качествами должен обладать профессиональный консульский работник?

Глава 7. Международные переговоры

 

7.1. Международные переговоры – основное средство

дипломатии

 

Переговоры являются одной из важнейших форм дипломатической работы. Не случайно, в узком смысле слов дипломатию часто определяют как "науку или искусство переговоров". В современную эпоху международные переговоры являются основным средством решения многих международных проблем. Тенденция к возрастанию их роли особенно ярко проявилась во второй половине XX в., отличительной чертой которого являются периоды "оттепелей" и "похолоданий" в межгосударственных отношениях. Соответственно и переговорный процесс характеризуется чередованием спадов и подъемов его активности. Тем не менее, тенденция к возрастанию роли переговоров в международной жизни является ведущей. Объясняется это рядом факторов. Одним из важнейших является сокращение военно-силовых методов решения государствами своих проблем: накопленный гигантский ядерный потенциал способен привести человеческую цивилизацию к гибели. Требует совместного решения и другая глобальная проблема – экологическая. Кроме того, интеграционные процессы, происходящие в мире, привели к взаимозависимости и взаимоуязвимости государств. Единственный путь к успеху в этих вопросах – переговорная дипломатия.

Существенную роль в возрастании значения переговорного процесса сыграли также изменения в мире, происшедшие в конце 80-х — начале 90-х гг., и прежде всего распад СССР и слом тоталитарных структур в государствах бывшего социалистического лагеря. Во многих полиэтнических странах обострились межнациональные и межконфессиональные противоречия (Югославия, Россия, Молдавия, Грузия и др.), которые вылились в открытые вооруженные столкновения конфликтующих сторон. Согласие между ними бывает редко достижимо без участия посреднической миссии международных, межправительственных организаций. Третья сторона, выступая в роли миротворца, организует переговорный процесс, способствуя тем самым политическому решению проблемы.

К числу особенностей современных переговоров относится то, что начиная с 70-х гг. стали проводиться "возобновляющиеся" переговоры (ОБСЕ, сессии Генеральной Ассамблеи ООН и др.), для которых характерна стабильная повестка дня, рассчитанная на перспективу. При необходимости к рассмотрению тех или иных вопросов можно возвращаться.

Отличает современный переговорный процесс и то, что их участники стремятся к выработке как можно большего числа договоренностей посредством консенсуса. Такой способ принятия решений требует от участников международных форумов мастерства, умения найти при всех различиях в позициях, подходах к решению проблем баланс интересов сторон.

Повышение значимости переговоров в социально-политической жизни общества поставило на повестку дня вопрос о подготовке профессиональных кадров. Первыми это осознали американцы и с конца 70-х гг. в Гарвардском, Джорджтаунском, Колумбийском университетах, Массачусетсском технологическом институте и некоторых других учебных заведениях кроме теоретических стали читать спецкурсы, посвященные технологии переговорного процесса, проводить деловые и имитационные игры. В 80-е гг. в Институте заграничной службы США для профессиональных дипломатов был введен в качестве основного предмет "Дипломатические переговоры". Видные американские дипломаты, политологи обучают искусству переговоров, решению конфликтных ситуаций, выполнению посреднических, миротворческих функций. Много внимания уделяется также изучению национальных стилей ведения переговоров. Формы занятий разнообразны: "круглые столы», конференции, по итогам которых издаются научные сборники.

Что же касалось СССР, то даже в специализированных высших учебных заведениях, таких как Дипломатическая академия, МГИМО, специальные предметы по искусству ведения переговоров в учебные программы включены не были. Ситуация изменилась лишь в последнее десятилетие XX в. Перемены, происшедшие в Республике Беларусь и обществе, резко повысили интерес к технологии ведения переговоров не только у профессиональных дипломатов, но и у рядовых граждан.

 

7.2. Типология, структура и функции переговоров

 

Основными критериями для типологии международных переговоров:

• уровень представительства;

• обсуждаемые проблемы;

• число участников;

• форма переговоров;

• степень регулярности.

В зависимости от уровня представительства можно выделить политические и дипломатические переговоры. Политические переговоры ведутся на высшем (саммиты) и высоком уровне — между главами государств и правительств, министрами иностранных дел. Отличительная черта такого рода переговоров состоит в том, что их участники в силу занимаемого положения вправе самостоятельно принимать решения, не расходящиеся с национальными интересами страны. На них решаются наиболее сложные, спорные, принципиальные вопросы межгосударственных отношений. Собственно дипломатические переговоры проводятся на уровне представителей, специальных экспертов государств-участников, которые связаны более или менее жесткими инструкциями и не вправе самостоятельно принимать окончательные решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.