Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура конституционного права как отрасли права




 

Конституционное право представляет собой системное взаи­модействие конституционных и обычных норм, закрепляющих основные устои общества, государства, национального права, детально регулирующих властеотношения, связанные с созида­нием и функционированием верховной государственной власти, а также порождаемых этими нормами политико-правовых явле­ний. Выделенная функционально-предметная специализация конституционного права, подробно проанализированная в предыдущих параграфах настоящей главы, и задает внутрен­нее строение данной отрасли.

Конституционное право полиструктурно: свою структуру имеет конституционно-правовое законодательство; структуро­образующие факторы дифференцируют осуществляемые кон­ституционно-правовые отношения; в качестве структурирован­ного целого функционирует конституционализм как наиболее фундаментальный режим общественно-политической жизни; в основе системного взаимодействия конституционно-правовых норм также находится динамичная структура, вырастающая из даннного взаимодействия и сама, будучи оформленной, сопря­гающая их в единое целое. Подробное изучение взаимодействия названных структур необходимо, однако оно предполагает продвинутость исследований каждой из них, что сегодня отсутст­вует. Сказанное касается и структуры нормативного массива конституционного права, разбором которой в постановочном ключе мы ограничимся, изложив свое видение некоторых струк­турообразующих для конституционного права зависимостей.

На наш взгляд, функционально-предметную дифференциацию конституционно-правовой материи целесообразно дополнить посубъектным членением последней. Посубъектное членение кон­ституционно-правовой материи, т. е. разделение конституционно­го права на нормативные совокупности, закрепляющие статус отдельных субъектов данной отрасли, перспективно, поскольку позволяет целостно обрисовать правовое положение субъектов права, заметить его пробелы, обнаружить реальные и желаемые зависимости между различными работающими здесь группами норм, традиционно выделяемыми по предмету и методу право­вого регулирования. Обозначенный подход ценен тем, что позво­ляет идти от субъекта права – главного движителя правовой действительности[17]. Посубъектное членение права не отменяет устоявшихся способов его структурирования, но обогащает их.

Прежде всего внутри конституционного права обособляется его общая часть – совокупность общеконституционных принци­пов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним относятся положения глав 1, 2, 9 Конститу­ции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов Российской Федерации, государственных учреждений, устанавливающие исходные нача­ла отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию и т. д. Общеконституционные принципы, таким образом, интег­рируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.

Далее в конституционном праве обособляются две группы норм, имеющие функциональную и предметную специализацию. Первая – государственное право в единстве с муниципальным; вторая – гражданско-публичное право. Разделение данных нор­мативных совокупностей обусловлено, на наш взгляд, объективно возникающим относительным размежеванием государственных форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, со­циальных общностей, тех форм, которые по своей сути являются, конечно, публичными, а не частными. Ко второй группе отно­сятся, например, способы участия негосударственных субъектов в деятельности политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в друга, то взаимо­проникают друг в друга и государственно-правовые и гражданско-публичные институты, например, в сфере того же избира­тельного процесса. Общие для государственного и гражданско-публичного права институт гражданства, право социальных общностей, хотя структурно они в большей степени тяготеют к гражданско-публичному праву.

Выделение в рамках конституционного права гражданско-публичного права ставит вопрос о его соотношении не только с государственным, но и с гражданским правом, иными отра­слями частного права, что требует проведения самостоятельных научных изысканий.

Сразу отметим, что два блока норм, составляющих особенную часть конституционного права, неравнозначны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по со­циальной действенности. По-прежнему в нашем обществе гипер­трофировано государственное начало и недоразвиты зачатки гражданской жизни, что определяет отставание гражданско-публичного права от права государственного. Даже на формаль­но-структурном уровне государственное право представлено рядом мощных подотраслей, тогда как гражданско-публичное право состоит из слабо систематизированных, разрозненных, требующих детализации институтов и подотраслей. Следова­тельно, одна из глобальных задач конституционно-правового развития заключается в изменении баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного.

Государственное право включает в себя: парламентское право[18]; право верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства) как одну из наиболеебыстро и динамично развивающихся подотраслей государственного права, к сожалению, в основном за счет право­творчества Президента, а не парламентского законодательствования; избирательное право и право референдумов; конституцион­но-судебное право, определяющее статус и деятельность Консти­туционного Суда Российской Федерации, конституционных (ус­тавных) судов субъектов федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в незначительной пока степени порож­даемое ими; прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора; комплексный институт государственно-территориаль­ного устройства, объединяющий пединституты федеративно-территориального устройства государства, административно-тер­риториального устройства субъектов федерации, ведомственно-территориального деления[19]; режима государственной границы Российской Федерации и внутригосударственных границ.

Гражданско-публичное право составляют институты граждан­ства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, традиционные для конституционного (государственного) права; право общественных объединений и политических партий, кон­фессионально-публичное право, находящиеся на стадии перерас­тания из комплексных правовых институтов в подотрасли и тесно соприкасающиеся с внутриорганизационным правом обществен­ных объединений и церковным правом; право средств массовой информации, дополняемое корпоративным правом последних, являющееся, пожалуй, единственной реальной подотраслью, сло­жившейся в гражданско-публичном праве; право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств), строящееся на детализации права народов на самоопределение и права мень­шинств на пользование своей культурой, ряд иных институтов.

Таким образом, в основе структуры гражданско-публичного права находятся основные права и свободы индивидов, их объединений и отдельные институты гражданского общества. На современном этапе развития гражданско-публичного права его главным структурообразующим фактором выступают вто­рые. Видимо, после того, как сложится развитая сеть правовых институтов гражданского общества, последние станут материа­лом для более фундаментальной систематизации гражданско-публичного права на базе основных прав и свобод индивидов, хотя некоторые проявления подобной систематизации можно наблюдать уже сегодня. Например, под воздействием конститу­ционного права граждан на объединение складывается система нормативных обобщений, распространяющих свое действие на все виды общественных объединений, упорядочивается процесс создания новых видов общественных объединений, т. е. заклады­вается общая часть права общественных объединений и полити­ческих партий.

Отметим также, что в составе отдельных подотраслей и ин­ститутов государственного и гражданско-публичного права вы­деляются собственные правовые обобщения. Думается, что развитые подотрасли государственного права (парламентское, избирательное право и т. д.) распадаются на вполне сложившиеся общую и особенную части. Добавим, что и в государственном, и в гражданско-публичном праве по иному основанию выделяют­ся материальная и процессуальная части.

 

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.