КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура конституционного права как отрасли права
Конституционное право представляет собой системное взаимодействие конституционных и обычных норм, закрепляющих основные устои общества, государства, национального права, детально регулирующих властеотношения, связанные с созиданием и функционированием верховной государственной власти, а также порождаемых этими нормами политико-правовых явлений. Выделенная функционально-предметная специализация конституционного права, подробно проанализированная в предыдущих параграфах настоящей главы, и задает внутреннее строение данной отрасли. Конституционное право полиструктурно: свою структуру имеет конституционно-правовое законодательство; структурообразующие факторы дифференцируют осуществляемые конституционно-правовые отношения; в качестве структурированного целого функционирует конституционализм как наиболее фундаментальный режим общественно-политической жизни; в основе системного взаимодействия конституционно-правовых норм также находится динамичная структура, вырастающая из даннного взаимодействия и сама, будучи оформленной, сопрягающая их в единое целое. Подробное изучение взаимодействия названных структур необходимо, однако оно предполагает продвинутость исследований каждой из них, что сегодня отсутствует. Сказанное касается и структуры нормативного массива конституционного права, разбором которой в постановочном ключе мы ограничимся, изложив свое видение некоторых структурообразующих для конституционного права зависимостей. На наш взгляд, функционально-предметную дифференциацию конституционно-правовой материи целесообразно дополнить посубъектным членением последней. Посубъектное членение конституционно-правовой материи, т. е. разделение конституционного права на нормативные совокупности, закрепляющие статус отдельных субъектов данной отрасли, перспективно, поскольку позволяет целостно обрисовать правовое положение субъектов права, заметить его пробелы, обнаружить реальные и желаемые зависимости между различными работающими здесь группами норм, традиционно выделяемыми по предмету и методу правового регулирования. Обозначенный подход ценен тем, что позволяет идти от субъекта права – главного движителя правовой действительности[17]. Посубъектное членение права не отменяет устоявшихся способов его структурирования, но обогащает их.
Прежде всего внутри конституционного права обособляется его общая часть – совокупность общеконституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним относятся положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса граждан, их объединений, народов Российской Федерации, государственных учреждений, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию и т. д. Общеконституционные принципы, таким образом, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право. Далее в конституционном праве обособляются две группы норм, имеющие функциональную и предметную специализацию. Первая – государственное право в единстве с муниципальным; вторая – гражданско-публичное право. Разделение данных нормативных совокупностей обусловлено, на наш взгляд, объективно возникающим относительным размежеванием государственных форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, социальных общностей, тех форм, которые по своей сути являются, конечно, публичными, а не частными. Ко второй группе относятся, например, способы участия негосударственных субъектов в деятельности политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в друга, то взаимопроникают друг в друга и государственно-правовые и гражданско-публичные институты, например, в сфере того же избирательного процесса. Общие для государственного и гражданско-публичного права институт гражданства, право социальных общностей, хотя структурно они в большей степени тяготеют к гражданско-публичному праву.
Выделение в рамках конституционного права гражданско-публичного права ставит вопрос о его соотношении не только с государственным, но и с гражданским правом, иными отраслями частного права, что требует проведения самостоятельных научных изысканий. Сразу отметим, что два блока норм, составляющих особенную часть конституционного права, неравнозначны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по социальной действенности. По-прежнему в нашем обществе гипертрофировано государственное начало и недоразвиты зачатки гражданской жизни, что определяет отставание гражданско-публичного права от права государственного. Даже на формально-структурном уровне государственное право представлено рядом мощных подотраслей, тогда как гражданско-публичное право состоит из слабо систематизированных, разрозненных, требующих детализации институтов и подотраслей. Следовательно, одна из глобальных задач конституционно-правового развития заключается в изменении баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного. Государственное право включает в себя: парламентское право[18]; право верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства) как одну из наиболеебыстро и динамично развивающихся подотраслей государственного права, к сожалению, в основном за счет правотворчества Президента, а не парламентского законодательствования; избирательное право и право референдумов; конституционно-судебное право, определяющее статус и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в незначительной пока степени порождаемое ими; прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора; комплексный институт государственно-территориального устройства, объединяющий пединституты федеративно-территориального устройства государства, административно-территориального устройства субъектов федерации, ведомственно-территориального деления[19]; режима государственной границы Российской Федерации и внутригосударственных границ.
Гражданско-публичное право составляют институты гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, традиционные для конституционного (государственного) права; право общественных объединений и политических партий, конфессионально-публичное право, находящиеся на стадии перерастания из комплексных правовых институтов в подотрасли и тесно соприкасающиеся с внутриорганизационным правом общественных объединений и церковным правом; право средств массовой информации, дополняемое корпоративным правом последних, являющееся, пожалуй, единственной реальной подотраслью, сложившейся в гражданско-публичном праве; право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств), строящееся на детализации права народов на самоопределение и права меньшинств на пользование своей культурой, ряд иных институтов. Таким образом, в основе структуры гражданско-публичного права находятся основные права и свободы индивидов, их объединений и отдельные институты гражданского общества. На современном этапе развития гражданско-публичного права его главным структурообразующим фактором выступают вторые. Видимо, после того, как сложится развитая сеть правовых институтов гражданского общества, последние станут материалом для более фундаментальной систематизации гражданско-публичного права на базе основных прав и свобод индивидов, хотя некоторые проявления подобной систематизации можно наблюдать уже сегодня. Например, под воздействием конституционного права граждан на объединение складывается система нормативных обобщений, распространяющих свое действие на все виды общественных объединений, упорядочивается процесс создания новых видов общественных объединений, т. е. закладывается общая часть права общественных объединений и политических партий.
Отметим также, что в составе отдельных подотраслей и институтов государственного и гражданско-публичного права выделяются собственные правовые обобщения. Думается, что развитые подотрасли государственного права (парламентское, избирательное право и т. д.) распадаются на вполне сложившиеся общую и особенную части. Добавим, что и в государственном, и в гражданско-публичном праве по иному основанию выделяются материальная и процессуальная части.
Глава 2
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |